Творение свободной личности
С момента создания человека свобода
его вплетена в творческий акт Бога. По степени проявления человеческой
свободы можно выделить три этапа творения-становления личности.
1. Первичное помышление Творца
о бытии личности. Творение Богом субстанциальной основы личности.
Здесь личность является ещё в виде бескачественной идеи Бога,
через которую она только вызывается к бытию, наделяется бессмертным
образом Божиим – свободой, как безосновной основой её
бытия. Это вечный прообраз личности: «Бог творит личности как задания, осуществляемые
свободой» (Н.А. Бердяев).
2. Поскольку направленность божественной
свободы не в бескачественной неопределённости, а в творческой мощи и
динамике, то с момента своего рождения в бытие свободная
личность активно в нём самоопределяется. Богочеловеческий
замысел о качественном бытии личности уже включает в себя самополагание
человеческой свободы. Это – предмирный совет, диалог Бога и
человека о человеческом бытии.
Бог взывает каждую человеческую душу
к бытию и с любовью встречает первые её импульсы. Первый глас свободы
наделяет душу определённым личностным обликом. В этой апофатической
глубине личность выбирает свою роль в бытии, онтологическую
миссию и направленность в воплощении. Свобода – дар Божий и,
как всякий истинный дар, не навязывается, а принимается или отвергается. Чтобы
стать свободным, человек должен свободно принять свободу. Самополагание
личности начинается с осознания своей свободы и ответственности.
Итак, в предмирном бытии человеческая
свобода уже проявляет себя, но ещё не во всей полноте, независимости
и ответственности. Так довременная диалектика божественной и человеческой
свободы описывается прот. Сергием Булгаковым: «Тварное “Я” всё-таки
творится, то есть пробуждается Богом к бытию. Однако это пробуждение
не только содержит Божественный акт творения, но и включает в себя
как бы Божественный вопрос к творимому, самополагает ли оно само
себя, ибо личного “Я” одним творческим актом над
ним, без него самого и Сам Бог положить не может. Это не есть ограничение
всемогущества Божия, которое вполне проявляется в этом пробуждении
к бытию тварного самосознания (более того, этот творческий
акт создания тварного “Я” есть самый потрясающий
в действиях Божественного всемогущества, явленного в творении
мира)… Хотя тварное “Я” и полагается Богом,
но в этом творении оно со-полагается и им самим. Строго говоря, творческий
акт создаёт лишь возможность самополагания, которое осуществляется
самим “Я”, говорящим своё “да”. В
этой свободе самополагающего “Я” уже содержится
образ Божий в тварном духе».
3. В этой жизни призван человек выполнить
своё назначение, и поэтому с момента воплощения в мире сем
личность обретает возможность полной свободы и несёт полную
ответственность. Тварная свобода человека не отменяется свободой
Творца, потому что человек создан по образу и подобию Бога Воплотившегося
и призван в этом мире к обожению. Получив дар свободы, человек получает и
возможность отказа от свободы, иначе он не был бы свободен вполне. Но
отказываясь от свободы, то есть от самоё себя, душа не способна отринуть из
бытия основу своего существования – нетленную искру Божию, которая сохраняется
нерасплавленной в любых космических странствиях и которая даже в самом
заглушенном состоянии сохраняет возможность вернуть статус свободного существа.
С воплощения начинается крестонесение
человеческой свободы: свобода в мире может быть сохранена только
при непрекращающемся преодолении мирского рабства. Человек одновременно
в мире сем и не от мира сего существует здесь и, в то же время, сохраняет
присутствие в вечности. Всё это увеличивает бремя крестонесения
свободы.
Свобода – образ Божий и сущность личности
Бог обращается к человеку как к личности.
Человек же может ответить Богу только как свободная личность: «К
свободе призваны вы, братия…» (Гал. 5, 13). Человеческая
личность, прежде всего, в свободе несёт образ Божественной Личности. Свобода
– не свойство, а субстанция личности. «Свобода – от Бога,
свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее
создание Бога, шедевр Творца» (В.Н. Лосский).
Человек свободен как Бог, но Бог изначально
свободен, а человек сотворён свободным. Личность – помысел Бога о человеке,
который в свободе призван обрести, создать свою личность. Свобода исходит
из Божественного лона и потому свобода не может замыкать в индивидуализме,
не может изолировать человека. Всемогущество Божие не подрывается
свободой человека, равно как и человеческая свобода не умаляется
её тварностью. Сущность личности и есть свобода, так как личность
является непосредственной и конечной причиной каждого её
действия. Безличное не имеет свободы, вне личности нет свободы. Личность
– это субъект свободы, человеческий индивидуум,
самоопределяющийся в свободе. Таким образом, личность и свобода
неразделимы, единосущны, личность выражается только в акте
свободы, а свободный акт выражает и утверждает личность.
Свобода зачинается с необусловленности
выбора извне (формальная свобода). Но собственно свобода –
это внутреннее самоопределение, преодолевающее внешнее давление (положительная
свобода). Свобода предваряет и бытие, и сущее, творческий акт бытия
рождается свободой. Самополагание
свободы есть не столько выбор, сколько созидание своей природы. Сама
мотивация определяется свободно. Личность в апофатических глубинах
созидает своё «Я», творчески созидает собственную качественность.
Затем природа личности начинает желать чего-то определённого, отвечающего
своей сущности. «Я хочу» – это не начало свободного
самополагания, а его объективация, мирское проявление. Свободное
окачествование личности определяет содержание её стремлений
и желаний.
Начало творению мира положено созданием
человека, но дальнейшее миротворение – процесс богочеловеческий,
определяемый богочеловеческой волей, свободным творческим
актом Бога и человека. «Существует двоякого рода откровение
– откровение Бога человеку и ответное откровение человека Богу…
Глубочайший внутренний смысл ответного откровения человека скрыт
в его свободе. Только свободное откровение человека, свободное его
творчество желанно для Бога и задано Богом, только оно отвечает на
Божию тоску по человеку. Бог ждёт от человека свободного дерзновенного
творчества» (Н.А. Бердяев). Боговоплощение, Богочеловечность
утверждает соизмеримость и нераздельность божественной и человеческой
судеб и свобод.
Всё, изначально несвободное, не может
квалифицироваться как добро или зло. Добро и зло в мир входят только
через свободный акт личности: добро – как свободное
творчество в Боге, зло – как восстание на богочеловеческую творческую
свободу, отказ от неё или её подмена. Человеческая личность ответственна
перед Богом и миром за победу добра или зла. Мир существует
таким, каким его видит взор свободной личности. Рок, случай, необходимость
обрушиваются на человека и посягают на его свободу. Но у их истока
лежит некогда породивший их акт отказа от свободы. Даже
космические, природные силы, стихии и законы, казалось бы, совершенно
независящие от человеческой воли, в духовных измерениях и в конечном
итоге подвластны свободе человека. Отказ от свободы заводит
механизм необходимости и в человеческом социуме. Безличные
стихии существуют только постольку, поскольку не преображены свободой.
В мире, космосе, бытии нет зон, закрытых для просветляющего действия
свободы.
Свобода – ось бытия. Свобода – не только возможность идти
вверх или вниз, но человеческая свобода творчески созидает
точку отсчёта, шкалу измерения, утверждает полярность, направленность,
само движение мироздания. В поисках истины человек может исходить
только из своего экзистенциального
опыта свободы, который укоренён в апофатическом, трансцендентном
начале.
Ось бытия - Слово Божье (Истина=Бог есть Любовь).
ОтветитьУдалитьЖизнь - суть способ существования Истины.