В 1987
году мы с Глебом Анищенко организовали издание литературно-философского журнала
русской христианской культуры «Выбор». Атмосфера того времени описана в одной
из моих биографий в Интернете:
1987 год изменил многие биографии.
Именно в этом году, в сентябре Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко начали издавать
независимый религиозно-философский журнал христианской культуры «Выбор». Это
было время возвращения диссидентов. В Москве робко и настороженно собирались
бывшие участники религиозно-философских семинаров. В этих кругах Аксючиц был
человеком новым. К нему приглядывались. Кому-то он был интересен как автор и
издатель «Выбора», кому-то как возможный конкурент в грядущей политической борьбе.
Идея христианской демократии была новой, незапятнанной и, как казалось,
беспроигрышной. Желающих эксплуатировать эту идею оказалось достаточно. С 1989
года так называемые Христианско-демократические партии появлялись одна за
другой. Их лидеры созывали съезды, писали программы, издавали газеты, но
убедить общественное мнение в реальности своего политического существования
удалось немногим. Аксючиц как раз из них.
Самиздатский «Выбор» сначала печатался на машинке и переплетался — несколько десятков экземпляров. Вскоре нам удалось наладить выпуск на ксероксе по несколько сотен в формате книжки. Журнал стали издавать русские люди в Париже. В 1990 году мы добились официального издания, но удалось выпустить только один девятый номер тиражом 30 тысяч. Издание «Выбора» имело большой успех в православной общественности, в нём удалось объединить творчество наиболее интересных христианских авторов.
Очевидно, в истории народов
завязываются узлы, в которых сгущается смысл происходящего: итожится прошедшее,
осознается настоящее, намечаются пути будущего. Для многих ясно, что Россия на
историческом переломе. Но только христианскому сознанию открывается духовный
смысл истории. Сейчас решаются не столько вопросы экономического благосостояния
или политического равновесия, но по-новому встаёт проблема духовного
самоопределения Отечества, судьбы русской культуры. Ибо духовная культура —
не «надстройка», а «базис» материальной цивилизации.
Трагический опыт России, подвиг
миллионов мучеников требует от нас возвыситься над господствующими в
современности идеалами материального прогресса. Наш долг — возродить духовную
культуру России, восстановить связь с органичными её истоками — Русским
Православием, приобщиться к традиционному универсализму и открытости,
«всечеловечности» (по Достоевскому) русской религиозной души. Мы должны
осознать итоги трагического пути и разглядеть источники наших бедствий. Мы
призваны вновь научиться мыслить онтологически, видеть духовно и решать
проблемы реально. Издание журнал свободной православной мысли и намечается как
голос нарождающейся христианской общественности.
В этот ответственный момент
христианское сознание как никогда не имеет права замыкаться в какой-либо
частной области. Единственно важная проблема для верующих — спасение во
Христе — не закрывает от нас богатство и сложность жизни, но по-новому
освещает их. Истинно христианским может быть только универсальный ответ на все
проблемы бытия. Мы глубоко верим, что православное сознание может и должно
охватить все вопросы, от которых зависит духовный выбор человечества:
богословские и философские, социально-политические и исторические, творческие и
научные. Именно в этом нам видится долг современных христиан перед историей и
будущим.
Христианская мысль должны быть
голосом полной правды. Свидетельство о Христе требует бескомпромиссного
служения истине и мужественного обличения неправды жизни. Только этот путь
спасителен для нас, и только им мы можем подняться со дна тёмной пропасти, в
которую так долго скатывались. Правда часто жёстка, но только она оказывается
целительной. Полуистина есть форма лжи и самообмана, а Божия правда являет
собой бескорыстную любовь и беспредельное доверие к достоинству человека.
Поэтому «Выбор» будет органом свободного и откровенного высказывания по всем
духовным и жизненно важным проблемам.
Православная духовность требует от
нас, наряду с бескомпромиссностью мнений и откровенностью суждений, смирения в
самооценке и открытости любви. Нам необходимо восстанавливать атмосферу
христианского общения, учиться уважению чужого мнения и достоинства друг друга.
Наша общая задача — создавать отношения соборного творчества — свободы
каждого в единстве любви и взаимопонимания. Мы хотим возрождения свободной
христианской общественности, воспитания творческой активности, укорененной в
православном предании. Всё это тоже может послужить укреплению основ нашей
Церкви. Таким образом, христианский журнал необходим для отражения нынешней,
растущей и развивающейся вокруг нас духовной жизни, для осмысления и
кристаллизации современной культуры.
Истина во Христе одна, но пути к ней
различны. Духовному выбору предшествует восстановление исторической памяти,
осознание, поиск. Поэтому издатели не претендуют на то, что их журнал станет
рупором окончательной истины. «Выбор» будет органом совместного труда,
соборного творческого самоопределения. Живое внутрицерковное единство не исключает,
а предполагает различие точек зрения, независимую богословскую и философскую
мысль, смелые актуальные суждения. В православии нет и не может быть
человеческой инстанции, наделенной прерогативой окончательного решения всех
вопросов. Пусть не смущает читателя то, что самые заветные понятия, такие, как
Россия и Православие, также подвергаются дискуссии. Все мы стоим у врат нами же
поруганной Церкви. И нам ещё только предстоит смиренно вернуться на свою
духовную Родину — в лоно Русского Православия. Каждый христианин сейчас в
России призван совершить усилие поиска и восстановления. Каждый из нас должен
ощутить, что от его выбора зависит не только его личное спасение, но и спасение
его Родины, жизнь всего человечества.
Стремясь вернуться к собственным
религиозным истокам, мы видим наш журнал в традиции тех духовных поисков, о
которых напоминают «Вехи», «Из глубины», «Путь», «Из-под глыб».
Не предопределяя и не ограничивая
авторских точек зрения, издатели считают необходимым выразить своё отношение к
некоторым проблемам современности.
Прежде всего, наша боль и любовь —
Россия. Россия — этот наш дом, наша Родина, плохая или хорошая, но
единственная, и другой у нас на земле не будет. И если мы хотим жить и дать
будущее детям, мы должны не разрушать родной дом и не ждать пассивно, когда он
похоронит всех под обломками, а осторожно и настойчиво отстраивать его.
Мы сознаем, что духовный фундамент
России — русское христианство, Православие, которое воспитывало терпимость
и братское отношение к людям различных вероисповеданий в огромной стране. Но мы
видим, что по нашей общей вине многие соотечественники оказались безбожниками,
то есть людьми, слепо разрушающими духовные устои страны. Заповеди же нашей
небесной Родины требуют «возлюби врагов», то есть научиться относиться к
атеистам как к заблудшим браться во Христе.
В импульсе духовного общенационального примирения, который исходит от
христианства и основан на любви, милосердии и прощении, мы видим единственный
путь спасения России и всех в ней живущих. И более того, примером смиренной
любви и покаяния Россия может предуказать дорогу спасения всему миру.
Нам представляется, что перед лицом
угроз всеобщей гибели настало время признать, что современные глобальные
проблемы требуют объединения творческих сил всего народа и совместных поисков
различных групп общества.
Заветная цель — внести посильный
вклад в создание духовного единства нашего отечества — и является
причиной, побуждающей на приступить к изданию журнала.
Мы уверены, что и на гражданском
уровне необходимо осмысление непреложных исторических и религиозных истин.
Очевидно, государственная власть в СССР желает сохранить мир и руководить
процветающей державой, а не отсталой страной третьего мира. Но сейчас уже ни
для кого не секрет, что единственный путь к этому — открыть простор
свободному творческому проявлению всех граждан страны. Русские православные
христиане готовы внести вклад в дело возрождения и укрепления Родины. Но они
могут быть хорошими гражданами своего земного отечества лишь в том случае, если
государство не будет притеснять церковную жизнь и насиловать религиозную
совесть верующих. Именно духовный
радикализм христиан делает их умеренными консерваторами в жизни и хорошими
союзниками в деле творческого переустройства, ибо христиане предпочтут мудрое
равновесие, органичный рост и упорный труд всяким безответственным крайним
средствам. Сейчас в интересах самой государственной власти отказаться от
политики общеобязательного и насаждаемого атеизма, которая потерпела полное
банкротство, связана с самыми мракобесными силами страны и только
компрометирует власть в глазах своих граждан и всего мира.
Все более становится очевидным, что
восстановление нравственного здоровья общества, возрождение семьи, воспитание
совестливого, ответственного и трудолюбивого человека, то есть то, без чего
немыслимы благие преобразования в России, — требуют активного участия
тысячелетнего духовного наставника народа — Русской Церкви.
Одна из целей журнала — попытка
диалога христиан с атеистами по общим проблемам жизни.
Нам хотелось бы создать журнал, в
котором будут звучать современная христианская проповедь и апологетика,
проводиться богословские и философские дискуссии, в свете христианского
мировоззрения будут рассматриваться все жизненные проблемы. Мы надеемся на участие
в журнале свежих творческих сил, ищущих новые христианские пути в прозе и
поэзии, литературоведении и критике. Мы приглашаем читателей к тесному
сотрудничеству, надеясь не оставлять без внимания всякий отзыв или письмо. Наша
основная цель: привлечь творческие силы общества для совместного созидания
единой христианской культуры.
Журнал будет выпускаться
ежеквартально. Предполагаются следующие разделы журнала:
- Благая весть в современном мире
- Богословие. Философия
- 1000 лет Православия в России
- Россия и время
- К христианскому единству
- Поэзия и проза
- Литературно-критический отдел
- Публикации и переводы
- Дискуссии, письма в редакцию,
сообщения
Названия и расположения разделов
будут определяться каждый раз материалами, которыми располагает редакция.
Журнал предполагает публиковать труды русских богословов, философов, поэтов,
религиозный мыслителей, христианских писателей прошлого и современности, а
также переводы трудов католических и протестантских авторов.
К сотрудничеству приглашаются и авторы,
живущие вне России, и наши инославные братья. В качестве приложения к журналу
предполагается издание отдельных религиозно-философских книг современных
авторов.
В седьмом номере «Выбора» (январь-март 1989 год) в рубрике «От издателей» мы с Глебом Анищенко вновь выступили с программной статьей «Наша боль и любовь»:
Прежде всего, наша боль и любовь —
Россия. Россия — это наш дом, наша Родина, плохая или хорошая, но
единственная, и другой у нас на земле не будет», — так формулировала
позицию «Выбора» Программа издания, опубликованная в первом номере журнала,
разумеется, не все материалы журнала были тематически посвящены России. Но
отбирая ту либо иную работу, мы каждый раз применяли единый критерий: может ли
она внести хотя бы самую малую лепту в огромное дело возрождения России.
Однако, следуя этому принципу, мы
старались избежать и национально-конфессиональной замкнутости, ибо не одни мы
живём на земле. По мере сил «Выбор» пытался «содействовать встрече и взаимному
обогащению различных религиозных миров», узнаванию современным православным
миром своих инославных братьев.
При нынешнем идейном расслоении
нашего общества, в том числе и православного, подобный примиряющий подход
неизбежно вызывает неприятие у тех, кто занимает позиции крайние. Одних не
устраивают, скажем, публикации посланий Папы Римского, других — статьи о
Русской идее. Но, однако, наш подход не кажется плюралистическим (если под этим
словом понимать всеядность). «Выбор» — журнал программный, и мы стараемся
твёрдо стоять на своих принципах. Главные из них заложены, конечно, в Русском
Православии. Но, с нашей точки зрения, это не может вести к сужению
мировидения. Напротив, весь Божий мир, во всех его измерениях, должен попадать
в поле зрения, должен быть узнан и понят православным христианином.
Мы, конечно, отчётливо осознаем, что
не в силах объединить крайности, наложить друг на друга разные полюса. Но
реальной задачей может быть содействие поиску взаимопонимания между теми
частями христианского общества, которые хотят найти общие точки. Ещё раз
сошлёмся на Программу «Выбора»: «Заветная цель — внести посильный вклад в
создание духовного единства нашего отечества». Итак, тема России звучала во
всех номерах журнала. Это не значит, что издатели старались искусственно
вводить эту тему. «Выбор» существует в конкретном времени и обществе и
естественным образом отражает процессы, идущие в этом обществе.
В последние десятилетия мысли о
России, её бедствиях, судьбе, её прошлом и будущем набирали силу и обретали
голос. И сейчас настало время, когда «русский вопрос» встал, на наш взгляд, во
главе всех остальных вопросов, над разрешением которых бьется общество. Он
отдаёт болью не только тогда, когда речь идёт о судьбе самого русского народа,
но и в разговоре о народе армянском или грузинском, эстонском или еврейском.
Тут нет ничего удивительного. Русь стала когда-то тем ядром, вокруг которого
сложилось великое Российское государство. Если же поражается ядро, то аномалии
сотрясают весь организм. Не может быть здоровой жизни и у остального
человечества, одна шестая часть которого поражена раковой опухолью, дающей
метастазы в разные стороны.
У издателей не было мысли посвящать
теме России специальный номер. Но когда мы начали отбирать материалы, то,
неожиданно для себя, обнаружили, что все лучшие работы, которыми располагает
редакция на данный момент, в той или иной степени, но весьма
непосредственно связаны с этой темой.
Таким образом, содержание и тематику номера продиктовали не издатели и даже не
авторы, а те процессы, которые идут в современном обществе.
Авторов номера разделяют целые
исторические эпохи, многообразие жанров и тем, но это делает ещё более заметной
ту связующую нить, которая проходит, как нам кажется, через все работы.
Например, образы «блудного сына», «безумного старика», то есть больного
человечества, попытавшегося скрыться в безбожном существовании, рисуют поэт
Николай Стефанович, с одной стороны, и прозаик Зоя Крахмальникова — с
другой. О строительстве Вселенской Церкви из «камней» Церкви национальной пишет
Христов апостол Ерм. Также отдельные храмовые здания символизируют всю
отстраивающуюся Русскую Православную Церковь, — в современных материалах
об Оптиной Пустыни и Иваново-Вознесенске.
Нам остается окончить это вступление
возгласом, к которому, мы надеемся, присоединятся и читатели. Помоги, Господь,
Русской Церкви восстать из руин и лечь достойным камнем в здание Церкви
Христовой, которая одна может объединить и спасти мир!
В
уставе журнала «Выбор», зарегистрированном в министерстве юстиции СССР в июле
1990 года, было сказано:
2.1 Предметом основной деятельности «Выбора»
является объединение творческих сил христианской общественности для издания
ежеквартального литературно-философского журнала, книг, сборников и брошюр в
серии «Библиотека «Выбора»».
2.2 «Выбор» ставит перед собой
следующие цели:
- участвовать в процессе возрождения
духовной культуры России, в восстановлении связи с органичным её истоком —
Русским Православием;
- участвовать в возрождении свободной
христианской общественности, в воспитании творческой активности, укоренённой в
православном предании;
- быть проводником того импульса
духовного общенационального примирения, который исходит от христианства и
основан на любви, милосердии и прощении;
- быть органом свободного и
откровенного высказывания по всем духовным и жизненно важным проблемам.
Вокруг «Выбора»
Многие
известные русские люди за рубежом откликнулись на издание «Выбора», приняли в
нём участие. А.И. Солженицын на наши предложения сотрудничать в журнале
ответил.
Дорогой Виктор В. … и Глеб А. …
(простите, не знаю Ваших отчеств)
Я получил Ваши два письма, спасибо.
А сейчас пришло трогательное письмо
со многими, в том числе Вашими, подписями, от середины июня.
Передайте, пожалуйста, мою
благодарность всем им, кто писал вместе с Вами.
Это правда: все годы изгнания, всеми
помыслами и всей работой я — только на родине. И не теряю надежды при
жизни вернуться. Но это будет никак не возможно до напечатания в СССР моих
главных книг: я не могу вернуться как бы немым, ещё ничего не сказавшим — и
тогда начать восполнять сокрытие 50 лет моей работы — как же? газетными
статьями?..
Что же касается Вашего предложения —
сейчас принять участие в «Выборе», в связи с собственным 70-летием, — мне
кажется это нескладным, совсем неудобно.
Смог ли бы я принять участие в
независимой русской печати с какого-то момента? — сейчас не могу сказать.
Зависит от развития обстановки, в какую сторону, как.
Пока, я думаю, мои готовые книги,
какой бы ни тонкой струйкой они текли, — есть единственный верный,
правильный путь моего участия в русской жизни.
Сердечно желаю Вам успеха
в Вашем нелегком журнальном
начинании,
в Вашей публицистике в защиту
Православной Церкви.
И Вам, и всем Вашим друзьям — мои
самые добрые пожелания!
А. Солженицын