В органичной жизни разум руководствуется
нравственным чувством и совестью. Всё нравственное – разумно, всё подлинно
разумное – нравственно. Вне совести сознание безответственно и, в конечном
итоге, антиразумно. Духовно не укреплённый разум оказывается подверженным
идеологизации и становится источником духовной болезни. Радикальные идеологии
торжествуют во времена секуляризации совести, её обмирщения, отрыва от
религиозных источников жизни. Поражённая совесть не способна контролировать
нравственное состояние человека. Тёмные влечения, прорываясь в сознание, кристаллизуются
в идею, являющуюся рационализацией аффективных состояний. Формы маниакальности душевной (психического
заболевания) и маниакальности
идеологической (духовного заболевания) во многом схожи, ибо духовная
болезнь тотально усугубляет все виды душевного расстройства. Формированию
идеологического мифа (нечто рационально не объяснимое вполне, но благоговейно
принимаемое в качестве безусловного авторитета) может способствовать невроз
(болезненная форма неспособности человека справиться с требованиями жизни – бегство в болезнь), истерия (повышенная внушаемость, неспособность
сознательно регулировать поведение), психопатия (патологическое нарушение
эмоционально-волевой сферы), паранойя (бред преследования).
Идеологический комплекс (группа
представлений, связанных единым аффектом) может вбирать вытеснение и
преобразование агрессии, вражды к людям, к бытию, бессознательных суицидальных
(направленных к самоубийству) влечений. В идеологии множество «подпольных»
страстей (мания величия, жажда власти, духовная гордыня) и страхов (страх
жизни, страх смерти, страх свободы и ответственности) оформляются в идеи-фикции, или идеи-иллюзии. Идеологическая догма
не осмысляет «подпольные» чувства, а рационально оформляет и легитимирует их
разрушительный заряд. В свою очередь идеологические формулы апеллируют не к
сознанию, а к бессознательному; они рассчитаны не на понимание, а на включение
аффектов. Это сигналы к определённому поведению, раздражители, вызывающие не
понимание, а условный рефлекс – ответную реакцию. В идейной одержимости
расцветают все психические патологии, поэтому среди идеологических вождей так
много душевно больных, которые в идейной мании приобретают самочувствие
психического оздоровления.
Дурное бессознательное отравляет
сознание. Низменные, «подпольные» страсти создают свои фантасмагории (видения призраков, фантастических образов,
галлюцинаций), искажающие восприятие реальности. «Когда человек стал одержим и допустил власть над собой болезненного
самолюбия и честолюбия, зависти, ревности, сладострастия, болезненного
эротизма, корыстолюбия, скупости, ненависти и жестокости, то он находится в
мире фантазмов, и реальности не предстают уже ему в соответствии со структурой
бытия. Всё оказывается отнесённым к той страсти, которой одержим человек и
которая лишила его свободы духа… В то время как творческая фантазия
созидательна и поднимает душу вверх, не отрицает и не извращает реальности, а
преображает их и прибавляет к ним новые реальности, что есть путь возрастания
бытия, фантазмы разрушительны по своим результатам, отрицают и извращают
реальности и есть путь к небытию. Св. Афанасий Великий говорит, что зло есть
фантазм. Творчески осуществляя Божий замысел о мире, продолжая миротворение,
соучаствуя в деле Божием, человек устремлён к полноте бытия, фантазмы же заменяют
Божий замысел о мире другим замыслом, который есть разложение бытия и есть
отказ от соучастия в деле Божием, в продолжении миротворения» (Н.А.
Бердяев).
Таким образом, состояние идеологической
одержимости содержит два полюса: 1) гипертрофированно
рациональную формулу, провоцирующую 2) предельно
аффективное состояние, выплеск иррациональных стихий. «Странным образом идеи поступают на службу эгоцентрических инстинктов,
и эгоцентрические инстинкты отдаются на службу попирающих человека идей… Всякая
одержимость, низкой ли страстью или высокой идеей, означает утерю духовного
центра человека» (Н.А. Бердяев). Поэтому слова лозунгов для идеомана
являются своего рода магическими заклинаниями, раскрепощающими демонические
стихии. Его разум во власти мёртвых формул, разнуздывающих низменные инстинкты,
его невозможно в чём-то рационально убедить. Ибо он не воспринимает слова в
исходном смысле и реальном значении, а слышит квазисмыслы – мнимые, ложные
смыслы. В этом смысле можно согласиться с Карлом Ясперсом, утверждающим, что
идеология – это «мифотворчество, основывающееся на некоторых магических
представлениях».
Идеология обращена не к конкретной
личности, а к массам и к человеку масс. Она формирует коллективные психозы – состояния иллюзорного фантазирования,
замутняющие разум и делающие человека одержимым экзальтированной
восторженностью либо страхом, паникой, агрессией. Подобные состояния подавляют
индивидуальность, душат проблески совести и сознания в атмосфере массового
беснования. Как правило, идеологическое сообщение несёт энергию команды: «экспроприация экспроприаторов», «бей
буржуев», «ликвидация кулачества как класса»… Эти заклинания рассчитаны на
возбуждение звериных инстинктов, являются командой: у кого и что отнять, что
разрушить и кого уничтожить. По мере ослабления идеологической маниакальности императивы злой воли искусно
зашифровываются, но их деструктивная сущность остаётся той же («красно-коричневые», «коммуно-фашисты» –
противники реформ Ельцина-Гайдара должны были вызывать такую же ненависть
в обществе, как и «вредители», «враги
народа» известных времён).
Экзальтированная идеологическая атмосфера
у многих провоцирует развитие своего рода мечтательной идиотии, формирует породу инициативных профанов, для которых коммунизм,
например, является формой бреда. В старые добрые времена такого рода
заумные чудаки реализовывались на уровне сапожника-звездочёта или
земского врача-филозофа. В
советское же время наиболее энергичным из недоумков был открыт путь в
доктора и академики. Но мечтательность теоретиков марксизма-ленинизма
не мешала большинству из них быть заплечных дел мастерами. Ибо
идеомания открывает путь к беспримерно жестокому палачеству.
Расщеплённость
сознания – неизменная характеристика
идеомании. Идеологическая цензура истребляет остатки здорового сознания. Со
временем раскол сознания становится более явным, формируется двоемыслие,
цинизм – когда человек почти всё понимает, соответствующим образом
оценивает, но, тем не мене, подчиняется идеологической установке и умудряется
находить этому оправдание. По мере угасания идейных фобий (одержимости идеей, ввергающей в состояние
ненависти, страха и агрессии) идеологемы из мобилизующих заклинаний
превращаются в иллюзии и фикции. Последние становятся элементами условного
этикета, церемониала, который служит формой выражения преданности,
а также способом общения в решении практических проблем. Фикции – это чистая ложь, которую все
сознают, но никто не решается разоблачить, в которую никто не верит, но все
делают вид, что верят. Иллюзии же –
искажённые представления о реально существующих явлениях, искренние
заблуждения. Когда затухают инстинкты и аффекты, которые сплачивали
и направляли массы, жрецы идеологии вынуждены заботиться о разумном
обосновании и рациональном объяснении, апеллировать к рассудку, здравому смыслу. Когда истерические лозунги перестают действовать, открываются академии и институты
марксизма-ленинизма. По мере ослабления практического влияния марксизма
более громоздкой становилась система единственно верной научной теории.
Эта квазинаучность
плетёт новые преграды на пути духовного исцеления. Грандиозная
система иллюзий и фикций навязывается как единственно доступная картина
мироздания и перекрывает путь к оздоровляющим духовным и
интеллектуальным источникам. Формальный идеологический аппарат «совершенно неуловимыми путями плетёт
в человеческом сознании тончайшую сеточку, в которой затем бьётся
и трепещет зародившееся человеческое “Я”. И когда это “Я” созревает,
бывает уже поздно. Оно оказывается плотно окутанным этой незримой
сетью идеологии» (А.А. Зиновьев). Идеология искажает сознание,
но её волево выбирает человек, отказавшийся от личной свободы и ответственности,
отвергнувший образ Божий в себе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий