Во всех толкованиях книги «Бытие», где повествуется
о творении мира и человека, о грехопадении человека, можно выделить
некий инвариант. Авторов толкований,
несмотря на разные позиции, объединяет молчаливое признание некоей
основы. Попытаемся изложить общепринятую в христианской традиции концепцию
библейского сказания.
Бог творит мир. Создаёт рай посреди земли. Рай
представляет собой своего рода духовно-материальную сферу. Бог творит
человека в раю и для жизни в раю. Человек создан по образу и подобию
Божиему, то есть обладает полнотой благости. Вместе с тем, человек
является инфантильным существом. Посреди рая Богом насаждаются Дерево
Жизни и Дерево Познания добра и зла. Бог разрешает человеку питаться
от всех дерев, кроме плодов Дерева
Познания добра и зла.
Человек предназначен для вечной жизни в раю, к
вечному пребыванию в том состоянии, в котором он создан. Человек
призван уподобиться Богу, любовь к Богу основана на бескорыстном
наивном доверии к Творцу. Человеку заповедано: «…плодитесь и размножайтесь…» (Быт. 1, 22).
В целом назначение человека видится совершенно
пассивным. Приведём типичный пример описания миссии человека в святоотеческой
литературе:
«Сотворивший
нас Бог не желал, чтобы мы заботились и суетились относительно многого,
– ни того, чтоб мы пеклись и промышляли о своей жизни… Бог желал, чтобы
мы были такими же бесстрастными, как Он… Бог желал, чтобы мы были и
свободными от забот, имеющими одно дело, дело ангелов: неусыпно и
непрестанно воспевать хвалы Творцу и наслаждаться Его созерцанием,
и на Бога возлагать свою заботу»
(св. Иоанн Дамаскин).
Ряд авторов не сомневается, что единственная
задача человека на земле – буквальное следование заповеди: плодитесь и размножайтесь.
Сатана в образе змея искушает человека, предлагая
Еве вкусить плод запретного Дерева Познания добра и зла. Адам и Ева
нарушили запрет Бога и вкусили плода от Дерева Познания. Грех Перволюдей
заключается в непослушании Творцу, сознательном и умышленном противопоставлении
себя Богу. Адам и Ева нарушили повеление Бога потому, что хотели
поставить себя на место Бога и, зная, что есть добро и зло, быть единственными
владыками собственной судьбы. Это бунт против Бога, отказ далее зависеть
от Того, Кто их сотворил. Со вкушением запретного плода Адам и Ева потеряли
милость Божию, первоначальное целомудрие, невинность и стали греховны.
Природа греха обычно толкуется в двух смыслах.
Одни авторы утверждают, что грехопадение
произошло, прежде всего, в области пола. Греховный плод пробудил у
перволюдей похоть плоти, люди познали плотские наслаждения и
оказались в их плену. В этой традиции женщина рассматривается как источник
и носитель злого начала, искушающего собственно человеческую – мужскую
природу. Это влияние древних иудаистских представлений, оформленных в
Каббале, где говорится о том, что падение Евы состояло в совокуплении
её со змеем. Из русских богословов эту традицию развивают прот. Сергий
Булгаков и Владимир Лосский, хотя к другим проблемам у них разные подходы.
Другие авторы считают, что грехопадение совершилось в области человеческого познания.
Со вкушением плодов от Дерева Познания человек утратил первоначальное
невинное, целостное созерцание Бога. Утеряв интуитивное, непосредственное
знание, он впал в соблазн аналитического, рационального расчленения
бытия. Греховное познание отъединяет от истины, делает сознание
фрагментарным, частичным. С помощью такого знания человек приобретает
всё большую власть над предметами,
но теряет непосредственную, глубокую внутреннюю связь с космосом.
Стремление к ненасытному интеллектуальному
обладанию ведёт к разрушению природы и порабощению человека.
Подобной позиции придерживался Лев Шестов.
Общим для обеих традиций является убеждение,
что земной путь человечества есть результат изначального греховного
падения перволюдей. Через плод Дерева Познания людям открылось то, что должно было быть от них навсегда скрыто,
и это открытие превратило их невинную природу в греховную. С первородным
грехом люди потеряли изначальное целомудрие, которым они были
наделены Творцом.
За нарушение Божественного запрета Адам и
Ева изгнаны из рая на землю, где в поте лица вынуждены добывать свой
хлеб. Из состояния невинного блаженства они впадают в состояние греховности и
страданий. Вместо беззаботного райского
существования они обречены на тягостный безблагодатный труд. На
земле люди становятся смертными, ибо Бог для того и изгнал их из рая,
чтобы греховные люди не вкусили ещё и от Дерева Жизни и не стали жить
вечно.
Адам и Ева становятся прародителями всего человечества.
Души людей создаются Богом в момент зачатия. Первородный грех – последствие
грехопадения Адама и Евы распространяется на всех людей и передаётся
как бы по наследству. Назначение людей на земле состоит в том, чтобы
искупить первородный грех, прожить земную жизнь так, чтобы она открыла
возможность душе после земной смерти человека вернуться в райские
сферы – в первоначальное состояние невинности, в котором и были
созданы Адам и Ева.
В качестве дополнения к сказанному и иллюстрации
общепринятого толкования можно привести статью А.И. Покровского «Грехопадение
прародителей» из «Православной богословской энциклопедии» (под редакцией
А.П. Лопухина, СПб., 1903
г .):
«Печальный
факт грехопадения первых людей… красной нитью проходит через всю историю
не только ветхозаветной, но и новозаветной религии, являясь тем основным
узлом, около которого сосредоточивается и развивается вся драма
мировой истории. Подлинный смысл этого безыскусственного повествования
совершенно прост и ясен и кратко может быть передан в следующих немногих
словах. Первозданная чета наслаждалась в раю полным блаженством и
бессмертием. Сам Бог являлся им и руководил их духовно-нравственным
развитием, даровав им для этой цели, а равно для испытания их благодарности
к Нему и послушания Его святой воле, особую, весьма легкую заповедь
о невкушении плодов с одного из множества райских деревьев. Такому
невозмутимому блаженству прародителей позавидовал диавол и решился
погубить их. Для этой цели он вошёл в змия и приступил с искусительной
беседой к Еве, в которой он сначала поколебал уверенность её в непреложности
заповеди, затем поселил чувство недоверия к Богу, затем возбудил
горделивое желание сравняться с Богом, и, наконец, воздействием
на её внешние чувства окончательно склонил её волю к нарушению заповеди.
Согрешивши сама, Ева к тому же увлекла и своего мужа Адама. Так пали
прародители человечества, а в лице их и всё будущее их потомство,
то есть весь человеческий род. Общей причиной грехопадения прародителей
послужило, по смыслу Библии, злоупотребление с их стороны свободой
своей воли, более частной – преступное желание жены выйти из подчинения
Богу и сравняться с Ним; наконец, поводом ко всему этому явился соблазн,
приражённый жене извне, от диавола».
Дальше и пойдёт речь о том, что подлинный смысл события, около
которого сосредоточивается и развивается вся драма мировой истории, не
может быть совершенно прост и
ясен.
Можно заметить, что общепринятое толкование
преисполнено противоречий, которые невозможно разрешить, если
находиться в рамках его представлений. Обычно противоречия эти не замечаются
или же попытки их решения наивны и носят, как правило, натуралистический
характер.
Прежде всего, происходит полное смешение духовного и натуралистического
измерений. Описываемые события являются основополагающими в
бытии. Речь идёт о метафизических – неземных, духовных явлениях и
процессах, вместе с тем, язык толкования натуралистический. Вершатся
судьбы бытия в целом, но всё описывается в образах бытовых сценок,
частных психологических мотивировок, инфантильных эмоций и страстей.
Общий фон – среда и тон, манера, характер, стиль толкования несоразмерны трагическому событию,
которое лежит в основе бытия. При таком подходе непонятно, как
эти камерные сцены смогли определить жизнь вселенной, её смысл, общечеловеческое
назначение.
Для иллюстрации можно привести эпизод из толкования
грехопадения прот. Сергием Булгаковым. Этот пример тем более характерен,
что гениальный богослов в этом вопросе решился только повторить
привычный взгляд:
«…И вместо
того, чтобы прекратить разговор, Ева унизилась до беседы со змеем о
Боге и Его правде. Дело было, конечно, не в том, что она разговаривала
с животным, – напротив, в общении с животными было священное преимущество
безгрешного человека. Предосудителен был предмет разговора, и одним
уже этим фактом ослаблялась животворная связь Евы с Адамом. Обманно
втянутая в роковой круг первого отъединения, – от мужа, Ева становилась одинокой, слабой,
лишённой его защиты. Такова была первая измена Евы. Вторая же её измена
состояла в отпадении от любви Божией и родившемся от него неверии,
которое, конечно, немедленно стало искать в свою пользу “аргументов”. Уже тем, что Ева услышала вопрос змея и на него ответила, она
засвидетельствовала, что находится, по крайней мере, в тот момент
вне любви Божией, и Бог для неё есть лишь чуждый повелитель, “хозяин”, которого она пыталась в меру своего умения защитить и оправдать
в его образе действий. Тогда змей, видя, что жертва попала в его сети,
смелее их разворачивает. Он уже прямо лжёт… и клевещет, приписывая
Ему (Богу) зависть к людям и боязнь сотрудничества…».
Этот подход иллюстрирует, насколько непреодолимыми
оказываются устоявшиеся предрассудки в решении проблемы проблем.
Язык традиционных толкований грехопадения
как бы продолжает язык библейского сказания. Но одно дело мифологический
язык Библии, который в житейских образах повествует о событиях
вселенских и метафизических. И другое дело – современный
натурализованный язык, описывающий эмпирические явления. Толкование
библейского сказания требует богословского
углубления в проблему. Подобно тому, как для создания христианского
Символа Веры понадобилась разработка богословских категорий, которых
изначально не было в Новом Завете, так и решение проблем «творения
и грехопадения» должно быть перенесено в план богословского осмысления.
Каковы основные внутренние противоречия традиционной концепции? Райское
состояние человека определяется как невинное, целомудренное, инфантильно,
и, вместе с тем, человек богоподобен, что значит – обладает полнотой
бытия, является законченным сам в себе. Если человек незавершён, то он не богоподобен, если же он
окончательно завершён, то непонятно, как и куда он должен развиваться,
в чём состоит его рост? Указание некоторых авторов на то, что человек
сотворён только по образу Божиему, а подобие Божие он должен приобрести
сам, не разрешает этого противоречия. Ибо ни в одной из концепций не
дана характеристика онтологического различия между образом и подобием, а без качественного различения не может быть
развития от одного состояния к другому, – нет параметров роста. Кроме
того, текст сказания даёт мало оснований для выделения такого принципиального
различения между этими понятиями.
Непонятно, зачем
человек должен стремиться преобразить мир сей, если он попал сюда
случайно, по своей греховности, а не послан в мир с благой миссией.
Или миссия преображения даётся ему «вдогонку», уже после падения?!
Как бы попутно с возвращением в первозданное состояние Творцом
даётся вселенское задание: спасти и преобразить всё творение Божие!?
К этой бессмысленной формуле по сути и сводится трактовка творения
и грехопадения.
До конца не осмыслен запрет на вкушение плода
от Древа Познания добра и зла. Почему
богоподобному существу, венцу творения Господь налагает совершенно
не мотивированный для него запрет. Бог поступает с человеком
несоразмерно статусу отношения Творца и Его подобия. Из того, как
традиционно описывается мотивировка запрета, решающего судьбу
человека и мира, возникает образ наивного и безответственного,
ещё невменяемого человека, с одной стороны, и капризного, эгоистического
и жестокого Бога – с другой. И это есть дурная антропоморфизация – человекоуподобление,
когда о Боге и Первочеловеке судят не по высшим, а по низшим качествам
человеческой природы.
В рамках традиционного толкования не осмыслена концепция рая. С одной
стороны, всё, что создано Богом – не только небо и рай, но и земля со всем
животным и растительным миром, – «хорошо
весьма» (Быт. 1, 31). Но, с другой – остаётся необъяснимым их явное
сущностное противопоставление актом изгнания грешных людей из рая
на землю. Если рай духовно-материален, то какова природа земли? В
чём принципиальное онтологическое различие рая и земли?
Откуда и куда по существу изгоняются перволюди
после грехопадения? Есть ли это переход из одного состояния бытия в
другое, – и если да, то из какого в какое? Или, как утверждают многие
авторы, человек изгнан из рая, который находился на земле в буквальном
смысле, – где-то между Тигром и Евфратом? Если так, то куда исчезает
рай с земли после изгнания людей? Если бы было возможно такое событие,
меняющее облик бытия, то оно было бы настолько катастрофическим либо
творческим явлением, что не могло пройти бесследно для космической
эволюции и духовного знания человечества. Между тем, следов этого
началополагающего явления нет ни в природе, ни в Библии. И где сейчас
тот рай, в котором обретали перволюди? Какова его природа? Как соотносится
предвечный рай Адама и Евы с тем раем, в который после смерти возносятся
души праведников? Если это один и тот же рай, то взыскуемое возвращение
людей в рай не будет возвратом в первоначальное состояние, ибо изгнаны
двое – Адам и Ева, – а возвращается целое человечество.
Таким образом, в самой концепции проскальзывает
предощущение некоего прибавления
бытия, во имя которого и совершается творение мироздания. Но
об этом нигде явно не говорится, и это предощущение не развивается.
Ещё больше о творческом приращении бытия говорит представление о том,
что рай после конца времён – иной, нежели рай первозданный. Такое
представление хотя и не развивается, но следует из толкования и не отвергается
явно.
Исполнение заповеди плодитесь и размножайтесь невозможно
до грехопадения и без него, ибо грехопадение людей, по этому же
толкованию, и заключалось в том, что они познали способ собственного
размножения.
Кроме того, можно заметить некоторые несоответствия толкования тексту
библейского сказания. Так, в тексте сказания змей не характеризуется
как злая сила, тем более как сатана. И в Библии, и в близкой к ней ближневосточной
мифологии образ змея издавна обозначал некое амбивалентное – двойственное начало. Он характеризовался
одновременным проявлением противоположных качеств, соединяющих
доброе и злое, небесное и земное, мужское и женское... Противоречит
отождествление образа змея со злом и указание в Новом Завете: «…будьте мудры, как змии…» (Мф. 10, 16).
В библейском сказании не говорится определённо о
таком назначении человека, которым наделяет его традиционное
толкование, что будто бы весь ход истории имеет своей целью вернуть человека
к его первозданному состоянию.
Это привнесение, насилующее и букву, и дух Библии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий