четверг, 16 декабря 2021 г.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Доклад в ВШЭ

 

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

В СОЗИДАНИИ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Доклад на международной конференции

«Святой великий князь Александр Невский: цивилизационный выбор»

в НИУ «Высшая школа экономики»

14 декабря 2021

 

Я исхожу из того, что народ является историческим организмом с соборной душой, своей судьбой и собственной исторической миссией. Творческими гениями народа проявляется историческая память и формируется национальное сознание. Александр Невский глубинно выражал национальный дух, потому и совершал выдающиеся исторические деяния.

Александр Невский был мудрым вотчинным князем, умелым воинским вождём, храбрым воином… Но многие русские князья обладали этими качествами. Он отличался тем, что в большинстве своих действий руководствовался не только, условно говоря, служебным долгом, который блистательно выполнял, но и тем, что было за пределами жестокой реальности его времени. И что потому было мало доступно пониманию современников.

Русский народ родился в крещении в Православие. Через полтора-два столетия Русь стала высококультурной страной и крупнейшим европейским государством, с множеством храмов и монастырей, в которых создавались исторические летописи и историософские трактаты («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона), с образованным высшим сословием и с начальной грамотой в низших. Православие явилось душой русского народа, церковнославянский язык и письменность формировали общий язык восточнославянских племен, созидали русское самосознание. Формировалась государственность как историческое тело народа, политическая раздробленность княжеств и междоусобица – закономерный этап складывания единого государства. Татаро-монгольское нашествие и одновременная экспансия с Запада оказались смертельной угрозой для становящейся русской православной цивилизации. Нужно сказать, что только русский народ сумел выжить в условиях, при которых исчезали с исторической арены все другие народы. И не только выжить, но создать самое большое государство со множеством народов, великую культуру и цивилизацию. Одним из решающих звеньев в русской исторической цепи было служение Александра Невского.

В то время это был единственный русский князь, который ориентировался в решении жизненно важных злободневных проблем на главное: сохранение Русского Православия, ибо единство народной души будет основой восстановления единого государственного тела как системы самозащиты и жизнеобеспечения русского народа. Поэтому князь оказывался победителем именно в тех битвах и в определённый момент, либо отказывался от некоторых из них.

Выдающиеся способности государственного деятеля проявились у Александра Невского в 15 лет, когда он самостоятельно княжил в Новгороде. При умиротворении перманентно мятежного новгородского боярства ему приходилось столкнуться с перманентной же экспансией извне: со Шведским королевством, на западе – с немецким Орденом меченосцев, затем Тевтонского ордена, а также с различными немецкими епископствами в Прибалтике, обладавшими значительной военной мощью. Юго-западные рубежи Новгорода постоянно нарушались силами крепнувшего Литовского государства. И внутренняя и внешняя политика молодого князя оказывалась достаточно реалистичной и дальновидной.

Когда в 1237 году на восточные русские земли обрушились монгольские полчища, князь Александр не смог участвовать в их отторжении ибо сознавал, что это гибельный вариант для его дружины, а значит и его княжества, и его служения Руси.

Когда литовцы в 1239 г. захватили Смоленск князь понимая, что военные действия могут легко перекинуться и на новгородские земли, укрепил литовское порубежье. В этом также сказалось предощущение им грядущей угрозы со стороны усиливающегося Литовского государства.

Первое крупное военное столкновение молодого новгородского князя со шведами закончилось его полным триумфом. Победа не позволила шведам закрепиться на берегах Невы, закрыть Новгороду и другим русским землям выход к морю и к другим народам.

Через полтора месяца после битвы на Неве соединенные силы Тевтонского ордена, датского короля, юрьевского епископа и служившего немцам русского князя Ярослава Владимировича захватили пограничную псковскую крепость Изборск. Затем крестоносцы взяли Псков.

Князь Александр не воспрепятствовал захвату Пскова. Ибо после Невской победы, которая была достигнута преимущественно княжеской дружиной, Александр был не в состоянии противостоять агрессии новых врагов. Это вызвало резкое недовольство части новгородцев и бежавших в Новгород псковичей. Из-за конфликтов Александр вынужден был покинуть Новгород

Зимой 1240/41 г. немцы захватили владения Новгорода. Новгородцы были вынуждены вновь пригласить на княжение Александра, который в начале 1242 г. неожиданным ударом с запада освободил Псков. Победа в 1242 г. на льду Чудского озера была полной.

 

При этом Александр Ярославич не был никаким "антизападником", - он был готов вести переговоры с послами Римского Папы, с Ливонским Орденом, с Швецией и Норвегией, со всеми западными соседями. Однако, Александр Невский никогда не полагался на помощь Запада против монголов, и не был готов жертвовать ради этой помощи Православной верой.

В 1245 г. в Орду отправился отец Александра великий князь владимирский Ярослав Всеволодович, где он был отравлен в 1246 г. Александру предлагали приехать к ханскому двору и получить землю отца, но князь почувствовал опасность и не поехал.

Александр Невский отправился в Орду в 1252 г. для получения Владимирского великого княжения. После его отъезда его брат Андрей поднял восстание против монголов, надеясь, что смена хана позволит избавиться от вмешательства в русские дела.

Это дало повод историкам считать, что Александр Невский коварно воспользовался обстоятельствами и добился в Орде права на владимирский великокняжеский стол, наслав при этом на Русь ордынскую карательную экспедицию. Однако Александр отправился к Батыю не после, а до выступления Андрея.

Александр сознавал, что Андрей своим легкомыслием губил Русь, поэтому осудил брата и принудил Новгород платить дань монгольской империи. Вместе с тем, Александр не превратил брата во врага, а сделал его союзником, выделив ему Суздальское княжество.

Когда при разладе в монгольской империи во многих русских городах произошли восстания против сидевших там имперских чиновников. Александр Невский поддержал эти выступления, рассылая грамоты с призывом “тотар побивати”.

Когда же монголы в 1262 г. потребовали произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза их владениям со стороны Ирана, Александр Невский вынужден был отправиться в Орду, чтобы смягчить требования хана. На обратном пути он умер, не прожив и сорок лет. Не исключено, что Александр был тоже отравлен.

 

Как полководец Александр Невский едва ли имеет себе равных среди других князей средневековой Руси. Но, в отличие от деда, отца, родных братьев, даже собственных детей, он ни разу не участвовал в кровавых междоусобных схватках. Для решения внутренних конфликтов Александр стремился не доводить до боевых действий, а разрешать проблему самой угрозой применения силы. Ибо Александр как никто понимал, что после погрома русских земель и чужеземного господства внутренние войны и даже полная победа одной из сторон приведет к общему ослаблению Руси и уничтожению ее трудового и военноспособного населения.

Александр в критический период истории стремился охранить границы и сохранить целостность территории Руси, заботился о её населении. На разгромленной монголами Руси Александр сохранил Великое Княжение Владимирское как точку геополитического и государственного суверенитета, которую впоследствии подчинила себе одна из линий его потомков – Князья Московские. Это позволило впоследствии при ослаблении Орды скинуть иго и объединиться Руси, воссоздать русскую государственность.

 

Индивидуальная стратегия и тактика князя Александра Невского может послужить примером потомкам. У него вся управленческая, дипломатическая и силовая деятельность подчинялись задачам метаисторическим:

1. Приоритетное охранение души народа - единства Русской Православной Церкви как условие воссоздания единого русского государства,

2. Бережение народа, умиротворение князей.

3. Стремление добиваться всякого результата с наименьшими жертвами русских людей и Руси в целом.

4.  Всевозможная консолидация разгромленного и раздробленного русского государственного тела.  

5. Ради этого отказ от междоусобицы, а также от некоторых битв.

6. Неожиданное нанесение поражения врагам, несущим смертельную угрозу.

7. Готовность на болезненный компромисс ради сохранения основных сил для основной борьбы, которая возможна и за пределами его личной жизни.

Уникальность этого исторического служения в предстоянии перед небесным осознана народом в канонизации Святого благоверного князя Александра Невского.


вторник, 7 декабря 2021 г.

Ростислав Ищенко Дело святого Сергия живёт и побеждает

 


Святой преподобный Сергий Радонежский, пытаясь уйти от мира, основал свой скит в непроходимом лесу. Но Бог решил, что молитвенное уединение – не его судьба. Очень скоро уединённый скит превратился в оживлённый монастырь, управление которым пало на плечи святого Сергия. Однако авторитет его оказался намного шире рамок одного монастыря и даже рамок всей Русской православной церкви. Сергий Радонежский стал народным русским святым. Причём непререкаемым авторитетом во всех (тогда ещё разделённых и часто враждовавших) русских княжествах он был уже при жизни. В двадцатом веке святым признали преподобного Сергия также католики и англичане (уникальный случай, после Великого раскола).

Уже при жизни Сергия называли игуменом земли Русской. Павел Флоренский именовал его Ангелом-Хранителем России. Эти формулировки очень точно определяют дело всей жизни преподобного Сергия, его божественное предназначение.

Святой Сергий является духовным собирателем русского народа. Его подвижничеством были заложены основы русской духовной культуры, до сих пор объединяющей нас. Под его руководством выковывался русский характер.

В вышедшей в 1980 году статье «Эхо куликовской битвы» Лев Николаевич Гумилёв писал: «На Куликово поле пришли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т.д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т.д. Это было началом осознания ими себя, как единой целостности – России». Думаю, что Лев Николаевич был не совсем прав: верно ухватив суть явления, он сместил его хронологию. На самом деле это на Калку пришли рати киевлян, черниговцев, галичан и т.д. Потому они оттуда и не вернулись. Пока на Руси мыслили категориями Мстислава Владимировича Храброго, князя Черниговского (брата Ярослава Мудрого), который говорил после битвы при Листвене: «Как не радоваться! Вот лежит северянин, вот варяг, а дружина своя цела», не были возможны ни победы над Ордой, ни осознание русского единства. 

Учитывая, что северяне – славяне, населявшие территорию от Чернигова, до Брянска и Рязани, а дружина Мстислава имела в своём составе значительный контингент приведённых из кубанских степей ясов и касогов, трудно назвать этого князя печальником земли Русской. Но таковы были, за редким исключением, большинство князей до Дмитрия Донского. Больше всего их интересовало получение, удержание и расширение своего удела, а также продвижение вверх по удельной лестнице.

Вряд ли бы Донскому удалось не то, что победить на Куликовом поле, но даже просто вывести туда рати всей русской земли (включая дружины братьев великого князя литовского Ягайла – союзника Мамая), если бы осознание русского единства не было усвоено населением отдельных княжеств задолго до исторической битвы. То есть, сама битва на Куликовом поле состоялась и была выиграна только потому, что туда уже пришли «русские, жившие в Москве, Владимире, Суздале и т.д.». Олега Рязанского летописец обвиняет в предательстве именно как русского. Вассал Орды – великий князь рязанский Олег своего сюзерена не предал – на Куликово поле к Дмитрию Донскому его войска не пришли, более того, он обещал соединиться с Ягайло и Мамаем для совместного удара по полкам Дмитрия Донского (хоть это обещание и не выполнил). Но с точки зрения русского единства Олег – предатель, ибо будучи русским князем выступил против русского дела.

Так вот, то, что на Куликово поле явились рати, осознающие своё русское единство было полностью заслугой святого Сергия. Несколько десятилетий до этого эпохального события он внушал князьям, боярам, дружинникам и простому народу мысли о том, что в разных княжествах живёт единый русский народ, с единой судьбой и общими интересами. Великий авторитет святого Сергия сделал эту мысль для его современников неоспоримой истиной. Так что он по праву считается духовным отцом современной русскости.

Но преподобный Сергий оставил нам ещё одну традицию – священной войны за правое дело. Если на Западе папы благословляли крестовые походы, как борьбу за дело веры и церкви, то святой Сергий благословил Дмитрия Донского на подвиг защиты русского народа. Для той эпохи благословение Сергия было революционным событием. Православная церковь считала любую войну грехом и требовала от участников любого похода покаяния по его окончании, накладывая на них епитимьи.

Сергий же сломал эту традицию, придав своим благословением походу Дмитрия Донского статус богоугодного дела. Более того, Сергий благословил на участие в битве Александра Пересвета и Андрея (или Родиона) Осляблю. Причём благословил их оставаться в иноческом сане, а ведь инок не мог брать в руки оружие даже для самозащиты. Однако святость подвига во имя защиты народа сломала все правила. Кстати, Пересвет в миру был брянским боярином, а Ослябля боярином любутским. То есть оба происходили из Брянского княжества, которое мало того, что входило в свое время в состав Черниговской земли – удела Ольговичей, традиционных соперников правивших Москвой Мономашичей, так оно к моменту Куликовской битвы уже несколько десятилетий (с 1356 года) было под контролем Литвы. То есть, иноки, из боярских родов, служивших врагам Московских князей, чьи родовые земли находились в составе враждебного Москве Великого княжества Литовского, вопреки всему идут воевать на стороне Москвы. Что ими двигало, если не внушённое Сергием осознание русского единства!

Сегодня дело святого Сергия вновь актуально как никогда. Ибо значительная часть русского народа отреклась от своей русскости, почувствовала себя нерусскими, пытается создать новую «европейскую» традицию и причислить себя к ней. И точно так же, как во времена преподобного Сергия, война становится объединяющим русских делом. Только на этот раз война прошлая. Память о Великой Отечественной войне, о великом подвиге народа, который сложился из отдельных подвигов наших отцов и дедов – последнее, что объединяет расколотый русский народ. Даже язык уже не является символом единства. Русскоязычные русофобы – расплодились не только на Украине и в прочих сопредельных государствах, но и в самой России они встречаются. Однако даже среди них далеко не все осмеливаются отказаться от памяти о подвиге дедов и прадедов, победивших в самой страшной войне в мировой истории.

Пока память о народном подвиге жива, пока это не воспринимается новыми поколениями, как красивая легенда из далёкого прошлого, есть шанс на возрождение русского единства. Поэтому враги России и русского народа прикладывают максимум усилий для борьбы с памятью о Великой Победе в Великой войне, пытаясь умалить, опорочить Победу или вовсе заявить, что «это была не наша война».

К счастью в наше время тоже встречаются подвижники. Один из них Владимир Васильевич Березовский. Человек мог бы давно отдыхать на заслуженной пенсии, но проблема распада русского единства и необходимости борьбы за его восстановление не даёт ему покоя. Он сумел сплотить вокруг Международного центра «Святые Лавры Руси Православной» депутатов и космонавтов, священников и чиновников, генералов и адмиралов, журналистов, артистов и общественников. Под духовным руководством наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария центр осуществляет проекты, направленные на реанимацию в памяти народной идеи общерусского единства на основе единства нашей Православной Церкви, три из пяти наиболее чтимых лавр которой (включая старейшую Свято-Успенскую Киево-Печерскую) находятся сегодня за пределами русского государства и испытывают усиливающееся давление дерусификаторов и борцов с каноническим православием.

Но главным делом центра и Владимира Березовского мне представляется идея посадки Садов Мира и Памяти. Первоначально она заключалась в том, чтобы высадить на местах наиболее памятных битв и в города-героях Великой Отечественной войны 27 миллионов деревьев, по числу погибших в войне наших соотечественников. Однако позднее пришло понимание, что нет смысла ограничиваться ни в вопросе о числе деревьев, ни в привязке Садов к событиям войны. По всей территории России и в каждом из постсоветских государств живут семьи, потерявшие в той войне своих родственников. Ни одной нет, в которой кто-нибудь из близких не погиб бы. Память о войне должна присутствовать везде, где есть русские люди.

Поэтому сады высаживаются везде, от Санкт-Петербурга до Кубани и от Сибири до Белоруссии. Без копейки государственных денег, исключительно благодаря энтузиазму подвижников идёт незаметная, но очень нужная работа. Мы когда-нибудь умрём, за нами уйдёт и следующее поколение, а Сады Памяти будут ежегодно расцветать на одной шестой части суши. Жители самых разных уголков нашей и соседних стран, живущие в разных климатических условиях, принадлежащих к разным культурам, будут в самых разных городах и регионах встречать такие же Сады Памяти, как в своём родном городе. Даже не зная подробностей той войны (не все интересуются военной историей) они будут знать, что миллионы деревьев, которые они повсеместно встречают – символ миллионов не вернувшихся с войны их предков, чей героизм обеспечил создание мира, в котором они живут. Также они будут знать, что Русская земля заканчивается там, где заканчиваются Сады Памяти. Даже если где-то говорят по-русски, а память предков, победивших в войне и сохранивших Русский мир не чтят, то русских там нет.

Отрадно, что в большинстве случаев инициатива находит понимание и поддержку местных властей, без деятельного участия которых было бы трудно обеспечить выделение земли под Сады Мира и Памяти. Федеральный научный центр им. И. В. Мичурина помогает саженцами, а в этом году взялся создать специально для Садов памяти сорт яблони «Благодатное кольцо». Творческая группа «Русская сирень» собирается создать сорт сирени «Благодатное кольцо».

Как во время святого преподобного Сергия Радонежского духовное движется об руку с мирским, восстанавливая народное единство. Неважно где, неважно как, важно деятельно чтить память о великом подвиге предков и озаботиться передачей этой памяти следующим поколениям. Только так мы можем восстановить и упрочить русское единство и, сохранив память о всех полях русской ратной славы от Куликова и до наших дней, быть достойными продолжателями дела святого Сергия, Дмитрия Донского, иноков Пересвета и Ослябли и тысяч безвестных русских воинов, которые туманным утром 8 сентября 1380 года готовились вступить в страшный бой не за отдельное княжество, но за всю Русскую землю, и, по благословению святого Сергия, победить.

Ростислав Ищенко, член попечительского совета международного центра «Святые Лавры Руси Православной»