В начале XXI века решается, чем будет увенчано столетие российских революций: Россия
выйдет обновленной из огненных испытаний или перестанет существовать. Современные
дискуссии о путях страны ограничены
политикой и экономикой, в лучшем случае экологией и демографией. Остаются вне
внимания духовные проблемы, которые
не решались в России на протяжении XX века.
Речь идёт о духовном и нравственном состоянии общества, национальном характере
и сознании, психологии народа, исторической памяти, исторической
преемственности, национальных идеалах – базовых ценностях и вековечных традициях
российской цивилизации. О том, что отличает один народ от другого, что является
смыслом его жизни, основой его самоидентификации и без чего народ гибнет.
Начинать обсуждение этих проблем
приходится с признания прискорбных фактов: к началу XXI века русский
народ во многом утерял навык национальной спайки, выпал из лона русскости в
религиозном, интеллектуальном, моральном, бытовом плане; подавлен чужеродной
экономической волей; политически дезинтегрирован и отчужден от власти. Всё это
ведёт к угасанию жизненной силы, вымиранию трудоспособного населения, алкоголизму
и социальной деградации народа. И не потому, что он достиг дряхлого возраста
или иссякли его жизненные силы, а по причине невиданных испытаний XX века. Но без возрождения государствообразующего народа невозможно существование России.
В решении этих проблем необходимо
учитывать национальную специфику. На формирование характера русского народа
повлияли три основных фактора: языческая природа восточнославянских племен (этнический
генотип); воспитание народа Православием (духовный архетип); уникально суровые условия выживания которые
требовали культивирования определённых качеств (исторический архетип). Генезис русского народа определялся не
этнической, а религиозной, культурной доминантой, поэтому русские объединили
множество племен и народов.
Русский народ формировался на основе
общности религии, государства и культуры (языка). Православие было духовной
основой всех сфер жизни, на основе Православия сложились государственность и
культура. Известная формула графа Уварова «Православие. Самодержавие. Народность»
отражает этот непреложный исторический факт. Каждый национально-государственный
организм имеет свою духовную конституцию, определяющую его сущность и
позволяющую ему самоидентифицироваться. Уваровская формулировка обозначает
основные сферы национальной
самоидентификации: 1) как народ осознаёт свою связь с Высшей Реальностью, с
Богом, – религиозность, или дух народа; 2) как народ понимает своё
земное обустройство, свою цивилизацию и государственность, – земное тело народа; 3) в чём народ укореняет себя, видит своё родство, как
народ осознаёт себя, понимает свою миссию в жизни и в истории, что выражается в
разнообразных формах национальной культуры, – это душа народа. Триединую сферу
национального самосознания можно именовать как «Вера. Патриотизм. Национализм». Ответы на вопросы: какова наша
вера? какое государство мы строим? какую культуру и цивилизацию мы возрождаем?
– это ответы на вопрос о возрождении единства
национального духа, души и тела, о нашем национальном бытии.
Из глубинной религиозной веры (которая не
всегда осознаётся вполне, но может проявляться в латентных формах) проистекают
базовые духовные и нравственные ценности народа, сохраняющиеся в секулярном
обществе. Укоренена русская национальная
вера в Православии, которое
аккумулирует духовные и нравственные ценности русской цивилизации. Народ жив, пока сохраняются его специфические
национальные духовные и нравственные ценности,
которые проявляются в явных или скрытых формах, несмотря на глобальные
общественные катаклизмы.
Чувство патриотизма – любовь к своему отечеству – подвигает к
строительству и сохранению своего государственного дома. Русским свойственны инстинкт государственного самосохранения,
традиционные представления о форме государственной власти, которая в России
всегда была единодержавной. В
государственности реализуется воля нации к историческому бытию. Поэтому «самым большим пороком для государства является
слабость» (А.В. Гулыга). Распад государственного тела свидетельствует о
духовной и душевной деградации нации.
Чувство национализма – любовь к своему народу – связывает преемственность
культурных, цивилизационных и бытовых традиций, без которых невозможны национальное
самоощущение и самосознание, а значит, и существование народа как такового.
Большинство русских людей объединены общим чувством любви к своим сородичам, соотечественникам,
к малой и большой Родине, привязанности к своей земле, русский человек не может
мыслить свою жизнь и самореализацию вне атмосферы русской культуры. Сегодня
расчленённый русский народ объединяет только Русская Православная Церковь. На
основе единства Православия можно восстанавливать общее культурное, цивилизационное поле и единое государство.
Нация существует до тех пор, пока
проявляются её конституирующие свойства,
неизменные в течение веков. Экономический уклад к ним относится частично, ибо
не он определяет то, что отличает российскую
цивилизацию от всех прочих. Хотя экономика может способствовать либо мешать
национальному самоопределению.
В здоровом народе национальные архетипы проявляются в органичной форме, в больном
искажаются вплоть до противоположности. Больная духовность – это идеократия, гипертрофированная
государственная воля – это этатизм,
агрессивный национализм – это шовинизм.
В последнее время общество научилось понимать, что борьба с крайностями
национализма не исключает, а предполагает здоровый патриотизм, борьба с тоталитаризмом
не должна доходить до самоубийственного разрушения государственности. Расчленение
государства и угнетение национального достоинства государствообразующего народа
вызывают агрессивную самозащиту, что формирует социальную базу для экстремистских
идеологий.
Своеобразное – неэтническое –
формирование русского народа во многом определило его национальный характер,
что сказалось в строительстве российской государственности. Без мощного
централизованного государства русский народ не выжил бы в предельно суровых
географических, климатических и геополитических условиях. Поэтому русские
всегда относились к своему государству более сакрально, чем европейские народы.
Русский многоэтнический народ,
получивший соборное воспитание
Православием, построил единственную в истории империю, где
государствообразующий народ не имел преимуществ. Русский народ нёс основное
бремя государственного строительства, нередко имел меньше прав, чем вошедшие в
империю народы. Поэтому жизненные интересы народа-государствообразователя
совпадают с жизненными интересами всех народов России. Русское национальное
возрождение не несёт опасности другим народам страны и является необходимым
условием их возрождения.
Для решения глобальных проблем от народа
требуется сверхусилие, на которое русские
люди способны в экстремальной ситуации и при наличии сверхидеала. В обыденной жизни русские, как правило, расслабляются
(иначе не выдержали бы напряжения в борьбе за историческое выживание). Русский
человек не способен на сверхмобилизацию
ради материальных целей, но совершает чудеса героизма при защите Родины и
священных для него ценностей либо при выполнении великой исторической миссии.
Для русских людей важно, чтобы жизнь была пронизана высшим смыслом, который не
сводится к индивидуальной корысти, а выражает духовные идеалы и ценности
локальных общностей (малая Родина) и всего народа (большая Родина). Только
русский писатель может так говорить
о высшем смысле жизни: «Тем-то и сильна
великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что
измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям
вековечным, к радости абсолютной. Чем соедините вы людей для достижения ваших
гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее
нравственной? А нравственные идеи только одни: все основаны на идее личного абсолютного
самосовершенствования впереди, в идеале, ибо оно несёт в себе всё, все стремления,
все жажды, а, стало быть, из него же исходят и все ваши гражданские идеалы.
Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью
“спасти животишки”? ничего не получите, кроме нравственной формулы: “Каждый за
себя, а Бог за всех”» (Ф.М. Достоевский). При достижении высокой цели
русские люди проявляют сопричастность общему
делу, открытость, доверительность и взаимоподдержку, задушевность и
взаимопонимание в личном общении. В соборном
единении во имя высоких идеалов проявляются лучшие черты русского характера.
Русский народ духовно мобилизуется в пограничной ситуации, несущей угрозу
существованию («пока гром не грянет,
русский мужик не перекрестится»). Пока немецкая армия в годы Великой
Отечественной войны не дошла до Москвы, народ не был способен к полноценному
сопротивлению. Но и наличие смертельной
опасности, и осознание её – необходимые, но не достаточные условия для национального пробуждения. Для
общенационального единения необходим волевой
импульс верховной власти, способной выразить и защитить высшие национальные
интересы, возвысившись над распрями в обществе и расколами между обществом и
властью. «Русский долго запрягает, но
быстро едет»: когда была осознана смертельная опасность и когда власть
призвала народ к борьбе за спасение Отечества («братья и сестры…») – народ
одержал великую победу.
Так очередной раз был явлен национальный архетип поведения – формула русской
победы:
-
смертельная угроза;
-
осознание угрозы элитой и обществом;
-
формирование национального идеала;
-
призыв верховной власти к нации;
-
сверхмобилизация общества;
-
победа.
Благодаря этому русский народ выдерживал
все исторические испытания и выходил из них духовно окрепшим. Великий народ
сохраняется в истории, выполняя свою историческую миссию, отвечая на
исторические вызовы.
Смертельная
угроза российской цивилизации в
настоящее время налицо. Каждый из современных общемировых кризисов способен
похоронить мировую цивилизацию. Они несут опасность и России, ибо на нашей
стране в усугубленной форме отзываются все общемировые проблемы.
Внешние
угрозы, – мировые кризисы, угрожающие
существованию России и русского народа:
- глобальный экологический кризис ведёт к техногенной
перегрузке планеты, к уничтожению ресурсов биосферы
с помощью технических средств, к истощению природных
ресурсов;
- демографический
кризис – перенаселение планеты при ограниченных мировых ресурсах. Уменьшение
рождаемости в богатых и большая рождаемость в беднейших странах ведёт к
огромной миграции и размыванию населения западных стран желтой и чёрной расами.
Над малозаселенной российской Сибирью навис миллиардный Китай;
- в наступающих войнах за мировые ресурсы Россия оказывается лакомым куском для
многих, ибо при 3% мирового населения она контролирует 13% территории и располагает
около 40% природных ресурсов земного шара. Через два-три десятилетия в России
будет жить 1% мирового населения, которому придётся защищать от посягательств
около половины мировых запасов сырья;
- мировой экономический кризис обусловлен недостатком ресурсов планеты для
обеспечения всего населения; процветанием золотого
миллиарда в противостоянии нищающему большинству населения Земли;
неизбежным в обозримом будущем коллапсом доминирующей в мире экономики США и
крахом долларовой пирамиды;
- конфликт цивилизаций вызывает терроризм
и войны с реальной опасностью распространения
и употребления оружия массового поражения;
- однополярная
глобализация превращает большинство стран мира в ресурс для выживания
государств золотого миллиарда. Россия
с огромной территорией, богатейшими природными ресурсами,
высококвалифицированным неприхотливым населением оказывается для правящих
субъектов глобализации полем противоборства с конкурентами за источники сырья,
инструментом дипломатической борьбы и «громоотводом» мирового терроризма;
- России грозят смертельные геополитические опасности: население
сопредельных государств более чем в десять раз превышает население России, а
большинство окружающих государств настроено к России недружественно либо
агрессивно. Три четверти границ России приходится на страны, в которых быстро
растёт население и увеличивается потребность в сырьевых ресурсах.
В стране возрастают внутренние угрозы:
- увеличивается экономическое и
технологическое отставание от мировых лидеров;
- увеличивается поток бедствий, аварий,
техногенных катастроф из-за эрозии инфраструктуры и неэффективности
государственного управления;
- в государственном управлении ещё сильно
деструктивное влияние радикал-либералов;
- с другой стороны, некоторые силы
пытаются укреплять государственность через этатистский застой или
националистический реванш;
- ещё сильна опасность терроризма
исламского фундаментализма;
- усугубляется поражение генофонда нации
алкоголизмом и прогрессирующей наркоманией;
- растёт социальная напряжённость
вследствие увеличивающейся пропасти между богатыми и бедными;
- в результате многих негативных факторов
высока смертность населения, особенно детская смертность, низок срок жизни.
Смертность в России в 2,5 раза превышает европейскую, в 1994 году пик
смертности достиг 15,7%, чего не было с военных времен;
- симптомы вымирания особенно сказываются
на русском государствообразующем народе: в начала девяностых годов смертность
превысила рождаемость, сформировался феномен
«Русского креста» – линия смертности, идущая вверх, пересекла линию рождаемости,
падающую вниз;
- в результате усиливаются угрозы
вытеснения русского народа с исторических территорий исламскими и китайским
народами. Уже готовы концепции замены государствообразующей роли русского
народа быстро растущими народами российского ислама.
Всё это несёт угрозу распада страны,
превращения России в сырьевую территорию США или Китая. России навязывают роль
зоны, за счёт которой снимаются противоречия между ведущими центрами силы. Вновь
наступил момент глобального
исторического вызова: либо нация вдохновится новой миссией в новой эпохе, либо русский народ и Россия перестанут
существовать.
Если армии для победы необходим боевой
дух, то народ нуждается в пробуждении
национального духа – того, что придаёт людям волю к жизни, к борьбе за
самосохранение и к созиданию. Только порыв
национальной энергии позволит преодолеть духовное и нравственное разложение
общества, гражданскую апатию, падение стимулов к жизни. Это обязывает верховную
власть сформулировать идеалы национального
спасения и побудить общество к духовной
мобилизации. Духовные идеалы могут стать мощнейшей преобразующей силой.
Особенно у русского народа, обладающего аскетическим характером, способным к
самоограничению, ориентированным на высшие ценности больше, чем на материальные
и прагматические.
Комментариев нет:
Отправить комментарий