Современная психиатрия
руководствуется позитивистским мировоззрением, поэтому наука о душе не
видит душу. Её методы разлагают живую душу на мёртвые составляющие,
затем механическими манипуляциями пытаются добиться сверхъестественного
результата: оздоровить душу человека, возродить её единство. Атеистический
фрейдизм, например, редуцирует – низводит душевную и духовную
жизнь человека к простейшим функциям. Основаниями личности
объявляются бессознательные влечения или инстинкты: безличный поток
либидо (пансексуализм); три великих инстинкта – инстинкт сохранения жизни (самосохранение),
инстинкт поддержания жизни (питание),
инстинкт продолжения жизни (половое
влечение). К этому может добавляться инстинкт
смерти (танатос-инстинкт). Либо душевная жизнь человека целиком
определяется конфликтом «объективных» сил, исходящих из биологической
сферы (Оно) и установок общества
(Сверх-Я). Полем же борьбы является
сознательное Я, которое, в свою
очередь, оказывается результатом трансформации низших влечений,
их сублимации, – переключения на социальную и творческую деятельность.
Таким образом, так называемые глубинные
механизмы душевной жизни примитивизированы, духовная природа
личности, специфика бытия человека остаётся за пределами наблюдения,
либо разоблачается в качестве иллюзии. Но при этом фрейдистский
психоанализ претендует на философские обобщения, на восстановление
единства души.
С другой стороны,
традиция лекарственной психиатрии «решает» душевные конфликты радикальным
способом: психотропные средства примитивизируют психику, разрушают
духовность. Душевный конфликт, который может являться результатом
или попыткой решения важнейших экзистенциальных проблем, заглушается
разрушением той сферы психики, в которой он возникает. Лекарственные
средства в психотерапии нередко используются на грани преступной
безответственности и ведут к разложению личности. В лучшем случае
психотропные средства подавляют симптомы болезни. Но как невозможно
излечить органическое воспаление «сбиванием» температуры, так
же невозможно вылечить душевное расстройство, сковывая его проявления.
И только в редких случаях, объясняемых надпозитивистской мудростью
психиатра, лекарственное лечение помогает человеку сэкономить
душевные и физические силы, направить их на разрешение экзистенциального
конфликта, – источника болезни. Либо приглушить некоторые
физиологические функции, провоцирующие и обостряющие душевное неравновесие.
Атмосфера современных
психолечебниц часто не способствует оздоровлению, но усугубляет
душевное расстройство. Общепринятые отношения к больному культивируют
насилие и закрепляют патологию. Современный психиатр относится к больному
как к сгустку материи, в котором необходимо заглушить одни функции
и развить другие. Критерии здоровья и болезни произвольны. Методы
и средства лечения по большей части оказываются паллиативами, – средствами,
временно облегчающими проявления болезни, но не излечивающими
её. В науке лечения души сложилось
бездушное, антидуховное отношение к человеку. Прежде всего,
потому что мировая психиатрия не видит в больном вечную человеческую
душу, которая в той или иной степени ответственна
за бегство от реальности, а значит, метафизически вменяема. Либо
душа вытеснена из реальности определёнными катастрофическими
обстоятельствами и нуждается в помощи для своего довоплощения.
Психиатрия не апеллирует к единственному источнику душевного
здоровья – представительству души в вечности. Поэтому она не ощущает,
не изучает и не приводит в действие неисчерпаемые запасы духовных
сил человека.
Если психиатрия
претендует на врачевание человеческой психики, то, прежде всего,
она должна признать субстанциальность и вечность души человека. Это
возможно только в религиозном мировоззрении. Таким образом, психиатрия
для достижения ею же поставленных целей должна стать религиозной и
основываться на христианской психологии: признании небесного происхождения души, её вечности и богоподобия,
творческого назначения, крестонесения бытия. Если техника секуляризованного
фрейдистского психоанализа вскрывает даже внутриутробные состояния
человека, то христианский психоанализ
призван раскрывать не позитивистские тени душевной жизни, а её онтологическое содержание,
смысл назначения в предстоянии перед вечностью, а не перед прахом земли.
Христианская психотерапия
должна целостно врачевать душу, а не убирать одни состояния за счёт
других. Христианский психотерапевт призван оказывать помощь в решении
наиболее важных проблем бытия и спасения, а не стремиться облегчить
состояние за счёт понижения духовного уровня и снятия самих экзистенциальных
проблем. Христианская психиатрия может не облегчать бремя человеческого
бытия, не скрывать от человека изначальный трагизм – крестонесение и сораспятость его
жизни, а поддерживать человека в исполнении его небесного назначения.
В этом христианский психолог и психиатр приближаются в своих функциях
к священнику: помогают человеку обрести и пройти путь спасения души,
но, в отличие от священника, оздоровляя её эмпирическими средствами.
С другой стороны, христианский священник, поставленный Богом и наделённый
Его благодатью для спасения и врачевания человеческих душ, должен становиться
всё более душеведом.
Врач-психиатр призван
нести ответственность, как и священник, перед вечным образом личности,
а не перед формами земного праха. Священник заботится о спасении
души, напоминает об этом и стремится наделить идеалами и ориентирами,
способами приобщения благодати Божией, помогающими человеку
найти путь спасения. Психиатр же должен стремиться восстановить утерянные
душой силы и функции, поправить искаженную плоть и психическую органику.
Священник помогает пробудить в душе стремление к горнему. Психиатр
же должен стремиться не к созданию душевного комфорта и внутренней
бесконфликтности пациента, а помочь душе полнее войти в мировую
плоть, сконцентрировать и прояснить в формах плоти свой духовный облик.
Священник взывает обрести и сохранить высшие ценности, психиатр же
должен заботиться о том, чтобы человек в борьбе за эти ценности не терял
себя, но всё более обретал земное соответствие собственному небесному
образу. Священник открывает образ Истины и помогает Её принять,
сподобиться Её благодати. Его область – дух и вечная душа. Область же
врача психофизическая. Искажение духовной позиции приводит и к
физическим отклонениям, и душа, таким образом, может подвергаться
действию вторичных физических симптомов. Далее, врач способен помочь
человеку осознать ситуацию вплоть до метафизических её измерений
(психоанализ). Методология врачевания должна объединять два аспекта в акте
осознания: технический и духовный (волю к осознанию).
Психическая, то есть душевная болезнь, есть недовоплощённость
вечной души. В болезненном состоянии
души возникает раскол между воплотившейся и невоплотившейся её сферами. Метафизический
центр души не вошёл, как был призван, в мир и потому личность, лишённая
стержня, не способна собраться в единство. Душевное единство может
нарушаться и потому, что душа по тем или иным причинам теряет земную
плоть. Вылечить психически больного – значит помочь человеку довоплотиться,
что значит пробудить личность к самосознанию и волю к воплощению, раскрыть
осознание сверхценностей, помочь транссознанию
войти в земное сознание. Психиатрия должна, прежде всего, вызвать
душу к реальности пробуждением сознания и воли. Плодотворное лечение
требует не подавления личности, не снятия с неё бремени выбора, на
чём покоится современная психиатрия, а пробуждения личностной
свободы и ответственности. Лечение должно быть борьбой не за частичные
проявления некоей абстрактной «психики», а за целостный облик личности.
Цель – обретение личностью себя, а не ущербный человек со «здоровой»,
но подавленной, примитивной психеей.
Психиатрическое
лечение должно иметь две стадии. Такие методы, как психоанализ, психотерапия,
могут служить распознанию причин и истории болезни. Их назначение –
подкрепить душевные силы, ослабить бушевание телесного и душевного
хаоса, создать защитный барьер от внешних подавлений. Собственно лечение
должно преследовать восстановление или построение органичного душевного
облика личности. Только некоторые из современных методов лечения
приближаются к врачеванию души (логотерапия, психоэлевация –
«возвышение души»). Христианская
метапсихиатрия возможна как синтез достижений современных
школ на основе раскрывающихся в христианстве истин о природе и бытии
человека. Объектом лечения должна являться воплощённая вечная человеческая
душа в её богоподобности, уникальности и свободе, вселенской ответственности,
земном воплощении и творческой миссии.
Таким образом, христианский
психиатр призван различить контуры вечного образа личности, установить
причины его искажения, предложить психотерапию, которая пробуждала
бы личностное самосознание и предоставляла средства и помощь человеку,
сознательно и активно стремящемуся к оздоровлению. Участие воли
пациента – обязательное условие лечения, а осознание происходящего
с ним – необходимое условие выздоровления. И только в тяжёлых случаях
(специально оговариваемых), в болезнях, вызванных органическими
повреждениями, лечение может производиться помимо воли человека,
поскольку эта воля не проявлена. Но и здесь лечение должно быть ориентировано
на пробуждение свободной самосознающей личности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий