Современной формой интеллектуальной идеологической мании является постмодернизм, который взнуздывает европейский всеобщий индифферентизм до восточного нирванизма. На формирование европейских идеологий XX века оказало влияние определённое нирваническое настроение. Рационалистическое и натуралистическое европейское сознание с эпохи Просвещения ориентировано на разрушение ценностей и попрание авторитетов христианской культуры. Богоборческий титанизм Нового времени нуждался в мировоззренческом оправдании, но в самой христианской традиции для этого не находилось достаточных оснований. Этим и объясняется интерес западноевропейского ума к восточной духовности, особенно к буддизму – наиболее атеистической религии. Буддизм, в котором Будда-человек выше всех богов, предельно анти-теистичен и анти-персоналистичен, будто специально ориентирован на отрицание главной христианской истины о воплощении Бога в человеке – о Богочеловеке, – со всеми вытекающими отсюда следствиями.
Будда учил, что вся человеческая жизнь
есть цепь страданий, причиной которых являются желания; спасение заключается в
прекращении страданий, которыми оказываются все жизненные проявления – и положительные, и отрицательные.
Реальность представляет собой вечный круговорот непостоянных, неустойчивых,
мгновенно возникающих и исчезающих состояний. Эти моментальные вспышки жизненной энергии и являются
основополагающими элементами реальности – дхармами. Весь мир – это воление появляющихся и исчезающих без
всякого следа дхарм. Вместе с тем, в
некоторых буддийских традициях дхармы
взаимозависимы, жёстко связаны, одни комбинации их следуют за другими, но
жесточайшая закономерная связанность элементов бытия, не имеющих никаких
признаков свободы, – это другая сторона бессмысленности. В итоге в реальности
существует только непостижимая шунья – пустота, которая иллюзорно
воспринимается как многообразный мир. В таком представлении нет места ни
материальным, ни духовным субстанциям, тем более не может существовать
индивидуальная душа как устойчивая целостность, душа – случайное сочленение дхарм. Так же, как в куче зерна нет
ничего, кроме самих зёрен, из которых она состоит, так и в душе человека нет
ничего, кроме «кучи» дхарм. Практика
медитации направлена на прекращение воления
дхарм, то есть успокоение всех проявлений жизненной воли и достижения нирваны.
Сознание должно освободиться от майи – от всеобщего самообмана,
иллюзии реальности; иллюзия личности при этом является наиболее зловредным
препятствием в достижении нирваны. Не
погашенные воления оставляют
возможность для нового сочленения дхарм
и новых рождений человека. Человек, не способный погасить жизненные проявления,
обречён на круговорот рождений и смертей – сансару, его душа перевоплощается по
законам кармы – судьбы, складывающейся из поступков при жизни.
Строго говоря, картина бесконечных и
бессмысленных столкновений и сочленений-распадений атомов-дхарм описывает состояния хаоса. Реальность предстаёт как вечный
вулканический хаос, ибо в ней нет
ничего не только субстанциального, но даже устойчивого, господствует всеобщая
относительность. Основополагающий элемент реальности, буддистская субстанция – дхарма – является антисубстанциальным,
нереальным элементом. Естественно, что высшей целью существования в подобном
бытии будет освобождение от жизни как
пут хаотического прозябания. Таковой целью и является достижение нирваны, буквально означающей успокоение, угасание, отсутствие паутины желаний. Нирвана - состояние абсолютного спокойствия, независимости ни от
чего, полной отрешённости от жизни, состояние блаженства, в котором
окончательно устраняются все факторы бытия, состояние проникновения в сущность
вещей, которое есть созерцание шуньи
– непостижимой пустоты. Поскольку в таковой медитации стирается из бытия и сам
субъект, способный испытывать состояния блаженства и проникновения в сущность
вещей, то подлинно реальна только нирвана,
а все сущее представляет собой иллюзию – майю.
Человек не только отрицается как личность, но весь пафос буддизма – от зова в
нирвану к утверждению маейобразности
бытия – направлен на то, чтобы стереть всякие намеки индивидуального
существования из бытия. Наиболее радикальный антиперсонализм в сочетании с
радикальным антитеизмом по существу представляет собой полюс религиозности,
противоположный христианству как религии Богочеловека. По сути, метафизика
буддизма утверждает небытие как таковое. Причём это небытие предельное – не
только отрицающее какие-либо качества бытия, но и саму его возможность.
Как и всякая религия, буддизм за века
раскололся на множество конфессий, наполнился трактовками, этическими учениями,
обрядами и фольклором, которые адаптировались к различным национальным
культурам и которые в своём жизнеутверждении «не додумывают» до конца небытийную метафизику буддизма. Экзотерическая этика буддизма
ориентирована на большинство и подобно всем этическим концепциям, учит, как
благоустроиться в этом мире. Эзотерическая
этика и метафизика буддизма, предназначенная для немногих посвященных,
избранных, призывает и учит отряхнуть прах жизни и окончательно сбросить бремя
бытия, уподобясь Будде, выйти из круговорота воплощений. Буддистская этика
отражает только вершки буддистской метафизики и не вмещает её небытийной интенции. Но и нирваническая
этика не дает способов метафизического самоистребления человеческого духа, ибо
человек не волен уничтожить созданный Богом вечный личный дух. Получается, что
заигрывание с небытием нужно буддизму не для вхождения в полное небытие, – что
боготварной вечной человеческой душе недоступно, а для утверждения ложных форм
бытия, – что достижимо вполне. Европейский ум воспринимал в буддизме, прежде
всего, то, что соответствовало нигилистической атмосфере европейского общества
– антитеистический, антиперсоналистический пафос и апологию небытия. Буддизм
давно моден среди европейских интеллектуалов, но помимо этого он оказывает
влияние на формирование различных европейских идеологий.
Если античную религиозность можно
характеризовать как трагический пессимизм,
христианство – как трагический оптимизм, то буддизм – это бестрагичный пессимизм.
Постмодернизм – следующая после позитивизма и неопозитивизма стадия игрового
сознания, синтезирующая, вместе с тем, нирваническую духовность
буддизма. Если позитивизм утверждает, что вопросы об истине, о вечной душе, о
Боге – являются бессмысленными и ложными, то постмодернизм выстраивает такое
сознание, в котором подобные вопросы не могут зародиться. Это идеология апофеоза общества потребления: «Постмодерн
означает торжество потребительски-функционального отношения к миру. В нём мир
теряет свою устойчивость и сворачивается до одной ускользающей точки
взаимодействия между субъективной волей и объективной средой. В этом сущность
так называемого американизма» (В.В. Малявин). Постмодернизм легализует в качестве
нормы уродства постиндустриального
информационного общества, техногенной цивилизации, в которой «техническая среда превращается в
самодовлеющую, развивающуюся по собственным законам систему, отчего личность
утрачивает связь с публичной жизнью и погружается в безразличие; политика
становится манипулированием информацией и “культурными кодами”; реальное
общество постепенно заслоняет виртуальный “сетевой социум” – анонимная, бесформенная общность, не имеющая
территории и скрепляемая лишь техническими средствами коммуникации» (В.В.
Малявин). Вместе с тем, постмодернистская идеология зачищает (от слова
«зачистка») от смыслов мировоззрение современного человека, разоружая его перед
угрозой экспансии агрессивно нивелирующего глобализма.
Постмодернизм отрицает духовные
реальности, атомизирует жизнь и хаотизирует историю, отвергает всякое
целеполагание, стремится всё многообразие бытия свести к бессмысленному множеству языковых игр: чем произвольнее деятельность, тем она ценнее. В
полемике с просвещенческим культом разума постмодернизм отвергает всякий
разумный подход к реальности. Можно сказать, что постмодернизм додумал до конца
выводы из нирванической метафизики
буддизма: если реальность сводится к бесконечным вспышкам преходящих
элементов, то бессмысленно говорить о каком-либо смысле, цели, нравственности.
С позиций всеобщей изменчивости и случайности девальвируются основные категории
разума: реальность, истина, человек, история, знание, философия, язык.
Отрицаются всякие критерии реальности, иерархии смыслов, в том числе
ассиметричные оппозиционные пары: высокое – низкое, реальное – воображаемое,
субъект – объект, целое – часть, внутреннее – внешнее, поверхность – глубина,
Восток – Запад, мужское – женское…
Вообще растворяются всякие качественные различия. Любое явление есть продукт
времени и случая. Реальность сводится к языковой,
текстовой модели, поддающейся бесконечным изменениям и интерпретациям.
Вопрос об объективной истине бессмысленен, ибо всякая истина представляет собой
лингвистическую, историческую либо социальную конструкцию (дискурс), которая в свою очередь является интерпретацией
предшествующих конструкций. Не существует универсальных критериев различения
истины и не-истины, прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного,
добра и зла; поэтому всякие представления об истине, добре, красоте – майеобразны, являются иллюзиями.
Человек децентрируется
– не является автономным, самосознающим индивидом, не обладает индивидуальным
«я», в душевной жизни культивируется множественность «я». Лишённый убеждений
человек деперсонализируется – в нём стирается личность, он сводится к машине желаний, бессознательным
импульсам агрессии и насилия (в чём узнаем буддистские дхармы), проявления которых и устанавливают так называемый
человеческий порядок. Отрицается наличие всякого субъекта действия, место
которого занимают разного рода безличные процессы: потоки желаний и
интенсивности, трансагрессия и эротизм, пульсации либидо, всеразъедающая ирония
или отвращение. Смысл человеческого бытия – в растворении индивидуальности, в
экстазе отдавания себя безличному во всех его измерениях – в нирванизации бытия. «Дерзость постмодернистского непотребства,
рассчитанного на всеобщую потребу, точно определяет меру человеческой
несостоятельности: в нём человек не просто одинок, а вовсе перестаёт ощущать
себя человеком» (В.В. Малявин).
История представляется постмодернизмом как хаос случайных
событий, не связанных между собой и не подчиняющихся какой-либо логике и
последовательности. Поэтому история не имеет никакой цели и завершённости, это
– открытое пространство бесконечных изменений и их интерпретаций. Любая попытка
увидеть в истории некое единство, смысл, систематичность, необходимость,
непротиворечивость – объявляется актом насилия и подавления, но подавления не
личности или индивидуальности, а универсальной плюралистичности, беспорядка,
изменчивости. Философии нет, и не
может быть в бесконечном множестве равнозначных текстов. В любом тексте всё,
что напоминает осмысленный образ, что является самотождественным и самодостаточным,
– разлагается фрагментализацией, дроблением, хаотизацией в процессе бесконечной
плюралистической игры, в поисках всё новых оппозиций, противопоставлений,
деталей, нюансов, парадоксов, неорганичных умозаключений. Здесь можно говорить
только о философии бессубъектности и бессмысленности. Язык не является нейтральным посредником между мышлением и
реальностью, реальность никак не отражается в языке. И язык, и реальность
сводятся к тексту, письму; более того, текст, описание и являются единственной
реальностью: карта первичнее территории, телевизор формирует общество. Всеобщая
текстуализация
реальности представляет собой бесконечное множество
повторений-замещений-дополнений по «законам» бессмысленной игры, бытие тотально
забалтывается. Для обессмысливания всякого текста навязывается принцип преднамеренного повествовательного хаоса.
Впрямую признаётся инфернальная
заданность такой установки: «Текст… в
противоположность произведению, мог бы избрать своим девизом слова одержимого
бесами (Евангелие от Марка, 5,9): “Легион имя мне, потому что нас много”. Текст
противостоит произведению своей множественной, бесовской текстурой, что способно повлечь за собой глубокие
перемены в чтении» (Ролан Барт).
В противоположность древнему
мифологическому символу мироздания – гармоничному мировому дереву – символом постмодернистского космоса является ризома,
которая представляет собой корневище, траву, не имеющую центра и хаотически
расползающуюся во все стороны. Вместо корневого, древовидного навязывается
плоскостное, децентрализованное, лишённое глубины – пространство, мышление,
текст, ибо мир потерял свой стержень.
Более того, подлинный мир и не имел никогда бытийного стержня. В обществе ниспровергаются всякие
традиции, авторитеты, легитимности, законы, условности, насаждается настроение
всеобщего протеста и тотальной оппозиции. В искусстве постмодернизма культивируются все формы отталкивающего,
безобразного, все способы разложения истины, добра, красоты: неопределённость,
двусмысленность, фрагментарность, поверхностность, ирреалистичность,
гипертрофированная ирония, парадокс, мутация жанров. Произведения искусства
направлены на уравнивание значений фактического и фиктивного, высокого и
низкого, развенчание канонов. В постмодерновом «подлинном» искусстве
господствует атмосфера карнавализации – культ дикого беспорядка,
надругательства над возвышенным, осмеяния всех норм… Но и подобная установка оказывается для последовательной
постмодернистской эстетики слишком жизнеутверждающей, поэтому декларируется,
что творческие потенции культуры исчерпаны и не остается ничего иного, как
тиражировать уже однажды созданное. Это удобная идеология для агрессивной
посредственности и оправдания творческого бесплодия, почему её апологетами
являются производители масскультуры.
Другое измерение постмодернизма
проявляется в радикальном бунте против
европоцентризма, когда ниспровергаются все ценности и идеалы европейской
цивилизации, защищается всё варварское, маргинальное, периферийное, униженное,
угнетённое, ущербное: этнические меньшинства, сексуальные меньшинства,
политический и религиозный экстремизм, экологический радикализм, женское
защищается от мужского. Если модернизм воинственно антитрадиционален и
антинормативен во имя утверждения нетрадиционного смысла, языка, образа,
авангардной нормы, то постмодернизм абсолютно отвергает не только традицию, но
и возможность всякой нормативности и осмысленности. Если модернизм утверждает
новое мировоззрение в противовес традиционным, то постмодернизм отрицает
возможность самого мировоззрения в радикальном плюрализме идейных моделей. Если
позитивизм определял научное мировоззрение, модернизм – в основном настроение
культурного творчества, то дух
постмодернизма тотально императивен – он претендует быть не только стилем
культуры, но и стилем жизни. Современная техногенная цивилизация стремится не
только к постоянной смене технологий, её базовой ценностью является
перманентная смена ценностей, то есть полная девальвация ценностей, отрицание
ценностей как таковых.
«В
постмодерне современность научилась принимать своё собственное отрицание и
более того – жить своими нигилистическими импульсами. В постмодерне жизнь может
выживать, лишь выделывая собственные маски, притворяясь не-жизнью, имитируя
смерть. Так вырисовывается центральная
метафора постмодернистского мироощущения: пустыня, пустынное пространство без границ и ориентиров, без
заветов и правил, место бесцельного блуждания и бегства от себя. В пустыне нет
общества – в ней есть только бомжи, выдающие себя то за тихих
обывателей, то за суперменов. От скитаний в пустыне не остаётся ни памятников,
ни даже самих следов. В этих скитаниях перестаёшь видеть границу между
реальностью и наваждением. Невыносимая пустота пустыни заполнена миражами и
фантомами, на постмодернистском жаргоне – симулякрами. В этих фантомах человек постмодерна тайно
опознаёт себя, точнее, свою слепоту и ничтожность. Он – из породы мазохистских Нарциссов, которые
любят смотреть с отвращением и когда миражи постмодернистской пустыни сливаются
в одно безбрежное марево смертной жизни или живой смерти, смутная тревога, не
покидающая постмодернистского Нарцисса, срывается в ужас. В пустыне страшно не
потому, что там ничего нет, а потому, что там всё пустое. Нужно быть
государственным служащим США Френсисом Фукуямой, чтобы благодушно взирать на
такой “конец истории”, не замечая зияющей в нём бездны» (В.В. Малявин).
Постмодернизм распространяет
позитивистский скепсис в культуру. Это нирванизация
бытия на западной почве, с замещением восточного
космического пессимизма – западным
небытийным оптимизмом. Постмодернизм являет современный тип новоевропейского титанизма –
самоутверждение самости на отрицания Бога и человека. Постмодернистские
технологии предлагают набор эффективных способов и приёмов фрагментации реальности, хаотизации
бытия. В жизни, конечно, достаточно хаотичного, безобрáзного и безóбразного,
бессмысленного, но жизнь к этому не сводится. Поэтому постмодернистское
мировоззрение, насильственно вымарывающее из сознания высшие пласты реальности,
представляет собой идеологическую манию. Диктат этого новомнения допускает
крайне утрированные проявления: истина имеет право представляться только в
карикатурном виде, а бессмысленность – в апофеозе самоутверждения. Для
расслабленного постмодернистского ума всякое осмысленное суждение
воспринимается на чувственном уровне как скучное, серое, а потому предельно
неинтересное, а на интеллектуальном уровне как враждебное и опасное и потому
подлежащее тотальной девальвации и осквернению.
Те немногие, кто в атмосфере постпозитивистского разложения
сохраняют онтологическое самоощущение
и решаются говорить о вечном, как-то стесняются говорить от души и вещают от
имени авторитетов. Здесь неприлично искреннее личное духовное свидетельство. А
на секуляризованном краю культуры культивируется разнуздание самости, – чем
низменнее, тем оригинальнее и авторитетнее. Либо о божественном как о казарме
для духовной муштры или холодном истукане, либо Бога нет, и всё позволено, при этом вседозволенное – принципиально
ничтожно и противно.