воскресенье, 19 мая 2019 г.

БРЕМЯ СВОБОДЫ. 2. Ис­точ­ник и сущ­ность сво­бо­ды



Про­бле­му сво­бо­ды в хри­сти­ан­ст­ве пы­та­лись раз­ре­шить по-раз­но­му, но толь­ко не на ос­но­ве от­кро­ве­ния Гол­го­фы. Это не­из­беж­но заводило в ту­пи­к. Понятие «свободы» нередко определялось таким образом, что отрицалась всякая возможность свободы. В тра­ди­ции хри­сти­ан­ской мыс­ли представлены три под­хо­да к про­бле­ме сво­бо­ды:
1. Бог со­тво­рил че­ло­ве­ка из­на­чаль­но не­по­роч­ным и пред­на­зна­чен­ным к око­ло­бо­же­ст­вен­ной жиз­ни, что­бы те­шить его су­ще­ст­во­ва­ни­ем своё Бо­жие мо­гу­ще­ст­во. Но че­ло­век, про­явив сво­бо­ду, на­ру­ша­ет за­по­ведь Твор­ца и от­падает от Бо­га. Та­ким об­ра­зом, сво­бо­да впер­вые про­яви­лась как про­из­вол че­ло­ве­че­ской са­мо­сти, поэтому яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком гре­ха и зла.
2. Бог да­рит че­ло­ве­ку сво­бо­ду, но с тем, что­бы он вы­пол­нял толь­ко то, что за­по­ве­да­но. Стро­го го­во­ря, че­ло­ве­ку за­пре­ще­но про­яв­лять сво­бо­ду, что ли­ша­ет её кон­сти­ту­тив­но­сти, ос­но­во­по­ло­же­ний. Пер­вый сво­бод­ный вы­бор че­ло­ве­ка ока­зы­ва­ет­ся лож­ным и ввер­га­ет его в грех. В дан­ном слу­чае сво­бо­да мыс­лит­ся как ис­точ­ник до­б­ра и зла, но ре­аль­ный путь до­б­ра в этой ин­тер­пре­та­ции воз­мо­жен толь­ко че­рез от­каз от сво­бо­ды.
3. Так как всё сво­дит­ся к то­му, что грех в мир вошёл че­рез сво­бод­ный вы­бор че­ло­ве­ка – зло про­ис­те­ка­ет из сво­бо­ды, то для оп­рав­да­ния бла­го­сти Бо­га воз­ни­ка­ют кон­цеп­ции о ме­о­ни­че­ском (не-су­щем) ис­точ­ни­ке сво­бо­ды. Пер­вич­ная сво­бо­да не со­тво­ре­на Бо­гом и уко­ре­не­на не в Бо­ге, а в пред­веч­ной ме­о­ни­че­ской безд­не вне Бо­га. Ми­ро­вое зло не от Бо­га, а из глу­бин ме­о­ни­че­ской сво­бо­ды. В за­кон­чен­ном ви­де этот под­ход сфор­му­ли­ро­вал Николай Бер­дя­ев. Ли­бо, как счи­тал Шел­линг, сво­бо­да и про­из­вол, а зна­чит, и зло про­ис­те­ка­ют из тём­ной ос­но­вы Бо­же­ст­ва.
По­ра­зи­тель­но, на­сколь­ко в хри­сти­ан­ском ми­ре недостаёт восприятия Рас­пя­то­го Бо­га! Кре­сту по­кло­ня­ют­ся, им осе­ня­ют се­бя, но мир ви­дят та­ким, буд­то Гол­го­фы не бы­ло. Эта ду­хов­ная бли­зо­ру­кость бы­ла при­чи­ной мно­гих за­блу­ж­де­ний и не­хри­сти­ан­ских дей­ст­вий в хри­сти­ан­ской ис­то­рии. Вме­сте с тем мис­те­рия – та­ин­ст­во Гол­го­фы, как ни­что дру­гое, от­кры­ва­ет не­ог­ра­ни­чен­ность Бо­жи­ей сво­бо­ды. Бес­ко­неч­но мо­гу­ще­ст­вен­ный Бог сво­бо­дно, ума­ля­ясь и не ума­лив­шись в своём бы­тии, при­нимает Рас­пя­тие. Кре­ст­ные му­ки Хри­ста ни­чем из­вне не обу­слов­ле­ны, яв­ля­ют­ся сво­бод­ным ак­том люб­ви Лич­но­го Бо­га к лич­но­сти че­ло­ве­че­ской.
Мир соз­дан Бо­гом Лич­ным, и лич­ность в че­ло­ве­ке – об­раз и по­до­бие Твор­ца. Ха­рак­тер сво­бод­но­го лич­но­ст­но­го об­ще­ния и задаёт кон­сти­ту­цию бы­тия. По­это­му ис­тин­ное по­зна­ние мо­жет быть не ра­цио­наль­но-на­ту­ра­ли­сти­че­ским, а эк­зи­стен­ци­аль­но-пер­со­на­ли­сти­че­ским. То, что ало­гич­но и необоснованно при ра­цио­на­ли­сти­че­ском под­хо­де, ста­но­вит­ся воз­мож­ным, ис­тин­ным и по­нят­ным при по­зна­нии че­рез лич­но­ст­ное экзистенциальное об­ще­ние. При­ро­да Твор­ца и Его дея­ния несравненно бли­же жи­во­му об­ра­зу лич­но­сти, не­же­ли объ­ек­ти­ви­ро­ван­ным на­ту­ра­ли­сти­че­ским фор­му­лам или со­цио­морф­ным от­но­ше­ни­ям (от­ра­жаю­щим при­ро­ду со­ци­аль­ных свя­зей и форм). Пер­со­на­ли­сти­че­ские об­ра­зы и пред­став­ле­ния бо­лее со­от­вет­ст­ву­ют ду­ху бы­тия, чем ра­цио­на­ли­сти­че­ские ка­те­го­рии и по­ня­тия. Это в наи­боль­шей сте­пе­ни от­но­сит­ся к про­бле­ме сво­бо­ды.
Мы на­хо­дим се­бя ок­ру­жён­ны­ми ве­ща­ми-объ­ек­та­ми. В этот мир мы впи­сы­ва­ем и лю­дей, ви­дя в них лишь объ­ек­ты, хо­тя и осо­бые. Да­же об­ра­ща­ясь к се­бе, мы, во­пре­ки не­по­сред­ст­вен­но­му зна­нию о се­бе, на­чи­на­ем мыс­лить се­бя в ка­че­ст­ве од­но­го из мно­гих объ­ек­тов. Мы за­ды­ха­ем­ся в этом объ­ект­ном ми­ре не­об­хо­ди­мо­сти. Прорывом в иное измерение является обретение себя в ка­че­ст­ве сво­бод­ной лич­но­сти. Но ис­точ­ни­ком сво­бо­ды может быть только то, что пер­вич­нее, глуб­же ве­щей, то, что в боль­шей ме­ре су­ще­ст­ву­ет, чем ве­щи, и не под­чи­ня­ет­ся за­ко­нам ве­щей. Сво­бо­да не обу­слов­ле­на в своём со­дер­жа­нии ни­чем из уже су­ще­ст­вую­ще­го. В этом и толь­ко в этом смыс­ле она про­ис­хо­дит из ни­что. Но это ни­что есть бла­го­дат­ный ре­зер­ву­ар, ис­точ­ник бы­тия и по­то­му на­хо­дит­ся в Твор­це, в Бо­ге. Ис­точ­ни­ку сво­бо­ды нет на­доб­но­сти быть вне Бо­га, по­то­му что Бог не вещь и не со­во­куп­ность ве­щей. Сво­бо­да не есть не­что су­ще­ст­вую­щее ря­дом с Бо­гом, Его мо­гу­ще­ст­вом и во­лей. Во­ля Бо­га в том и со­сто­ит, что­бы мы бы­ли сво­бод­ны и в сво­бо­де вы­ра­жа­ли выс­шую по­кор­ность Его во­ле. То­гда мы и об­ре­та­ем под­лин­ное бы­тие, дан­ное нам Твор­цом, и по­то­му об­ре­та­ем са­мих се­бя. Бог – ис­точ­ник и опо­ра сво­бо­ды про­тив не­сво­бо­ды вещ­но­го ми­ра.
Опус­ка­ясь с вы­сот апо­фа­ти­че­ской (от­ри­ца­тель­ной, не имею­щей ни­ка­ких по­ло­жи­тель­ных оп­ре­де­ле­ний) не­из­ре­чен­но­сти, пер­вое имя Бо­жие, ко­то­рое мо­гут про­из­не­сти че­ло­ве­че­ские ус­та: Бог – это Сво­бо­да. В соб­ст­вен­ном бы­тии Бог сво­бо­ден, и по от­но­ше­нию к ми­ру Тво­рец выступает, пре­ж­де всего, как сво­бо­да. На­ча­ло­по­ла­гаю­щее от­но­ше­ние Бо­га к ми­ру – это от­но­ше­ние сво­бод­но­го Бо­га: сво­бод­ный Бог ста­но­вит­ся Твор­цом. Бог со­тво­рил мир из ни­че­го, то есть сво­бод­но и из сво­бо­ды. В ос­но­ве тво­ре­ния – сво­бод­ный твор­че­ский акт. По­это­му все дру­гие на­име­но­ва­ния Бо­же­ст­ва – ми­ро­яв­лен­ные и вы­ра­жа­ют от­но­ше­ния тва­ри к Твор­цу. В ощу­ще­нии Бо­га как Сво­бо­ды и Твор­ца яв­ля­ет­ся че­ло­ве­ку вос­по­ми­на­ние о Бо­же­ст­вен­ном Ло­не и проявляется уси­лие об­рес­ти пер­во­здан­ную сво­бо­ду. Сво­бо­да – наи­бо­лее апо­фа­ти­че­ское имя Бо­жие, бо­лее чем все име­на от­ри­ца­тель­ные: Без-на­чаль­ное, Не-под­виж­ное, Не-из­мен­ное, Не-по­сти­жи­мое, Не-из­ре­чен­ное, Не-воз­гла­си­мое, Не-изъ­яс­ни­мое... В от­ри­ца­тель­ных име­нах Бо­жи­их от­ри­ца­ет­ся то­ж­де­ст­вен­ность, пол­ное сов­па­де­ние Бо­же­ст­вен­ной и ми­ро­вой при­ро­ды, хо­тя та­ко­вое от­ри­ца­ние ста­но­вит­ся ос­но­вой для по­ло­жи­тель­но­го бо­го­по­зна­ния.
Ка­та­фа­ти­че­ские (ут­вер­ди­тель­ные, по­ло­жи­тель­ные) име­на Бо­жии, в том чис­ле и наи­бо­лее аб­со­лют­ные из них (Аб­со­лют, Мощь, Един­ст­во, Пол­но­та, Бы­тие, Ис­ти­на, Бла­го, Кра­со­та, Лю­бовь...), вы­ра­жа­ют ту или иную сте­пень вме­ще­ния тва­рью бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды. Это ещё более че­ло­ве­че­ские име­на Бо­жии. Ут­вер­жде­ние Бог есть Аб­со­лют ука­зы­ва­ет на определённую мо­даль­ность (ме­ру, спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния) от­но­ше­ний тва­ри и Твор­ца. Ут­вер­жде­ние Бог есть Сво­бо­да ука­зы­ва­ет на Бо­га Са­мо­го в Се­бе. Сво­бо­да не из ме­о­ни­че­ских глу­бин, не из не-су­ще­го, а из са­мой бо­же­ст­вен­ной сущ­но­сти, которая и есть эта глу­би­на ни­что. Всё, что су­ще­ст­ву­ет, сво­бод­но до­пу­ще­но Бо­гом к су­ще­ст­во­ва­нию, и по­то­му не мо­жет быть вне Бо­га неких ме­о­ни­че­ских, не су­щих глу­бин. Че­ло­ве­че­ская сво­бо­да уко­ре­не­на не во вне­бо­же­ст­вен­ном ни­что, а в сво­бод­ном от­пус­ка­нии Бо­гом на сво­бо­ду, в да­ре­нии че­ло­ве­ку сво­бо­ды.
Сво­бо­да яв­ля­ет­ся не­со­тво­рён­ной, по­сколь­ку да­рит­ся че­ло­ве­ку Бо­гом из Соб­ст­вен­ной сущ­но­сти. Сво­бо­да – об­раз Бо­жий в че­ло­ве­ке, веч­ная, не­тлен­ная, а по­то­му и несотворённая час­ти­ца бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды в нём, ис­кра Бо­жия в ду­ше че­ло­ве­ка. Сво­бо­да про­ис­те­ка­ет из глу­бин Са­мо­бы­тия Бо­га, и сво­бод­ный акт ут­вер­жда­ет в ми­ре бы­тие. Сво­бо­да – до­бы­тий­на, пер­во­бы­тий­наНа­пря­жён­ность бы­тия на­прав­ле­на к об­ре­те­нию всё более пол­ной сво­бо­ды. Сво­бо­да – ис­точ­ник бы­тия, в сво­бо­де – мощь бы­тия. Цель бы­тия – в мак­си­маль­ном рас­кры­тии сво­бо­ды. Век­тор сво­бо­ды яв­ля­ет­ся стерж­нем бы­тия. Сте­пень воз­рас­та­ния бы­тия – это сту­пе­ни рас­кры­тия сво­бо­ды. Быть сво­бод­ным со­твор­цом Бо­гу – это и есть му­же­ст­во быть (выражение Пауля Тил­лиха).

1 комментарий:

  1. Прочитаю,обсудим. Просто некогда сейчас.

    ОтветитьУдалить