МАГИЯ (лат.
магиа др.-греч. магиа) – Искусство манипулирования
реальностью с помощью специальных предметов, заклинаний и ритуалов, основанных
на тайных знаниях и силах, сверхъестественным путём.
В данном случае – система знаний и приёмов взаимодействия с силами и связями не
натуралистического характера, вместе с тем, не божественного и не инфернального
измерения. По существу же (хотя это, как правило, не осознаётся) магия
представляет собой традицию знаний о методах воздействия на энтелехийный космос для получения
результатов в мире сем. Магия – наука о природе энтелехийной законосообразности, о методах воздействия на вещи и
людей без помощи естественных либо духовных средств. Магические силы
непознаваемы методами натуралистической цивилизации, которая не способна
проникать за пределы природных явлений, в то же время они поддаются воздействию
человека посредством определённых заклинаний и обрядов. Арсенал магических
средств позволяет принуждать таинственные силы приносить какую-либо выгоду,
пользу. Попытки достигнуть утилитарных целей насильственными магическими
средствами позволяют осуществлять только периферийную связь с таинственными
слоями бытия. Это – форма религиозного утилитаризма, в той степени, в какой
религия воспринимается как обращение к высшим силам со стремлением получить
практический результат, который только в их власти. Магическое жизнеощущение в
суеверии, фетишизме искажает подлинное религиозное чувство (стремлению к
спасению в Боге). Вместе с тем элементы магизма в той или иной степени присущи
всем религиям, – они безвредны, если не доминируют и не диктуют, а дополняют
религиозное устремление. Белая магия
– знание о методах использования энтелехийных связей доброй воле во имя благих
целей. Чёрная магия – использование
этого знания злой волей, приёмы внесения зла воздействием на предметы и людей
через энтелехийные связи.
МАТЕРИЯ
(лат. материа – вещество) – То в первозданном хаосе («Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» – Быт. 1. 2),
что стало материалом миротворения («И Дух Божий носился надо водою» – Быт.
1. 2.). Субстанция материи – хаотичность, сама по себе она – ничто. Но материя
есть уже первый этап от ничто хаоса к бытию, совершённый в начале, когда хаос сделался землею
(«В начале сотворил Бог небо и землю» – Быт. 1. 1), праматерией
творения. В отличие от хаоса как такового в материи хаотические стихии
слагаются в некую первичную
упорядоченность, которая представляет собой собрание потенций. Поэтому материя – это первая потенция сущего,
начальная кристаллизация пространственно-временной определённости, «место»
будущих вещей и существ. В материи хаотические стихии расщепляются на антиномичные начала, влекомые друг к
другу и слагающиеся в первичные
проединства – потенции. Эти первичные
начала являются условиями космического целого и каждой единичности:
пространство и время, низ – верх, тьма – свет, жидкое – твёрдое, холод – тепло,
мужское – женское. Вместе с тем, в материи хаотическая мощь организуется в
глубинные потоки сил, которые должны будут питать жизненную энергию. Таким
образом, стихии материи отличны от стихий хаоса большей дифференциацией и определённостью.
Бушевание и саморазрушение хаоса укрощается в материи инертностью и покоем
размеренного движения. Поэтому стихии материи, в отличие от динамичных стихий
хаоса, косны и рутинны. Инертная природа материи оказывается основанием причинно-следственной детерминированности космической плоти.
Материя является успокаивающим покровом
над бессмысленными бушеванием хаоса. В то же время, материя есть пассивное лоно для принятия творческого
начала. Без творческого духовного акта материя пребывает в бессмысленном
механическом круговращении, без духа материя мертва, хотя смертность эта иного
рода, нежели у хаоса. Материя есть начало
косности, застывания, сохранения достигнутых форм. Сама по себе она не способна на смысловое
целенаправленное движение.
Собственное движение материи есть инерция подвинутой массы, заведённое
круговращение элементарного вещества. Движущим началами для материи являются:
«снизу» – разрушающая хаотическая энергия, «сверху» – оформляющая и
упорядочивающая творческая активность духовных монад. Материя, таким образом,
является первым этапом одухотворения,
преображения хаоса, она уже не хаос, но в ней ещё хаос.
МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ Установка на
познание глубин миросозидания, встречными векторами которого являются пути нисхождения Бога к миру и восхождения
человека к Богу.
Теогония:
-
Бог за пределами Бога – самоопределение Бога к творению.
-
Становление Бога Богом-Творцом.
-
Триипостасные взаимоотношения Бога-Творца в миротворении.
Космогония:
-
Выделение в Боге лона рождения, формирование предвечной основы бытия.
-
Противопоставление предвечного хаоса (библейская земля) и
-
Мира духовных первообразов (библейское небо).
Теоантропогония:
-
Происхождение
богочеловеческого начала.
- Процессы,
предваряющие сотворчество Бога и человека в творении мира.
- Теоантропогоническая
диалектика (диалектика происхождения богочеловеческого начала) является
источником, стержнем и целеподвигающим началом, доминантой бытия.
Антропогония:
-
Рождение человека в Боге, предвечная богочеловечность.
-
Творение первообраза человека (Адам, Ева).
-
Происходящее в раю до акта «грехопадения».
Восхождение человека и мира к Богу:
Космология:
-
Внедрение душ в хаос и становление космоса из хаоса.
-
Хаос – материя – плоть – тело.
-
Строение космоса, природная законосообразность.
Антропология:
-
Выделение человекоподобного существа.
-
Обретение человеком собственной плоти – человеческого тела.
-
Кристаллизация личностного начала в человеке.
Теология:
-
В природе – восстание человеческого духа из мрака хаоса и воплощение.
- В истории –
очищение человеческого духа, персонификация и устремление личности к своему
божественному источнику.
- Богопознание
как форма самосознания разумного человеческого существа.
МЕТАЧЕЛОВЕЧЕСТВО – Человечество вечных душ в процессе
мирового воплощения. С одной стороны, предстоит непосредственно перед Творцом,
с другой – ориентировано на вхождение в бытие, в мироздание, на принятие
творческого назначения в плоти. Меточеловечество объединяет метаэкзистенциальный опыт вечных душ во
всей космической эпопее. Этот всецелый
духовный опыт только частию воспринимается конкретными поколениями,
какие-то фрагменты вселенского опыта
могут окончательного утрачиваться для мира сего. Но эта копилка вечности итожит все эпохи и синтезирует образ взыскуемого
будущего.
МИФ – Если к XVIII веку мифом
считалось всё, что выходило за границы реального, – выдумки, вымыслы, то
современная наука трактует древний миф как примитивную форму общественного
сознания. Научные определения древней мифологии некорректны. Во-первых, потому,
что формулируются только через сравнение с так называемым научным мышлением,
что резко ограничивает рассмотрение предмета самого по себе, способствует
акцентированию в нём вторичных и игнорированию наиболее существенных свойств.
Кроме того, научное мышление – это
форма современного мифотворчества. Но более всего определения древней мифологии можно
распространить на идеологические мифы ХХ века. Древнее мифологическое сознание
характеризуется через отсутствие научности, которой и не могло быть ввиду
отсутствия её как таковой. Другое дело мифотворчество в научно-технической
цивилизации. Идеологические мифы действительно создаются как реакция на
натуралистическую рационалистическую мифологию науки. Идеологический миф – это сакрализованная
условность, компенсирующая недостаточность в ложный ответ на архетипический
запрос бессознательного. Спектр мифических условностей в наш
прагматический век очень широк: от безобидной сакрализации светских праздников,
государственного гимна и флага, до глобальных идеологий (коммунизм, фашизм) и
тоталитарных сект. Совершенно иная природа у древней мифологии – это форма выражения
транссознания древнего человека и, вместе с тем, самоосознание собственной
экзистенциальной ситуации. Это самые древние и наиболее адекватные формы
памяти о домировом бытии. Мифология отражает историю странствий вечных душ в
космической материи. Чем культурнее становился миф со временем, тем
больше освобождался от исторических натуралистических форм, содержание его
сосредотачивалось на начале бытия и на том, что ему предшествовало. В этом
своего рода обратная перспектива мифологии: по мере
возрастания духовной культуры человечества её духовный взор всё более проникает
вглубь миротворческих начал, содержание мифов становилось всё более
теоантропоцентрическим (богочеловекоцентрическим). В изначально смутных образах постепенно
оформлялись два творческих полюса бытия: Бог и человек. Постепенно же
растворялась опосредствующая иерархия существ, в результате в мифах богоподобный
человек непосредственно предстаёт перед сотворившим его Богом. В поздних
мифах обнажается союз (завет) Личного Бога с личностью
человека. Не все мифологии достигают этого предела, но интенция – внутренняя
направленность их – устремлена к нему.
МУЖЕСТВО БЫТЬ (выражение
Пауля Тиллиха) – Сила утверждения бытия вопреки всему, что противостоит бытию –
богочеловеческому миротворению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий