Непредвзятый читатель
обратит внимание на то, что в моих книгах многие общеизвестные понятия
обогащаются новыми смыслом и содержанием.
АНГЕЛЫ
– Вечные души, не принявшие мировое воплощение и тем самым не обретшие полноту
бытия, но избравшие бесплотное служение Творцу. Душа, принявшая плоть мира,
сораспинается Богу и этим становится в полной мере человеком – личностью.
Бесплотный же ангел остаётся у подножия Голгофы, и потому его роль в бытии менее
крестоносительна, нежели у человека. Погружение в первозданный хаос (земля Книги «Бытие») означает
прохождение земной жизни, заканчивающейся плотской смертью и взыскующей
воскресения. В сораспятости Богу отличие человеческой судьбы от ангельской,
вхождение под сень Креста наделяет
миссию человека большей значимостью, нежели миссия ангелов. Поэтому о человеке
и говорится, что он создан по образу и подобию Божию. Ангел – это не воплотившаяся вечная душа, не принявшая полноту бытия и
бремя сотворчества Богу. Поэтому, сохраняя чистоту первообраза и близость к
Богу, ангелы свободным самополаганием отказываются от бремени свободы. Ангел не
сотворит Богу как свободный человек, а является безвольным исполнителем Высшей
воли, предстоятелем перед Богом и служителем Господним. Но в служении ангелов
содержится и то, что делает их природу более величественней, чем человеческая. В
отказе от свободы и воплощения есть и величайшее смирение и самопожертвование.
Миссия ангелов необходима для исполнения человечеством душ своего назначения. Погружённый
в мирскую юдоль человек нуждается в замирном предстоятельстве, заступничестве и
охранительстве духоносных существ. Душа, ставшая ангелом, исчерпала свою
свободу актом самоопределения не к творчеству в преображении мироздания, а к
безынициативному послушанию Богу и жертвенному служению человеку. Во имя этого
служения ангелы отказались от полноты бытия. Но, очевидно, были на небе и такие души, которые отказались не
только от воплощения, но и от духовной миссии. Эти души не приняли бремя
миротворения, тем самым оказали сопротивление Божественному акту творения и
восстали на Творца. Сказание о падших ангелах, о люцифере, сатане и повествует
о восстании и низвержении падших душ в преисподнюю – измерение зла, небытия: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и
дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них
места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый
дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его
низвержены с ним» (Отк. 12,7).
АД – В собственном
смысле – это состояние гибели души. Но вечная душа переживает безблагодатные,
то есть адские страдания при всяком падении, духовной деградации, умалении в
бытии. На пути к спасению душа человека переживает состояния рая и ада в трёх планах бытия: в земной жизни, после
смерти, по окончанию времён.
В мире сем мы переживаем и райское
блаженство, и адские муки. При попытках сбросить бремя человеческого назначения
в душе мутнеет образ Божий и она срывается в низменные состояния, умаляется в
бытии, опускается в ад. Ад открывается не только в состояниях несчастья, можно
чувствовать себя несчастным и в муках творчества. Ад поглощает душу при
тотальном эгоизме, маниакальной одержимости, злобе, ненависти, ослепляющей ревности,
тупой ненасытности, пошлости жизни, всепоглощающем унынии и скуке. Усреднение,
умаление всего качественного, развоплощение, обездуховление, – все формы отказа от бремени человеческого
крестонесения в мире, ввергают душу в инфернальные – адские состояния.
Православная молитва исповедания грехов повседневных перечисляет состояния
падения души в адские измерения: «…Объядением,
пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, ленностью, прекословием,
непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием,
многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством,
мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию,
лихоимством…» Греховность, богооставленность сопровождаются чувством
безблагодатного страдания – адских мук в этой жизни. Попытки вытеснить эту боль
души, спрятаться за тотальной озабоченностью, либо нравственным
индифферентизмом, цинизмом, – не предохраняют человека. Адские состояния
настигают его в беспросветной тоске, в страхе, маниях, жестокости, суевериях,
магической ритуальности...
Со
смертью человека мировая драма не прекращается, душа умершего бесплотно связана
со здешним и в инобытийных измерениях продолжает в нём участвовать. Христианин
молится об умершем, веря в действенность молитвы и утверждая связь двух миров.
После выхода из жизни душа не обретает окончательного блаженства или мук, но
входит в иные формы существования. В зависимости от прожитого и в результате
за-жизненного самоопределения она либо возвышается в бытии, либо отпадает в
низшие сферы. Выбор её пролегает через мытарства – испытания, искушения –
поводы и влечения к отказу от собственного назначения. Душа попадает в мир
бесплотных духов или впадает в череду новых воплощений. Она испытывает при этом
и блаженство, и муки, которые из нашего мира видятся как восхождение в рай или
отпадение в ад. Но это только земные
символы духовного пути вечной человеческой души.
Злая воля может действовать и после
земной жизни, душа может усугубляться в пороке, отчего она ввергается в адские
сферы, подвергаясь страданиям, деградируя в бытии или впадая в череду более
низких воплощений. При этом ад переживается как невозможность выйти из дурного
временного повторения, застывание
навечно временных форм. Вечный ад –
это бесконечный круговорот бессмысленной
жизни, это не вечность, а дурная бесконечность времён. Ад по окончании
времён – это вероятность полной победы небытия, неудача Божиего творения,
гибель всех достижений на пути к спасению. Утверждая
вечность ада, человек теряет вечность, вера же в вечность рая – залог спасения,
обретения вечности.
АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ – Образ, не
вошедшей в плоть сердцевины души, ею мы представлены в вечности, она предстоит
непосредственно перед Богом. Это эссенциальный – сущностной лик человека. Наш
праведный двойник является средоточием и хранителем положительных деяний в
миру, держателем нашей духовной «копилки» в вечности. Человек духовно связан с
апофатическим – отрицательно познаваемым, запредельным, иномирным в собственной
природе. Связь эта ощущается в редкие мгновения прозрения, умственного
средоточения, молитвенного упования. Молясь ангелу-хранителю, мы обращаемся к
собственному образу и подобию Божию, а через него – к Самому Богу. Вместе с
тем, представление об ангеле-хранителе указывает на сокровенную связь каждого
человека с определённым ангельским существом, которое может быть верховным
защитником конкретной души, вестником Божиим для неё и н небесным её
предстоятелем. Таким образом, представления об ангеле-хранителе отражают две
реальности: с одной стороны, душу человека в вечности, с другой – определённое
ангельское существо, наиболее близкое и небесно родственное конкретному
человеку.
АНТРОПОГЕНЕЗ –
Происхождение, сотворение человека, а затем сотворчество человека Богу. Путь
обретения первообразом человека полноты личностного бытия, является стержнем
космической эволюции.
АНТРОПОГОНИЯ –
Зарождение человека, отражает путь нисхождения Творца к миру, Бога к человеку:
рождение человека в Боге, предвечная богочеловечность; творение первообраза
человека (Адам, Ева); всё происходящее в раю до акта грехопадения.
АНТРОПОЛОГИЯ – Развитие
человека – формирование вечной душой собственной плоти, является не
результатом, а движущим началом космологии – развития мироздания. Отражает путь
восхождения человека и мира к Богу: выделение человекоподобного существа;
обретение собственной плоти – человеческого тела; кристаллизация личностного
начала в человеке.
АПОКАЛИПСИС
– Учение о конце времён, описывающее всеобщий конец с точки зрения мира сего,
из состояния погружённости в этот мир. Страшные картины апокалипсиса порождены
переживаниями полной потери всего, что имеет отношение к этой жизни. Но с точки
зрения вечности в апокалипсисе через
сжигание жизни старой зарождается жизнь новая. Апокалипсис – это муки
вселенского рождения, описание адских
мук смерти – умирания старого в рождении Нового Неба и Новой Земли, либо
окончательной смерти бытия как такового. Но превращение старого в новое катастрофично. В конечные времена
многое из того, чем мы жили в этом мире, либо полностью изменит свою природу и
потому умрёт в нынешней своей форме, либо окончательно уйдёт в небытие, в
смерть. Всего, с чем мы сжились, не будет более никогда и нигде, то же, что мы
взыскуем, ещё только появится в ином измерении. Когда в конце времён умирает
всё, что из мира сего, когда все и вся переживают трагедию и боль полного
расставания в смерти, – это состояние богооставленности, подобное тому, что пережил
Спаситель на Кресте перед смертью: «Боже
Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27, 46). Из мира сего это
состояние видится как впадение в небытие, в ад. В апокалипсическом огне сгорает
и «Я» этого мира как таковое, единство и смысл земного бытия. И это тоже
переживается как трагедия и боль отпадения в небытие. Уходит то, что в мире сем
являлось недолжным, невечным, но и то, что служило ступенями к истине, мирскими
формами должного. Сгорают в небытии тупиковые и окольные дороги жизни. Сгорает
и вся телесность, чтобы организоваться по-новому и воскреснуть. Наши
заблуждения, послужившие диалектическим звеном в поисках истины, оставляются как
ложное. Меняется перспектива бытия, – то, что в этом мире было определяющим,
пуповиной, связывающей с истоками жизни и смысла, перестаёт быть таковым. Но
пока новое ещё не народилось, с точки зрения мира сего, многое сгораемое
является главным, и потому потеря его переживается как потеря самого близкого.
И в этом тоже апокалипсическая боль.
Картины апокалипсиса изображают то, что может поглотить человечество навсегда,
но что должно стать огненными вратами в Новое Бытие. Залог нарождения нового –
в смерти старого, апокалиптика сосредоточена на образах умирания старого,
эсхатология пытается описать всполохи нарождения нового.
АСТРОЛОГИЯ
– Обобщает познание мировой энтелехии, её отдельных сфер, а также связи
энтелехии мира с жизнью на земле. Различные сферы космоса по-разному
генетически энтелехийно связаны с различными народами и людьми. В свою очередь,
самодостаточная жизнь космических энтелехий, а также движение небесных светил
воздействуют на судьбу мира, человечества, людей. Магическая взаимосвязь
вселенной познавалась астрологией и отразилась в идее гороскопа. Знаки зодиака («зодиа» – животные) запечатлевают
путь воплощения человеческой души в космической материи, систему созданных
вечными душами космических энтелехий. Поэтому каждому народу и человеку
родственно то или иное созвездие, обозначенное знаком зодиака – именем
животного, а также родственно и само это животное. Гадания или определение
характера человека по знакам зодиака представляют собой попытки вскрыть
пройденные конкретной душой пути космической эволюции до её воплощения в
человеческом облике, стремление определить настоящее и провидеть будущее на
основе знания о застывших формах прошлого и пра-прошлого, осознание воздействия
на человека магического фатума и магического рока. Таковое познание
сверхъестественных явлений может расширить горизонт сознания и облегчить
самоопределение. Но без истинной
религиозной ориентации магическая сфера гипнотизирует человека, вытесняет
представления о божественном, подменяет подлинную духовность и ввергает во
власть безблагодатной магической
причинности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий