Самая
универсальная сфера современной культуры - наука - не способна предложить целостную и универсальную картину жизни,
она по внутреннему заданию не стремится интегрировать целое, а всё больше
дифференцирует - разделяет, расчленяет на части. Философия не избежала
заражения позитивизмом и стремится стать “научной”, приобрести механистическую
строгость и последовательность в ущерб органичности и целостности. Секуляризованная
культура лишена смыслообразующего
стержня и располагает лишь мёртвыми осколками знания, из которых невозможно
сложить образ универсума.
Вместе
с тем, уже очевидно, что научно-техническая цивилизация породила
ряд глобальных проблем. Совершился общий поворот культуры от веры и
духовного самоуглубления к так называемому точному знанию, которое достоверно, только если подтверждается
эмпирически. Материальная цивилизация всё более вытесняет духовную
культуру, степень технического прогресса становится критерием
оценки культурного уровня. Материальные возможности человека неограниченно
и бесконтрольно растут за счёт девальвации духовной свободы, нравственности.
Хозяйственная деятельность деформирует мораль. Прогрессирует механизация
и обезличивание, создаются технические системы, которые
становятся все более независимы от человеческой воли, превращаются во
враждебную силу, угрожающую существованию человечества. Уменьшается
самоценность личности и человеческой жизни. Масскультура культивирует только низшую природу в человеке,
стимулирует исключительно примитивные запросы. Цивилизация потребления обрушила на общество лавину искусственных
потребностей, с которой она уже не в состоянии справиться. С одной стороны, перепроизводство,
а с другой - беспрестанное возбуждение все новых потребностей, ведут к
умерщвлению природы и расхищению природных ресурсов, как оказалось, не
бесконечных.
Идеология
неограниченного прогресса породила расширенное воспроизводство
трудностей. Например, попытки предотвратить разрушения, наносимые
природе цивилизацией, порождают новые проблемы, которые требуют всё более
глубокого внедрения в природу. “В
результате для устранения травм, наносимых техникой, применяются
лишь другие её формы... Цивилизация с каждым шагом как бы подбирается
всё ближе к самым корням природы... Логика живой природы и технологической
цивилизации построены на совершенно разных принципах, они несовместимы...
Очевидно, технологическая цивилизация является тупиковой линией
развития человечества, ведущей к его гибели” (И.Р. Шафаревич).
Разгул терроризма и революций - это сегодня, утверждает Шафаревич,
не реакция на нищету и бесправие, а спутники-двойники
технологической цивилизации.
“Великие” революции последних веков движимы пафосом полного разрушения
мира, они дышат апокалипсическим
духом. Идеал их вождей - рукотворный
конец света.
Плоды
цивилизации объединили человечество на новой основе. Огромные
пространства уже не разобщают людей, которые во всем мире всё более живут в
общем бешеном ритме. Случившееся в одном месте становится достоянием
всех, безответственность одних сказывается на судьбе остальных,
иногда жизнь миллионов зависит от решений одного. Человечество сложилось
в единую технологическую систему,
члены которой совершенно не скоординированы. Это тело оказалось без души, не
имеет общечеловеческой воли и самосознания.
Мы настолько чужды друг другу и преисполнены вражды, что объединят нас в
родовое понятие только общие физические признаки.
Всё
дальше становится очевидным бесплодность всяких попыток чисто политическими,
экономическими, социальными, то есть частными средствами решить глобальные
общечеловеческие проблемы: противоречие между Востоком и Западом,
богатыми и бедными, между развитыми странами Севеpа и отсталыми Юга,
между духовной культурой и материальной цивилизацией, между капитализмом
и социализмом, проблемы перепроизводства у одних и голода у других, кризисы
экономический, демографический, энергетический и экологический...
Всё это - отражение глубинных духовных
конфликтов человечества, которые могут быть разрешены только из духовно-религиозного
опыта личности.
Таким
образом, даже во имя самосохранения человечеству, как никогда, требуется целостная картина мира.
Универсальные и всеобъемлющие представления о мироздании может дать только
религия. И только православное миросозерцание способно сформировать адекватные
представления о бытии и обозначить истинные в нем цели.
Вызов эпохи требует христианского
ответа о
роли человека.
Христианское
Благовестие не замыкается в так называемой чисто религиозной сфере, но даёт всеобъемлющий ответ на проблемы жизни. Вселенскость истины
христианства в том, чтобы всё понять, всему отыскать место по отношению
к хpистоцентpичному стержню бытия.
Духовным взором христиан человечество может увидеть свои вечные основы.
Хpистиане призваны сформировать целостную картину мироздания, определить место
и роль человека.
Вместе
с тем, нужно признаться, что в основе определённой анемии религиозности лежит
неумение христиан видеть специфические для эпохи пpоблемы, и нежелание
давать религиозный ответ на вызовы времени. Жизненные вопросы, остающиеся за
стенами Цеpкви, порождали внехpистианский образ мысли. Пытливая, но духовно
несоpиентиpованная мысль, натыкаясь на религиозный запрет или непонимание,
двигалась неpелигиозными путями, оказывалась в оппозиции истоpическому
хpистианству и создавала очаги безблагодатной культуpы, обмиpщалась в худшем
смысле. В этом и есть внутpенний гpех хpистианской тpадиции, пpизванной быть
откpытой, унивеpсальной, вселенской.
Протоиерей
Георгий Флоровский остро чувствовал актуальность религиозного, богословского
ответа на вызовы эпохи:
“Наступает, и уже наступило, вpемя
открытого спора и тяжбы о душах человеческих. Наступает вpемя, когда
во истину каждый вопрос знания
и жизни должен иметь и получать христианский ответ, должен быть включён
в синтетическую ткань и полноту исповедания. Наступает вpемя, когда
богословие перестаёт быть личным или “частным делом”, которым каждый
волен заниматься или не заниматься, в зависимости от своей одарённости,
влечений, вдохновения. В нынешний лукавый и судный день богословие вновь становится каким-то
“общим делом”, становится всеобщим и кафолическим призванием. И
всем подобает облечься в некое духовное всеоружие. Наступает вpемя,
и уже наступило, когда богословское молчание, или замешательство,
сбивчивость или нечленораздельность в свидетельстве становится равнозначным
измене и бегству от врага. Молчанием соблазнить можно не меньше, чем
торопливым и нечётким ответом. И ещё больше можно самому своим молчанием
соблазниться и отравиться.... Вновь
открывается богословская эпоха... наше вpемя вновь призвано к богословию...
Именно потому, что мы уже вовлечены в эту апокалипсическую борьбу,
мы и призываемся к богословию. Прилипчивому и обволакивающему безбожному
и богоборческому воззрению приходится с особенным и напряженным вниманием
противопоставлять твёрдое и ответственное исповедание Христовой истины...
Православие есть не только предание, но
и задача, - нет, не искомое, но данное, но сразу и заданное, живая
закваска, растущее семя, наш долг и призвание...” (выделено мною. - В.А.).
Таким
образом, вновь пришло время, когда богословское и философское решение
проблем цивилизации становится жизненно необходимым. Ибо православному
человеку ясно, что богословские истины это - не абстрактные формулы, а своего
рода ключи к открытию подлинных смыслов разнообразных проблем жизни.
Задача
христианина в том, чтобы не изменить духу православного предания, но и
не консервировать его, чтобы в свете
предания осмыслить и преобразить жизнь. Христианское предание дано и для
того, чтобы через него мы решили проблемы, которые раньше никогда не возникали,
нашли ответы, которые невозможно получить поисками исторических аналогов.
Освещение светом истины новых областей
человеческого существования и есть жизнь в предании. Только взаимопонимание открывших душу Благовестию
Вочеловечившегося Бога даёт возможность выйти из глобального
кризиса современности.
В
Новое и Новейшее время люди столкнулись с невиданными формами зла, неведомыми
в былые эпохи. Человечество прошло через опыт предапокалиптических
катастроф, в грозных всполохах которых высвечиваются новые проблемы, ранее не
осязаемые.
Николай
Бердяев выделял некоторые из новых экзистенциальных проблем современности:
“В нравственной жизни человечества появилось
три новых фактора или направления духа, которые приобретают небывалую до
сих пор силу... Человек полюбил свободу
больше, чем он любил её прежде, и требует свободы с необычайной настойчивостью.
И ничего уже не хочет и не может принимать иначе, как через свободу, как
свободно. Человек стал более сострадателен, чем был прежде, он не выносит уже жестокости
былых времен, он по-новому жалостлив ко всякой твари, не только к людям,
к самому последнему из людей, но и к животным, и ко всему живущему.
Стало нестерпимо нравственное сознание, отрицающее это новое сострадание и
жалость. И человек жаждет творить
более чем прежде, он хочет религиозно оправдать и осмыслить своё
творчество. Он не выносит уже внешнего и внутреннего насилия над своим
творческим инстинктом. Наряду с этим действуют в современном человеке и
другие инстинкты, инстинкты рабства и жестокости, и обнаруживается
творческое бессилие, переходящее в отрицание творчества и насилие над ним.
Но новым и вечным является стремление к свободе, состраданию и
творчеству” (Н.А. Беpдяев).
Современный
человек столкнулся с невиданными доселе реальностями. Исторические формы
добра и зла предельно обнажились. Этот новый опыт требует нового христианского
осмысления: “Такова тема о
творческом дерзании человека, о совершенно новых формах зла, не поддающихся
разрешению старой нормативной моралью, о притяжении бездны небытия, о небывалой
свободе, которой не знали прежние века, о переходе свободы в рабство, о
тайне личности и её разрушении, о совершенном обществе на земле и его соблазнах
и многие другие формы человеческого самоутверждения и гордыни стали иными
и более жуткими, чем в прошлом” (Н.А. Беpдяев).
(Позднейшее
добавление) Вынужден отметить и такую актуальную эклезиологическую богословскую
проблему. Наши браться во Христе - католики - полагают, что они в православной
России не занимаются прозелитизмом, а ведут миссионерскую деятельность.
Естественно, возникает вопрос: если Ватикан относится к Русскому Православию
как не к христианству, то что тогда католики понимают под христианством, чем
для них является Церковь Христова? Мы же вынуждены приходить к выводу, что
прозелитисткая деятельность западных христиан в России выводит их, сознают они
это или нет, за пределы христианства. Ибо если это прозелитизм (что они
отрицают), то их отношение к христианам в России не имеет ничего общего с
христианскими нормами. Если же это миссионерство в христианской стране, то
ведут его не христиане по определению.
Таким
образом, богословско-философская мысль предваряет творческую активность
человечества, определяет её направление и наделяет ориентирами. Экзистенциальная ситуация эпохи
ставит новые вопросы, ответить на которые сполна возможно только в свете
Боговоплощения, Богоpаспятия, Боговоскpесения, в свете Богочеловечности как смысле бытия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий