«В начале
сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над
бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1-2).
Импульс к сотворению мира в глубинах Божиих совершился
в начале. Таинственное первое
слово Священного Писания указывает на лоно Божественных перводействий.
Это начало –
«ни с чем не связано, ничему не раболепствует,
не в отношении к чему-либо рассматривается; но свободно и не подчиненно,
отрешённо от всякого отношения к другому; за него не переступает
разумение; далее его нельзя простираться помыслами; для него нельзя найти и чего-либо запредельного”
(св. Василий Великий).
На русский язык словосочетание в начале Владимиром Соловьевым переводилось
– как во главе, что может означать
главенство этой сферы над всеми прочими, а также указывать на область
творческих мыслей Бога, и, в то же время, на сами эти мысли. В начале может переводиться и как
в основании, что значит основа
и начало всего. Другой перевод – в лучшей
своей части – указывает на то, что область творения выделена в сердцевине бытия Божия.
Библейское в
начале – это выделенное в самом запредельном,
в глубине Собственного бытия Бога лоно
творения Божьего. В сокровенной глубине Божества, в домировом
эоне (вечности) проявляются первореальности творения: небо и земля. Это реальности сотворённые, и в Самом Боге никогда
не бывшие, являющиеся из небытия. И это раскрывает другой аспект начала как исходного ничто. Божественное
ничто – порождающее лоно в Боге, вместе с тем, это ничто и вовне Я Бога. Но таковое «вне
Бога» нужно понимать не пространственно. Бог объемлет Собою всё, и
вне Его ничего нет и быть не может, но в
природе Бога может быть нечто вне Его сущности, нечто экзистенциально (по существованию)
не входящее в Его Я.
Итак, сущность Самого Бога – абсолютно трансцендентна
всему тварному, но в лоне творения концентрируется творящая энергия Бога. По
учению св. Григория Паламы, «энергии –
это Сам Бог в Его обращении к твари. Его
творческая мощь, промыслительное попечение о мире, все Его явления миру и
человеку не суть сама сущность Божия, которая остаётся неприступной и
непознаваемой, а Божественные энергии, или точнее, единая, но многообразная и
многочастная энергия (действование)
всех Трех Божественных Ипостасей… Усия
Св. Троицы есть понятие Бога, Сущего в Себе, Бога трансцендентного миру, но
Который к этому миру, следовательно, и к человеку, обращён своею энергией или
силою… Эта единая числом, но многообразная в своих явлениях миру энергия есть
общее действие всей Св. Троицы. Оно не принадлежит одной только какой-либо
Ипостаси, но всем Им Трём… В Боге кроме Его сущности и Ипостасей надо отличать
и общую божественную энергию, одну числом, но многообразную в своих проявлениях
(выступлениях, передачах, причастиях),
как-то: промышление, силу, благость, предведение, чудотворение, воздаяние,
созидание» (арх. Киприан).
Творение из ничего
означает, что производящий акт исходит из необусловленных глубин Божественного хотения. Создание
абсолютно нового сюжета не обосновано ни самой Божественной природой,
такой, какова она была до акта творения, ни какой-либо материей,
хаосом или меоном (не-сущим), ни возможностью какого-либо бытия вне
Бога. Творение из ничего означает
только, что Бог возжелал в Себе иметь небывалое и сотворил то, чего в
нём ещё не было. Это глубинное в начале
и является первоимпульсом и первосферой творческого акта
Создателя.
Реальность начала
исходит из Самого Я Бога, но выделяет в природе Божией лоно создания абсолютно нового
бытия. Даже современная наука смутно предощущает началополагающее лоно творения: «Сегодня самой авторитетной космогонической моделью является так
называемая инфляционная модель, в ней принимается, что массивный космос начал
своё существование не с точки, как считалось до этого, а с некоторого объёма “физического вакуума”, раздувшегося от нулевых размеров на
предыдущей, очень короткой стадии» (В.Н. Тростников). Предыдущая же очень короткая
стадия – это первый акт творения из небытия в бытие.
В начале – означает, наверное, что и для Бога этим было
положено начало не только твари, но и самого творчества, творения,
а также иных начал в бытии Божием. В
начале Бог становится Богом-Творцом. Творчества не было, как не
было противопоставления бытия небытию, и оно начало быть. Собственно, с этого противостояния и начинается
творение. Но это начало не есть
начало времени, и оно явлено не во времени, а ещё до временного эона. Отсчёт времени начнётся с
появления мира сего.
Природа Божия преисполнена динамики и жизни.
В тот момент, когда Бог помыслил создать Новое Бытие, Он становится
Богом-Творцом. В апофатической (отрицающей
все положительные бытийные характеристики) глубине Божества,
в начале, выделяется сфера творения, куда входит то из природы Бога, что предназначено
участвовать в творении. В нём образуются два полюса творения, в результате чего всё распадается на
противоположные сущности. Таким образом, появлению нового творения
предшествует обнажение противоположных начал, создающих поле творческого напряжения.
Обратим взор в ту глубину Божественного Я, в
которой принято решение о творении и в которой осуществились первичные
импульсы, даже предымпульсы творения, в сферу всех предначал, она же
и есть самоё начало. Бог творит в
Себе и из Себя, но то, чего никогда
и нигде не было, – в этом сущность творчества, которою наделил
его Творец. И здесь возникает антиномия, противоречие или парадокс творения: в Божественной
природе есть всё, но, с другой
стороны, в ней творится то, чего
ещё не было. Как Бог творит из ничего и в то же время в Себе и из Себя?
Трагическая диалектика этой проблемы и лежит
в основе Божьего творения, и свидетельство этого трагизма – Божие
Распятие. В то мгновение, когда Творец решает создать нечто никогда не бывшее, в недрах
Божиих происходит первичная творческая
поляризация. То, чем всё должно
стать, то есть заданный идеал, цель творения – противопоставляется
тому в природе Божией, что должно
стать иным. Наличная природа по отношению к новому бытию оказывается
ничем, небытием; ибо она ещё только должна начать быть. Но того, чем всё должно стать, в бытии ещё нет, а
всё остальное – есть. С одной стороны, ничто
ещё, а с другой – ничто уже.
Это первичное творческое противопоставление
и есть начало творчества и творения.
Как в природе Бога что-то может быть частичным,
недостаточным или даже небытийным, когда по определению Божественное
есть сама полнота? Никакие рациональные категории не охватывают
неизреченных глубин Божиих. Но мы можем исходить из начального экзистенциального факта,
из опыта Творения-Самораспятия Бога, явленного нам в образе Иисуса
Христа и в откровении Святой Троицы.
Бог творит в Себе и из Себя, возжелав всеобъемлющую полноту Собственной природы наделить
новым качеством. Сам Бог в Своей природе, то есть в том, что есть, вычленяет то, что должно стать иным. И хотя оно
есть в своём прошлом, его нет по отношению к тому, чем оно должно стать.
В отношении к тому, что должно быть, всё, что есть, является аморфной
массой, потенцией, материей. Это – ничто.
Причём оно ничто не изначально, но потому, что перестаёт быть самим собою
с момента противопоставления его новой
заданности. Теперь сфера ничто уже есть
только в связи с тем, чем всё должно
быть – небом, как его иное, его материя
– земля. Оно есть ничто принципиально
и независимо от того, каким бы оно ни являлось само в себе.
Итак, с обнажением неба и земли явилась,
с одной стороны, задуманная Богом новизна,
то, чего ещё не было и что оказывается по отношению к тому, что было,
новой заданностью, целью. Значит,
с другой стороны, то, что было,
вне зависимости от того, каково оно само по себе, по отношению к новому оказывается неупорядоченной массой. Всё старое
являет неустройство, неупорядоченность, бессмысленность само по
себе по отношению к новизне и потому является по сути ничем. Из этого слагается инертная
масса – хаос земли, то есть сфера
того, что ещё не есть что-либо определённое.
Всё это не означает, что природа Бога определяется
свойствами недостаточности. Бог ничем
вне Его воли неопределяем. Но по воле Творца в глубинах Его природы
произошли некоторые процессы, последовательность и разумность которых
отражены в строе нашего мироздания. По нему мы можем судить о том,
что новый порядок по отношению к
себе явно предполагает неупорядоченность, новый смысл возможен
только по отношению к бессмыслию. Если Богом задумано что-то в Себе
преобразовать в новое качество, то по отношению к нему всё старое, каково оно ни было бы само
по себе, оказывается голой потенцией,
в которую будет внесён новый смысл.
Первообразный мир неба, в противопоставление бессмысленному хаосу земли, олицетворяет собой то, чем все должно стать по сути, вбирает
в себя заданности, смыслы, назначения в их идеальном, то есть невоплощенном
аспекте. Мир идей Платона отражает формальный,
структурный, то есть чисто идеальный аспект небесной первообразности.
Ангельские сферы христианского предания выражают персоналистическую наполненность
того же первообразного мира.
Всё это в природе Божией, но, очевидно, не распространено
на всю её полноту, а сосредоточено в некоем лоне творения. Поэтому оно внутри Божественной природы,
непосредственно внедрено в неё, но не определяет её сущности, а определяемо
ею.
Таким бразом, та часть природы Божией, которая
выделяется к новому творению в начале
– лоно Божьего творения – разделяется
и расщепляется на два полюса: небо
и землю. Разделяется Творцом
провиденциально, но расщепляется внутри самой ветхой природы и
потому болезненно и трагично в самой себе. Эта изначальная трагичность
творения отзывается на состоянии Самого Творца, и потому рождение
Нового Бытия есть мука и боль Самого Бога – Самораспятие Творца.
Небо и земля изначально
и абсолютно противостоят друг другу. Это – два полюса или центра, выделившиеся
в Самом Творце, и в то же время то, что создано в основании, то есть призвано к единению. Это явившаяся в Боге
активная, творящая сфера, и то иное
в нём, что призвано к преображению.
Всемогущество Бога беспредельно. Он может не
только быть полным, но и ощутить неполноту в своём Бытии, не становясь
при этом недостаточным и не ограничиваясь. Умаление Бога по Собственной
Его воле не умаляет Его Божественного достоинства.
Что-то в Боге было иным и было призвано стать таковым,
каким оно должно быть. Сам Бог решил стать другим, и, возжелав этого, Он
породил в Себе образ желаемого,
и, с другой стороны, выделил то в Себе, что должно будет подвержено изменению. Эта расщеплённость
бывшего (небытия) и будущего (преображенного бытия)
в Боге отражена в нашем мире в том, что нужно преодолеть, и в том, к
чему должно стремиться.
Итак, в домировом эоне предстали в Боге предвечные
«что-то» и «нечто» (ничто), то, что стало тем, чем всё должно стать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий