среда, 26 февраля 2020 г.

МЫ - РУССКИЕ



Я – русский националист. Ибо национализм – это любовь к своему народу. Поскольку ощущаю судьбу своего народа как свою, я стремлюсь быть просвещённым националистом: изучаю русскую историю и культуру, пытаюсь осмыслить русскую историческую миссию и русскую идею.
Просвещённый националист знает, что шовинизм, то есть радикальный, агрессивный национализм, вражда и ненависть к другим народам – враждебен подлинному национализму не меньше, чем агрессивный интернационализм. В свою очередь, эффективно противостоять шовинизму можно только с позиций просвещённого национализма.
Я – русский патриот. Ибо патриотизм – это любовь к своему отечеству, к своему государству. Просвещённый русский патриот знает, что тотальное всевластие государства – этатизм – подавляет жизнь человека и общества, в конечном счёте ведёт к саморазрушению государства. А шовинизм плюс этатизм – это фашизм. Поэтому этатизм враждебен патриотизму. Также как враждебен разрушительный для государства космополитический либерал-большевизм, который в девяностые оскорблял наше достоинство: «патриотизм – это прибежище для негодяев».
Просвещённый русский патриот знает, что русский народ строил русскую государственность как систему собственного выживания и самозащиты. Русский патриот гордится тем, что русские, отстраивая Россию, не уничтожили, не поработили и не крестили насильственно ни один народ. В отличие от колониальной политики «просвещённой» Европы, которая истребила и поработила аборигенов Северной и Южной Америки, Австралии и Африки, оставшихся в живых крестили огнём и мечом. Беспримерный исторический факт: в России до 1917 года сохранились все присоединённые народы, получили национальную грамоту и сформировали национальную элиту. Ибо русский государствообразующий народ отстраивал российскую государственность со всеми народами и для всех народов России. При этом русские несли на себе основное бремя государственного строительства. Элиты присоединённых народов органично вливались в русскую элиту. Можно ли было представить себе в американском конгрессе индейца, в английском парламенте – индуса, во французском правительстве – алжирца?.. В России же грузинский князь армянского происхождения Лорис-Меликов руководил правительством Александра II. А Петербург был интернациональным русским городом.
Ныне русских в России 85%, – больше, чем французов во Франции, которая считается национальным французским государством. Нас же заклинают: «Россия многонациональное государство». В таком случае – все государства многонациональные, ибо во всех живут разные народы, народности, племена. Россия – это русское многонациональное государство, в котором всем народам жилось не хуже, а многим лучше русских (крепостное право и воинская обязанность не распространялись на национальные окраины России).
Русские – суперэтснос, многонациональный народ, включающий множество этносов – народов и народностей. Русский – тот, кто говорит, думает по-русски и считает себя русским. «Русский татарин», «русский башкир», «русский еврей», «русский малоросс», «русский великоросс»… – органичная форма национальной самоидентификации в предреволюционной России, таковая историей завещана и новой России. За пределами России до сих пор всех нас так и величают: «русские», и мы, наконец, должны вернуть своё национальное именование. Когда мы говорим о себе, идентифицируем себя – выделяемся как народ из других, то должно говорить: «мы русские», а не славяне или «россияне», а тем более «русскоязычные».
Среди тех, кто считает себя русским, этнически русских подавляющее большинство. Поэтому этнически русским незачем опасаться размывания. Стремление создать этнически русскую государственность – зловредная утопия, ибо: 1) не осуществима: по каким принципам вырезать этнически чистые территории на просторах России? 2) братоубийственна: кто и на каких основаниях среди считающих себя этнически русскими будет выделять настоящих «чисто русских»? 3) не несёт ничего положительного для этнических русских; 4) неизбежно приведёт к столкновению с русскими не по этносу, а также с остальными народами России, – это развал России, – на каких основаниях им жить в одном государстве с «чисто русскими»?
Вместе с тем, отстаивание подлинных русских национальных интересов не умаляет других российских народов. От волеизъявления русского большинства страны зависит судьба шестой части суши и всех народов, на ней проживающих. В этом смысле действительно «Россия для русских». Как и всякое государство построено – не для иностранцев же. Притом, что в России всегда другие коренные народы, и даже те из них, кто не считал себя русским, имели и имеют не меньшие права, чем русские, а к иностранцам русские относились и относятся гостеприимней, чем к нам на Западе. И сейчас националистических эксцессов в России меньше, чем в Европе.

Но по политике и по тону в СМИ с девяностых годов ХХ века складывалось впечатление, что Россия вроде бы и не для русских. Государствообразующий народ в России подвергался расчленению, национальному унижению, а наш дом-государство – разрушениям. Доныне в России вопиет русский вопрос, – это вопрос жизни или смерти России. Основная национальная проблема в России – это русский вопрос. Без русского национального возрождения в России не возродится российское государство, значит – не выживут ни российские элиты, ни народы России. Русский просвещённый патриотизм никогда не подавлял другие народы России, а всегда был залогом государственного единства всех в России живущих.
Русский патриот болезненно переживает развал своего государства и расчленение своего народа («величайшую геополитическую катастрофу» – по признанию президента Путина). Весной 1992 года я как народный депутат России летел в Брюссель на международную конференцию. В ВИП зале аэропорта Шереметьева подошёл молодой человек: «С вами хочет поговорить министр иностранных дел Беларуси». Молодой ухоженный министр радушно обратился ко мне: «Виктор Владимирович, мы знаем, что вы этнически чистый белорус, мы внимательно следим за вашей политической деятельностью, может быть ваш опыт понадобиться вашей Родине. Вы опытный аналитик, скажите, как будут развиваться отношения наших стран дальше?». На «этнически чистый» я ответил то, что думал: «Мы единый народ. Расчленённый русский народ рано или поздно восстановит своё единство. От нас, политиков, зависит только – раньше или позже, с большими или меньшими жертвами». Министр оторопело: «Ну, нас теперь только танками соединишь». На что я выдал своё заключение: «Вас, политиков, – может быть и танками, а народ сам воссоединится».
Противникам русского национального возрождения пора бы осознать закон природы – национальной:
- немногочисленная ксенофобия в среде русских – это ответ ну агрессивную русофобию как со стороны либерального правящего слоя, так и со стороны приезжих из национальных окраин;
- чем мощнее национальное унижение и подавление народа, тем радикальней реакция национального сопротивления (см. пример Германии после первой мировой войны). Если русский народ будет расчленён до уровня губерний, то восстановит государственное единство фашиствующий режим. Предотвратить эту гибельную для всех перспективу может только русское национальное возрождение, – восстанавливающее традиционную российскую государственность. Российский же правящий класс до сего дня больше всего боится именно русского возрождения.
Это продемонстрировано и событиями на Манежной площади в декабре 2010 года. Очевидно, что это не организованное, а стихийное событие, что не исключало действий примазавшихся к нему провокаторов. Очевидно, что это был прорыв массового недовольства несправедливости социальной и национальной. Были там и экстремисты, избивающие инородцев. Это недостойно русского националиста и патриота. Это чудовищно само по себе и должно жёстко наказываться законом, как избиение и убийства на национальной почве русских парней. Но тоже очевидно, что в европейских странах в такой ситуации молодежь ведёт себя несравненно экстремальнее – с большими жертвами и разрушениями. На Манежной, кроме ободранной ёлки, не было разрушено ничего. Были вскинутые руки, но большинство – со сжатыми кулаками. Лозунги «Россия для русских!», «Россия не Кавказ!» и «Русские, вперёд!», не фашистские, а протестные, против вызывающего наглого поведения выходцев с Кавказа на исконно русских территориях, против убийств ими русских (что становится уже похожим на перманентный терроризм) и реального покровительства кавказским экстремистам продажными «полицейскими». (Псевдолиберальные СМИ в унисон завопили о «фашистском путче». Через несколько дней солидарная с Манежем молодёжь держала большой лозунг: «Патриотизм – не фашизм». Мне больше верится молодёжи а не либерал-большевикам, которые меня и моих соратников в девяностые называли «коммуно-фашистами», «красно-коричневыми».) Очевидно – была бы справедливость закона, не были бы отпущены убийцы в ответ на «солидные» «прошения» со стороны кавказской диаспоры, – не было бы Манежа.
В той ситуации власти заговорили о преступных организаторах, о радикальных националистах и левых экстремистах. Президент пригрозил: «со всеми кто гадил, разберёмся… Бардака на улицах и в общественных местах быть не должно. Опять же закон природы – психологической: брутальность выражений свидетельствует не о силе, а о слабости и растерянности. О событиях на Манежной президент отозвался так: «Погромы (которых по существу не было, – сравните с таковыми в Европе), нападения на людей, должны быть квалифицированы как преступления, а лица, их совершившие, понести наказание». Про нападения на людей – верно. Но в первой реакции ни слова об убийствах русских парней, о коррумпированных силовиках, спровоцировавших массовые выступления, о том, что вопиюще демонстративное попрание выходцами с Кавказа нашего жизненного уклада и наших традиций становится уже чуть ли не нормой.
В то время правящие слои так и не сделали выводов перед лицом грозных предзнаменований, ибо слепы и борются только за свои эгоистические интересы. Призваны сделать эти выводы просвещённые русские патриоты и националисты.

В девяностые режим впрямую разрушал государственность и унижал национальное русское достоинство. С двухтысячного года власти удалось остановить распад страны. Но цена этого огромна: неэффективная власть, погрязшая в коррупции, отсутствие насущных преобразований, увеличение социального расслоения и социальной несправедливости, подавление политической активности общества, вал наркоторговли, насаждение государственными телеканалами бездуховности и аморализма… Главное – отсутствие у власти и либеральных культурных слоёв понимания того, чем они пытаются управлять: основ русской цивилизации и российской государственности. Соответственно – отсутствие всякого стратегического видения.
Возвращение исконно русских Севастополя и Крыма, необходимость защиты миллионов русских на Востоке Украины пробуждает русское национальное самосознание и обновляет русскую историческую память. Самое время разоблачить мифы, которые злонамеренно внедрены в общественное сознание за последние десятилетия.
Для оправдания Беловежского государственного переворота в декабре 1991 года был запущен миф о «единстве славянских народов». С тех пор нам внушают, что Российская Федерация, Украина и Белоруссия населены «славянскими народами». Авторы этого мифа сознавали мощные центростремительные силы раздираемых частей русского народа, поэтому прикрывали разрушение страны демагогией о «славянском единстве». С нелегкой руки «реформаторов» призрак «мы – славяне» и сегодня бродит по России и оторванным от неё территориям. Утопия, порождённая политической конъюнктурой, может привиться в истории, что неизбежно отзовётся новыми катастрофами.
Вспомним, что до 1917 года русские, украинцы и белорусы были народностями русского народа, говорящими на великорусском, малорусском и белорусском наречиях русского языка: «Русский язык – это совокупность тех говоров, поднаречий и наречий, на которых говорит русский народ, то есть известные племена и народности, объединённые общностью нравов, верований, преданий и самого языка» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). В русском этносе, состоящем из множества народностей, основными народностями являются: великоросская (среднерусская), малоросская (украинская), белорусская.
Когда Малороссию и Белую Россию захватывали другие государства, они неизменно возвращались в лоно единой России. Поэтому истории не известны ни великоросская, ни украинская, ни белорусская нации, ни «суверенные» великоросское, украинское (краткий период в годы Гражданской войны не в счёт – в революционной стихии каких только «государств» не создавали) и белорусское государства. Из чего следует историческая предопределённость русских жить в едином государстве.
Очевидно, что и в советский период, при глобальных социальных и экономических потрясениях, не произошло ничего, что превращало бы великоросскую, малорусскую и белорусскую народности в отдельные самостоятельные народы. Хотя идеологизированный политический язык содержал такие понятия, как «белорусский народ», «украинский народ». Иначе говоря, до 1991 года в истории нет свидетельств распада русского народа. Земли Западной Руси завоевывались или отъединялись насильственно, и при появлении исторических возможностей возвращались в лоно русской государственности.
Помимо этнически русских к русскому народу относятся множество национальностей России. Ибо русские – это суперэтснос, многонациональный народ, включающий множество этносов – народов и народностей. Славянами русские являются вместе с поляками, чехами, словаками, болгарами, сербами, хорватами, боснийцами, македонцами, словенцами, черногорцами. Когда мы обращаемся к братским народам, мы можем говорить: мы с вами славяне. Но когда мы говорим о себе, идентифицируем себя – выделяемся как народ из других, то должно говорить: мы русские, а не славяне или россияне, а тем более русскоязычные.
Патриотическая общественность призвана открыто формулировать основные жизненные интересы русского государствообразующего народа. Мы должны бороться за признание статуса разъединённого русского народа. Из чего следует признание дальнейших попыток развала российского государства – преступлением против великого народа. Территории дореволюционной России или бывшего СССР, населённые русским большинством, объективно тяготеют к восстановлению государственного единства, ибо государство есть форма самосохранения русского народа. Территории с русским большинством – Российская Федерация, Белоруссия, Украина (за исключением Галиции – нескольких западных областей, исторически, культурно, религиозно давно ориентированных на Запад), Южная Сибирь (ныне называемая Северным Казахстаном) – и до сего дня тяготеют к тем или иным формам воссоединения. Задача национальных лидеров – создать условия для исторического волеизъявления народа, разорванного на части. Политики должны учитывать современные сложные реалии, но в свете стратегической целинационального воссоединения. Эта установка открывает долгий, многотрудный, но реальный путь: финансирование русских общественных организаций и СМИ за пределами Российской Федерации; информационная и дипломатическая поддержка десятков миллионов соотечественников, лишённых родины; переселение русских из территорий, окончательно ушедших из России; экономическое сближение, размывание таможенных и иных барьеров, соединение интересов безопасности и обороны, конфедеративные союзы, а то и референдумы спорных территорий (или бесспорных, – как Крым и Севастополь). А если потребуется, то встать на защиту жизни и свободы русских людей в любом месте земного шара. Ко всему этому следует относиться не как к обременительной помощи кому-то, а как к программе национального самоспасения. Важно не поддаться сладкоголосому пению политических сирен о том, что свершившееся исторически необратимо, что «народы – независимые», а «государства – суверенные». Если же отдадимся антинациональному гипнозу, то в недалёком будущем услышим от тех же аналитиков, что Московское, Сибирское, а может быть, и Тверское государства тоже «суверенные» и должны жить в дружбе, поскольку населены «славянскими народами»
Итак, по данным 2001 года русских в Крыму более 60%, украинцев – около 24%. Строго говоря, те, кто называют себя русскими, – являются великоросской народностью русского народа. Конечно, агрессивная государственная деруссификация вынудила многих великороссов назвать себя украинцами. Те же, кто считают себя украинцами, строго говоря, являются малороссами, то есть народностью русского народа. К этому нужно добавить, что многие представители других народов Крыма тоже сознают себя русскими. Таким образом, в Крыму проживает около 90% русских. Именно поэтому там практически все говорят по-русски, и именно этим объясняется ошеломляющее единодушие в референдуме. Отсюда следует, в Крыму мы защищаем не «братский народ», а сами себя – русских людей и исконно русские земли.
Уже очевидно, что упущенные два десятилетия для работы с миллионами русских на Украине ныне придётся компенсировать срочными мерами, в том числе и силовыми. Ибо миллионам русских людей в Крыму и на Востоке Украины грозит не только дерусификция, но и геноцид. Об этом вопиет множество фактов. Так, например, читаем на официальном сайте украинской национальной ассамблеи УНА-УНСО обращение политического совета «Правого сектора»: «К российским и русскоговорящим Украины. Украинский революционный национализм не есть идеология ненависти к российскому народу. Мы считаем, что дерусификация Украины – целиком справедливое и необходимое явление. Понятие дерусификация» означает, что этнические украинцы вернутся к собственному языку, истории и идентичности». То есть, они говорят великороссам и малороссам: вы не русские, а украинцы, вы просто забыли, что вы украинцы, поэтому мы заставим вас это вспомнить. А тем, кто не захочет «вспомнить», грозит насилие и физическое истребление.
И для украинских русофобов очевидно, что несколько областей современной Украины (начиная с Крыма) до коммунистической «картографии» (когда границы республик – территорий единого государства – нарезались по любой прихоти и произволу власти) никогда не входили в украинское государство (которого никогда и не было), и несколько столетий были русской территорией России. Естественно, что столетиями на этих территориях жили русские, естественно и то, что они и доныне считают себя русскими. За защиту и сохранение Крыма и Севастополя пролито много русской крови, – это входит в национальный русский архетип, когда почти каждым русским это переживается как личное событие и личная драма: «Севастополь – город русской славы». Беловежские заговорщики раскромсали страну по искусственным границам, а украинские русофобы и их единомышленники в России пытаются нам внушить, что «так и було», что даже Севастополь, на момент Беловежского сговора не имевший никакого отношения к Украинской республике (город союзного подчинения), – тоже украинский. «Западенцы» и их глашатаи хотят убедить русское абсолютное большинство этих территорий, что они – украинцы?! Люди, декларирующие себя объективными и справедливыми, уверяют, что на этих территориях нет никакой насильственной дерусификации?! (Газет и книг на русском на Украине больше не из-за придуманной ими культурной экспансии из России, а потому что люди и на Украине в большинстве своём до сего дня читают по-русски). Они убеждают нас, что для миллионов русских людей на Украине (и в России, ибо естественно, что мы переживаем за своих соотечественников) должно быть органичным всё происходящее на Майдане и в Киеве, а также информационное доминирование западноукраинской идеологии?! Трубадурам «незалежности» не стоит убаюкивать себя мыслью, что эти проблемы навязывают «москали», ибо объективным фактом является то, что миллионы русских людей до сего дня жили мирно на Украине только потому, что был некий хрупкий культурный компромисс между достаточно чуждыми (исторически и культурно) украинскими западом и юго-востоком. Не уверяйте нас и себя, что осмысление всего этого является экстремизмом и чревато войной. Напротив, вряд ли миллионы русских на Украине органично (то есть мирно) примут насильственный слом их цивилизационной самоидентификации, то есть полную и окончательную дерусификацию, которая неизбежна при так называемом «европейском выборе» «западенцев».

«Без мигрантов наше население будет уменьшаться, уверен член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер...» (2013 год). Поразительное заявление: практически манифест необходимости вытеснения коренного населения России инородцами. То есть, институт Гонтмахера видит "современное развитие" в том, чтобы в течение нескольких десятков лет русский народ был заменен мигрантами!? Это и является целью всех властей всех уровней в России?! При том, что гипотетично само предположение о неизбежности современного вымирании коренного населения России: русский государаствообразующий народ в течение тысячелетия выходил из всех катастроф более сильным. Власти и правящий слой (хотя бы для самовыживания, ибо без государствообразующего народа не будет России, а без России не будет никаких там властей и элит…) должны делать все, что способствует пробуждению в народе воли к жизни и к борьбе за самосохранение. Необходимые действия властей и правящего слоя в большинстве своём прямо противоположны тому, что насаждается нашими «властителями умов» - недоумками. Повышение социального и нравственного статуса семьи, материнства и детства. Ошибочно полагать, что для увеличения рождаемости достаточно повысить уровень благосостояния граждан. Рождаемость падает, и продолжительность жизни уменьшается в обществе, лишённом основных жизненных ценностей и утерявшем смысл существования. Бесцельность и бессмысленность жизни лишает воли к жизни и бессознательного стремления её продолжить. Разоблачение деятельности зарубежных «миссионеров» и их апологетов в России, разрушающей семейный уклад и развращающей молодежь и детей. Работа с молодежью и родителями, ориентация их на создание многодетных семей. Борьба с растлением детей и подростков как с одной из главных причин демографического спада. Утверждение в общественном сознании культа семьи и здорового образа жизни – традиционной ценностной ориентации в семье. Разработка гуманитарных аспектов проблем преступности, наркомании, суицида – воспитание чувства ценности жизни, ответственного отношения к жизненному предназначению, без чего малоэффективны полицейские и медицинские меры.

Таким образом, только Российское государство способно сохранить в истории каждый народ России и все её элиты, способно защитить традиционный российский жизненный уклад, культуру и цивилизацию. Только русский прорыв – национальное возрождение государствообразующего народа – является подлинным ресурсом восстановления российской государственности. Русский народ строил государство для всех народов России, он всегда отличался веротерпимостью и отсутствием агрессивного шовинизма. Поэтому жизненный интерес каждого народа России и всех её элит – общероссийских и региональных – в русском национальном возрождении. Нынешнее разложение, необъятная коррупционная кормушка, безнаказанная масштабная наркоторговля привлекают в столицы низкопробные человеческие образцы из национальных окраин. Дело возрождения России способно объединить лучших русских и не русских людей России.
Мы должны осознать: остаются последние шансы возвращения национального духа к самому себе. Отделяя зёрна от плевел, мы должны узреть главные задачи русского национального возрождения:
Восстановление исторической памяти, без провалов, без искажений, обогащённой трагическим народным опытом, без кривозеркалья последних десятилетий.
Обретение полноты национального самосознания – духовного, соборного, державного, без псевдолиберальных иллюзий, «красных» рецидивов и «коричневых» примесей.
Отказ от попыток коммунистической реставрации, ибо невиданною кровью доказана полная противоположность интернациональной коммунистической идеологии и русской идеи. Но и не оголтелый «антикоммунизм», направленный против обездоленных людей, для которых красные флаги не столько выражение коммунистической реакции, сколько символ социальной справедливости.
Окончательное разоблачение антинационального характера либерал-большевистской утопии.
Отказ от экстремизма, шовинизма, этатизма. Русское сопротивление невозможно под противными русскому духу знаками серпа и молота, свастики, языческими или руническими символами, оно возможно только под традиционным российским стягом, державным орлом, перед ликом Спасителя.
Национальное примирение и взаимная терпимость всех, кто хочет сохранить российский государственный дом, ибо только его стены гарантируют нам возможность для органичного разномыслия и мирных поисков согласия.
«Русские вперёд»«Россия – вперёд» без этого немыслима) – это не фаланга крутолобых боевиков, нацеленных на очередную бойню, а содружество вдохновенных созидателей, совестливых мыслителей, мужественных воинов, красивой и талантливой русской молодёжи, – возрождающих традиционную Россию, а не воплощающих очередную утопию. Это не фашизм, не шовинизм, не нацизм, а просвещённый патриотизм, просвещённый национализм.
Мы должны отказаться от всевозможных «измов», от зигзагов влево и вправо и выйти на живительный «царский путь» – к возрождению русской православной цивилизации.

Антинационально настроенная элита не имеет в России исторических перспектив. Правящий слой не делает должных выводов перед лицом грозных предзнаменований, не подаёт признаков приведения в действие мощнейшего ресурса всех благих преобразований в России, до сего дня демонстрирует фобию (не понимание, боязнь и враждебное отношение) к русскому национальному возрождению.  В этот поистине грозный час осознаем своё национальное патриотическое призвание, сформулированное великими русскими:
«Величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа» (М.В. Ломоносов).
«Мы – русские и потому победим» (А.В. Суворов).
«Я готов поднять на своём знамени – Россия для русских и по-русски, и поднять это знамя как можно выше» (М.Д. Скобелев).
 «Хозяин земли русской есть один лишь русский. Так было и всегда будет» (Ф.М. Достоевский).
«Россия – для русских» (император Александр III).
 «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам его из меня не вытравить» (Д.И. Менделеев).
«Мы призваны творить своё и по своему, русское и по-русски» (И.А. Ильин).
«Народ, не имеющий национального самосознания, есть навоз, на котором произрастают другие народы» (П.А. Столыпин).
«Русский народ является самым большим разъединённым народом» (В.В. Путин).


среда, 12 февраля 2020 г.

ПРОБУЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА. Из книги "От великих потрясений к великой России"


С дочерью Иной

Написанное более двадцати лет назад во многом актуально.

Мобилизующий призыв верховной власти должен быть адресован прежде всего русскому народу-государствообразователю. Беспрецедентные в мировой истории факты говорят о совпадении жизненных интересов русского народа и других народов России. Русский народ является мобилизующей общностью, возрождение которой является необходимым и достаточным условием российского возрождения, которая по природе своей не способна к ксенофобии и подавлению других национальностей. Беспочвенны и спекулятивны обвинения русских в шовинизме, боязнь «русского империализма», националистических войн и развала страны при национальном русском пробуждении. Возрождение патриотизма и раскрепощение жизненного интереса русского народа являются условием возрождения всех народов России.
При отсутствии мобилизующего национального идеала русский народ увядал. Насаждению враждебного образа жизни народ сопротивлялся пассивностью, безучастием, предпочитал вымирать, нежели принимать чуждые формы жизни. Так было в коммунистический период, эти тенденции проявлялись и в девяностые годы ХХ века. Спасителен для русского народа органичный национальный идеал, который укажет общенациональные цели, мобилизует национальный дух и пробудит энергию жизни и борьбы.
Мы переживаем сложный и длительный процесс восстановления духовной конституции народа. При выздоровлении закономерны осложнения, провалы памяти, впадение в бредовые состояния. Процессы оздоровления и рецидивы болезни могут проявляться в одном и том же субъекте. На вершинах российской политики мало людей, которые обладали бы полнотой исторической памяти, национального самосознания и воли. Многие политики невежественны в понимании тысячелетней истории России, русской культуры. Политические лидеры, лишённые религиозной веры и религиозной совести, спонтанного чувства исторического долга и ответственности, не могут не быть разрушителями России, русской православной цивилизации. Ибо они не предстоят перед Творцом мира, а пресмыкаются перед прахом земным, который есть моль и ржа. Те представители элиты, которые демонстрируют свою религиозность, по существу не пережили религиозного обращения. Ибо религия не сводится к обрядоверию, искренняя религиозная вера задаёт основы миросозерцания.
Этим, прежде всего, объясняется большинство наших бедствий. Решения о разрушении союзного государства, о гибельной экономической политике, о расстреле парламента страны в 1993 году, о чеченской бойне в 1995 году принимали безрелигиозные люди, которые ничего не понимают не только в высших ценностях, но и в реальной жизни, поскольку их сознание идеологизировано, утопично, клочковато, историческая память отсутствует, воля редуцирована до инстинктов власти и наживы. Чеченская война в 1996 году была позорно проиграна не из-за недостатка вооружений, а потому, что солдаты не понимали, во имя чего они отдают жизни. Это было поражение не армии, а поражение национального духа. Ответственные лица не могут принять ответственных решений не только из-за непрофессионализма, самолёты падают, дома проваливаются и горят не только по техническим причинам... Основная причина нестроений на нашей земле – в отсутствии национальной воли, воодушевления национальной идеей – того, что придаёт смысл жизни, мобилизует жизненные силы на созидание.
Сегодня в организме нации собираются и концентрируются здоровые силы. С начала девяностых вызрело новое поколение, свободное от гибельных идеологем. Кристаллизуется государственническое сознание и в среде политиков, которые начинают понимать, что шкурные амбиции и смертельная борьба за власть чреваты общей катастрофой. Та же обездоленная армия, те же генералы, которые потерпели поражение на Кавказе в 1996 году, с 1999 года одерживают победы потому, что проявились признаки государственной воли, пробуждается патриотическое жизнеощущение, высшее руководство принимает на себя хоть какую-то ответственность. Идёт процесс национального возрождения элиты. В жёстких условиях уголовного и чиновничьего рэкета в мелком и среднем бизнесе формируется класс деловых людей, обладающих профессионализмом эффективных собственников и зачатками гражданского сознания, в отличие от номенклатурных выходцев и олигархов, способных только на интриги и уничтожение друг друга при разграблении страны.
Исход зависит от того, успеют ли восстановиться здоровые ткани национального организма до того, как он будет разрушен окончательно или когда восстановить его смогут радикальные силы и средства. В этих условиях власть обязана выдвинуть идеологию духовного обновления общества. Только общенациональная идея способна преодолеть вековечное отчуждение власти и общества, более того – объединить усилия власти и народа для реализации общенациональной программы возрождения.
Этому наиболее соответствует концепция русского национально-религиозного консерватизма, или либерал-консерватизма: первичность духовных ценностей; приоритет ответственной личности не отменяет, а утверждает приоритет национальных интересов; ценность нации, государства, семьи, общественной нравственности, общественного порядка, социальной ответственности индивида, чувства служения гражданина, атмосферы терпимости; в культуре – свободное творчество в традиции и при нравственном самоконтроле; в экономике – ответственность экономического субъекта и прозрачность административных решений.

Власть должна заниматься не только материальной стороной жизни общества – экономикой и политикой. Задача государства – создавать оптимальные условия для духовного и нравственного роста человека, формирования свободной, творческой, ответственной личности. Духовное здоровье нации и состояние общественной нравственности – это проблемы не только частной жизни или гражданского общества, но и проблемы государства. Коммунистический тоталитаризм дал негативный пример внедрения власти в жизнь людей – насилием и ложью. На другом полюсе – западное плюралистическое общество, где декларирована независимость общественной и частной жизни от государства (хотя на деле власть сильно влияет на состояние общества и человека). Государство должно стремиться к духовному и нравственному возрождению нации. Ибо государственная мощь покоится не только на крепости государственных структур, а на патриотизме и государственном сознании граждан. Если нравственными и духовными проблемами жизни общества не занимается наше государство, то на важнейшую жизненную сферу неизбежно негативно влияют враждебные силы извне.
В России государство создавало условия для значимых достижений народа. Современная задача национальной власти – формировать стратегию развития страны, определять приоритеты, цели и задачи, для решения которых использовать государственные ресурсы и механизмы. При этом власть должна объяснять обществу смысл своих инициатив, обоснованность своих решений. Поэтому не только независимые средства массовой информации, но и государство должны влиять на формирование общественного мнения и предлагать обществу программу. Верховная власть призвана декларировать историческую миссию России в современном мире и на основе этого – современный национальный идеал. Это не должна быть очередная утопия, прикрывающая корыстные интересы правящих кланов. Верховная власть во имя самосохранения и спасения России должна выразить национальные чаяния, что способно пробудить национальные энергии.
Ещё Гавриил Романович Державин выразил духовную связь власти и народа, то стремление к великим свершениям, которое способно пробудить в народе праведно действующая власть:

Чего не может род сей славный,
Любя царей своих, свершить?
Умейте лишь, главы венчанны,
Его бесценну кровь щадить.
Умейте дать ему вы льготу,
К делам великим дух, охоту,
И правотой сердца пленить.
Вы можете его рукою
Всегда, войной и не войною
Весь мир себя заставить чтить.

Оздоровительные процессы в обществе, наметившиеся в настоящее время, можно значительно усилить поддержкой со стороны государства. Для решения проблем исторического значения необходимо мобилизовать общенациональные ресурсы и осуществлять общенациональные программы. Это под силу только верховной власти. Но все высшие государственные структуры ориентированы на материальные задачи и перегружены решением каждодневных проблем. Близкие гуманитарной проблематике государственные учреждения решают вопросы ведомственно и фрагментарно, ограничены корпоративными интересами. Ни одна государственная инстанция не занимается стратегией возрождения русского государствообразующего народа, проблемами, которые несут наибольшие угрозы российской государственности и цивилизации. Верховная власть призвана заняться духовными аспектами национальной безопасности.
Враг России Бжезинский объявил Россию «большой чёрной дырой на карте мира», а после распада СССР с удовлетворением провозгласил: «Россия повержена – у неё нет концепции бытия». Опровергнуть этот приговор может только пробуждение самосознания русского национального духа. Лечение национального духа, или поиски Россией себя, должно начаться с формирования концепции духовного оздоровления нации, которая имеет следующие основные направления.
1. Религиозное возрождение. Правящий слой и власть призваны осознать, что религия и религиозные ценности определяют духовное и нравственное здоровье общества. При этом Русская Православная Церковь является основной цивилизационнообразующей и государствообразующей религией России, духоводителем народа, главным защитником целостности державы и межрелигиозного согласия, которое веками оберегало Россию. Россия – светское, но вовсе не атеистическое государство. Отделение Церкви от государства не означает отделения народа от Церкви, а верховная власть должна служить гарантом защиты и сохранения цивилизационной идентичности. Поэтому попечение о благе и независимости Церкви, о соработничестве религий на ниве социального служения является приоритетной задачей государства. После многих десятилетий государственного атеизма и религиозных гонений государство должно вернуть исторический долг верующим, для чего требуется поддержка государством традиционных религий: установление их плодотворного взаимодействия с властью и обществом в духовно-нравственном воспитании; борьба с псевдорелигиозными античеловеческими сектами; противостояние размыванию традиционной для России религиозности; государственная поддержка миссионерской деятельности традиционных религий, а также поддержка Русской Православной Церкви на её канонических территориях за пределами России.
2. Патриотическое оздоровление. Ответственную, свободную и творческую личность можно взрастить только в органичном духовном климате, в обществе, ориентированном на вечные ценности, на воспитание чувства любви к большой и малой Родине, национальной гордости, гражданской ответственности. Ибо без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма человек ущербен: если в душе нет земной Родины, через которую открываются история и вечность, то не существует инстанции ответственности, долга и совести. Миссия России – служение Богу и людям, сбережение земли предков и сбережение народов, соединивших свои судьбы с судьбой Российского государства. Русский народ – государствообразующий, русские – не этническая группа. Русскими издревле называли и сегодня называют за рубежом всех тех, кто проживает на бескрайнем пространстве исторической России, считая Россию своим Отечеством. Русский – тот, кто говорит по-русски, думает по-русски и считает себя русским. Русское национальное возрождение является условием возрождения России и подлинным гарантом безопасности для каждой этнической группы, связавшей свою судьбу с Россией, а также гарантом сохранения тесных связей родины с соотечественниками. Великий суперэтнос – русский народ – как государствообразующее начало является полноправным хозяином колоссальных ресурсов России.
3. Сохранение и воссоздание культурных традиций. Цивилизационное наследие России, религиозные и культурные традиции являются основой народной жизни, обеспечивают преемственность поколений, служат залогом грядущего развития нашей державы с тысячелетней историей. Необходимо осознать, что российскому государству не пятнадцать, и даже не восемьдесят лет, что до сего дня не востребован огромный исторический и культурный ресурс тысячелетней русской православной цивилизации. Восстановление общенациональной самоидентификации возможно на основе базовых ценностей и жизненно важных традиций русской культуры. Добиваться приоритета культуры в государственной политике, поскольку культурная политика в России – это не отдельная отрасль, выделённая по цеховому принципу, а смысл всей политической деятельности в многонациональной стране. Культурной должна быть сама государственная политика. При этом важнейшая особенность Российской цивилизации – единое языковое, информационное и образовательное пространство.  Необходимо подвигать к целенаправленной деятельности государственные и общественные институты в воссоздании российских духовных, религиозных, нравственных, общественных, государственных, семейных традиций. Культура должна существовать не на остаточном принципе, ибо культурные достижения являются смыслом и оправданием существования цивилизации. Необходимо повышать статус культурного наследия и культурного творчества. Восстановление традиционной духовности и культуры возвращает народ к своим национальным архетипам – пробуждает великие таланты великого народа и присущую ему историческую активность.
4. Восстановление общенационального единства. Насильственно расчленённый русский народ при разрушении СССР стремится к восстановлению государственного единства. Необходимо разработать программы мирного конструктивного воссоединения территорий, на которых большинство населения составляют русские. Во имя общенационального единства следует консолидировать общество, преодолеть разобщённость власти и народа, насаждаемую идеологическую вражду, узко-корпоративные настроения, блокировать сепаратистские тенденции культивируя общенациональные цели и идеалы; преодолевать денационализацию одних и маргинализации других групп интеллигенции через вовлечение в общенациональные программы, через осознание исторического предназначения российской нации, объединяющей все народы России.
5. Преодоление угрозы демографической катастрофы – духовный аспект. Для преодоления демографической катастрофы недостаточно повысить уровень жизни населения. В обществе, лишённом основных жизненных ценностей и утратившем смысл существования, падает рождаемость и продолжительность жизни. Бессмысленность и бесцельность лишает народ воли к жизни. Воля к жизни – в вере предков и памяти поколений, в семейных ценностях и почитании наших стариков, в преклонении перед чудом материнства и детства. Необходима государственная защита от зарубежных и доморощенных «миссионеров» и лжеучителей, разрушающих духовный строй жизни и семейный уклад и развращающих молодёжь и детей. Необходимы государственные и общественные программы работы с молодёжью и родителями, повышение социального и нравственного статуса семьи, материнства и детства поддержка многодетных семей, борьба с растлением детей и подростков как с одной из главных причин демографического спада, утверждение в общественном сознании культа семьи и здорового образа жизни. Жизнь – высший дар. А всё, что его губит – преступность, наркомания, циничная пропаганда насилия и извращений, абортов и суицидов – должно быть искоренено в зародыше. Борьба с социальными болезнями и пороками – духовная борьба, которая не сводится к полицейским мерам, медицинской помощи и социальной профилактике. Разработка гуманитарных форм борьбы с преступностью, наркоманией, суицидами – воспитание чувства ценности жизни, ответственного отношения к жизненному предназначению, без чего малоэффективны полицейские и медицинские меры.
6. Экологическая безопасность – духовный аспект. Воспитание бережливого отношения к национальному природному достоянию как родной среде обитания; мобилизация общественного мнения для противостояния гибельным тенденциям потребительской цивилизации, разрушительным действиям властных и хозяйственных структур. Каждый гражданин должен быть ориентирован на сохранение своего большого дома – природы страны и планеты. Для этого важно восстановить традиционное русское жизнеощущение, в котором природа не отчужденная холодная натура, предназначенная для потребления, а живая материнская сущность.
7. Формирование стратегического ресурса общества. Необходимо подвигать власть к мобилизации активной части граждан на осуществление жизненно важных национальных проектов, что создаёт возможность воспитания новой национальной элиты. Должна быть создана программа формирования нового поколения России – духовного и динамичного, свободного и ответственного, глобально мыслящего и патриотически ориентированного.
8. Решение перечисленных проблем подводит к формулированию национальной идеи. Новая и основанная на российских традициях национальная идеология восстанавливает историческую память и национальное самосознание русского народа государствообразователя, формирует национальный образ России и задаёт  историческую миссию российской цивилизации; объясняет обществу, куда ведёт его российская власть; придаёт смысл существованию России и жизни её граждан; является духовной основой национального единения; пробуждает национальную волю и энергию как основной мобилизующий ресурс для плодотворных преобразований. Ибо без возвышенного духовного идеала русский народ не способен к сверхусилию во имя самоспасения и возрождения.
9. На основе национального сверхидеала – разработка идеологии русского прорыва, или идеологии мирового лидерства. Необходимо определить место России в современном мире и наши возможности выживания, которые не сводятся к тому, что мы должны восстановить что-то из утерянного, либо кого-то догнать и перегнать, или войти в европейский дом, в современную цивилизацию... Отвечая на исторические вызовы нового века (экспансия золотого миллиарда, глобализация, информатизация, мировой терроризм, мусульманская, китайская угрозы...), необходимо мобилизовать национальные энергии в направлениях возможного прорыва и создания цивилизации опережения, цивилизации глобального равновесия. Наши духовные, культурные, интеллектуальные, научные ресурсы позволяют не только создавать новейшие технологии, но и формировать новые цивилизационные установки, новые парадигмы мироустройства – соборное человечество. Русский гений сейчас более, чем когда-либо, востребован эпохой. Россия ситуацией современной эпохи призвана стать мировой державой нового качества, духовно определяющей судьбы человечества.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ. Фатум - Философия


ФАТУМ – Слепая необходимость космоса и истории. Фатальная предопределённость устанавливается стечением слепых космических стихий, она непосредственно не зависит от человека и не отменяема им. Мощь фатального может оказаться сверх человеческих сил. Фатальное непредотвратимо в том плане, в котором оно действует. Но истинно свободное существо способно выйти из сферы фатального, либо обуздать или достойно встретить его. Космический фатум – это действие независимых от человека природных стихий и условий жизни: созвездий, планет и других космических факторов, состояний планеты Земля, климата, стихийных бедствий… Исторический фатум – это воздействие общественных сил и стихий, независимых от непосредственного волеизъявления человека. Для отдельного человека фатальны социальные катаклизмы, революции, войны, насильственная смерть… Для народа фатальными могут быть нашествия других народов.
ФАШИЗМ – Форма социальной идеологической мании. Фашизм не призывает к тотальному разрушению вплоть до самоистребления (как коммунизм), не занимается строительством утопии впрямую (как социализм). В нём абсолютизируются реальные ценности, но предельно ограниченные, что вызывает разрушительные последствия. Фашизм имеет две доминанты: гипертрофирование роли и мощи государства (этатизм), аболютизация какой-либо нации (шовинизм). В этатизме государство – всё, человек – ничто. Этатизм – это неизбежная война. Шовинизм – крайняя, агрессивная степень национализма, стремление к порабощению и геноциду других народов. В шовинизме свобода и суверенитет личности, самоценность человеческой жизни приносятся в жертву националистическому идолу.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – Исследование смысла, значения, сущности предмета или явления через раскрытие форм проявления, снятие напластований заблуждений и предрассудков.
ФИЛОСОФ (греч. друг мудрости) – Не пророк и не учитель жизни, доказывающий необходимость своих установлений, а вдохновенный и ответственный труженик на ниве истины, не боящийся впрямую высказаться о своём духовном опыте. И если истина открылась ему, то она свидетельствует и пророчески, и учительски.
ФИЛОСОФИЯ (греч. любомудрие, любовь к мудрости) – Поиск смысла во всём, куда направлен творческий взор философа, богопросветлённая человеческая мудрость об основаниях бытия. Подлинная философия – мета-экзистенциальна, направлена на поиск и определения начал и концов человеческого существования и назначения. Философия – экзистенциальна и персоналистична, поскольку свидетельствует об уникальном духовном опыте личности. Философия как поиск истинной жизни, как опыт самосознания – автобиографична. Боязнь сокровенно личного в философии уводит в рационалистические схемы, чуждые личности. Философия должна быть философией жизни, если не сводить жизнь к биологическим формам, философией опыта, если опыт не ограничивать натуралистическим планом, а относить к нему целостное человеческое существование. Цель философии и предмет философии – сама философия. Единственно верный критерий философии и источник философствования – личный духовный опыт, личная творческая совесть. Антиномия философского творчества – безусловно субъективный опыт, который имеет бесспорно объективный смысл, – является отражением персоналистичности истины. В сущности, всякая философия укоренена в личном духовном жизненном опыте и из него проистекает. Другое дело, что опыт этот может быть глубинным, а может быть поверхностным, профанным. В экзистенциальном самовыражении философия сродни искусству. Гений Платона вещает сказки и мифы, а гений Аристотеля их анализирует, синтезирует, обосновывает и конструктивно располагает, определяя всему своё место. Оба гения свойственны, в той или иной степени, каждому философу.