ВВЕДЕНИЕ – II
Я считаю, что в этом нет ничего ни
удивительного, ни предосудительного. Национальный характер – это ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАРОДА О САМОМ СЕБЕ, это безусловно важный
элемент его народного самосознания, его совокупного этнического Я. И
представление это имеет поистине судьбоносное значение для его истории. Ведь
точно так же, как отдельная личность народ в процессе своего развития формирует
представления
о себе, формирует себя самого и в этом
смысле – своё будущее.
«Любая
социальная группа – пишет крупный польский социолог Юзеф Халасиньский – это
вопрос представления…/**/ она зависит от коллективных представлений и
без них её невозможно вообразить». А что такое нация? Это большая социальная
группа. Представления о характере какого-либо народа есть коллективные
представления, относящиеся именно к этой группе» (К. Касьянова «О русском национальном характере» М., 1994, с.8).
(К. Касьянова «О русском национальном характере» М.,
1994, с.11).
«Общество основывается …
прежде всего на
которую оно само о себе создаёт»
(там же, с.12).
С.П. Карпов/7/ пишет:
(Журнал «Вестник Московского университета». Серия 8. «История» 2018).
ЧТО ЗАМЫСЛИЛ ТВОРЕЦ О РОССИИ, умопостигаемый образ русского народа, его идея.
Тютчев сказал: «Умом России не понять, аршином
общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Для постижения
России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви»
(Бердяев Н.А. «Русская идея. Основные проблемы русской мысли и XIX
века и начала XX века» YMCA-PRESS,
Раris 5, 1971, с.5).
В статье «Мысли о России» пишет:
«Россия будет жива
до тех пор,
ПОКА
смысл ее существования
в настоящем, прошлом или будущем
будет оставаться загадкой
и люди будут ломать себе
голову:
ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ РОССИЮ?»
(Лихачёв Д.С. «О русской культуре» СПб.,
2000, с.81).
Клод
Леви-Стросс/11/:
«Хранить
своё прошлое является ДОЛГОМ каждого народа, долгом не только по
отношению к самому себе, но и по отношению ко всему
человечеству. Ничто не должно
погибнуть прежде, чем мы вполне осознаем его своеобразие и оригинальность,
прежде чем мы запечатлеем его в своей памяти. Это сохраняет силу для всех
народов, но особенно это так для народов, находящихся в привилегированной
ситуации: переживающих своё прошлое в тот момент, когда для них открывается
иное будущее» (К. Касьянова «О русском
национальном характере» М., 1994, с.7).
------------------------------------------------------------------------------
/**/.
Отточие цитируемого источника.
/1/. Ксения Касьянова /псевдоним Валентины Фёдоровны Чесноковой/ (28.6.1934
– 27.6.2010) –
советский и российский социолог,
культуролог.
Закончила исторический факультет, затем аспирантуру Ленинградского университета по специальности «история СССР». Работала
в Нарьян-Маре, на Дальнем Востоке, в Новосибирске, в Москве.
В 31 год, работая старшим преподавателем во Владивостокском
отделении МИНХ им. Плеханова, уже готовясь
к защите диссертации, она совершила поступок, поставивший крест на успешной
научной карьере — заказала панихиду по умершей матери, и за это была уволена с
работы по идеологической статье[1]. В 1967 году она смогла вернуться к научной
деятельности в Новосибирском Институте экономики и организации промышленного
производства СО АН, куда её приняла Т. И. Заславская. Здесь началось
знакомство Валентины Фёдоровны с социологией. В 1973 году она переезжает в Москву,
четырьмя годами позже становится старшим научным сотрудником НИИ
культуры, где проработала до выхода на пенсию в 1990 году.
Работала с центром содействия реформе уголовного правосудия Валерия
Абрамкина, Институтом
национальной модели экономики. Часть её работ печаталось под
псевдонимом Ксения Касьянова».
Составитель: Во многом благодаря общению
с Валентиной Фёдоровной произошло моё сознательное
воцерковление, обращение к вопросам русского национального самосознания,
русского мира.
«Французский писатель,
иностранный член-корр. Петербургской АН (1860)... Труды по востоковедению, философии драмы» ("Советский энциклопедический
словарь" изд.3, М., 1985, с.1114).
/3/. Испанский философ,
социолог и эссеист Хосе Ортега -
и - Гассет (1883-1955) назвал это
умозаключение «формулой Ренана» (Там же).
/4/. Струве П.Б. (1870-1944) – русский общественный и
политический деятель, редактор газет и журналов, экономист, публицист, историк,
социолог, философ.
/5/. Исокра́т (греч. Ἰσοκράτης, 436 до
н.э. – 338 до
н.э.) — афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия и
других софистов.
/6/. Давид Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – «Французский социолог и философ,
основатель французской социологической школы и
предшественник структурно-функционального анализа. Наряду с Огюстом
Контом, Карлом
Марксом и Максом
Вебером считается основоположником социологии как
самостоятельной науки».
/7/. Сергей
Павлович Карпов (род. 1948) – «историк-византинист, президент исторического
факультета МГУ, доктор исторических наук (1986), профессор (1989), академик РАН (2011).
Заведующий кафедрой
истории Средних веков исторического факультета, научный
руководитель лаборатории истории Византии и Причерноморья МГУ. Председатель
Национального комитета византинистов Российской Федерации».
/8/. Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) –
«Русский поэт-символист,
философ,
переводчик и
драматург,
литературный критик, педагог, идеолог символизма,
исследователь дионисийства. Одна из ключевых и наиболее авторитетных фигур Серебряного века».
/9/. Иоанн (Кологривов) (1890-1955) – «Русский
католический священник. Родился в Санкт-Петербурге в
русской аристократической семье. В 1912 г. стал
доктором права. Во время Первой мировой войны служил
в гусарском полку,
после Революции обратился в католичество и
эмигрировал в Швейцарию.
В 1921 году во Франции поступил
в новициат иезуитов,
стал членом ордена иезуитов, в 1926 году рукоположен в священника латинского обряда. Работал в Париже в Славянской библиотеке».
/10/. Лихачёв Д.С.
(1906-1999) – «Филолог, культуролог, искусствовед, доктор
филологических наук (1947), профессор (1951), академик АН СССР (1970)».
/11/. Клод Леви́-Стросс (1908-2009) — «Французский
этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог, создатель собственного
научного направления в этнологии — структурной антропологии и теории инцеста
(одной из концепций происхождения культуры), исследователь систем родства,
мифологии и фольклора. Леви-Стросс произвел революцию в антропологии, поместив
в её основание культуру и сделав её независимой от естественных наук[5]»
(«Википедия»).
Комментариев нет:
Отправить комментарий