четверг, 31 декабря 2020 г.

ИЗДАНИЕ ЖУРНАЛА "ВЫБОР" 1987 год

 


В 1987 году мы с Глебом Анищенко организовали издание литературно-философского журнала русской христианской культуры «Выбор». Атмосфера того времени описана в одной из моих биографий в Интернете:

1987 год изменил многие биографии. Именно в этом году, в сентябре Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко начали издавать независимый религиозно-философский журнал христианской культуры «Выбор». Это было время возвращения диссидентов. В Москве робко и настороженно собирались бывшие участники религиозно-философских семинаров. В этих кругах Аксючиц был человеком новым. К нему приглядывались. Кому-то он был интересен как автор и издатель «Выбора», кому-то как возможный конкурент в грядущей политической борьбе. Идея христианской демократии была новой, незапятнанной и, как казалось, беспроигрышной. Желающих эксплуатировать эту идею оказалось достаточно. С 1989 года так называемые Христианско-демократические партии появлялись одна за другой. Их лидеры созывали съезды, писали программы, издавали газеты, но убедить общественное мнение в реальности своего политического существования удалось немногим. Аксючиц как раз из них.

Самиздатский «Выбор» сначала печатался на машинке и переплетался — несколько десятков экземпляров. Вскоре нам удалось наладить выпуск на ксероксе по несколько сотен в формате книжки. Журнал стали издавать русские люди в Париже. В 1990 году мы добились официального издания, но удалось выпустить только один девятый номер тиражом 30 тысяч. Издание «Выбора» имело большой успех в православной общественности, в нём удалось объединить творчество наиболее интересных христианских авторов.

 Первый номер «Выбора» открывала «Программа издания», авторами которой были издатели.

 Слово «выбор», вынесенное в название журнала, сейчас на устах, в мыслях и в душах многих людей. Это понятие наполняется разными смыслами в зависимости от мировоззренческих позиций. Но всех нас в определённой степени объединяет ощущение кризисности исторического момента, его решающей роли в судьбе всего человечества.

Очевидно, в истории народов завязываются узлы, в которых сгущается смысл происходящего: итожится прошедшее, осознается настоящее, намечаются пути будущего. Для многих ясно, что Россия на историческом переломе. Но только христианскому сознанию открывается духовный смысл истории. Сейчас решаются не столько вопросы экономического благосостояния или политического равновесия, но по-новому встаёт проблема духовного самоопределения Отечества, судьбы русской культуры. Ибо духовная культура — не «надстройка», а «базис» материальной цивилизации.

Трагический опыт России, подвиг миллионов мучеников требует от нас возвыситься над господствующими в современности идеалами материального прогресса. Наш долг — возродить духовную культуру России, восстановить связь с органичными её истоками — Русским Православием, приобщиться к традиционному универсализму и открытости, «всечеловечности» (по Достоевскому) русской религиозной души. Мы должны осознать итоги трагического пути и разглядеть источники наших бедствий. Мы призваны вновь научиться мыслить онтологически, видеть духовно и решать проблемы реально. Издание журнал свободной православной мысли и намечается как голос нарождающейся христианской общественности.

В этот ответственный момент христианское сознание как никогда не имеет права замыкаться в какой-либо частной области. Единственно важная проблема для верующих — спасение во Христе — не закрывает от нас богатство и сложность жизни, но по-новому освещает их. Истинно христианским может быть только универсальный ответ на все проблемы бытия. Мы глубоко верим, что православное сознание может и должно охватить все вопросы, от которых зависит духовный выбор человечества: богословские и философские, социально-политические и исторические, творческие и научные. Именно в этом нам видится долг современных христиан перед историей и будущим.

Христианская мысль должны быть голосом полной правды. Свидетельство о Христе требует бескомпромиссного служения истине и мужественного обличения неправды жизни. Только этот путь спасителен для нас, и только им мы можем подняться со дна тёмной пропасти, в которую так долго скатывались. Правда часто жёстка, но только она оказывается целительной. Полуистина есть форма лжи и самообмана, а Божия правда являет собой бескорыстную любовь и беспредельное доверие к достоинству человека. Поэтому «Выбор» будет органом свободного и откровенного высказывания по всем духовным и жизненно важным проблемам.

Православная духовность требует от нас, наряду с бескомпромиссностью мнений и откровенностью суждений, смирения в самооценке и открытости любви. Нам необходимо восстанавливать атмосферу христианского общения, учиться уважению чужого мнения и достоинства друг друга. Наша общая задача — создавать отношения соборного творчества — свободы каждого в единстве любви и взаимопонимания. Мы хотим возрождения свободной христианской общественности, воспитания творческой активности, укорененной в православном предании. Всё это тоже может послужить укреплению основ нашей Церкви. Таким образом, христианский журнал необходим для отражения нынешней, растущей и развивающейся вокруг нас духовной жизни, для осмысления и кристаллизации современной культуры.

Истина во Христе одна, но пути к ней различны. Духовному выбору предшествует восстановление исторической памяти, осознание, поиск. Поэтому издатели не претендуют на то, что их журнал станет рупором окончательной истины. «Выбор» будет органом совместного труда, соборного творческого самоопределения. Живое внутрицерковное единство не исключает, а предполагает различие точек зрения, независимую богословскую и философскую мысль, смелые актуальные суждения. В православии нет и не может быть человеческой инстанции, наделенной прерогативой окончательного решения всех вопросов. Пусть не смущает читателя то, что самые заветные понятия, такие, как Россия и Православие, также подвергаются дискуссии. Все мы стоим у врат нами же поруганной Церкви. И нам ещё только предстоит смиренно вернуться на свою духовную Родину — в лоно Русского Православия. Каждый христианин сейчас в России призван совершить усилие поиска и восстановления. Каждый из нас должен ощутить, что от его выбора зависит не только его личное спасение, но и спасение его Родины, жизнь всего человечества.

Стремясь вернуться к собственным религиозным истокам, мы видим наш журнал в традиции тех духовных поисков, о которых напоминают «Вехи», «Из глубины», «Путь», «Из-под глыб».

Не предопределяя и не ограничивая авторских точек зрения, издатели считают необходимым выразить своё отношение к некоторым проблемам современности.

Прежде всего, наша боль и любовь — Россия. Россия — этот наш дом, наша Родина, плохая или хорошая, но единственная, и другой у нас на земле не будет. И если мы хотим жить и дать будущее детям, мы должны не разрушать родной дом и не ждать пассивно, когда он похоронит всех под обломками, а осторожно и настойчиво отстраивать его.

Мы сознаем, что духовный фундамент России — русское христианство, Православие, которое воспитывало терпимость и братское отношение к людям различных вероисповеданий в огромной стране. Но мы видим, что по нашей общей вине многие соотечественники оказались безбожниками, то есть людьми, слепо разрушающими духовные устои страны. Заповеди же нашей небесной Родины требуют «возлюби врагов», то есть научиться относиться к атеистам как к заблудшим браться во Христе.

В импульсе духовного общенационального примирения, который исходит от христианства и основан на любви, милосердии и прощении, мы видим единственный путь спасения России и всех в ней живущих. И более того, примером смиренной любви и покаяния Россия может предуказать дорогу спасения всему миру.

Нам представляется, что перед лицом угроз всеобщей гибели настало время признать, что современные глобальные проблемы требуют объединения творческих сил всего народа и совместных поисков различных групп общества.

Заветная цель — внести посильный вклад в создание духовного единства нашего отечества — и является причиной, побуждающей на приступить к изданию журнала.

Мы уверены, что и на гражданском уровне необходимо осмысление непреложных исторических и религиозных истин. Очевидно, государственная власть в СССР желает сохранить мир и руководить процветающей державой, а не отсталой страной третьего мира. Но сейчас уже ни для кого не секрет, что единственный путь к этому — открыть простор свободному творческому проявлению всех граждан страны. Русские православные христиане готовы внести вклад в дело возрождения и укрепления Родины. Но они могут быть хорошими гражданами своего земного отечества лишь в том случае, если государство не будет притеснять церковную жизнь и насиловать религиозную совесть верующих. Именно духовный радикализм христиан делает их умеренными консерваторами в жизни и хорошими союзниками в деле творческого переустройства, ибо христиане предпочтут мудрое равновесие, органичный рост и упорный труд всяким безответственным крайним средствам. Сейчас в интересах самой государственной власти отказаться от политики общеобязательного и насаждаемого атеизма, которая потерпела полное банкротство, связана с самыми мракобесными силами страны и только компрометирует власть в глазах своих граждан и всего мира.

Все более становится очевидным, что восстановление нравственного здоровья общества, возрождение семьи, воспитание совестливого, ответственного и трудолюбивого человека, то есть то, без чего немыслимы благие преобразования в России, — требуют активного участия тысячелетнего духовного наставника народа — Русской Церкви.

Одна из целей журнала — попытка диалога христиан с атеистами по общим проблемам жизни.

 Мы приступаем к открытому самостоятельному изданию журнала русской христианской культуры, сознавая ограниченность наших возможностей, но уповая на помощь Божию и на сотрудничество братьев по вере. В то же время мы не теряем надежды получить возможность официального издания.

Нам хотелось бы создать журнал, в котором будут звучать современная христианская проповедь и апологетика, проводиться богословские и философские дискуссии, в свете христианского мировоззрения будут рассматриваться все жизненные проблемы. Мы надеемся на участие в журнале свежих творческих сил, ищущих новые христианские пути в прозе и поэзии, литературоведении и критике. Мы приглашаем читателей к тесному сотрудничеству, надеясь не оставлять без внимания всякий отзыв или письмо. Наша основная цель: привлечь творческие силы общества для совместного созидания единой христианской культуры.

Журнал будет выпускаться ежеквартально. Предполагаются следующие разделы журнала:

- Благая весть в современном мире

- Богословие. Философия

- 1000 лет Православия в России

- Россия и время

- К христианскому единству

- Поэзия и проза

- Литературно-критический отдел

- Публикации и переводы

- Дискуссии, письма в редакцию, сообщения

Названия и расположения разделов будут определяться каждый раз материалами, которыми располагает редакция. Журнал предполагает публиковать труды русских богословов, философов, поэтов, религиозный мыслителей, христианских писателей прошлого и современности, а также переводы трудов католических и протестантских авторов.

К сотрудничеству приглашаются и авторы, живущие вне России, и наши инославные братья. В качестве приложения к журналу предполагается издание отдельных религиозно-философских книг современных авторов.

В седьмом номере «Выбора» (январь-март 1989 год) в рубрике «От издателей» мы с Глебом Анищенко вновь выступили с программной статьей «Наша боль и любовь»:

Прежде всего, наша боль и любовь — Россия. Россия — это наш дом, наша Родина, плохая или хорошая, но единственная, и другой у нас на земле не будет», — так формулировала позицию «Выбора» Программа издания, опубликованная в первом номере журнала, разумеется, не все материалы журнала были тематически посвящены России. Но отбирая ту либо иную работу, мы каждый раз применяли единый критерий: может ли она внести хотя бы самую малую лепту в огромное дело возрождения России.

Однако, следуя этому принципу, мы старались избежать и национально-конфессиональной замкнутости, ибо не одни мы живём на земле. По мере сил «Выбор» пытался «содействовать встрече и взаимному обогащению различных религиозных миров», узнаванию современным православным миром своих инославных братьев.

При нынешнем идейном расслоении нашего общества, в том числе и православного, подобный примиряющий подход неизбежно вызывает неприятие у тех, кто занимает позиции крайние. Одних не устраивают, скажем, публикации посланий Папы Римского, других — статьи о Русской идее. Но, однако, наш подход не кажется плюралистическим (если под этим словом понимать всеядность). «Выбор» — журнал программный, и мы стараемся твёрдо стоять на своих принципах. Главные из них заложены, конечно, в Русском Православии. Но, с нашей точки зрения, это не может вести к сужению мировидения. Напротив, весь Божий мир, во всех его измерениях, должен попадать в поле зрения, должен быть узнан и понят православным христианином.

Мы, конечно, отчётливо осознаем, что не в силах объединить крайности, наложить друг на друга разные полюса. Но реальной задачей может быть содействие поиску взаимопонимания между теми частями христианского общества, которые хотят найти общие точки. Ещё раз сошлёмся на Программу «Выбора»: «Заветная цель — внести посильный вклад в создание духовного единства нашего отечества». Итак, тема России звучала во всех номерах журнала. Это не значит, что издатели старались искусственно вводить эту тему. «Выбор» существует в конкретном времени и обществе и естественным образом отражает процессы, идущие в этом обществе.

В последние десятилетия мысли о России, её бедствиях, судьбе, её прошлом и будущем набирали силу и обретали голос. И сейчас настало время, когда «русский вопрос» встал, на наш взгляд, во главе всех остальных вопросов, над разрешением которых бьется общество. Он отдаёт болью не только тогда, когда речь идёт о судьбе самого русского народа, но и в разговоре о народе армянском или грузинском, эстонском или еврейском. Тут нет ничего удивительного. Русь стала когда-то тем ядром, вокруг которого сложилось великое Российское государство. Если же поражается ядро, то аномалии сотрясают весь организм. Не может быть здоровой жизни и у остального человечества, одна шестая часть которого поражена раковой опухолью, дающей метастазы в разные стороны.

У издателей не было мысли посвящать теме России специальный номер. Но когда мы начали отбирать материалы, то, неожиданно для себя, обнаружили, что все лучшие работы, которыми располагает редакция на данный момент, в той или иной степени, но весьма непосредственно   связаны с этой темой. Таким образом, содержание и тематику номера продиктовали не издатели и даже не авторы, а те процессы, которые идут в современном обществе.

Авторов номера разделяют целые исторические эпохи, многообразие жанров и тем, но это делает ещё более заметной ту связующую нить, которая проходит, как нам кажется, через все работы. Например, образы «блудного сына», «безумного старика», то есть больного человечества, попытавшегося скрыться в безбожном существовании, рисуют поэт Николай Стефанович, с одной стороны, и прозаик Зоя Крахмальникова — с другой. О строительстве Вселенской Церкви из «камней» Церкви национальной пишет Христов апостол Ерм. Также отдельные храмовые здания символизируют всю отстраивающуюся Русскую Православную Церковь, — в современных материалах об Оптиной Пустыни и Иваново-Вознесенске.

Нам остается окончить это вступление возгласом, к которому, мы надеемся, присоединятся и читатели. Помоги, Господь, Русской Церкви восстать из руин и лечь достойным камнем в здание Церкви Христовой, которая одна может объединить и спасти мир!

 

В уставе журнала «Выбор», зарегистрированном в министерстве юстиции СССР в июле 1990 года, было сказано:

2.1 Предметом основной деятельности «Выбора» является объединение творческих сил христианской общественности для издания ежеквартального литературно-философского журнала, книг, сборников и брошюр в серии «Библиотека «Выбора»».

2.2 «Выбор» ставит перед собой следующие цели:

- участвовать в процессе возрождения духовной культуры России, в восстановлении связи с органичным её истоком — Русским Православием;

- участвовать в возрождении свободной христианской общественности, в воспитании творческой активности, укоренённой в православном предании;

- быть проводником того импульса духовного общенационального примирения, который исходит от христианства и основан на любви, милосердии и прощении;

- быть органом свободного и откровенного высказывания по всем духовным и жизненно важным проблемам.

 

Вокруг «Выбора»

 

Многие известные русские люди за рубежом откликнулись на издание «Выбора», приняли в нём участие. А.И. Солженицын на наши предложения сотрудничать в журнале ответил.

 

Дорогой Виктор В. … и Глеб А. …

(простите, не знаю Ваших отчеств)

Я получил Ваши два письма, спасибо.

А сейчас пришло трогательное письмо со многими, в том числе Вашими, подписями, от середины июня.

Передайте, пожалуйста, мою благодарность всем им, кто писал вместе с Вами.

Это правда: все годы изгнания, всеми помыслами и всей работой я — только на родине. И не теряю надежды при жизни вернуться. Но это будет никак не возможно до напечатания в СССР моих главных книг: я не могу вернуться как бы немым, ещё ничего не сказавшим — и тогда начать восполнять сокрытие 50 лет моей работы — как же? газетными статьями?..

Что же касается Вашего предложения — сейчас принять участие в «Выборе», в связи с собственным 70-летием, — мне кажется это нескладным, совсем неудобно.

Смог ли бы я принять участие в независимой русской печати с какого-то момента? — сейчас не могу сказать. Зависит от развития обстановки, в какую сторону, как.

Пока, я думаю, мои готовые книги, какой бы ни тонкой струйкой они текли, — есть единственный верный, правильный путь моего участия в русской жизни.

Сердечно желаю Вам успеха

в Вашем нелегком журнальном начинании,

в Вашей публицистике в защиту Православной Церкви.

И Вам, и всем Вашим друзьям — мои самые добрые пожелания!

                                                                                           А. Солженицын


ИЗДАНИЕ АЛЬМАНАХА "РУБЕЖИ" 1980 год


 Я давно утвердился в позиции: жить в своей стране как свободный человек, явочным порядком расширяя поле свободы. В 1980 году я самиздал альманах «Рубежи», напечатал несколько десятков экземпляров на печатной электрической машинке «Оптима». Остро чувствуя, что Россия и мы на рубеже новой эпохи, на первой странице альманаха привёл этимологию слова «рубеж».

 Этимологический словарь М. Фасмера:

- край, грань; зарубка, насечка;

- от «рубить», первонач. «метка, зарубка»;

Якобсон указывает, что рубеж — церк. слав. форма по отношению к рубёж — «рубка леса»

Словарь современного русского языка:

- линия, черта, разделяющая смежные области, участки и т.п.;

- граница;

- естественная преграда, препятствие, служащее границей чего-либо;

- о том, что отделяет одно от другого во времени;

- линия обороны, укреплений.

 

Затем шёл манифест издателя.

Как жить истинно в этом страшном мире? Сегодня этот вопрос уже не может быть риторическим.

В распаде и разложении современности сконцентрированы все предшествовавшие исторические катастрофы. Как никогда человечество стоит перед бездной самоуничтожения. И каждый наш шаг, бездумный и легкомысленный, неукротимо приближает мир к гибели. Истина — это величайшее бремя. Обретение истины требует невероятного усилия. Но сама жизнь требует от современного человека принятия крёстности истины. Иначе в небытие обрушиваются все наши чаяния и упования, и, кто знает, может быть, во многом и предшествующих поколений.

Что есть Истина? Господствующее научно-позитивистское мироощущение воспринимает такой вопрос как некорректный или даже бессмысленный. Насущные проблемы человеческого существования пытаются разрешить «вынося за скобки» истину о бытии человека. Разве не идиотизм, что для решения проблемы «человек-природа», например, привлекаются усилия учёных позитивистов, для которых не имеет смысла вопрос об истинном бытии человека и истинном отношении человека к природе? Истина едина по сути своей: «Я есмь Истина», — это слова Бога и Человека, и это значит, что Истина не абстрактна, а жива, что она не за «скобками», а в сердце. Вне обращённости к Единству Истины, к её живому Источнику обессмысливается каждый шаг человека.

«Я есмь Истина, Путь и Жизнь» — и каждый выбор и поступок обретает смысл в свете Истины.

Религиозное, то есть в сути своей христианское, жизнеощущение первично. Религия — это «отношение» к Богу, открытость Истине. И современный опыт как никогда показывает, что потеря этого жизненного центра лишает смысла, обращает в небытие все человеческие усилия. Любая конкретная проблема человеческого существования может быть истинно решена только религиозно.

Общность нашей позиции и состоит в том, что создания человеческого существования могут истинно рассматриваться только с точки зрения единства смысла, то есть в конечном итоге, религиозно, христиански.

Истина едина, а это означает, что она и всеобъемлюща. Истина постольку есть, поскольку всё приобщено Истине. Поэтому никакая сфера жизни не может быть исключена из религиозного опыта. Все реальности культуры имеют безусловную ценность. Все формы жизни несут в себе профетический элемент. И если культура во многом утратила ощущение, что изначально и по сути она культ, то религиозная позиция не имеет в своей сущности оправдания секулярности. Религиозный опыт — это опыт целостной жизни. Ни от чего не отвернуться, но ничем не искуситься, а на всём запечатлеть образ Божий. Только религиозный опыт может помочь обрести память секуляризованным слоям культуры. Религиозное жизнеощущение даёт возможность даже на периферии религиозности увидеть извилистые и тернистые тропы к Истине, к Богу.

О чём пророчествуют секуляризованные искусства и науки, от которых зачастую скрыт истинный смысл их движения? И потому: в чём религиозный смысл культуры? Сегодня этот вопрос уже не может быть праздным. И работа на эту тему требует широкого подхода. Поэтому в альманахе будут объединены материалы различных слоёв культуры: философии, литературы, искусства, науки… Не извне открыться секулярной культуре, а изнутри религиозно пережить её. Поэтому авторов при широком спектре из занятий и интересов будет объединять их христианское жизнеощущение.

Истина едина, но многообразна по форме. В нашем сложном мире не все узнают в другом близкое себе. Поэтому, христиане, будем христиански терпимы и открыты к иному жизнепроявлению и будем помнить, что окончательный суд об его истинности принадлежит не нам. Дух Истины дышит, где хочет. Но, безусловно, это не означает провозглашения позитивистского теплохладного индифферентизма, нередко называемого терпимостью. Индифферентизм есть равнодушие к истине как таковой, в том числе и к истине своего бытия. От нас же требуется пламенное служение Истине, только был бы этот пламень Любви, а не костров.

Христианство требует от христиан христианского отношения к иным вероисповеданиям. Приходится признать, что в истории другие религии нередко были более последовательны в воплощении собственных принципов отношения к инорелигиозности, нежели историческое христианство. Христиане вели священные войны с «иноверцами», как того требует ислам, ограждались стенами Закона, как предписывает Тора, наконец, они впадают в буддийское равнодушие и индифферентизм. Но насколько всем нам не хватало и недостает сокрёстности, вселенскости, открытости и любви. Открытость не означает отдание себя иному или смешение. Нарождающаяся новая религиозность («религия Духа») видится нам не как искусственное соединение всех вероисповеданий, а как полнота откровения в христианстве. Полнота воплощения христианством и тех истин, о которых положительно свидетельствует существование нехристианских религий.

Самосознание личности неотделимо от ощущения своей принадлежности к народу, к национальному, к их истории, культуре, судьбе. В плане культурном и историческом бессмысленно противопоставлять человека реальности национального, так же как абсурдно рассматривать человека на психофизиологическом уровне вне или вопреки его пола, на социальном — вне или вопреки его семье. Отказ от пола, разрушение семьи или нации — есть разрушение одной из основ человеческого бытия. Мы помним, что во Христе нет ни эллина, ни иудея. Но, вместе с тем, мы ощущаем, что путь к этому идёт не через отвлечённое сознание общечеловечности, а через конкретные национальные реальности. С другой стороны, необходимо онтологическое различение личности и нации, неподчинение одного другому, признание первичности личности.

Ощущая себя русскими, мы сознаем свою причастность к русской истории, культуре, к трагической судьбе своего народа. Мы хотели бы быть близкими той линии в Русской Идее, которая выражена именами Сергия Радонежского, Нила Сорского, Тихона Задонского, Серафима Саровского, Пушкина, славянофилов (А. Хомяков, И. Киреевский, Ю. Самарин), Вл. Соловьёва, Н. Бердяева, А. Солженицына… Линия, стержень которой можно выразить убеждением Достоевского: миссия России — обрести в себе всечеловечность, русский постольку русский, поскольку выходят за свои собственные пределы ко всечеловеческому.

Итак, здоровое осознание своего национального предназначения. Но не национал-шовинизм, сводящий все человеческие устремления и упования только к националистическим, и, как следствие, в безумной слепоте утверждающий свою национальную исключительность и превосходство.

Духовный процесс, идущий сейчас в России, наиболее адекватно называется «религиозным возрождением». Возрождение — возврат к истинным истокам: очищение — отделение себя от стихии, терзающей душу России, — сознательно или неосознанно это происходит во всех слоях жизни и культуры. Возрождение — это только начало, рубеж, за которым открываются перспективы ещё не предрешённые. Будущее в наших руках и зависит от нашего самоопределения.

Альманах призван отразить на своих страницах процесс обретения языка различных сторон христианской культуры (церковно-общественной, философской, поэтической, литературной). Сборник готовился в месяцы, когда события очередной раз повернули вспять: аресты, обыски, судилища. Но мы верим, что процесс духовного возрождения необратим.

Что касается формальных сторон сотрудничества в альманахе, то необходимо оговорить следующее.

В сборниках могут быть напечатаны и работы авторов, которые лично могут не согласиться с провозглашенной позицией, или для которых она не актуальна, но работы которых объективно выражают позицию альманаха или близки ей.

Возможность и даже необходимость сотрудничества авторов даже при определённом различии убеждение. Об объективной ценности такого подхода свидетельствуют в XIX веке полемика Самарина и Кавелина, а в наше время — позиция лучшего русского журнала «Вестник РХД».

Авторы рассматривают свои работы не как наделение читающего имеющейся у них истиной, а как попытку поделиться опытом экзистенциального переживания волнующих вопросов и тем. Поэтому незавершённость, открытость, интимность работ не может быть помехой сотрудничества в альманахе. Отсюда же и нерегламентированность форм сотрудничества: пусть это будут и авторские труды, и критические работы, и отдельные высказывания, краткие подборки, и полемика, и рефераты, и проч.

Для полноты картины привожу содержание альманаха «Рубежи».

БОГОСЛОВИЕ. ФИЛОСОФИЯ

1. Виктор Аксючиц        Реальность Духа

2. о. Дмитрий Дудко      Литургия как жизнь и как судьба

3. Михаил Егорьев         Право в его отношение к нравственности

4. Ольга Седакова         Памяти героини

ПОЭЗИЯ

5. Вячеслав Резников     Одиннадцать стихотворений

6. Ольга Седакова         Из книги «Дикий Шиповник и другие стихи»

КРИТИКА

7. В. Славин                   «Маленькие люди» Ф. Достоевского

МОЯ РОССИЯ

8. о. Дмитрий Дудко     Враг внутри

9. Русские мыслители о судьбе и миссии России

ПЕРЕВОДЫ

10. К. Барт                   Авторитет и значение Библии

11. Габриэль Марсель   Вера и реальность

Михаил Егорьев — это псевдоним Всеволода Катагощина. Автор одиннадцати замечательных стихотворений через много лет стал известным в Москве священником — отцом Вячеславом Резниковым.

Удалось сделать только один выпуск, но опыт и стремление вылились в следующее начинание.

ДВА ПОЛЮСА ИУДЕЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ. Дневник самосознания. 1984 год.

 


28-29.10.84

Дух Еврейства.

Два полюса иудейской религиозности:

- открытость Трансцендентному Единому и одновременно Личному и обращающемуся к человеку Богу;

- чувство безусловной ценности и значимости земного существования. Мировая истории и судьба — это единственная арена, где всё должно произойти и где всё обязано завершиться.

Эти полярные устремления еврейского духа требовали одновременного погружения в мирское существование и отлёта от него в трансцендентные сферы. Выход в вечность должен был завершаться ещё большим вхождением в преходящую временность. Всё до мельчайших деталей нужно устроить и упорядочить в этой жизни, но так, как это продиктовано свыше жизни.

Время впервые ощущается как уходящее безвозвратно и несущее неизменный конец. Пророчества пророков — это одержимость пафосом грядущего конца, перед лицом которого человек не успевает использовать отпущенное ему время для завершения того, что потом уже не восстановимо и не искупимо, но что будет подлежать последнему Великому Суду.

Эта грандиозная ширь еврейского духа с трудом удерживала равновесие и расщепляла душу. Особенно тяжело было сохранить в чистоте чувство служения надмирному Личному Богу — Яхве. Неустойчивое равновесие восстанавливалось и поддерживалось только на высотах иудейской духовности. Вся ветхозаветная история — это история попыток установить и удержать гармонию двуединого служения: Богу и миру, вернее, Богу в мире. Эта изначальная и назначенная духовная амбивалентность страшно болезненна, и потому во имя охранения здоровой монолитности душа еврейского народа совершала крен, и еврей из странника и пришельца в этом мире, призванного устроить и преобразить его, превращается в жителя земли, пытающегося уютно на ней устроиться. И чем большему это не удаётся, тем больше он стремится к этому. Чем бездомнее еврея делает безжалостная к нему история, тем более он пытается укрыться от жизненного вихря в скорлупе собственного дома: болезненной регламентированности и замкнутости уклада, веры, кровной изолированности и отчуждённости.

С потерей веры в Яхве из жизни евреев выпадает скрепляющий, одухотворяющий и благоустрояющий стержень. Житейски еврей превращается в самое жалкое или же безжалостное человеческое существо. То есть либо бесхребетно аморфное, и потому пытающееся к чему-либо прилепиться, зацепиться за что-либо без разбора, только чтобы паразитически вобрать жизненную силу и энергию. Либо закостеневшее, застывшее душой существо, с остекленелым взором; для такого всё — нежить и голая материя для собственных воплощений. Еврей-атеист — самый виртуозный и изощрённый растлитель и разрушитель.

Так истово религиозная душа, в жизни которой сакрализированы почти все её отправления, превращается в саму агрессивную индифферентность. Пуповина, связывающая душу еврейского народа с Богом, оборвалась, и на месте этого обрыва образовалась аннигилирующая пустота, чёрная дыра, в которую срывается, соскальзывает всё духовно означенное в жизни еврея. За последние несколько веков образовался новый душевный тип еврея. Вековечно сильный еврейский дух постепенно изменил направленность служения на противоположное. Еврейство живёт, служа и служит живя, это жизнь-служение, которое является главной причиной сквозьвекового сохранения этого народа, как оно же было основной причиной и условием его образования, рождения. Истовость служения сохраняется, но поскольку смена его предмета произошла постепенно, исподволь, самообманно, то есть незаметно для самого еврейства, то на этот раз поворот оказался абсолютно противоположным. Бога евреям заменил не идол, не истукан, не золотой телец, а то, что выставляет эти подставки и обманки — само чёрное ничто, небытие.

Такова страшная диалектика духа еврейства. Этот малочисленный народ дал человечеству религиозную основу его существования. Теперь же это племя, становящееся многочисленным, формирует и самопроизвольно внедряет в человечество чёрную духовность. Разумеется, я говорю не о конкретных живых людях, а об общем духовном облике народа, о мессианском призвании, исполнении его и измене ему. Линия разделения добра и зла проходит не между людьми и народами, а глубоко в душе каждого человека. Но еврейство всегда было на острие борьбы и сейчас оно тоже на переднем его крае.

Дух еврейства всегда выражали его пророки, в душах же конкретных людей этот дух только отражается, расщепляясь, измельчаясь, перекрещиваясь с другими веяниями. Но, вместе с тем, еврейству более, чем всякому другому народу, свойственен этот общий дух, тем более заметный, чем рассеянней евреи по миру. И ныне качество духовности еврейства свидетельствуется его пророками. Наиболее оригинальные из них именно своей типичностью, и они же наиболее влиятельные — это Маркс, Эйнштейн, Фрейд. Опять же замечу, что я сужу не конкретные человеческие души, которые в принципе не подсудны человеческому суду, и которые своим обликом могут вызывать и восхищение, и презрение, и любовь, и ненависть (и даже одновременно), как это вообще свойственно человеческим отношениям (хотя оговорюсь, что Маркс по причинам и глубоко личного характера вызывает у меня не столь противоречивое чувство, но причина этого не вмещается только в проблему еврейской духовности).

Можно выделить многие этапы того пути сползания еврейской духовности к образовавшемуся в ней чёрному эпицентру, пути, началом которого и движущей силой было неприятие откровения Богочеловечности и всё накаляющаяся борьба с ним: и раввинизм в раннехристианскую эпоху, и Каббала… Каждый этап был и новым поворотом, и новым чёрным лучом в общем стягивающемся пучке. Меня же более будут интересовать Спиноза, Маркс, Эйнштейн, Фрейд.

Черты чёрной духовности, антидуховности:  антионтологичность, антиметафизичность,  отмена оснований,  смешение качеств,  нивелирование, беспринципность,  своя красота, своя нравственность (распространяется только на «своих»).


ОБ ИСТИННО РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ. Пародия. Дневник самосознания. 1986 год

 8.09.86   пос. Ряжское, Курганская область

Милая моя Лялечка, очень по тебе тоскую. Считаю оставшиеся считанные дни.

Чувствую себя неплохо. Много пишу, ещё больше думаю. Жажду все свои открытия свалить к твоим ногам.

Держись, моё солнышко. Приеду — подменю на выпасе наших мустангов. Береги себя. Еду доделывать и сдавать последний в этом сезоне объект. Потом задел на следующий год — и домой.

Пусть никто не обижается на приложение — ибо это только пародия.

Целую

Витя.

Приложение

Тезисы.

К пониманию «истинно русского направления» в философских изысканиях, списанные с типичного представителя русофилософии.

1. Все любите Канта!

2. Кант бесподобен и потому абсолютно истинен!

3. Уважайте авторитеты!

4. Авторитеты это: Мамардашвили, Фрейд, Эйнштейн, отчасти Маркс, немного Ленин.

5. Авторитет всех авторитетов — Кант.

6. Христианство — прекрасная религия в ряду остальных прекрасных религий.

7. Христос, конечно, был, но кем он был — никто не знает, а потому будем научно корректны.

8. В христианстве очень высокая нравственность, которую впервые наиболее полно и адекватно выразил Кант.

9. Потому — не забывайте о Канте.

10. Русскую литературу читать необязательно, но желательно иметь всю русскую классику в домашней библиотеке.

11. Русскую философию иногда читать интересно, но только иногда и только отчасти. Ибо не в ней соль.

12. Соль — только в Канте.

13. Хорошо бы иметь некоторые работы некоторых русских философов дома.

14. Решение всех проблем русской философии можно найти у Канта.

15. Все современные «истинно русские» философы профессионально должны заниматься какой-нибудь нерусской философией, но любить какую-нибудь истинно русскую традицию в современной советской культуре. Рекомендуется традиция аля-русско-милицейского романса.

16. Все религии в принципе равноправны и потому православие можно изучать по буддизму.

17. В церковь ходить можно. Но можно и не ходить.

18. На Мамардашвили ходить обязательно.

19. Все философии говорят об одном и том же, и потому — изучайте Канта.

20. Главная проблема современности (и «истинно русской философии») — это проблема трансцендентального сознания.

21. Пойми или запомни: трансцендентальное — это трансцендентное, а трансцендентное — это трансцендентальное.

22. Кант так не писал. Но он так думал.

23. Понять это (как и всё остальное) можно только с точки зрения «истинно русской философии романса», некоторые тезисы которой лучше помнить наизусть.

24. Если ты любишь и знаешь русскую литературу и русскую философию, но не знаешь какого-либо не русского языка, то, с точки зрения ИРФ («истинно русская философия»), ты не знаешь ничего.

25. Желательно дружить с двумя философствующими чудаками, не имеющими никакого отношения к ИРФ по половым и выше и ниже названным признакам.

26. «Истинно русский философ» должен быть русофилом, юдофобом, антисемитом, любить «всё русское», жить всем не русским, любить Канта, уважать Маркса, умиляться четой Горбачёвых.

27. Если хочешь быть ИРФ — будь им.

среда, 30 декабря 2020 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ. Дневник самосознания 1986 год.


 

14.09.86 Курган

Историческая память.

В силу беспримерно трагической истории нашего народа современные поколения оказались выброшенными в пустоту безвременья. У нас отбито ощущение религиозных основ жизни, мы не знаем — кто мы есть, не понимаем — где находимся и для чего мы родились. Вся жизнь для нас совершенно обессмыслилась. Хотя мы и стараемся скрыться от этого жуткого факта в суете прагматических забот, в алкоголизме, наркомании, либо в резного рода «духовных» увлечениях — йога, брахманизм, оккультизм, антропософия, каббала, астрология, хиппи и панки. Но весь этот импорт духовной наркомании только затуманивает наше сознание, затягивает выздоровление. Разве может ответить мне йога, антропософия либо спиритизм и парапсихология на главные вопросы моей жизни: зачем я живу именно здесь и сейчас, почему мы все оказались в такой пропасти и как нам из неё выбраться? Наше сознание начнет возвращаться к нам только если мы волевым усилием заставим себя вспомнить: «какой сегодня день», какое место он занимает в руду дней, называемом историей моего народа, что же произошло в моём и нашем вчера? Мы должны опомниться, то есть вспомнить себя в ряду исторической преемственности и традиции. И только это восстановление исторической памяти поможет восстановить наше потерянное сознание. Ибо ответ на вопрос: кто я, невозможен без ответа на вопрос: а кто же были мои предки, кем являются мои родители? Чтобы понять себя, я должен вставить своё «экзистенциальное место» в органичный исторический ряд.

Как только я вспомню историю свою и своего народа, я сразу же начну понимать — кем же являюсь я сам.

Волевая концентрация исторической памяти укажет мне моё экзистенциальное место. И это мгновение яркой вспышки осветит весь ряд моей истории. Моё сознание может теперь цепляться за реально бывшие, но выбитые из памяти факты, и постепенно набирать ясность.

Если я хочу стать полноценной личностью, вполне сомосознающим Я, то я просто обязан усилием воли сконцентрировать и восстановить свою историческую память. Чтобы осознать себя, я должен понять историческую судьбу моего народа, понять провиденциальный смысл современной его трагедии. Без этого все интеллектуальные упражнения останутся формами безумия, бессознательности, беспамятства.

Таким образом, освобождение от идеологических догм ещё не даёт духовного здоровья, но только создаёт первые условия выздоровления. Если мы разочаровались в коммунистических идеалах и поняли их фиктивность, то это само по себе ставит нас перед фактом обессмысления нашей жизни. И найдем ли мы действительный смысл или предпочтем остаться в состоянии циничного безверья, зависит только от нашего волевого усилия. Для обретения смысла нужен поиск, напряженная упорная работа воли, ума и сердца.

МЫ И РОССИЯ. Дневник самосознания. 1986 год


 

25.08.86    Курган

Каково христианское отношение к одержимым идеологией?

Мы все — братья во Христе. Мы все — соотечественники. Что значит — нашим вечным душам дана общая задача и общее место, и время воплощения. У нас общая небесная Родина и одна Родина земная. По небесному счету мы призваны на общее дело. Но мы разбрелись по земле, потерялись сами, потеряли себя и друг друга. Большинство из нас впало в беснование. И одержимые наши браться долгие годы уничтожали всё вокруг, избивали друг друга. Но вот наступает время мучительного и долгого отрезвления. Мы христиане — первые из тех, кто очнулся от всеобщего помутнения. И наш долг — понять происходящее, найти выход из общей тьмы и дать руку помощи больным нашим браться. Но это можно сделать только со всепонимающей любовью, общим раскаянием и взаимным прощением за общие грехи.

Только исповедальное покаяние и взаимное прощение выводит нас из лабиринта всеобщей вражды и ненависти.

Любовь открывает нам, что наши враги — не люди вокруг нас, а духи, их поработившие. И наша борьба «не против крови и плоти», то есть не против живых людей, а «против мироправителей тьмы века сего и против духов злобы поднебесной». Самое трудное — это в конкретной ситуации суметь сохранить это измерение христианского милосердия и христианской бескомпромиссности. Увидеть в каждом живом человеке за искаженной гримасой — его живую душу, суметь различить породу того духа, который паразитирует на нем, согреть его человечностью и помочь отделиться от зла. Этому и учит нас о. Дмитрий Дудко.

Солженицын открывает всем нам правду, Сахаров будит религиозные основы совести у безрелигиозного сознания. О. Дмитрий Дудко учит, как нам жить в открывшейся нам страшной правде.

Самое трудное, но самое важное для христиан — преодолеть национальную и идейную рознь людей. И даже преодолеть защитное отторжение от нехристиан: «возлюби врага своего».

 

Такие глобальные процессы, как большевизм в России, останавливаются не отдельными героическими деяниями, но изживаются упорным усилием десятков миллионов людей в течение десятков лет. Героические поступки только входят в эту массу монолитного усилия в качестве заметных звезд.

 

Прежде всего — не рушить свой дом — свою Родину Россию, ибо с его разрушением мы потеряем все, а взбесившаяся сила пойдет гулять по миру.

Собирать по крупицам разоренный дом, всё сохранившееся в нём от погрома и научиться бережно хранить.

Научиться отделять себя от заразительного безумия идеологии.

Найти здоровые корни нашей жизни, которые в историческом и культурном укладе нашего народа.

Понять, что дом наш не морг и не покойницкая, он живёт и в нём много живых среди живущих.

Научиться видеть симптомы духовного оздоровления вокруг себя и всемерно этот поддерживать.

Научиться находить слепо тянущихся к освобождению, помочь друг другу найти путь и осознать его.

Ненависть к Советской власти переносится на ненависть к России и к конкретным людям.

Во всякой инициативе идеологической власти научиться отделять идеологический заказ и приказ от вынужденной уступки и выражения живой жизни.

Не солидаризуясь с властью, выполнять свой трудовой долг на своем месте. Ибо мы должны не воевать и не бороться, а отстраивать свой дом. Создавать и расширять в нём островки здоровой жизни. Вытеснять идейное безумие упорно и настойчиво, не отчаиваясь в медленности выздоровления.

Только научившись ясно опознавать болезнь, мы научимся узнавать безумцев и отделять их нравственным барьером, но не для окончательного осуждения их, а для санитарного духовного кордона и для помощи им в излечении.

Мы должны создать новую культуру, новый нравственный климат, новый тип душевных контактов и новые отношения, которые изнутри будут перерождать раковую опухоль идеологии.

Возродить свою веру и вернуть собственную уверенность.

Веру в Отца и Устроителя, веру в свой дом — Родину, веру в свою семью — народ, уверенность ответственных хозяев своего дома.

Сегодня русские гении вышли на всенародную нравственную проповедь. Начинается собирание разбитой нравственности, восстановление исторической памяти.

 

Человечество — не абстракция, это единый организм. Все поколения всех времен в измерениях вечности составляют единую семью — человечество вечных духов.

Наступает время, когда сохранить нашу Землю и свою жизнь мы сможем, только если вспомним здесь наше небесное родство и первородство.


МУЗЫКА И СМЫСЛ. МУЗЫКА И ФОРМА. Дневник самосознания 1985


 27.10.85. С. Фёдоровка (Кустанайская область)

Музыка и смысл.

Музыка и форма. 

Музыка передаёт ход явления и общее ощущение его образа, его лёгкий графический абрис.

Выражаемое музыкой явление может быть частным, и тогда музыка дробна и малосодержательна. Но дело не в размерах формы. И в малой форме, как в кристалле, может светиться сферическое содержание. Она может оказаться и штрихом общей картины.

Гениальные творения выражают дух эпохи, основной её катаклизм, и означают главные силы. Музыка может выразить так же направленность исторического движения. Истинно гениальное творение, синтезируя всю историческую наличность, может указать ей новый исход.

Может быть сугубая сосредоточенность на отдельных полюсах реальности (тёмном или светлом), на отдельных её сторонах или фрагментах. Вся современная музыка не синтетична и не гармонична. Гармония есть единство всего в праведном движении, всеобщность и цельность. Всякая частичность сама по себе — есть дисгармония. Апофеоз частичности — дисгармония.

Современная музыка в основном отражает господствующие в современности вихри тёмных сил. Состояния порабощения ими и сладостного отдавания им. Разбушевавшимся тёмным стихиям в общем нечего противопоставить. Изредка мелькают светлые образы, но и только как глубинные ретроспекции. Сейчас всё окончательно закручено в хаосе, на мгновение удерживаться можно только на чём-то из прошлого. Нет нового порыва, нет новой синтезирующей воли. Это музыка трагического безвременья. Рок, поп — оглушают и заводят искусственный маятник в душе, заглушающий этот трагизм, чтобы вовсе его не ощущать или застыть внутренне в исступлённом сладостном подергивании. Трагедия изнутри вытесняется во вне — в маску. Душа пуста. Эстрада (хорошая — французская и итальянская, о плохой социалистической и речи нет) — выводит на поверхность чувств и мыслей и даёт видимость успокоения на этой плёнке над хаосом. Нужно наслаждаться любовью и радоваться жизни. Если и страдать, то только из-за любви и ревности. Джаз уводит в полное бездумье. Лелеяние пустых и преходящих грёз души. И чем более пусто и скоропреходяще — тем ценней.

В общем, музыка выражает распад и разброд современности, и в ней почти не слышно собирательных звуков. И тем более нет синтетического обобщения происшедшего, и нет пути.

Музыка не несёт непосредственного смысла и значения. Она даёт определённый настрой, при котором легче улавливаются определённые смыслы и ощущаются некоторые значения. Музыка служит раскрытию смысла наиболее опосредованно из искусств. Хотя она кажется наиболее одухотворенным, то есть бесплотским видом искусства. Но плоть музыки — звук — не менее материальна, чем цвет.

Музыка — намёк на смысл, настрой на смысл, свидетельство о наличии или отсутствии смысла. Но музыка не выражает сам смысл. Т. к. дух есть прежде всего смысл, и напряжение духа есть напряжённость смысла, то в этом измерении музыка кажется более удалённой от смысла, чем другие виды искусства. Но только музыка может формировать душевное пространство, которое способно вместить смысл значений и значение смыслов. Музыка утончает фибры души и делает нас более чуткими к смыслу.

Несёт непосредственный смысл только слово. Но смысл этот вовсе не очевиден. Он в глубине слова и втайне от сутолоки обыденного говорения. Слово имеет внутреннюю музыку, имеющую прямое отношение к раскрытию его смысла. Ведь содержание слова адекватно вскрывается только его формой, а музыка слова есть существенная константа его формы. Вскрывает внутреннюю мелодию, ритм и темп слова поэзия. Построить слова таким образом, чтобы зазвучало каждое из них и все они вместе. Поэзия позволяет взглянуть на смысл слова более всего со стороны его звучания, то есть музыки. Поэтическое проникновение в слово очень глубоко, но оно не всеобъемлюще. Поэзией вовсе не исчерпывается смысл слова.

Разумеется, может быть поэзия, выражающая какую-то грань музыкальности слова. Упоение самой музыкальностью в большом отрыве от смысла (Белый, Брюсов). Сосредоточенность на мелодике слова (Есенин). Увлечённость ритмом (по специфике дарования, а не по теме таков Маяковский). Или раскручивание темпа слова (Цветаева). Может быть и преднамеренное удаление от музыкальности слова — белый стих. В какую сторону удаление — это уже другой вопрос. Оно может вывести и в художественную прозу, и в философию, а может и завести в пустое никуда.

Задача поэзии — вскрыть смысл слова через выявление его внутренней музыкальности. Поэзия существует не для самой себя, а для вскрытия смысла бытия. Но послужить этому раскрытию жизни поэзия может только одним способом — оставаясь поэзий и будучи только поэзией, то есть слушая и выражая прежде всего музыку слова. В этом смысле и можно сказать, что цель поэзии — поэзия.

Единство музыкальности и смысла, раскрытия глубинного смысла через музыку слова — вот идеал поэзии. И живым воплощением этого идеала является неподражаемый Пушкин.

С другой стороны вскрывает смысл слова — художественная проза. Она захватывает определённую сторону поэтического, а следовательно, и музыкального раскрытия слова. Но ритм, темп и мелодия слова являются только одним из составных элементов построения литературного образа — главного средства раскрытия смысла в художественной прозе. Литературный образ в определённом смысле есть синтетическое выражение всех видов искусств. Вернее, всех видов форм выражения смысла в искусстве. Он имеет архитектурность пространства и формы, скульптурную пластичность объёма и форм, линию рисунка, красочность живописи. И художественный образ, конечно, движется, а значит, имеет темп и ритм движения, как имеет темп и ритм соотнесённость образов, то есть повествование в целом. Каждый образ имеет свой звук, и его можно услышать в общем хоре звуков-голосов.

Как и все виды искусств, художественная проза может удаляться от собственного назначения в различных направлениях. В любом случае это удаление будет означать разрушение художественного образа в конъюнктурном, или дидактичном, или откровенно пошлом прозаическом тексте.

Но есть направление, в котором художественная проза может выйти за свои пределы, не переставая, тем не менее, быть собою.

Где кончается просто текст и начинается литература? Художественная литература порождает образы. А художественный образ — это особого рода живое существо либо живая материя. Мы так к нему и относимся: сопереживаем ему, осуждаем, обижаемся на него или восторгаемся. Он поверяет нам тайники своей души. Он воздействует на нас примером, призывом либо предостережением. Этот живой контакт невозможен ни с безжизненным куском материи, ни с фантастической химерой.