ИДЕОМАНИЯ
– Идеологическая мания - Система
абсолютизированных идей. Своего рода духовная болезнь, имеющая своих носителей,
свои формы и определённые средства излечения.
Если психическая болезнь – это душевное помешательство, то духовная
болезнь – это помешательство духа, разлагающее душу и дух, сознание, волю, память
человека. Идеомания болезненно сосредотачивает сознание на ложной либо частной,
но гипертрофированной идее, которая тотально определяет всю жизнь. Идеологическая
система является продуктом аберрации
– отклонения, искажения сознания, сужения его объёма и содержания, болезненного
сосредоточения на одной или нескольких идеях. Это происходит в том случае,
когда идея вырывается из органичного смыслового контекста и наделяется
самодовлеющим значением. Тотальная фиксация сознания на частной идее лишает
саму идею целостности и органичного содержания. Смысл и значение идеи
абсолютизируется – наделяется неограниченным, безусловным значением и вместе с
тем опошляется, ибо искажается её культурный контекст и разрушаются её
логические связи. Чрезмерное преувеличение значения частной идеи разрушает
иерархию ценностей: низшее противоестественно возвышается, изначально высокое
профанируется. Первоначальный смысл идеи неузнаваемо искажается. С разрушением
оснований рушатся все критерии и обессмысливаются все смыслы. Значения слов в
идеологических мифах чудовищно произвольны. Создаётся «параллельная
идеологическая вселенная» со своими искажёнными законами. Власть её просто
сверхъестественна и направлена на поглощение без остатка подлинной реальности.
Люди начинают видеть реальность через призму идеологических знаков, используют
реальность для подтверждения идеологических смыслов.
Это
духовная одержимость человека, общества, народа, а также система ложного
сознания; в отличие от психических болезней, она может передаваться и
захватывать массы людей. Причиной психических заболеваний является
нейрофизиологическая патология и травмы индивидуального подсознательного или
бессознательного. Духовное же помутнение
внедряется через сознание, поражая сферу бессознательного, подсознательного и
волю, превращая человека в идеомана.
Метафизические причины идеомании –
отказ от бремени крестонесения бытия: воодуховления
– духовного возрастания; принятия плоти,
воплощения – должного и целостного, индивидуального и личностного; бремени
личностного бытия – индивидуального и соборного; великого бремени свободы. Психологические мотивы идеомании, – идеологическая одержимость
содержит два полюса: С одной стороны, гипертрофированно
рациональную формула – абсолютизация определённого набора идей, своего рода
обвал в сознании. Гиперрационализация
провоцирует предельно аффективное
состояние («вскипевший» разум – «кипит
наш разум возмущённый»), выплеск иррациональных
подпольных стихий. Два полюса идеомании создают в обществе поле одержимости. Радикальная идеология обращена не к конкретной
личности, а к массам и к человеку масс. Она формирует коллективные психозы – состояния иллюзорного фантазирования,
замутняющие разум и делающие человека одержимым экзальтированной
восторженностью либо страхом, паникой, агрессией. Подобные состояния подавляют
индивидуальность, душат проблески совести и сознания в атмосфере массового беснования. Рациональная
идеологическая система апеллирует к
низменным, демоническим пластам души, активизирует их системой провоцирующих и
стимулирующих сигналов. Поэтому «обаяние» идеологических схем заужает сознание,
подавляет нравственное чувство, вытесняет многие черты характера,
примитивизирует эмоциональную и интеллектуальную жизнь человека. Уверовавший в
истинность идеологических догм теряет чувство реальности, и потому он всегда
фанатик – исступленно преданный чему-либо, при этом крайне нетерпимый ко всему
иному. Всякая инаковость, непохожесть на идеологическую
ирреальность воспринимается как измена должному, чуждое и враждебное.
Сосуществования в идеологической сфере быть не может, допускается только
единоприродное, всё прочее – «аномалия», подлежащая уничтожению: уничтожение классового врага, перековка… Как
правило, идеологическое сообщение несёт энергию команды: «экспроприация экспроприаторов», «бей буржуев», «ликвидация кулачества
как класса»… Эти заклинания рассчитаны на возбуждение звериных инстинктов,
являются командой: у кого и что отнять, что разрушить и кого уничтожить. По
мере ослабления идеологической маниакальности императивы злой воли искусно зашифровываются, но их деструктивная
сущность остаётся той же («красно-коричневые»,
«коммуно-фашисты» – противники реформ Ельцина-Гайдара должны были вызывать
такую же ненависть в обществе, как и «вредители»,
«враги народа» известных времён).
Доминанта
– господствующая идея всякой идеомании направлена против христианского
персонализма. Все формы идеомании стремятся развенчать Богом дарованное
достоинство человека и низвести его с небес на землю, и далее – низринуть в ад.
То, что при этом абсолютизируется, что провозглашается наиболее высоким и ценным,
чем Божественная и человеческая личность, и есть конкретное содержание
идеологии. Несколько веков интеллектуальной муштры сделали европейского
человека бесчувственным к универсальному смыслу и высшим ценностям, но
прилипчиво чувствительным к частностям и к фантазмам всякого рода. В лабораториях европейской мысли – своего
рода штудиях интеллектуальной деградации – формировались различные идеомании,
которые русская интеллигенция с энтузиазмом прививала на отечественной почве. Атеизм – это идеология отрицания Теоса,
Личного Бога, являющегося Творцом мироздания и наделяющего его смыслом. Материализм утверждает материю в
качестве субстанции всей действительности – не только материальной, но душевной
и духовной. Это учение отрицает духовное бытие, профанирует всё высшее,
небесное. Вечный дух и объективный смысл бытия отринуты, хаотическая же материя
наделяется статусом единственной реальности. Материализм разлагает личность
разнузданием плотских инстинктов. Идеализм
(от др.-греч. идея), напротив, сводит
многообразие действительности к идее, а материю рассматривает как форму
проявления идеи. Идеализм является примером того, как крайняя степень
абсолютизации даже высших идеалов ведёт к искажению реальности. Всё частичное,
претендующее на полноту, лишается собственных основ и искажает общую
перспективу. В идеализме идеальная сторона бытия подменяет полноту бытия.
Поэтому в нём отвлеченная абстракция ценится выше живого конкретного бытия:
идея истины, красоты, добра, Бога, человека вытесняет восприятие живой
конкретной истины, красоты, добра, Бога, человека. Рационализм (от лат. разум) в
качестве основы основ утверждает рассудок и самодостаточный разум, которые из
познавательного средства превращаются в единственный критерий и последнего
судию. Рассудок при этом отрывается от разума, а разум – от Логоса, всё
разумное лишается первозданного смысла и значения. Рационализм утверждает
неограниченную силу человеческого познания, через которое можно властвовать над
всем существующим. Для рационализма нет неразрешимых проблем, есть только ещё
не разрешённые. Рационализм утверждает неограниченное господство ограниченного
разума, против которого уже невозможно апеллировать ни к какой высшей инстанции.
Гипертрофирование рационального разрушает органичную иерархию ценностей. Эмпиризм (от др.-греч. опыт) утверждает крайность
противоположную: разум сам по себе бессилен, он способен лишь обрабатывать
данные опыта. Чувственный опыт (эмпирия)
– единственный источник и критерий знания и жизни. Эмпирическая методология познания
сыграла революционную роль в становлении науки Нового времени. Но, претендуя на
роль единственно верного мировоззрения, эмпиризм ограничивает сознание.
Идеология эмпиризма формирует «научную»
картину мира, и этот частный взгляд вытесняет все другие. Эмпирическая
концепция сводит сущность человеческого бытия к естественно-природным
процессам, ибо только они доступны эмпирическому наблюдению. Онтологические,
духовные проблемы оказываются вне поля зрения эмпиризма, а значит, и вне
реальности. Позитивизм (от лат. положительный) – предельная и
утончённая форма эмпиризма – во всех его модификациях, включая постпозитивизм,
приходит к полному отрицанию метафизических основ бытия. Картина мироздания
ограничивается и исчерпывается позитивным
– чувственно данным, фактическим. Метафизические объяснения объявляются
теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Позитивизм называет псевдовопросами те вопросы, ответы на
которые не могут быть проконтролированы, верифицированы – проверены на
истинность путём сопоставления с чувственными данными, непосредственным опытом.
Духовная реальность для позитивизма не только не познаваема, но является фикцией. Вопросы об истине, о Боге и
вечной душе, о личности и её совести, об абсолютных критериях нравственности, о
правах и обязанностях человека перед вечностью – не корректны и являются псевдовопросами.
Постмодернизм – следующая после
позитивизма и неопозитивизма стадия игрового сознания, синтезирующая,
вместе с тем, нирваническую духовность буддизма. Если позитивизм утверждает,
что вопросы об истине, о вечной душе, о Боге – являются бессмысленными и
ложными, то постмодернизм выстраивает такое сознание, в котором подобные
вопросы не могут зародиться. Это идеология апофеоза общества
потребления. С позиций всеобщей изменчивости и случайности девальвируются
основные категории разума: реальность, истина, человек, история, знание,
философия, язык. Отрицаются всякие критерии реальности, иерархии смыслов, в том
числе ассиметричные оппозиционные пары: высокое – низкое, реальное –
воображаемое, субъект – объект, целое – часть, внутреннее – внешнее,
поверхность – глубина, Восток – Запад, мужское – женское… Вообще растворяются всякие качественные различия. Любое явление
есть продукт времени и случая. Реальность сводится к языковой, текстовой модели, поддающейся бесконечным изменениям и
интерпретациям. Вопрос об объективной истине бессмысленен, ибо всякая истина
представляет собой лингвистическую, историческую либо социальную конструкцию (дискурс), которая в свою очередь
является интерпретацией предшествующих конструкций.
Идеологии
интеллектуальной деградации подготавливают людей к восприятию наиболее
агрессивных и тотальных идеоманий – массовых
социальных галлюцинаций. Социальные
формы идеомании паразитируют на стремлении человека реализовать соборный
идеал социальной и национальной справедливости. Это – экспансия социального небытия. Марксистский социализм и коммунизм
как радикальная социальная утопия
никогда не ставил перед собой задач достижения справедливого общественного
устройства, но успешно паразитировал на социалистических идеалах для достижения
противоположных целей. Влечение к
самоуничтожению, выражающееся в
социальных формах, является, согласно И.Р. Шафаревичу, последней тайной коммунизма-социализма. Речь идёт о единой идеологии социального небытия, внутри
которой дифференцировались различные течения: коммунизм, социализм,
национал-социализм, либерал-большевизм. Любая идея может превратиться в
патологическую манию, поэтому предметом идеомании может быть любое
мировоззрение. Коммунизм небытийно
переориентирует энергию иудейского эсхатологизма.
Социализм паразитирует на стремлении
к социальной справедливости в формах христианской традиции. Фашизм – это реакция языческого
миросозерцания, языческий культ государства и народа. Либерал-большевизм – это болезнь европейского просветительского
мировоззрения. В коммунизме призыв к всеобщему разрушению формулируется
открыто. В менее радикальных формах идеомания навязывает фиктивные цели
(социализм) или реальные ценности, но гипертрофированные, превращенные в
иллюзии (фашизм), либо смесь фикций и иллюзий (либерал-большевизм). Эти формы
идеологии отличаются друг от друга степенью выражения и радикальности духа
разрушения, а также характером паразитирования на реальности.
ИДЕОКРАТИЯ – Тотальная власть
радикальной идеологии (идеомании). Партия как субъект идеологической экспансии подчиняла коммунистической
идеологии государство, общество, сознание и образ жизни людей. Это власть антисоциальная и антинациональная, разрушающая
традиционный жизненный уклад народов. Первая
в мире страна Советов оказалась первым плацдармом
интернациональных сил мирового социального переворота – мировой революции. власти партии идеологических маньяков. Если
тоталитаризм – это всевластие государства, партократия – власть какой-то
партии, то идеократия – это власть ложной идеологии над государством,
обществом, человеком. Тоталитаризм –
неизбежное следствие идеократического режима. Партия как субъект идеологической экспансии подчиняет идеологическому заданию
государство, общество, сознание и образ жизни людей. Победивший марксистский
коммунизм (марксизм-ленинизм) – самая тотальная и радикальная доктрина,
нацеленная на разрушение христианской цивилизации и традиционных устоев жизни. Мания богоборчества неизбежно является
и наиболее человеконенавистнической – «как
один умрём в борьбе за это». Россия с самого начала рассматривалась
большевиками в качестве плацдарма мировой революции. Основная задача на
захваченном плацдарме – мобилизовать все ресурсы для всемирной экспансии идеократии. Богатейшие материальные,
культурные, человеческие ресурсы России были брошены на создание бастиона
коммунистической формы идеократии. Впоследствии каждая захваченная идеократией
страна превращалась в опору для дальнейшей экспансии и мирового господства (всемирной революции). На ленинском этапе партия идеологических
маньяков захватывает государственную власть, в стране насаждается идеократия.
При сталинизме идеократия подчиняет
все сферы общественной и личной жизни. Система тотальной лжи и насилия нацелена
на превращение людей в идеологических маньяков (перековка). Неподдающийся человеческий материал (враги народа) подлежит ликвидации, что
обусловливает необходимость перманентного большого террора. Закономерность экспансии идеократии:
тотальные наступления (военный коммунизм, большой террор), наталкиваясь на сопротивление, сменяются
периодами НЭПов – оттепелей.
Перед угрозой потери власти в России – плацдарма
для захвата всего мира – идеологические силы вынуждены отступить для
перегруппировки, мобилизации, выбора очередного направления удара, разработки
новых методов захвата. Выдохшийся в наступлении режим втягивает в период оттепелей «щупальца» и вынужден
выпустить часть захваченных сфер, чтобы эксплуатировать их энергию для
собственного выживания. Используя широкий спектр средств – прельщение, фикции,
иллюзии, обман, подкуп, шантаж, запугивание, уничтожение – идеократия стремится
инфицировать все сферы. После укрепления и перегруппировки сил она неизбежно
начинает наступление в новом направлении. Борьба идеократии с обществом
вытягивается в бесконечную линию фронта: литературный
фронт, производственный фронт, фронт коллективизации. Борьба с классовым врагом должна обостряться, несмотря на
построение бесклассового общества, – этот тезис признаёт возрастание
сопротивления общества по мере его подавления. На высоте идеократической
пирамиды – вожди, эзотерическая часть
партии, самые посвящённые, избранные и верные сыны идеологии. Затем – партийный аппарат – кандидаты в вожди, а
пока скорее посвящённые, но ещё не избранные. Далее – партийный актив – среднее звено верных
служителей, только отчасти посвящённых.
И, наконец, рядовые идеологической армии – общественный
актив, далеко не посвящённые,
вовсе не избранные, но, тем не менее,
уже верные идеологии, чающие быть посвящёнными. Идеократический режим
штампует определённый облик человека: выживают и проходят наверх только те, кто лишён или «освободился» от человеческих достоинств.
Критерии небытийности пропускают сквозь отборочное сито самые мертвенные
экземпляры человеческого рода. В идеократическом режиме все без исключения
являются материалом с разделением функций, поэтому все, кроме вождя, должны
быть потенциальными объектами террора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий