Душа человека, войдя
в этот мир, мучительно стремится вспомнить начало вхождения и то, что
ему предшествовало. Мифологические предания как формы памяти обнаруживают
по мере развития некую обратную
перспективу: чем выше духовная
культура человечества, тем более проникает его духовный взор
вглубь миротворческих начал. Ибо память и сознание выражают степень
воплощённости души человека. Мировая
культура – это следы вхождения
в мир духа человечества. На каждом этапе культура отражает определённую
степень погружения вечной души в плоть. Таким образом, по мере роста
духовной культуры, человечество обретает память о начале земного
пути и о том, что совершалось в
доземной вечности.
На заре человечества
смутное сознание людей с трудом ориентируется в реальности. Вышедшие
на историческую арену души пытаются осознать себя, понять окружающий
мир и стремятся вспомнить события, приведшие в этот мир, предшествующие
началу мира и определившие это начало. Наиболее ранние попытки заглянуть
в прапрошлое захватывают недавние космические события. Архаические мифы вскрывают поздние
этапы космогенеза, когда душа
человека ещё разлита по космической плоти и является её движущим
началом. Затем мифологии описывают ступени зоогенеза – происхождения живой природы, когда душа человека
пробивается через животный и растительный мир. И только частично
мифы касаются антропогенеза –
обретения душой человеческого телесного облика.
Это процесс прорастания
из земли («В
начале сотворил Бог небо и землю» – Быт.
1.1) вечных первообразов.
На начальных этапах воплощения человек ещё не ощущает себя вполне
жителем земли, не установились границы между тем и этим мирами,
стерты грани между жизнью и смертью. Душа древнего человека не ощущает
себя выделенной из природного лона, ибо она впервые и только частию
выделилась в собственной телесности. Одновременно некоторые сферы души
странствуют в различных природных явлениях и животных формах. Смерть не воспринимается
как полный обрыв жизни, ибо душа не укоренена в этом мире и с лёгкостью
его покидает, перетекает из одного эона[1] в другой.
В древнейших мифах
предки продолжают участвовать в судьбе живых, живущие же постоянно
апеллируют к загробному миру. Человечество ещё не осознало собственный временной эон. Не выделял
себя человек и в пространстве. Анимизм[2] первобытного
сознания выражает не запуганность древнего человека природными
стихиями и не ощущение их чуждости, скорее напротив, анимистическое
сознание отражает родственность природы человеку, невыделенность человеческого
существа из окружающего мира. Космос наполнен соприродными человеку
духами, которые являются своего рода плотскими
тенями души, – это пройденные им и оставленные формы воплощения.
Древнейший человек мог пугаться собственной
космической тени и не осознавать этого явления вполне, но он явно
чувствовал соприродность себе всех существ и предметов.
Первоначальной религиозностью
человечества был повсеместно распространенный культ Богини-Матери – всеобщей прародительницы. Это свидетельствует
о первой попытке древнейшего человека вспомнить миротворческий
путь, пройденный его душой. Взор архаического человека загипнотизирован
тайной космического лона, из которого только-только выделилось человеческое
существо.
Есть предположение
о том, что первичной формой религии был некий древнейший монотеизм (единобожие), который затем утрачивается
в истории, вера в Единого Творца сменяется верой в женское божество
– Праматерь всего сущего. Скорее всего, такого рода представления
являются воспоминанием событий, частию выходящих за пределы истории.
Бог-Творец был сполна открыт душе только в небесном предстоянии до начала
мироздания, – это действительно началополагающий
монотеизм, но не как историческая религия, а как доисторическое,
доземное восприятие Бога вечной душой. После погружения души в земную
плоть и её поглощения земной материей духовное сознание и образ Творца замутняются,
земное богопознание начинается с языческих форм, среди которых
культ Богини-Праматери был основополагающим. Человеческая история
и представляет собой стремление вернуться к истинному богопознанию,
но уже в лоне мира сего.
Таким образом, древнейшие
мифы отражают ограниченность архаического
сознания, погружённого в природную плоть. Далее вглубь антропогонии и теогонии[3]
проникают более поздние, более культурные мифологические традиции.
По мере того как человек осознаёт себя, своё место и роль в мире, в его
сознании прорастают зёрна древнейшей памяти, проясняются и наполняются
смыслом первообразы архаических мифов. С приближением времени Откровения
Богочеловека в мифах раскрываются всё более древние и глубинные их
тайны.
[2] Анимизм – представление о
всеобщей одушевленности, о духах природы, предметов, явлений, существ.
Теогония – буквально Богопроисхождение, в данном
случае творческие процессы внутри Божественной природы,
предшествовавшие и определившие сотворение человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий