О первичном хаосе
нельзя сказать, что он материален, ибо в нём нет чего-либо определённого.
Прикосновение десницы Творца обращает хаос в материю мира. Первое,
что можно сказать о нём: это материя. Материя
- то в хаосе, что стало материалом миротворения. Субстанция материи
– есть бытие хаотическое, сама по
себе она – ничто. Но материя есть уже первый шаг от ничто хаоса к бытию.
Это шаг совершён в начале (Быт. 1,1)
же, когда хаос сделался землею,
праматерией творения.
Отличие материи от
хаоса в том, что в материи хаотические стихии слагаются в некую первичную упорядоченность, которая
представляет собой собрание потенций.
Поэтому материя – это первая потенция
сущего, начальная кристаллизация пространственно-временной
определённости, «место» для будущих стихий, вещей и существ. В материи
хаотические стихии расщепляются на антиномичные начала, влекомые друг к другу и слагающиеся
в первичные проединства – потенции.
Эти первичные начала, являются условиями
космического целого и каждой единичности: пространство и время,
низ – верх, тьма – свет, жидкое – твёрдое, холод – тепло, мужское – женское…
Вместе с тем, в материи хаотическая мощь организуется в глубинные потоки сил, которые должны будут
питать жизненную энергию.
Таким образом, стихии
материи отличны от стихий хаоса большей дифференциацией и определённостью.
Бушевание и саморазрушение хаоса укрощается в материи инертностью
и покоем размеренного движения. Поэтому стихии материи, в отличие
от динамичных стихий хаоса, косны
и рутинны. Бушевание материи – это взрыв хаоса в ней.
Инертная природа материи
оказывается основанием причинно-следственной
детерминированности космической плоти. Материя является успокаивающим покровом над бессмысленной
хаотичностью хаоса. В то же время, материя есть пассивное лоно для принятия творческого начала. Без творческого
духовного акта материя пребывает в бессмысленном механическом
круговращении, без духа материя мертва, хотя смертность эта иного рода,
чем у хаоса.
Материя есть начало косности, застывания, сохранения
достигнутых форм. Сама по себе она не способна на смысловое целенаправленное движение. Собственное
движение материи есть инерция подвинутой
массы, заведённое круговращение элементарного вещества. Движущими
началами для материи являются: «снизу» – разрушающая хаотическая
энергия, «сверху» – оформляющая и упорядочивающая творческая активность
духовных монад. Материя, таким образом, является первым этапом одухотворения, преображения
хаоса. Она уже не хаос, но в ней ещё хаос.
Материя структурирована
как таковая только до определённой глубины, за пределами которой хаос.
Материя несёт в себе хаос. Хаос в материи является началом разлагающим,
разрушающим всё качественное и разъединяющим всякое единство. Закономерность
материальных явлений сходит на нет на границе с хаосом, за которой
параметры хаоса: отсутствие качеств, законов, признаков пространства
и времени. Каждый предмет и каждое явление вздымаются из хаоса и потому
в глубинах своих содержат хаос. Хаос нигде и везде, ни в чём и во всём.
Материя бесконечна, но бесконечен ли одухотворённый покров её? Погружаясь
вглубь материи, не выходим ли мы за пределы космической материи, под
которой бушует хаос?
Физика XX века теоретически
и экспериментально выходит за границы материального космоса, не
вполне сознавая этого. «Законами» современной микрофизики учёные
пытаются зафиксировать биение бессмысленных хаотических стихий
внутри материальных явлений. Наука судит об открывающихся перспективах
по аналогии со структурированным космосом, или грезит интеллектуальными
фантазиями, не сознавая принципиальной инаковости вновь открываемых
явлений. Поэтому современная физика
– это смесь реальности и призрачности.
Эмпирические плоды безответственного внедрения оказываются
следствием акта развоплощения, по большей части неосознанного. Атомный взрыв – это искусственное
нарушение неустойчивого материального равновесия, в результате
чего в космос выплескивается хаос, и всё, чего касаются его развоплощённые
стихии, превращается в хаотическое ничто.
Материя является первым результатом и в то же время
первой ареной миротворящего
столкновения противоположных начал бытия: духа неба и хаоса земли. Поэтому
в изначальных формах материи воплощены итоги этого столкновения –
первые островки воплощения духа.
Одним из таких первичных
параметров является загадочный вакуум.
Современная физика считает, что вакуум не содержит никаких регистрируемых
приборами частиц, но он оказывается физическим фактором, участвующим
в физических процессах. При определённых условиях в вакууме появляются
частицы, ранее там не бывшие. Но это не совсем то, что утверждает наука:
вакуум «содержит невообразимо
плотно упакованный ассортимент всех частиц, существующих в природе».
Скорее всего, вакуум есть научный аналог метафизических представлений о лоне творения, в которую погружено
мироздание.
Изначальные небо и земля, как потенциальность всего, пронизывают этот мир, и
присутствуют во всех его сферах. Это ни-что для природы мира сего, которое
является предпосылкой всякого нечто. Там нет ничего, но там есть все
виртуально, потенциально заданно.
Там нет чего-либо определённого, но есть всё, что необходимо для появления
всякой определённости в этом мире.
При электромагнитном
излучении (свет) в вакууме образуются ранее в нём не существовавшие
частицы. Таким образом, активное воздействие (свет, более чем что-либо
в мире, воплощает собой самою активность, творящую энергию вселенной) на трансцендентное ни-что вызывает
в мир определённые начальные сущности, от взаимодействия которых создаются
всё более сложные явления. Вакуум – это физический аналог реальности
ни-что в этом мире, реальности нереальности
в нём. То начало, из которого исходит сама реальность. Это то, чего
нет, но что, тем не менее, участвует в том, что есть, и участвует самым непосредственным образом и изначально.
В других планах мы сталкиваемся с этим ни-что-во-всём, из которого всё,
непосредственно: дух, мысль, творчество.
Первичное ни-что, пра-ни-что – это то, из чего сотворил Господь небо и землю. Небо и земля – это трансцендентные миру
сферы, из которых мир проистекает как из исходного ни-что. Из этого
ни-что всё начало быть.
Бытие исходит
из ни-что как результат встречи неба и
земли. Бытие как вектор миротворящего начала выходит из ни-что и
преодолевает небытие. Бытие и ни-что в единстве – это становление. Бытие всеобще, становление
конкретно. Становление – это форма бытия конкретности.
Сила бытия выводит
из ни-что становящуюся определённую сущность. Бытие – становящаяся,
преобразующаяся реальность. Бытие – есть вектор преображения, сама преображающая сила. Бытие
– не то, что есть, а то, что устремлено к тому, каким оно должно быть.
Быть – не означает наличествовать, бытийствовать – это стремиться
к назначенному. Бытие – не структура покоящейся реальности, а её творческое становление, движение вверх
и вперед – жизнь. Поэтому бытие
не статично, а динамично.
Небытие же
– это активность, отрицающая импульс
бытия, восстание на творческий акт Бога. Поэтому всякое угасание
жизни, духовного подъёма, всякая остановка в пути – небытийны. Ослабление
творческого напряжения не даёт передышки и владения достигнутым,
но неминуемо ведёт к потере и падению – небытийствованию. Небытие
– это активность сопротивления бытию.
Ничто же в
сущем, мировое ничто – это конечный
результат, продукт небытия в мире. Это вторичное ничто (по
отношению к изначальному ни-что) есть итог победы небытия, разложившаяся
реальность.
Продукты атомного
взрыва и являются физическим проявлением этого ничто, как торжества
небытия. Антивещество – это физический
аналог небытия, материализованная, опредмеченная форма небытия.
Как злой дух есть антидух, так есть «чёрная» материя, антиматерия, антивещество.
Реальность же
– это универсум всего в тварном мире,
включающий в себя бытие, становление, небытие, нечто и ничто.
Комментариев нет:
Отправить комментарий