воскресенье, 21 июля 2019 г.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ



Непредвзятый читатель обратит внимание на то, что в моих книгах многие общеизвестные понятия обогащаются новыми смыслом и содержанием.
АНГЕЛЫ – Вечные души, не принявшие мировое воплощение и тем самым не обретшие полноту бытия, но избравшие бесплотное служение Творцу. Душа, принявшая плоть мира, сораспинается Богу и этим становится в полной мере человеком – личностью. Бесплотный же ангел остаётся у подножия Голгофы, и потому его роль в бытии менее крестоносительна, нежели у человека. Погружение в первозданный хаос (земля Книги «Бытие») означает прохождение земной жизни, заканчивающейся плотской смертью и взыскующей воскресения. В сораспятости Богу отличие человеческой судьбы от ангельской, вхождение под сень Креста наделяет миссию человека большей значимостью, нежели миссия ангелов. Поэтому о человеке и говорится, что он создан по образу и подобию Божию. Ангел – это не воплотившаяся вечная душа, не принявшая полноту бытия и бремя сотворчества Богу. Поэтому, сохраняя чистоту первообраза и близость к Богу, ангелы свободным самополаганием отказываются от бремени свободы. Ангел не сотворит Богу как свободный человек, а является безвольным исполнителем Высшей воли, предстоятелем перед Богом и служителем Господним. Но в служении ангелов содержится и то, что делает их природу более величественней, чем человеческая. В отказе от свободы и воплощения есть и величайшее смирение и самопожертвование. Миссия ангелов необходима для исполнения человечеством душ своего назначения. Погружённый в мирскую юдоль человек нуждается в замирном предстоятельстве, заступничестве и охранительстве духоносных существ. Душа, ставшая ангелом, исчерпала свою свободу актом самоопределения не к творчеству в преображении мироздания, а к безынициативному послушанию Богу и жертвенному служению человеку. Во имя этого служения ангелы отказались от полноты бытия. Но, очевидно, были на небе и такие души, которые отказались не только от воплощения, но и от духовной миссии. Эти души не приняли бремя миротворения, тем самым оказали сопротивление Божественному акту творения и восстали на Творца. Сказание о падших ангелах, о люцифере, сатане и повествует о восстании и низвержении падших душ в преисподнюю – измерение зла, небытия: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Отк. 12,7).
АД – В собственном смысле – это состояние гибели души. Но вечная душа переживает безблагодатные, то есть адские страдания при всяком падении, духовной деградации, умалении в бытии. На пути к спасению душа человека переживает состояния рая и ада в трёх планах бытия: в земной жизни, после смерти, по окончанию времён.
В мире сем мы переживаем и райское блаженство, и адские муки. При попытках сбросить бремя человеческого назначения в душе мутнеет образ Божий и она срывается в низменные состояния, умаляется в бытии, опускается в ад. Ад открывается не только в состояниях несчастья, можно чувствовать себя несчастным и в муках творчества. Ад поглощает душу при тотальном эгоизме, маниакальной одержимости, злобе, ненависти, ослепляющей ревности, тупой ненасытности, пошлости жизни, всепоглощающем унынии и скуке. Усреднение, умаление всего качественного, развоплощение, обездуховление, – все формы отказа от бремени человеческого крестонесения в мире, ввергают душу в инфернальные – адские состояния. Православная молитва исповедания грехов повседневных перечисляет состояния падения души в адские измерения: «…Объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, ленностью, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством…» Греховность, богооставленность сопровождаются чувством безблагодатного страдания – адских мук в этой жизни. Попытки вытеснить эту боль души, спрятаться за тотальной озабоченностью, либо нравственным индифферентизмом, цинизмом, – не предохраняют человека. Адские состояния настигают его в беспросветной тоске, в страхе, маниях, жестокости, суевериях, магической ритуальности...
Со смертью человека мировая драма не прекращается, душа умершего бесплотно связана со здешним и в инобытийных измерениях продолжает в нём участвовать. Христианин молится об умершем, веря в действенность молитвы и утверждая связь двух миров. После выхода из жизни душа не обретает окончательного блаженства или мук, но входит в иные формы существования. В зависимости от прожитого и в результате за-жизненного самоопределения она либо возвышается в бытии, либо отпадает в низшие сферы. Выбор её пролегает через мытарства – испытания, искушения – поводы и влечения к отказу от собственного назначения. Душа попадает в мир бесплотных духов или впадает в череду новых воплощений. Она испытывает при этом и блаженство, и муки, которые из нашего мира видятся как восхождение в рай или отпадение в ад. Но это только земные символы духовного пути вечной человеческой души.
Злая воля может действовать и после земной жизни, душа может усугубляться в пороке, отчего она ввергается в адские сферы, подвергаясь страданиям, деградируя в бытии или впадая в череду более низких воплощений. При этом ад переживается как невозможность выйти из дурного временного повторения, застывание навечно временных форм. Вечный ад – это бесконечный круговорот бессмысленной жизни, это не вечность, а дурная бесконечность времён. Ад по окончании времён – это вероятность полной победы небытия, неудача Божиего творения, гибель всех достижений на пути к спасению. Утверждая вечность ада, человек теряет вечность, вера же в вечность рая – залог спасения, обретения вечности.
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ – Образ, не вошедшей в плоть сердцевины души, ею мы представлены в вечности, она предстоит непосредственно перед Богом. Это эссенциальный – сущностной лик человека. Наш праведный двойник является средоточием и хранителем положительных деяний в миру, держателем нашей духовной «копилки» в вечности. Человек духовно связан с апофатическим – отрицательно познаваемым, запредельным, иномирным в собственной природе. Связь эта ощущается в редкие мгновения прозрения, умственного средоточения, молитвенного упования. Молясь ангелу-хранителю, мы обращаемся к собственному образу и подобию Божию, а через него – к Самому Богу. Вместе с тем, представление об ангеле-хранителе указывает на сокровенную связь каждого человека с определённым ангельским существом, которое может быть верховным защитником конкретной души, вестником Божиим для неё и н небесным её предстоятелем. Таким образом, представления об ангеле-хранителе отражают две реальности: с одной стороны, душу человека в вечности, с другой – определённое ангельское существо, наиболее близкое и небесно родственное конкретному человеку.
АНТРОПОГЕНЕЗ – Происхождение, сотворение человека, а затем сотворчество человека Богу. Путь обретения первообразом человека полноты личностного бытия, является стержнем космической эволюции.
АНТРОПОГОНИЯ – Зарождение человека, отражает путь нисхождения Творца к миру, Бога к человеку: рождение человека в Боге, предвечная богочеловечность; творение первообраза человека (Адам, Ева); всё происходящее в раю до акта грехопадения.
АНТРОПОЛОГИЯ – Развитие человека – формирование вечной душой собственной плоти, является не результатом, а движущим началом космологии – развития мироздания. Отражает путь восхождения человека и мира к Богу: выделение человекоподобного существа; обретение собственной плоти – человеческого тела; кристаллизация личностного начала в человеке.
АПОКАЛИПСИС – Учение о конце времён, описывающее всеобщий конец с точки зрения мира сего, из состояния погружённости в этот мир. Страшные картины апокалипсиса порождены переживаниями полной потери всего, что имеет отношение к этой жизни. Но с точки зрения вечности в апокалипсисе через сжигание жизни старой зарождается жизнь новая. Апокалипсис – это муки вселенского рождения, описание адских мук смерти – умирания старого в рождении Нового Неба и Новой Земли, либо окончательной смерти бытия как такового. Но превращение старого в новое катастрофично. В конечные времена многое из того, чем мы жили в этом мире, либо полностью изменит свою природу и потому умрёт в нынешней своей форме, либо окончательно уйдёт в небытие, в смерть. Всего, с чем мы сжились, не будет более никогда и нигде, то же, что мы взыскуем, ещё только появится в ином измерении. Когда в конце времён умирает всё, что из мира сего, когда все и вся переживают трагедию и боль полного расставания в смерти, – это состояние богооставленности, подобное тому, что пережил Спаситель на Кресте перед смертью: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Из мира сего это состояние видится как впадение в небытие, в ад. В апокалипсическом огне сгорает и «Я» этого мира как таковое, единство и смысл земного бытия. И это тоже переживается как трагедия и боль отпадения в небытие. Уходит то, что в мире сем являлось недолжным, невечным, но и то, что служило ступенями к истине, мирскими формами должного. Сгорают в небытии тупиковые и окольные дороги жизни. Сгорает и вся телесность, чтобы организоваться по-новому и воскреснуть. Наши заблуждения, послужившие диалектическим звеном в поисках истины, оставляются как ложное. Меняется перспектива бытия, – то, что в этом мире было определяющим, пуповиной, связывающей с истоками жизни и смысла, перестаёт быть таковым. Но пока новое ещё не народилось, с точки зрения мира сего, многое сгораемое является главным, и потому потеря его переживается как потеря самого близкого. И в этом тоже апокалипсическая боль. Картины апокалипсиса изображают то, что может поглотить человечество навсегда, но что должно стать огненными вратами в Новое Бытие. Залог нарождения нового – в смерти старого, апокалиптика сосредоточена на образах умирания старого, эсхатология пытается описать всполохи нарождения нового.
АСТРОЛОГИЯ – Обобщает познание мировой энтелехии, её отдельных сфер, а также связи энтелехии мира с жизнью на земле. Различные сферы космоса по-разному генетически энтелехийно связаны с различными народами и людьми. В свою очередь, самодостаточная жизнь космических энтелехий, а также движение небесных светил воздействуют на судьбу мира, человечества, людей. Магическая взаимосвязь вселенной познавалась астрологией и отразилась в идее гороскопа. Знаки зодиака («зодиа» – животные) запечатлевают путь воплощения человеческой души в космической материи, систему созданных вечными душами космических энтелехий. Поэтому каждому народу и человеку родственно то или иное созвездие, обозначенное знаком зодиака – именем животного, а также родственно и само это животное. Гадания или определение характера человека по знакам зодиака представляют собой попытки вскрыть пройденные конкретной душой пути космической эволюции до её воплощения в человеческом облике, стремление определить настоящее и провидеть будущее на основе знания о застывших формах прошлого и пра-прошлого, осознание воздействия на человека магического фатума и магического рока. Таковое познание сверхъестественных явлений может расширить горизонт сознания и облегчить самоопределение. Но без истинной религиозной ориентации магическая сфера гипнотизирует человека, вытесняет представления о божественном, подменяет подлинную духовность и ввергает во власть безблагодатной магической причинности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий