Многие мифы фиксируют
воспоминания о событиях, предшествовавших началу мироздания. В
формах профанного (исторического, эмпирического) сознание человека
пытается выразить сакральное (священное, внутрибожественное либо
внеэмпирическое). Антропогонические
мифы могут поведать о путях и странствиях человеческих душ в
глубинах предвечного хаоса и мировой материи. Они повествуют о
различных этапах, поворотах судьбы душ на пути к обретению полноты
человеческого облика.
В мифах разных народов
существует понятие о мифическом времени как начальном,
раннем, первом, предшествующем эмпирическому историческому
(профанному) времени. Процессы в правремени
предваряли историю мироздания и появление в нём человека. Это
время перводействий, первопредметов, первотворений, первопричин
всех последующих эмпирических событий. Представления различных
мифологий о мифическом времени смутно
отображают то, что наиболее полно описано в библейском сказании о творении: прообразы всех предметов и существ,
парадигмы – примеры, образцы
всех земных процессов.
Во многих древних мифах
существуют представления о двух полярных составных частях человека:
земной оболочке и небесной душе, соединением которых образуется собственно
человек. Это – древнейшие формы памяти о небесном творении человека
и его земном назначении, о принципиальной двуприродности человеческого
существа.
Представления о Первочеловеке во многих мифологических традициях
связаны с идеей конца мифического
времени, в котором люди были бессмертны, чем не отличались от богов.
Первый человек в этих мифах – это первый смертный, со смертью которого
кончается мифическое (довременное) состояние человечества.
Вслед за смертью Первочеловека люди становятся смертными. Так на разных
языках мифологии рассказывают о домирном
и довременном состоянии человека, о его первообразе в вечности.
Первый шаг к собственно человеческому бытию осознаётся в мифах как
выход из вечности (неба книги Бытия)
в смертоносную временность (земли книги
Бытия). Вечный человеческий дух получает смертную жизнь на земле.
Первые акты самополагания
вечные души совершили на небе,
после того как «от одной крови Он произвёл
весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые
времена и пределы их обитанию…» (Деян. 17,2 6). В предстоянии перед
Богом и нисходя к хаосу земли человечество душ соборно приняло
долг преображения бытия и в
этом общем деле каждая из них избрала свой путь. Одни души определились
к немедленному и полному внедрению в хаос, другие – к постепенному
и частичному вхождению в земную плоть, третьи – отсрочив собственное
воплощение, избрали роль посредников и заступников, собирателей
духовного опыта земных путей, отражающегося в вечности, и, вместе
с тем, носителей этого концентрированного опыта в мирскую временность.
Нарождающаяся в мир душа не только открыта неведомому ей опыту
земной жизни, но и несёт знание из высших миров. Новый посланник вечности
может напоминать о тех истинах, которые утеряны в земной жизни. Но
существуют души, которые полностью отказались от земного воплощения
и избрали миссию бесплотных духов, ангелов.
Ангелы –
это души, отказавшиеся от воплощения. Одни из них самоопределились к чисто
духовному бытию. Душа, принявшая плоть мира, сораспинается Богу,
и этим становится в полной мере человеком. Бесплотный же ангел
остаётся у подножия Голгофы и потому его роль в бытии менее крестоносительна,
нежели у человека. Погружение в хаос означает прохождение земной
жизни, заканчивающейся смертью и взыскующей возрождения и воскресения.
В сораспятости Богу отличие человеческой судьбы от ангельской,
вхождение под сень Креста делает
миссию человека более значимой, нежели миссия ангелов. Поэтому о
человеке и говорится, что он создан по образу и подобию Божию. Ангел – это не воплотившаяся вечная душа, не принявшая полноту бытия и бремя
сотворчества Богу. Поэтому, сохраняя чистоту первообраза и
близость к Богу, ангелы свободным актом самополагания отказываются
от бремени свободы. Ангел не сотворит Богу как свободный человек, а
является безвольным исполнителем Высшей воли, предстоятелем перед
Богом и служителем Господним.
Но в служении ангелов
содержится и то, что делает их природу более величественной, чем
человеческая. В отказе от свободы и воплощения есть и величайшее
самопожертвование. Миссия ангелов необходима для исполнения человечеством
своего назначения. Погружённый в мирскую юдоль человек нуждается
в замирном предстательстве, заступничестве и охранительстве духоносных
существ. Душа, ставшая ангелом, исчерпала
свою свободу актом самоопределения не к творчеству, но к безынициативному
послушанию Богу и жертвенному служению человеку. Во имя этого
служения ангелы отказались от полноты бытия. Высокая жертвенность
и духовное служение являются причиной и оправданием нашего благоговения
перед ангелами.
Между тем, линия
разделения на небесную и земную миссии проходит не только между душами.
Человеческий дух не полностью входит в мир, какой-то частью своей души
мы присутствуем в вечности. Поэтому человек и здесь, и одновременно
на небесах, в мире сем и не от мира сего. Наш ангел-хранитель – это образ не вошедшей в плоть «части» нашей
души. Ею мы представлены в вечности, она предстоит непосредственно
перед Богом. Это эссенсиальный – сущностный лик человека. Сердцевина вечной души каждого
человека во время его земного пути остаётся в вечности и предстоит
перед Творцом: «Смотрите, не презирайте
ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда
видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). Наш праведный двойник является средоточием
и хранителем положительных деяний в миру, держателем нашей духовной
«копилки» в вечности.
Человек духовно
связан с апофатическим – отрицательно познаваемым, запредельным,
иномирным в собственной природе. Связь эта ощущается в редкие мгновения
прозрения, умственного средоточения, молитвенного упования. Молясь
ангелу-хранителю, мы обращаемся к собственному образу и подобию
Божию, а через него – к Самому Богу.
Вместе с тем, представление
об ангеле-хранителе указывает на сокровенную связь каждого человека
с определённым ангельским существом, которое может быть верховным
защитником конкретной человеческой души, вестником Божиим для неё
и небесным её предстоятелем.
Таким образом, представления
об ангеле-хранителе отражают две реальности: с одной стороны, душу
человека в вечности, с другой – определённое ангельское существо,
наиболее близкое и небесно родственное конкретному человеку.
Некоторые древние
мифы говорят о том, что человек не был создан непосредственно, но
возник, выделившись из числа других человекоподобных существ. Очевидно,
в данном случае мифологическое сознание фиксирует момент разделения собственно человеческой
миссии и миссии ангельской. Мифы передают нам воспоминания о решающем
событии, когда небесные существа – вечные души разделяются: одни
остаются на небе, другие нисходят
на землю и становятся собственно
людьми. Чем далее уходила человеческая душа в мировое странствие,
чем глубже погружалась в хаос, тем более теряла чистоту своего первозданного
образа, и тем шире становилась пропасть между изначально единоприродными
душами людей и ангелов. То, что они остались на небе, даёт нам залог нашего возвращения, и то, что мы дерзнули
сойти на землю, оставляет надежду
всем вновь соединиться в преображенном вечном мире – в Новом небе и Новой земле.
Но, очевидно, были на небе и такие души, которые отказались не
только от воплощения, но и от духовной миссии. Эти души не приняли бремя миротворения,
тем самым оказали сопротивление Божественному акту творения и восстали на
Творца. Миф о падших ангелах, о Люцифере (утренняя
звезда) и повествует о восстании и низвержении падших душ в преисподнюю –
измерение зла, небытия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий