Личность – есть творческое
сораспятие Богу. На Кресте распята Личность Божественная и личность
человеческая. Иисус Христос призывает человека взять свой крест и
пойти за Ним: «Прийдите ко Мне, все труждающиеся и обремененные,
и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня: ибо Я
кроток и смиренен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо,
и бремя Мое легко» (Мф. 11, 28-30); «Если кто хочет идти
за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.
16, 24).
Назначение человеческого
существования в том, чтобы разделить Распятие Бога, в своей судьбе
поднять совместную с Богом ношу миротворения. Обращение человека
к Богу и означает принятие Креста Его. Личность по сути своей начало
крестоносительное. Быть личностью – великое бремя Креста (иго Моё):
бремя воплощения, бремя несения духовности, бремя свободы и личной
ответственности, бремя соборности, бремя любви. Вместе с тем, сполна
быть личностью – это великое счастье, счастье любви и свободы, творчества
и вселенской ответственности. Поэтому Спаситель и говорит: «…и
найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Человек
призван быть личностью в полной мере, что и значит быть самим собой и
не изменять себе ни при каких обстоятельствах. Быть самим собой означает
услышать слово Божье о собственном назначении, вспомнить о своём ответе-завете
с Богом в вечности, воплотить своё небесное призвание в земной жизни.
Входя в мир, человек
вынужден принять и бремя небытия. Само бытийствование состоит в том, чтобы
занять позицию борьбы с небытием. «Бытие содержит в себе и самоё себя и
небытие. Бытие содержит небытие “внутри” себя как нечто такое, что вечно
существует и вечно преодолевается в процессе божественной жизни» (Пауль
Тиллих). Бремя небытия – это осознание неотвратимости смертного конца: конца
своего и конца всеобщего. Принятие бремени небытия означает мужество
быть – это самоутверждение личностного бытия несмотря
на: вопреки всем силам небытия, стремящимся нивелировать и разложить
личность, несмотря на небытие, неотступно преследующее человека. Само борение
против небытия возводит человека на Голгофу: «Смертию смерть поправ».
Личный дух, как сотворец
Богу в создании вселенной, на каждом уровне бытия должен совершить
новый акт персонификации и возвыситься: хаотический беспорядок
сложить в начальную упорядоченность, единичность преобразить в единственность,
защитную реакцию самости прорастить в положительное индивидуальное
раскрытие, элементарное отличие преобразить в оригинальность, неповторимость
возвысить до самобытности, самопроизвольность и самообусловленность
индивида взрастить к творческой свободе личности. Всем этим индивидуация
обращается в персонификацию. Каждый из уровней реальности требует
своих усилий для удержания на нём и для поднятия выше. Каждая ступень
имеет свои притяжения, косность и инерцию, отяжеляющие и поглощающие
импульс личного духа к восхождению. На каждой ступени персонификации
на личностное начало обрушиваются новые опасности и силы сопротивления.
Духовно растущий человек в каждое мгновение ощущает на себе тяжесть
пройденного пути персонификации. Но человек призван к тому, чтобы
выдержать бремя реальности и возвыситься до духовной личности. В
этом крестонесение личностного бытия.
Рождение человека
в мир – выход из родового в индивидуальное существование – крайне
болезненно, ибо сопряжено с преодолением хаоса и косности материи.
Рост человеческого существа заключается в том, что душа постепенно
входит в мир, объемлет и впускает в себя новые «порции» плоти, созидая
из неё человеческий облик, преобразуя материю и запечатлевая в
ней свой индивидуальный образ. Но косность и инерция материи стремятся
расщепить душевное единство, поглотить душу в хаосе. Тотальная боязнь
хаотических стихий может привести к отказу от воплощения и прекращению
духовного роста. Безудержное же принятие плоти может расколоть душу.
Наша жизнь и состоит в балансировании между стремлением сохранить
собственную целостность и опасностями воплощения. С одной стороны,
личность подстерегает растворение в природном, родовом, коллективном,
с другой – ей грозит необузданное своеволие индивидуализма.
Человек призван стать
воплощенной личностью: открыться многообразию жизни, сохраняя уникальность
и духовную целостность. Кристаллизация начала личности неразрывна
от персонификации бытия в целом. В личности пересекаются две линии
её назначения: путь духовного самоуглубления – духовная вертикаль
бытия, и путь воплощения, принятие плоти, жизнь в её разнообразных
формах, – духовная горизонталь бытия. Из их пересечения
и складывается крест личностного бытия. Не всякий человек выдерживает
бремя крестонесения личности, ибо всё в мире сем искушает нас сбросить
ношу креста, облегчить невыносимую муку жизни, выйти в беспроблемное
существование. Но отказ от крестонесения не облегчает судьбу, а
ввергает человека в бессмысленный круговорот жизни, преисполненный
безблагодатным, непросветленным мучением. Это не очистительные
крестные страдания, а боль падения и погружения в хаос. Попытки облегчить
выбор чреваты искажением человеческого предназначения, потерей
связи с Творцом и замутнением видения Божественного замысла о
творении, ибо «кто не берет креста своего и следует за Мной, тот
не достоин Меня» (Мф. 10, 38).
Источник всех заблуждений,
греховных поступков в том, что человек пытается отказаться от бремени
Креста. Ложные и ошибочные пути запечатлеваются в культуре и притягивают
последующие поколения. Каждый из нас вновь и вновь подвергается искушению
облегчить судьбу, свернув на проторенную тупиковую стезю. Устал человек
от постоянного волевого усилия, от трезвения и склонен забыться в
сладостной дреме. Стремление облегчить жизнь отказом от творческих
мук и ответственности изначально не выглядит богоборческим. Но,
отдавшись безвольному влечению внеличностных сил, человек неизбежно
становится противником Божественного творения.
Для сохранения единства
личности требуется постоянное творческое усилие, преодолевающее
агрессию мирового хаоса. Песчинка человеческого «Я» находится
под всекосмическим прессом, терзаема вселенскими стихиями. Нередко
судьба человека искажается из-за попыток сбежать от этой муки. Многие
и физические, и душевные заболевания являются результатом или
формой отказа от бремени сохранения душевного единства. Так, например,
шизофрения может быть следствием расщепления души на изолированные
сферы, выпадающие из-под контроля личностного начала. Сознание человека,
отдавшегося хаотическим стихиям, распадается, его «Я» безвольно
«плавает» по различным душевным состояниям. При разрушении экзистенциальной
монадичности в оболочке человека может образоваться конгломерат
различных существований. Попытки облегчить жизнь отказом от бремени
бытия ввергают душу во власть безличных стихий и ведут к прогрессирующему
распаду личности.
Обрушивающиеся на
нас стихии провоцируют отказаться от уникального личностного назначения.
Все сферы жизни, все уровни и формы существования могут поработить
человека, лишить его личностного достоинства. И сам человек склонен
найти внешнюю опору, авторитет, чтобы избавиться от ига личной ответственности,
обрести инстанцию, которой можно делегировать полномочия и ответственность
личностного выбора. В каждое мгновение человеческая душа в неповторимой
ситуации, которая требует нового творческого самополагания, но
мы склонны воспринимать индивидуальную ситуацию через обыденные
условности. Когда мы поступаем по аналогии с тем, как поступил бы любой
другой, мы теряем специфику личностного бытия и жизнь определяется
внеличностными стихиями. Ответственное личное решение принимается
вопреки внешнему давлению, наедине c Богом и со своей совестью. Мы
призваны противопоставить свободу и уникальность личностного назначения
не только порабощающим силам и стихиям, но и высоким авторитетам,
нивелирующим личность. Принять всё, но не потерять при этом себя,
собственное подобие Божие – в этом крестонесение личности.
Человек поставлен между
Богом и миром. С одной стороны, как образ и подобие Божие, он обязан
быть соединенным с Творцом, в поисках истинных путей обращённым к
Тому, Кто и есть Сама Истина. Мы призваны не терять общения с Богом в
каждом помысле и поступке: «Проклят человек, который надеется
на человека и плоть делает своей опорою, и которого сердце удаляется
от Господа» (Иер. 17, 5). Одновременно мы призваны открыться
всему, что предлагает жизнь. Человек предназначен целостно
принять жизнь, ни от чего не отказаться, но на всём запечатлеть образ Божий.
Пережить всё во имя Христа. Это невероятно трудно: быть единовременно
перед лицом Господним и обращённым к мировым реальностям. Жить во
плоти, но «не поступать по плоти» (2 Кор. 10, 2). Это стояние
на пике, постоянное балансирование, и в этом тоже крестонесение
человеческой судьбы. Никакой путь не гарантирует человеку окончательного
торжества истины. Отовсюду его подстерегают соблазны и искушения
деперсонализации. И во всём требуется напряжённое творческое усилие,
чтобы удержать и возвысить личностное бытие. Но и защита своего «Я»
может быть угрозой индивидуальному назначению. Борьба за личностное
возрастание легко скатывается к гордыне, эгоистическому самоутверждению,
самости. Человек человечен не только в «Я», но и в «Ты», и в «Мы». Личностное
в человеке есть одновременно и взращивание в себе соборного, открытости
в любви к другим. И в этом тоже бремя личности.
Даже самые высокие
стремления не дают гарантий. Если человек отдаётся экзальтированному
религиозному чувству до полного обезличивания – это измена Богом
данному предназначению, а значит и Самому Творцу. Обезличенный индивидуум
не способен на достойное и целостное общение с Богом, его восприятие
Божественного частично, искажено. В подобном случае человек предстоит
не перед Богом Живым, а перед тенью собственного больного сознания
(«идея Бога», фетишизация культа). Обращённость к Богу требует
от человека встать в полный рост личностного достоинства.
И, наконец, высочайшее
и трагическое бремя свободы и ответственности. Это фокус, в котором
сходится человеческое назначение, из которого исходят все пути.
Человек свободен как никто в тварном мире. Его свобода простирается
до свободы отказа от своего назначения и принятия небытия. Бремя
свободы обрекает человека на трагическое одиночество в мироздании.
Вся тварь спасается страдательно и зависит от человеческого выбора.
Но даже на Бога человек не может переложить свой выбор: предвидение
Божие не означает предопределения человеческой судьбы. Всё, что
творчески совершается человеком – впервые привносится в мир, и эта
новизна определяет судьбу всего мироздания. Какое трагическое и
тягчайшее бремя – быть свободным как Бог! И какая беспредельная ответственность!
Тяжелее всего вынести крест свободы: «Нет у человека заботы
мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы,
с которым это несчастное существо рождается» (Ф.М. Достоевский).
Но только духовная свобода открывает путь к истине, к исполнению
вселенского творческого призвания человека.
Всё личностное требует
постоянной защиты и утверждения. Борение с личностным началом направлено
против бытия. Антиперсоналистические тенденции в культуре порождают,
раскрепощают и обрушивают на человека хаотические стихии, разрушают персоналистическую
ось бытия. Тоталитарные антиличностные мотивы могут быть вплетены
и в наиболее высокие достижения человеческой культуры. Это можно
сказать о Платоне. На первый взгляд загадочно, как в этом гении соединялись
прекрасный мир идей в золотых диалогах и тоталитаризм
«Государства», «Законов». Первое вошло в фундамент европейской
культуры, и здесь перед нами божественный Платон. Второе
же породило традицию тоталитарных утопий.
По существу же Платон
был последовательным. В его системе идеалистической онтологии были сформулированы
многие категории, вошедшие в сокровищницу христианской культуры.
Но основной пафос платонизма – тотальное подчинение всего
единому началу. По отношению к вечносущему Единому все
индивидуальности преходящи, являются его отображениями, они
предназначены рано или поздно слиться с Единым. Общеобязательное
единство является законом для всех единичностей. Диалектика – это
наука о разыскании единого принципа в каждой вещи.
В этой картине не остается
места индивидуальному, личностному бытию: абсолютизм Единого лишает
единичность как основу персонификации всяких субстанциальных оснований.
Индивидуальность принадлежит здешнему, недолжному, призрачному
миру и призвана к самоотрицанию во имя нивелирующего слияния
с Вечным Единым, индивидуальная душа есть не что иное, как
истечение универсальной Мировой души. В каждой области
жизни нужно найти единое начало, чтобы всё подчинить ему. В области
эстетического – это Красота, и всё индивидуально прекрасное
– только её искаженные отблески. В области нравственной – Благо
само в себе, в области познания – Единая Истина. Всякая
верная мысль и нравственный поступок являются лишь тенью, отображением
и смутным припоминанием единого их источника. В социальной жизни
– это благо Государства, которому тотально подчиняются вся жизнь
и перед которым лишается субстанциальных оснований человеческая
индивидуальность. Истинными людьми, людьми в полном смысле слова,
являются только мудрецы, которым открыто созерцание единой истины
и которые должны быть правителями государства.
С одной стороны, Платон
породил гибельную для человечества социальную утопию. С другой же,
наличие в христианской культуре принципов безличного идеализма
способствовало ложной ориентации. Когда духи социального небытия выплеснулись
из утопии в реальность (коммунизм, социализм, фашизм, либерал-большевизм,
глобализация…), христианская цивилизация была внутренне ослаблена
антиперсоналистическими тенденциями и не смогла противопоставить
защитные ценности. Этот опыт показывает, каким образом умаление
личностного начала разлагает божественную основу в человеке,
культуре и перерастает в восстание на творение Божие и на Самого
Творца.
Вместе с тем, тотальную
монистичность платонизма преодолело христианское богословие в представлениях о
Боге Троице – триипостасности Единого Бога, и о Богочеловеке. Этим заложило
онтологические основания разнообразия индивидуального бытия, высшей формой
которого является личность человеческая как образ Личности Божественной.
Мир созидается в диалоге,
в сотворчестве Божественной Личности и личности человеческой. Характер
богочеловеческого личностного общения задаёт онтологию бытия.
Сущность мира в целом и в своих частях не вещна, не предметна, но и не
идеальна, она персоналистична, родственна и ближе всего
живому облику личности, нежели мёртвым окаменелостям – материальным
или рациональным. Поэтому истинное познание должно быть не рационалистически-натуралистическим,
а экзистенциально-персоналистическим. Персонификация
бытия, взращивание личностного начала в себе и во всём, на что направлен
взор человека, – сердцевина человеческого назначения в мире и
высший пик его Голгофы. Корень, источник и венец мирового преображения
в диалектике Божественного и человеческого крестонесения.
В Распятии – несоразмерность и соизмеримость Божественного и человеческого.
Бог в любви принимает бремя человеческих грехов и искупляет их, потому
что они совершены на пути крестонесения человека. Человек, сораспинаясь,
приобщается Божественному замыслу и исполнению. Но на Кресте обнажается
и несоизмеримость твари и Творца: Бог поднимает всё – и Своё, и человеческое,
человек же только своё и только отчасти.