Дж. Локк утверждал:
единство сознания является основой человеческого бытия, тот же
факт, что мы не помним о предшествовавших жизнях, нарушает единство
сознания, что говорит о невозможности перевоплощений. Но эта аргументация
не вполне корректна. По определению, только индивидуальная духовная субстанция (то, что существует благодаря
самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом) личности – вечная душа – является самотождественной,
несмотря на изменения, сознание же, как один из модусов (способов существования) и атрибутов (признаков, существенных свойств) этой субстанции,
подвержено изменению. Наше сознание в период земной жизни меняется
непрерывно. В младенческом возрасте человек полностью погружён в
бессознательное, формирующееся сознание фрагментарно и клочковато,
поэтому мы почти ничего не помним о своём младенчестве. Тем не менее,
живёт и изменяется единое тождественное себе существо. Налицо единство личности при явном
отсутствии единства сознания. Другое дело, что в младенчестве
субстанциальная основа личности (вечная душа) только начинает входить
в мир и погружается в мирское бытие в течение всей жизни.
Периодически меняется
интенсивность сознания и степень его единства и у зрелого человека.
Состояния безвольной рассеянности кардинально отличаются от напряженной
умственной деятельности, отрешённая созерцательность и
погружённость в себя от интенсивного осознания наличного материала
восприятия и ощущения. Во сне же сознание в значительной степени затухает,
приобретает отрывочный характер. Но при этом не нарушается единство
личности. Единство сознания является важнейшим фактором духовной
жизни человека, но всё же не субстанциальной его основой.
Мирское сознание не
выражает всю полноту сознательного бытия человека. Наше сознание
здесь и теперь – это сознание в потоке временности, оно определённым
образом сковано пространством и расщеплено ритмом и течением времени.
На него накладываются формы мирской законосообразности. Сознание
духовной пуповиной связано с сознанием в вечности (транссознанием), погружено
в бессознательное, индивидуальное сознание – в коллективное. Сознание
человека подвержено влиянию аффектов, ограничено обыденностью, искажается
цензурой бессознательного, установка
сознания во многом определяется ложными и порочными мотивами, пристрастиями,
страхами. В каждый данный момент сознание нацелено и погружено в
определённые сферы. Но вопреки расколотости и частичности сознание
вновь и вновь собирается в единство, расширяется горизонт сознания
и изменяются его перспективы. Эта сложная жизнь сознания возможна
только потому, что основа единства
сознания не в нём самом, а в субстанциальном единстве личности.
Кант показал, что единство сознания возможно только при субстанциальном
тождестве личности и является отражением этого тождества. Шопенгауэр
ярко описал случаи изменения характера сознания без изменения типа
личности.
Единство личности
полно и адекватно отражается надмирным
сознанием человека. Со смертью человека сознание, как функция вечной
души, не умирает, но, покидая земную жизнь, трансформируется. Оно выходит
из-под оков плотского бытия и становится подлинно духовным. Сознанию
в вечности открыты полнота времён и глубина пространства. В плане
вечности вполне раскрывается неповторимость, уникальность и
универсальность личностного сознания. Транссознание (полное сознание, сознание в вечности) личности
приобщено к духовному всеединству человечества и открыто Творцу.
В вечности снимается разделение на сознательное, бессознательное
и подсознательное, всё поле опыта души человека открыто ясному духовному
взору, высшему сознанию. Само
сознание преобразуется, соединяя и рациональное, и иррациональное.
Это – очевидное, непосредственное, ясное и полное знание.
В новых воплощениях
сознательный опыт присутствует как важнейшая составляющая духовной конституции человека,
но он не всецело вмещается в пространственно-временную наличность. Транссознательное погружается в
мир постепенно и частично. Экзистенциальный
дух личности замутняется при вхождении во временность, расслаивается
на подсознательное, бессознательное и собственно сознание. Сознание
оказывается точкой высшего напряжения духовной жизни, которая
охватывает разнообразные планы сущего. По мере удаления от личностного
центра душевная жизнь протекает во всё более бессознательных формах.
Духовный взор человека опускается в тёмные глубины мировой плоти и неизбежно
замутняется ею, но призван освободиться и вывести на свет, осознать
новый опыт.
Таким образом, эмпирическое земное сознание подвержено
расколам, интенсивность его непрерывно меняется, но это не нарушает
единства личности. Изменения напряженности, объёма и содержания
сознания отражают уровень воплощённости души, степень вхождения в
мир духовного начала личности. За границами суженного земного
сознания остаётся многое из того, что вошло в опыт личности – в её транссознательное, и что внесено
в копилку вечности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий