Индивидуальность и
неповторимость
Бог – истинная Личность
– сущностная, бытийная основа всякого личностного «Я». Человек –
личность, поскольку обращён к Богу и связан с Ним своим неповторимым
назначением. Божий замысел о человеке является источником и гарантией
единственности, несравненности и самодостаточности личности. Человек
в личности – образ Божий, подобие Божие он обретает, взращивая в себе начало
личности. Богоподобная личность трансцендентна по отношению к
миру, есть вечный индивидуальный дух. Тайна личности может открыться
в личностном общении по образу Ипостасей или Лиц Святой Троицы – соединиться
с другим, не теряя собственного лица. «Личности суть всеобъемлющие
абсолютные самоценности. Все остальные абсолютные ценности, нравственное
добро, красота, истина, свобода, суть лишь частичные ценности: они
имеют смысл только как аспекты жизни личных существ» (Н.О. Лосский).
Духовная личность
индивидуальна, единственна, неповторима, уникальна. Неповторимость
личности не отменяется при изъятии всех её качеств, ибо как вечный индивидуальный
дух она самодостаточна. «Личностная же неповторимость есть
то, что пребывает даже тогда, когда изъят всякий контекст, космический,
социальный или индивидуальный – всё, что может быть
выражено. Личность несравненна, она “совершенно другое”… Тайна личности – ни
к какой природе не сводимый “остаток”, не могущий быть определён,
но лишь показан. Личное можно “уловить” только в личном общении, во
взаимности, аналогичной взаимному общению ипостасей Троицы» (Вл.Н.
Лосский).
Реальность духа
Источники духовности –
ипостась Духа Святого и Дух Божий как духовность Самой Св. Троицы. Духовное
бытие в миру является отражением божественной духовности, присутствием
божественного во вселенной. Личность как образ и подобие Творца духовна: «…рожденное
от Духа есть дух» (Ин. 3,6). По образу Духа Святого дух существует
личностно, может быть только конкретным субъектом. Дух есть трансцендирующая
субъективность, в мир дух изливается через личность и в связи с личностью.
Человек есть посланник и предстоятель Духа во вселенной.
«Дух не есть объект, не
есть природа, не есть бытие, дух есть субъект, есть акт, есть свобода…
Бытие – статично, дух – динамичен. Дух не есть бытие. Дух
есть субъект и субъективность, есть свобода и творческий акт» (Н.А.
Бердяев). «Духу присуще личное самосознание, дух есть, прежде всего,
личность, я. Безличный дух есть противоречие» (свящ. Сергий Булгаков).
Все представления о разлитом в мироздании безличном духе – рецидивы
натуралистического язычества. Отсюда духовные основы бытия не
безличны и механистичны, а персоналистичны. Всё безличное – это неупорядоченное,
стихийное, хаотичное. Всё антиличностное – антидуховно и небытийно.
Можно сказать, что бытие есть динамика духа. Дух несравненно более
реален, нежели всё в мире сем.
Дух не подчиняется
никаким внешним законам, ибо дух – это свобода. Дух сам является законом для
себя. Законы – это следствие отчуждения, объективации духа, закон – это
застывшая ступень воплощения духа. «Дух экстериоризируется,
выбрасывается вовне и действует на человека как необходимость, и он
возвращается в себя, внутрь, то есть к свободе» (Н.А. Бердяев). Через
закон дух мобилизует и дисциплинирует себя. Закон – для духа и из духа, но не
дух для закона.
Метафизической основой
личности является вечный индивидуальный дух – душа в полном
смысле слова. Вечная душа предстоит в вечности перед Богом. Проникновение Духом
Божиим для человека не означает отказ от собственной индивидуальности,
напротив, только это позволяет человеку вполне овладеть собой и раскрыть свои
достоинства. В духе человека обитает Дух Божий, его обновляющий, преображающий,
но оставляющий ему всю его индивидуальность.
Вместе с ипостасным происхождением
и субстанциальностью, выражающей Ипостась Духа Святого, духовное бытие в миру
отражает духовную природу Св. Троицы, поэтому духовности как таковой присуща
универсальная открытость и вместе с тем цельность – всеобъятость и единение
всего, что в духе. «Дух един, целостен и присутствует в каждом своём
акте. Но человек не есть дух, он лишь имеет дух, и потому в самых духовных
актах человека возможна раздробленность, отвлечённость и перерождение духа» (Н.А.
Бердяев).
«Духовный опыт и есть
самая духовная жизнь. В духовной жизни явлены сами духовные реальности и потому
не может быть вопроса о соответствии реальностей тому, что в духовной жизни
раскрывается. В духовном мире опыту не соответствуют предметные реальности, но
самый опыт духовный и есть реальность высшего порядка. Духовная жизнь не есть
отражения какой-либо реальности, она и есть самая реальность… В духовной жизни
нет предмета познания и предмета веры, а есть обладание им, внутренняя близость
и родственность с предметом, вбирание его внутрь, в глубину… В духовной жизни
не мысль и чувство о Боге, а раскрытие Самого Бога, явление божественного,
общение с Ним» (Н.А. Бердяев).
Но есть Дух и есть духи,
лжедух. Весь сонм духов злобы поднебесной искажает, пародирует
истинную духовность и является шелухой злобы, зависти, ненависти и агрессии
человеческой самости на Дух. Живя духовной жизнью, человек увеличивает духовное
присутствие во вселенной; творя зло, он порождает духи зла, которые складываются в
инфернальную сферу лжедуховности.
Дух – это животворящее
начало, превращающее инертную плоть в действующее существо. Во всяком
организме – индивидуальном или коллективном, личном или историческом –
есть внутренняя духовная детерминация, задающая стадии и
направления душевного роста. Подбор эмпирической материи, в которой воплощаются
эти импульсы роста, исторически случайны: рождение осуществилось в
известном месте, а могло быть и в другом, тело приобрело определённые формы, а
могло и другие – в зависимости от среды обитания, поведения, питания и т.п.
Материя запечатлевается на жизни исторического субъекта своей случайностью и
косностью. Законосообразной цепью материализованных фактов судьба выглядит
только ретроспективно. Дорога жизни не представляет собой сцепление хаотических
случайностей или материальных причин и условий. Линия судьбы прочерчена
в материи личным либо совокупным духовным усилием. Духовная
доминанта перебирает встреченные на пути эмпирические факты и явления,
включает в собственную жизнь те из них, которые наиболее соответствуют духовному
стремлению, жизненному интересу либо представляют для его
реализации единственную историческую возможность.
Личность несёт в себе
обязанность сохранить и утвердить свою духовную сущность, пронести духовную
первообразность через жизненные тернии и раскрыть её. Духовное бытие личности
укоренено в вечности Божией, это глубина человеческого «Я», питающая корни его
жизни. Духовный первообраз человеческого существа есть помысел Бога о личности
человека и личности о самой себе, задача, принцип. Но в личности нет и не может
быть какой-то духовной перфокарты, которая воплощается здесь. Духовный образ,
духовная ипостась личности прорастает, ширится и углубляется уже в мире, в
воплощении. Полнота воплощения означает не только всецелое принятие плоти, но и
творческое создание духовного образа одновременно с его воестествлением.
Человеческая духовность,
посланная Богом в мир, должна во всё входить, во всё проникать, всё
одухотворять и преображать. В духовных странствиях погружение в хаос
способствует растворению духовности, все жизненные стихии избивают и омертвляют
дух. В пределах этой жизни мир и дух несоизмеримы по натуральной мощи: всё из
мира сего сильнее духа, духовное существо можно грязно истязать, примитивно
убить. Но дух из тех сфер, которые призваны обратить плоть мира, и поэтому в
ином измерении только дух и является властелином – не силой и мощью, а свободой
и любовью. В конкретной жизни невероятно трудно ощутить силу в своей слабости –
в том, что натурально слабее, силе и власти мирских стихий противостоять духом
и любовью. Но в этом и состоит крестонесение духа.
Духовное бытие – это
творческая сфера обретения образов Истины, Добра, Красоты, это область
формирования норм, ценностей, должного, творческой новизны. В духе человек
свободно самополагается. Бесконечное духовное бытие в человеке стремится
выразиться в конечном. Мирское существование является областью обретения и
реализации образов Нового Бытия. Но духовное и мирское бытие человека не
связаны впрямую причинно следственно, они укоренены в апофатической
глубине личности. Всё, что обретается в духе – противопоставляется миру во
имя его преображения. То, что происходит в миру, имеет свой источник в духовном
плане, результаты мирских свершений запечатлеваются в копилке вечности. Но
плоды духовной и мирской деятельности находят суд только перед ликом вечности.
«Дух совсем не может
быть противополагаем телу и материи, как реальность существующая наряду, в
одном порядке с реальностью тела и материального мира. Изнутри, из глубины дух
впитывает в себя и тело, и материю… Но дух по-иному реален и принадлежит
другому плану. Природа не отрицается, а просветляется в духе» (Н.А. Бердяев).
Дополнить эту тему
хочется изложением некоторых положений философа свободы духа Николая Бердяева
(из книги «Философия свободного духа»): «Противоположение духа и
природы – основное. Дух отличен от души, которая принадлежит
природе. Дух не объективен, но и не субъективен. Это внепредметная,
внеприродная реальность. Пространство и время природного мира созданы духом и
обозначают состояния духовного мира. Дух не определяется причинным рядом мира,
а из недр собственной жизни. Духовный опыт размыкает, погружает в сверхличный
духовный мир, раскрывает связь микрокосма с макрокосмом. Духовный опыт
прорывает замкнутость душевно-телесной монады, есть выход из себя через
погружение в глубину себя, преодоление разделённости и внеположности, в нём
преодолевается рознь и чуждость. Дух есть огненное движение. В духовной жизни
антиномически соединены личное и сверхличное, личное перерастает в сверхличное.
В духе отсутствует противоположность между единым и множественным. Единое
проникает множественное и создаёт его жизнь, не снимая самой множественности:
“Я в Отце Моём, и вы во Мне, а Я в вас”, “не я уже живу, но живет во мне
Христос”. В духе дана цельность и полнота бытия. Вся действительность есть лишь
символизация, отображение состояния духовной жизни, её внутренние события, её
пути. Плоть – воплощение и символ духа. Духовная жизнь – историческая,
ибо конкретная. Дух – свобода и любовь, соединение и
взаимопроникновение частей бытия в единой, конкретной жизни».