Проблему свободы в христианстве пытались
разрешить по-разному, но только не на основе откровения Голгофы.
Это неизбежно заводило в тупик. Понятие «свободы» нередко определялось
таким образом, что отрицалась всякая возможность свободы. В традиции христианской
мысли представлены три подхода к проблеме свободы:
1. Бог сотворил человека изначально
непорочным и предназначенным к околобожественной жизни, чтобы тешить
его существованием своё Божие могущество. Но человек, проявив
свободу, нарушает заповедь Творца и отпадает от Бога. Таким образом, свобода
впервые проявилась как произвол человеческой самости, поэтому является
источником греха и зла.
2. Бог дарит человеку свободу, но с
тем, чтобы он выполнял только то, что заповедано. Строго говоря, человеку
запрещено проявлять свободу, что лишает её конститутивности, основоположений.
Первый свободный выбор человека оказывается ложным и ввергает его
в грех. В данном случае свобода мыслится как источник добра и зла,
но реальный путь добра в этой интерпретации возможен
только через отказ от свободы.
3. Так как всё сводится к тому, что
грех в мир вошёл через свободный выбор человека – зло проистекает из
свободы, то для оправдания благости Бога возникают концепции о меоническом
(не-сущем) источнике свободы. Первичная свобода не сотворена
Богом и укоренена не в Боге, а в предвечной меонической бездне вне
Бога. Мировое зло не от Бога, а из глубин меонической свободы. В законченном
виде этот подход сформулировал Николай Бердяев. Либо, как считал Шеллинг,
свобода и произвол, а значит, и зло проистекают из тёмной
основы Божества.
Поразительно, насколько в христианском
мире недостаёт восприятия Распятого Бога! Кресту поклоняются,
им осеняют себя, но мир видят таким, будто Голгофы не было.
Эта духовная близорукость была причиной многих заблуждений
и нехристианских действий в христианской истории. Вместе с
тем мистерия – таинство Голгофы, как ничто
другое, открывает неограниченность Божией свободы. Бесконечно
могущественный Бог свободно, умаляясь и не умалившись в своём бытии,
принимает Распятие. Крестные муки Христа ничем извне не обусловлены,
являются свободным актом любви Личного Бога к личности человеческой.
Мир создан Богом Личным, и личность в
человеке – образ и подобие Творца. Характер свободного личностного
общения и задаёт конституцию бытия. Поэтому истинное познание может
быть не рационально-натуралистическим, а экзистенциально-персоналистическим. То, что алогично и
необоснованно при рационалистическом подходе, становится возможным,
истинным и понятным при познании через личностное экзистенциальное общение.
Природа Творца и Его деяния несравненно ближе живому образу личности,
нежели объективированным натуралистическим формулам или социоморфным
отношениям (отражающим природу социальных связей и форм). Персоналистические
образы и представления более соответствуют духу бытия, чем рационалистические
категории и понятия. Это в наибольшей степени относится к проблеме
свободы.
Мы находим себя окружёнными вещами-объектами.
В этот мир мы вписываем и людей, видя в них лишь объекты, хотя и особые.
Даже обращаясь к себе, мы, вопреки непосредственному знанию о себе,
начинаем мыслить себя в качестве одного из многих объектов. Мы задыхаемся
в этом объектном мире необходимости. Прорывом в иное измерение является
обретение себя в качестве свободной личности. Но источником свободы
может быть только то, что первичнее, глубже вещей, то, что в большей мере
существует, чем вещи, и не подчиняется законам вещей. Свобода не
обусловлена в своём содержании ничем из уже существующего. В этом и
только в этом смысле она происходит из ничто. Но это ничто есть благодатный
резервуар, источник бытия и потому находится в Творце,
в Боге. Источнику свободы нет надобности быть вне Бога, потому что
Бог не вещь и не совокупность вещей. Свобода не есть нечто существующее
рядом с Богом, Его могуществом и волей. Воля Бога в том и состоит,
чтобы мы были свободны и в свободе выражали высшую покорность Его
воле. Тогда мы и обретаем подлинное бытие, данное нам Творцом, и потому
обретаем самих себя. Бог – источник и опора свободы против
несвободы вещного мира.
Опускаясь с высот апофатической (отрицательной,
не имеющей никаких положительных определений) неизреченности,
первое имя Божие, которое могут произнести человеческие уста: Бог
– это Свобода. В собственном бытии Бог свободен, и по отношению
к миру Творец выступает, прежде всего, как свобода. Началополагающее
отношение Бога к миру – это отношение свободного Бога: свободный
Бог становится Творцом. Бог сотворил мир из ничего, то есть свободно
и из свободы. В основе творения – свободный творческий акт. Поэтому
все другие наименования Божества – мироявленные и выражают отношения
твари к Творцу. В ощущении Бога как Свободы и Творца является человеку
воспоминание о Божественном Лоне и проявляется усилие обрести
первозданную свободу. Свобода – наиболее апофатическое имя Божие,
более чем все имена отрицательные: Без-начальное, Не-подвижное, Не-изменное,
Не-постижимое, Не-изреченное, Не-возгласимое, Не-изъяснимое... В отрицательных
именах Божиих отрицается тождественность, полное совпадение Божественной
и мировой природы, хотя таковое отрицание становится основой для
положительного богопознания.
Катафатические (утвердительные, положительные)
имена Божии, в том числе и наиболее абсолютные из них (Абсолют, Мощь,
Единство, Полнота, Бытие, Истина, Благо, Красота, Любовь...), выражают
ту или иную степень вмещения тварью божественной природы. Это ещё
более человеческие имена Божии. Утверждение Бог есть Абсолют указывает
на определённую модальность (меру, способ существования) отношений твари
и Творца. Утверждение Бог есть Свобода указывает на
Бога Самого в Себе. Свобода не из меонических глубин, не из не-сущего,
а из самой божественной сущности, которая и есть эта глубина ничто.
Всё, что существует, свободно допущено Богом к существованию, и
потому не может быть вне Бога неких меонических, не сущих глубин. Человеческая
свобода укоренена не во внебожественном ничто, а в свободном отпускании
Богом на свободу, в дарении человеку свободы.
Свобода является несотворённой,
поскольку дарится человеку Богом из Собственной сущности. Свобода – образ Божий в человеке,
вечная, нетленная, а потому и несотворённая частица божественной природы
в нём, искра Божия в душе человека. Свобода проистекает из глубин Самобытия
Бога, и свободный акт утверждает в мире бытие. Свобода – добытийна,
первобытийна. Напряжённость бытия направлена к обретению
всё более полной свободы. Свобода – источник бытия, в свободе
– мощь бытия. Цель бытия – в максимальном раскрытии свободы. Вектор
свободы является стержнем бытия. Степень возрастания бытия
– это ступени раскрытия свободы. Быть свободным сотворцом Богу – это
и есть мужество быть (выражение Пауля Тиллиха).
Прочитаю,обсудим. Просто некогда сейчас.
ОтветитьУдалить