Объективные процессы глобализации, в
сочетании с паразитирующей на них
глобализаторской политикой мирового финансового транснационала, обостряют
старые и ставят новые проблемы выживания человечества, сохранения жизни на
Земле.
Проблемы
плацдарма глобализации
Эпохальные угрозы распространяются и на
развитые страны – на золотой миллиард.
Помимо этого, в эпицентре глобализации
возникают собственные проблемы.
Мировая долларовая финансовая пирамида
грозит большим финансовым взрывом.
Для укрепления позиций Уолл-Стрита как основного места, где деньги превращаются
в капитал, провоцируются конфликты, экспортируются
кризисы, политически и экономически дестабилизируется весь мир (в том числе и в страны золотого миллиарда),
предпринимаются разнообразные силовые акции, начинаются войны. На глобализаторском плацдарме растёт
конкуренция различных версий глобализации и различных моделей управления миром.
В мировой глобальной элите сложились две группировки, выражающие различные модели
отстраивания плацдарма глобализации. «Неоконсерваторы при прочих равных
условиях стремятся к усилению национально-государственной субъектности, социал-либералы предпочитают
прозрачность государственных границ и государственных структур для управления
извне, из транснациональных центров. Неоконсерваторы склонны разрушать низовые
социальные нерыночные отношения и укреплять бюрократическую машину
национального государства. Социал-либералы предпочитают укреплять глобальные
вненациональные структуры управления и более терпимы к остаткам социального
государства» (А.В. Шубин).
Процессы глобализации идут различными
темпами в США, в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Глобалистская
экспансия неоднозначно воспринимается в развитых странах. Отстающие и проигравшие
возникают и в пределах золотого миллиарда,
что способствует росту напряжения в НАТО. Мировая олигархия становится всё
более интернациональной. Обостряются конфликты между транснациональными
корпорациями и правительствами, между глобалистскими и национальными элитами
западных стран. Транснациональные структуры и международная бюрократия
усиливают контроль над жизнью развитых стран, урезая права, свободы и уровень
жизни западного общества, уменьшая роль государства в регулировании экономики,
финансовых потоков, информации (дегосударственизация).
Так что и населению стран золотого
миллиарда глобальная экспансия грозит далеко не золотыми перспективами.
Если всё будет развиваться в том же направлении, то не исключена возможность
сценария, когда: мировой транснационал
может пожертвовать отработанными инфраструктурами США и создать «офисный» центр
глобализации в другом месте планеты.
Очевиден духовный и творческий кризис
западной цивилизации. Для поддержания высокого уровня инфраструктуры в
колонии-офисе – в США вкачиваются финансовые, человеческие, интеллектуальные,
технологические ресурсы со всего мира (в американских университетах русские
профессора преподают китайским студентам). Наряду с распространением по миру
западных ценностей и американизации, в западные страны вливаются другие
ценности и образ жизни. Современные достижения американского духа ограничены
потребительскими ценностями. Западные страны периодически потрясают уличные
беспорядки в слишком жестоких для цивилизованного общества формах. Набирает
силу и становится агрессивнее движение антиглобалистов. Западное общество
расколото, культурная элита озлоблено фрондирует по отношению к финансовой и
политической элите. В слоях элиты, которые формируют общественное мнение,
распространены нигилистические настроения, девальвируются традиционные западные
ценности, разлагается «буржуазная» мораль. Борьба за «политкорректность» по
отношению к деструктивным идеям и элементам, за равенство религий, идеологий,
искусств, рас и народов привела к чрезмерному влиянию на общественное мнение
маргинальных групп – национальных,
социальных и сексуальных меньшинств.
Правящие слои отделяются от общества: не
участвуют в общественной жизни, стремятся дерегулировать государственность,
уменьшить свою подотчетность, увести свои активы в оффшоры, уйти от налогов,
размыть представления о финансовых преступлениях. В США невозможно узнать, кто
владеет транснациональными корпорациями с оборотами в триллионы долларов.
Меньше государства – больше транснациональных корпораций, государство
вытесняется корпорациями. Приватизация государства ведёт к декриминализации коррупции, коррупция становится легальной.
Из-за угасания национального духа и
падения рождаемости западноевропейские страны подвержены массовой миграции из
Азии, Африки и арабских стран. Большинство эмигрантов не переплавляется в этническом
котле, а создаёт ареалы традиционного кланового общества, чуждые
западному индивидуалистическому и демократическому обществу. Мультикультурализм
фрагментирует и разлагает западное общество, уже сейчас порождая новые кризисы.
В обозримом будущем большинство населения западных стран будет состоять из
мигрантов и их потомков. Через двадцать лет и в США большая часть населения
будет афроамериканцами и латиноамериканцами. Это обостряет вопрос о идентификации
и исторической роли западно-христианской культуры и цивилизации.
Защищаясь от террористической угрозы,
западная цивилизация вынуждена отказываться от фундаментальных ценностей,
ограничивать свободу личности, – главное завоевание Запада за последние три
века. Отступая от своей системы ценностей, Европа переживает кризис идентичности, выход из которого
чреват тоталитаризмом (подобно трансформации Веймарской республики в Германии в
фашизм).
История вершиться не стратегическими
решениями мирового правительства или
мировых гегемонов, не тайными соглашениями элит или спецслужб. История
представляет собой арену бесконечной борьбы, в которой непрерывно меняются
субъекты действия и доминирования, их цели, союзники и противники. В пределах
мира сего не может быть полных и окончательных побед. Поэтому мировое будущее
явит иной облик, чем строят глобализаторы
или видят обреченные. Как это было неоднократно, на пике цивилизационного
успеха и энтузиазма ход истории внезапно изменится настолько, что последние станут первыми.
Демографический
взрыв
Население Земли растёт ускоряющимися
темпами, ближайшие десятилетия увеличится вдвое, из-за чего вскоре большинство
будет лишено условий выживания, питания, здоровья, образования. 95% прироста
населения в мире приходится на беднейшие регионы, что усиливает противостояние
между развитыми странами и остальным миром. Кроме того, растущий дефицит
жизненных ресурсов дестабилизирует ситуацию в странах с высоким приростом
населения, что принуждает их к ужесточению государственных режимов и
стимулирует радикализм в обществе.
Государства-лидеры, не способные
предложить решения мировой демографической проблемы, приступили к насаждению нового мирового порядка. Так как
ресурсов планеты хватит на поддержание высокого уровня жизни только стран золотого миллиарда, то абсолютное
большинство населения Земли – мировой
периферии – приговорено к деградации и вымиранию. Мировая коммуна с лицом, припудренным демократией, представляет
собой социальную утопию, антихристианский хилиазм – тысячелетнее
натуралистическое царство на земле. Попытки реализации глобальной утопии грозят
глобальными потрясениями. Человечество как единый организм живо многообразием
народов, культур, цивилизаций, языков и стилей жизни. Однополярный мир, который подавляет большинство жителей планеты, –
неустойчив, нежизнеспособен, и будет рано или поздно отторгнут в стремлении
человечества к самосохранению.
Социальные
катаклизмы
Современное общество подвержено
постоянному воздействию глобальных факторов, которые кардинально меняют жизнь в
пределах одного поколения. Глобализация ускоряет темп творческого разрушения, люди и общество в целом не успевают
адаптироваться к новым формам жизни; новое не прорастает органично из
существующего, но взрывает социум; новые идеалы и ценности не оппонируют
традиционным, но вымарывают их из действительности. Вследствие этого инновации
воспринимаются не как естественные, закономерные, а как катастрофические.
С другой стороны, новые проблемы по
инерции пытаются решать с помощью устаревших средств и концепций, что
неплодотворно и порождает состояние безысходности. В результате этого
социальное напряжение и катастрофы назревают в тех измерениях, где общество не
привыкло их ждать. Век тревоги пошатнул социальные устои в большинстве стран, даже
вполне благополучных.
Размывание
государств
и столкновение цивилизаций
Информационная революция обесценивает
многие традиционные механизмы государственного управления (выборы,
налогообложение, лицензирование). Для сохранения государственности ищутся новые
формы управления обществом и создаются новые международные структуры
управления. В этих условиях малые нации расстаются с некоторыми функциями
этнического государства (восточно-европейские, прибалтийские страны). Пытаясь
сохранить свою государственность, крупные нации вынуждены радикально менять
политику и государственное управление, что ведёт к изменению национальных
ценностей, приоритетов и целей.
Мировая информационная сеть способствует
непосредственному динамичному соприкосновению, объединению и спутыванию
различных культур, мировоззрений, традиций, что обостряет конфликты между ними.
Информационная и культурная экспансия Запада угрожает идентичности многих народов,
что усиливает социально-политическую напряжённость в мировой деревне, провоцирует
национальный и религиозный фундаментализм, экстремизм, этнический сепаратизм,
ксенофобию, терроризм. Разложение
государств, размывание национальной идентичности усиливает роль цивилизационной
идентичности, что порождает новые конфликты, столкновения цивилизаций.
Углубление пропасти между цивилизованным
миром и беднейшим большинством человечества обостряет угрозы для Запада.
Помимо проблем межцивилизационных
отношений, порожденных объективными глобальными процессами, более острые
проблемы порождает глобальное насаждение нового
мирового порядка. Однополярный мир
означает не только гегемонию США, но полный контроль планеты транснациональным
капиталом. Силовые операции США, игнорирующие мнение мирового сообщества,
взрывают зыбкий международный порядок. Глобальная
«гуманитарная» интервенция попирает
вековечные идеалы и ценности большинства народов, что отзывается в них крайне
болезненно. Отверженные цивилизации, не имея ресурсов сопротивляться западной
экспансии на легальном поле, становятся источником антизападного экстремизма и
терроризма.
Доминирующая в современном мире
западно-христианская цивилизация переживает крушение. На всемирную повестку дня
выходит проблема: либо одна из современных цивилизаций приобретет общемировой
характер, либо сложится унифицированная глобальная цивилизация? Любой из
вариантов в свою очередь несёт всеобщие изменения и катаклизмы.
Экспансия
массовой культуры
Глобализация усилила всемирное распространение
западных ценностей, преимущественно идеалов американизма. США стали сверхдержавой массовой культуры.
Глобализация служит насаждению в мире культурных (по существу – антикультурных)
голливудских стандартов, калифорнийского
идеала жизни, представляющего собой апологию
духовной деградации. «Сталин хотел
всемогущества, а Микки Маусу удалось стать вездесущим… Дисней-колонизация
глобальной культуры покоится на феномене столь же древнем, как и сама
цивилизация: на соперничестве между трудным и лёгким, медленным и быстрым,
сложным и простым. Первый член в каждом из этих противопоставлений связан с
удивительными достижениями культуры, тогда как второй соответствует нашей
апатии, усталости и тяге к расслаблению. Disney, McDonalds,,s и MTV рассчитаны
именно на удовлетворение стремления к лёгкому, быстрому и простому…Голливуд –
это международный генератор важнейшего сырья для постматериализма…Усилители с обратной связью всё более повышают
степень глобального единообразия…Логическим конечным продуктом в области культуры
стал бы монотонный американский «визг»
по всему миру» (Г.П. Мартин, Х.
Шуман).
Глобализм не способен на партнерство и
диалог культур, всякая иная культура с позиций абстрактных общечеловеческих ценностей воспринимается как никчемность.
Глобалистская идеология постмодернизма, утверждая эпоху
непрерывных поисков новизны, легализует всеобщее смешение всего со всем,
преодоление всех существующих барьеров, отказ от традиционных ценностей.
Недействительными признаются прежние гражданские, государственные и
национальные образования. Всеобщая
перемена низвергает не только традиционные, но и все существующие устои и
авторитеты. Бытие в глобализаторской картине мира рассыпалось, поплыло: «Время прекратилось, пространство исчезло.
Мы теперь живём во всемирной деревне… в единовременном происшествии»
(Маршалл Маклюэн). Человек уже не самостоятельная и ответственная личность, а точка
исчезновения, через которую протекает агрессивный информационный поток.
В глобальном информационном поле доминируют сообщения о всеобщей
нестабильности: о войнах, бунтах, убийствах, катастрофах, инфляции,
преступности, надругательстве, растлении, разврате… Упорядоченное,
традиционное, высокоценное – профанируется, девальвируется. Общество как
согласованного единства индивидуальных точек зрения превращается в безличную
массу, требующую хлеба и зрелищ.
Культурная глобализация примитивизирует
мировоззрение, вымарывает из сознания высокую духовность. Насильственно
нивелируя национальные культуры, неолиберальная
глобализация не объединяет человечество, а вносит новые разъединения.
Примитивная манипуляция обществом, низкий уровень культуры, духовности и
нравственности стимулируют агрессивные взаимоотношения людей и народов. Поэтому
в глобализированном мире конкуренция и соперничество вырождаются во взаимную
агрессию. В прошлом бесчеловечная жестокость была ограничена в пространстве и
во времени (войны, кровавые режимы фашизма, сталинизма, красных кхмеров),
сейчас непредставимые бесчинства могут вспыхнуть в любой момент в любом месте
планеты. Глобалистская интеграция насаждает мегаобщество, находящееся
в состоянии борьбы всех против всех. С другой стороны, унифицированная
глобальная культура связывает национальные элиты общими интересами, отторгая их
от национальных культур, превращая их в пятые колонны транснационала в собственных странах.
Экологические
угрозы
Глобализация не способствует позитивным
изменениям в защите и сохранении окружающей среды. Агрессивная деятельность
транснациональных корпораций обострила проблемы обеспечения водой, топливом,
сырьевыми ресурсами. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов
несёт возрастающую угрозу существованию человечества. Масштаб влияния человека
на природу сопоставим с масштабами самих природных процессов, отчего исчерпывается
экологическая прочность планеты. Окружающая среда уже не способна поглощать и
гасить человеческое воздействие, природа всё больше отвечает на активность
людей катастрофическими реакциями.
Инерция развития человечества направлена
на самоистребление, ибо антропогенная нагрузка на биосферу приближается к
предельно допустимой. Осознание этого побуждает к поискам новых форм энергии.
Становится очевидным, что дальнейшее существование человечества возможно при
изменении направления развития цивилизации. При этом существующие альтернативы мышлению глобалистского энтузиазма
(экологическое мышление, концепция устойчивого
развития, добровольное ограничение потребления, приоритет качественных
характеристик в жизни человека) оказываются паллиативами, предлагающими
эфемерный выход.
В основе искусственно созданной человеком
техносферы заложены его творческие идеи, поэтому в техносфере запечатлено понимание человеком себя, его отношение к Богу
и к природе. Нынешняя искусственная или вторая
природа нацелена на увеличении хаоса (энтропии) в природе. Глобальный
антагонизм техносферы с биосферой выражает, прежде всего, глобальный духовный
кризис, отражает потерю подлинных жизненных ориентиров человечества в своём
доме бытия.
Экономическая
дезинтеграция
Мировое богатство не перераспределяется в
пользу бедных народов, а концентрируется в постиндустриальных странах. В
странах золотого миллиарда живёт 17%
населения Земли и потребляется 70% всех мировых ресурсов. Более половины из ста
крупнейших экономик мира представляют транснациональные корпорации. Около
четырехсот миллиардеров владеет богатством, сопоставимом с состоянием половины
населения Земли. За пределами стран
золотого миллиарда через приводные ремни Всемирного банка, МВФ, ВТО «Они строят мир, в котором все общественные
службы действуют во благо частных корпораций, все товары и услуги для местного
потребления импортируются из-за границы и оплачиваются в валюте, занятой в
иностранных банках. В то же время все продуктивные мощности и природные ресурсы
находятся в собственности и управлении глобальных корпораций, работающих на
экспорт с целью стимулирования внешнеторгового обмена, необходимого для
погашения иностранных займов. Этот экономический абсурд является мечтой
глобальных финансистов и корпораций. И это совсем не то, о чём мечтает
большинство населения Земли» (Дэвид Кортен). Действия Всемирного банка
увеличивают задолженность слаборазвитых стран. МВФ вынуждает их отменять
контроль за потоками денег и товаров через границы, что ведёт к разрушению
национальных экономик, задолженности и нестабильности стран. ВТО ограждает
транснациональные корпорации и финансовый капитал от контроля национальных
правительств.
С середины девяностых годов ХХ века
благодаря развитию высоких технологий и возможностям глобализации развитые
страны преодолели зависимость от поставок сырья и энергии, а также стали
крупнейшими поставщиками продовольствия на мировой рынок. Постиндустриальный
мир обретает большую независимость от мировой экономики, отрывается от
развивающихся и новых индустриальных стран. Поскольку ресурсов планеты всем не
хватит, мировая периферия рассматривается как помеха для поступательного
развития. Для прикрытия неизбежной экспансии стран золотого миллиарда формулируется концепция однополюсного мира, которая декларируется как справедливая или даже
идеальная модель миропорядка.
Теоретики глобализации прагматически
оценивают наступающую экономическую эру через формулу 20:80. Вскоре для функционирования мировой экономики будет
достаточно 20% населения, остальные 80% обречены на деградацию. В странах золотого миллиарда проживает 20%
населения планеты, владеющие более 80% мирового валового продукта, более 80%
мировой торговли и 85% сбережений на внутренних счётах. В странах золотого миллиарда пятая часть населения будет вести полноценную жизнь,
остальные будут принуждены к адаптации
путём самоограничения.
Глобализация разводит экономические
«ножницы» между Севером и Югом, развитыми и бедными странами. Странам мировой периферии навязывается
экономический курс, ведущий к краху. Современные информационные технологии
позволяют мгновенно перебрасывать мощные финансовые ресурсы, обрушивая
национальные рынки, спекулируя и создавая огромные состояния. Сверхскоростной
капитализм с турбонаддувом – турбокапитализм позволяет делать
деньги, не осуществляя действий в материальной сфере. Современная мировая
финансовая система – «Это своеобразная
перевернутая пирамида. Узкое её основание – финансы, обслуживающие реальный
сектор или поток товарных благ. На их долю сейчас приходится не более 10-12
процентов от общего оборота мировых финансовых ресурсов. Весь остальной
денежный капитал находится в свободном плавании, не имеет реального
материального наполнения. Это рынок, где деньги делают деньги, то есть рынок
игроков в рулетку» (Д.С. Львов). Если в XIX веке объём
материальных активов был больше финансовых, то ныне материальные активы
составляют сотые доли процентов по отношению к финансовым активам. Непрерывно
надувающийся виртуальный финансовый пузырь
рано или поздно лопнет, развалив мировую экономику. При этом всем странам будет
не легко, но катастрофа постигнет зоны
сверхпотребления – США и Западную Европу.
Расширяется сфера свободы для капитала,
при этом ограничиваются свободы личности. Мировые финансы сосредоточены в США
как главном офисе транснациональных корпораций. Финансовая глобализация
оказывается очередной формой американизации всего мира. Вашингтонский консенсус – пакет полулегальных соглашений,
заключённых в восьмидесятые годы между Министерством финансов США, МВФ и
Всемирным банком, учредил механизм экономической глобализации как
унифицирования экономики всех стран в угоду транснациональному капиталу. Всем
странам за пределами золотого миллиарда
навязывается экономический курс, разрушающий экономический суверенитет
государств и подчиняющий контролю виртуального наднационального капитала
Уолл-Стрита. «Мировая финансовая система
превратилась, по существу, в глобальный спекулятивный конгломерат,
функционирующий не в интересах развития национальных экономик, роста
промышленного производства и уровня жизни людей, а в интересах укрепления
позиций стран золотого миллиарда. Это раковая опухоль на живой ткани мировой
экономики» (Д.С. Львов). Мировая экономика превращается в хаотический
транснациональный поток капитала, в котором финансовая сфера эмансипировалась
от реальной сферы. ТНК ввергли человечество в форму дикого капитализма (турбокапитализма) в мировом масштабе.
Транснациональный капитал действует по
законам мирового рынка, или беззаконию, для которого этот рынок предоставляет
невиданные возможности. «Сейчас нет ни
идеологии, ни поп-культуры, ни международной организации, ни даже экологических
проблем, которые связывали бы страны мира более тесно, нежели электронная сеть
глобальных денежных машин банков, страховых компаний и инвестиционных фондов… В
своей работе охотники за прибылью перемещаются со скоростью света в глобальной
сети данных со многими ответвлениями, в этакой электронной Утопии, ещё более замысловатой, чем сложные
математические расчёты, лежащие в основе индивидуальных сделок» (Г.П.
Мартин, Х. Шуманн).
Новые хозяева планеты – мировая
финансовая элита ведёт себя в духе первоначального капитализма вполне
хищнически: «Глобальным борцовским
броском новый Интернационал капитала переворачивает с ног на голову целые
страны и социальные порядки… Глобальная экономическая интеграция не является
естественным процессом: она сознательно продвигается целенаправленной
политикой…Когда исчезла угроза диктатуры пролетариата, все силы были брошены на
построение диктатуры всемирного рынка…
Глобализация оказывается западнёй для самой демократии… Отторгнутые отвечают
отторжением… Мир большей частью мутирует в люмпен-планету, львиная доля
богатства которой сосредоточена в мегаполисах с мегатрущобами, где миллиарды
человек влачат жалкое существование» (Г.П. Мартин, Х. Шуманн).
Вместе с тем, мировое информационное
пространство позволяет народам оценить степень поляризации – богатства Центра и
бедности мировой Периферии, что создаёт взрывоопасную ситуацию во многих
регионах и в мире в целом. Сложившаяся модель экономической глобализации
чревата стагнацией, ибо отвергает альтернативные варианты развития в мировом
масштабе, а также подавляет развитие национальных экономик. За последние
десятилетия ухудшаются условия стимулирования новых изобретений. Не случайно
последний принципиально новый товар на потребительском рынке – это персональный
компьютер, всё последующее представляет собой усовершенствование и развитие уже
существующего. С тех пор принципиально нового человечество ничего не изобрело. «Глобальная суицидальная экономика»
(Дэвид Кортен) перекрывает перспективы и для собственного развития.
Виктор Аксючиц