(В то
стремительное время я вполне адекватно сознавал ситуацию в стране, но
из-за
железного занавеса ещё не разглядел глобальную агрессивность западного мира. Некоторые
мои видения будущего взаимодействия Запада и России могли иметь перспективы,
если бы Запад не избрал путь сокрушения России. Что, как мы теперь это видим,
оказалось самоистребительным и для
Запада)
Россия и
страны Запада в ближайшей исторической перспективе "приговорены" к
сотрудничеству. Ибо Советский Союз охватывает одну шестую часть суши с трёхсотмиллионным
населением, располагает огромными природными и интеллектуальными ресурсами,
имеет потенциал ядерного и другого оружия массового уничтожения, составляющий
около половины его мирового запаса. Международная экономика не сможет
приобрести истинно всемирный характер без такого рынка, каким является Союзное
государство. СССР сейчас - зона повышенного экономического риска, но и зона
сверхприбылей в недалёком будущем. Тот, кто решится на экономическую интеграцию
с одной шестой частью суши, войдёт в XXI век с новыми перспективами развития и
новыми гарантиями стабильности.
Какие бы
процессы не происходили в этой стране, она остаётся великой державой. В
некоторых деловых и политических кругах Запада проявляются симптомы
геополитического и экономического эгоизма: боязнь в лице свободной и процветающей
России получить мощного конкурента. Но очевидно, что свободному миру
несравненно выгоднее иметь дело с цивилизованным партнёром и даже конкурентом,
нежели с бедным, но вооруженным до зубов бандитом. Эгоизм на мировой арене
сейчас самоубийственен, ибо все мы живем в едином политическом и экономическом
пространстве.
Из всего этого
следует, что сейчас уже невозможно дальнейшее благополучие и процветание
западных стран при том, что на одной шестой части суши бедствуют сотни
миллионов людей и распадается мощная государственность. Выбор пути, по которому
дальше будет развиваться Россия, впрямую отзывается на мировом сообществе, для
которого чрезвычайно опасна политическая нестабильность в СССР. Но сейчас уже
ясно, что без взаимодействия с Западом экономика в СССР и дальше будет
подвержена неуправляемому распаду, что чревато распадом ядерной сверхдержавы со
всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, жизненные интересы и
России, и Запада сейчас более чем когда-либо взаимообусловлены, диктуют
необходимость открытости друг другу и сотрудничества, необходимость возвращения
России в мировую цивилизацию.
Чтобы в этот
критический момент влияние Запада оказалось благотворным, его обществу
необходимо понять природу политического режима и адекватно ориентироваться в
современных событиях в Советском Союзе. Сейчас же, напротив, по этому поводу в
умонастроениях западных политиков и бизнесменов господствует ряд фикций и
иллюзий. Чем же в действительности является СССР-Россия?
Прежде всего, СССР
- это не Россия. Носителем имперской силы является не русский народ, как
это считают многие, а интернациональный люмпен - денационализированный
асоциальный элемент всех народов страны, спаянный коммунистическими догмами и
шкурными интересами правящей номенклатуры. Его официальное название - КПСС.
Интернациональный коммунистический режим оккупировал все народы огромной
страны. Советский Союз - это не исторически обусловленное продолжение
Российской империи, а новая интернациональная коммунистическая империя.
Вернее, это первый и основной ее плацдарм, задача которого превратить весь мир
в единый коммунистический лагерь. Эзотерическая цель советского режима -
создание ударной силы для экспансии: внутри страны - для порабощения все
новых областей человеческой жизни, во вне - для захвата все новых регионов. При
создании механизма экспансии режим паразитирует на положительной природе человека,
общества, государства, перемалывает все ресурсы страны.
Коммунистическая экономика, тотально нацеленная на создание и поддержание
ударной силы экспансии, содержит мощный механизм саморазрушения. Она сохраняла
какую-то видимость производительности, держалась на плаву только благодаря рабскому
труду населения, расхищению ресурсов страны и купленной или украденной западной
технологии. После разрушения сталинской системы ГУЛАГа и режима
перманентных репрессий отпала возможность прямого рабского принуждения. При
современном поднятии железного занавеса уже невозможно поддерживать в стране
искусственно заниженный уровень жизни - форму скрытого рабского труда. Материальные
ресурсы страны - сначала вековой запас золота, драгоценностей, культурных
сокровищ, затем нефть и газ - исчерпаны. Не на что менять западную технологию,
которая использовалась в основном на военное производство, - 70 процентов
промышленности в СССР является так называемой "оборонной". В последнее
десятилетие правительства демократических государств положили конец бесцеремонному
хищению западной технологии - промышленному шпионажу. Но сегодня "три
кита" советской экономики стремительно идут ко дну. Предвидя грядущее
истощение внутренних ресурсов, советский режим за последние три десятилетия все
силы бросил на захват новых плацдармов мирового коммунизма. Этим объясняется
эра хрущевских "национально-освободительных революций" и брежневских
захватов во всех регионах мира. Но очередной виток мировой экспансии коммунизма
и извне, и изнутри надорвал силы советского режима. Для его сохранения потребовалась
реформация.
Таким образом,
процессы реформ в СССР - это реальность, а не игра или фальсификация правящих
сил, как это кажется одним. Но в то же время это и не результат искреннего
стремления лидеров коммунизма к демократии, как представляется другим. Горбачёв
оказался во главе армии - КПСС - в тот момент, когда единственным способом её
сохранения был приказ об отступлении. Правящая номенклатура вынуждена была
пойти на "перестройку" с одной целью - модернизировать режим для его
сохранения. Она решилась на это только потому, что была уверена в истощении
свободолюбивых сил общества. Для неё был неожиданностью мощный взрыв творческой
энергии народа, способный снести самую систему. Казалось, что весь
предшествующий опыт - и новая экономическая политика при Ленине, и оттепель при
Хрущеве, - свидетельствовал о том, что после временного отступления для перегруппировки
сил и модернизации репрессивной системы режим может вновь безболезненно
закрутить гайки. Но на этот раз процесс оказался необратимым. Освобождение
некоторого жизненного пространства привело к тому, что все дальнейшее
оказывается результатом борьбы обществ, с одной стороны, и коммунистического
режима - с другой. Таким образом, собственно "перестройкой"
называется попытка модернизации режима в целях повышения его живучести. Но
большинство современных событий выходит за рамки планировавшейся коммунистами
перестройки, и является формами борьбы за свободу.
Демонтируется коммунистический режим и разваливается его империя. Одновременно
складывается новая демократическая государственность. Коммунизм проиграл
борьбу за умы людей, и абсолютное большинство общества настроено антикоммунистически.
Но КПСС непосредственно и через подконтрольные структуры в легитимных и
мафиозных формах сохраняет монополию на материальные ресурсы страны: финансы,
землю, недвижимость, средства массовой информации... Союзные властные структуры
(Верховный Совет СССР, правительство СССР, особенно КГБ, Министерство обороны,
Министерство внутренних дел), а также большая часть местного управления
подконтрольны КПСС и персонифицируют собою мощь коммунистического режима.
Далеко идущие реформы подрывают основные жизненные интересы правящей
номенклатуры и партократии. Поэтому наиболее реакционной, дестабилизирующей
силой общества остаётся этот слой. Блокируя все преобразования, саботируя через
подконтрольные структуры нормальную экономическую жизнедеятельность (гибель
урожая, уничтожение продуктов, создание искусственного дефицита
перераспределением и укрытием ресурсов), он толкает страну к хаосу, анархии,
социальному взрыву, перевороту.
Вынужденная
отступать перед напором общества, наиболее дальновидная часть коммунистической
номенклатуры стремительно мимикрирует. Расхищая государственную
собственность ("партийная приватизация"), она превращается в новый
класс деловых людей ("акулы"), который, используя связи во
властных структурах, захватывает монополию на складывающемся свободном рынке.
Создаёт политические "демократические" организации
("Либерально-демократическая партия" Жириновского, "Движение за
демократические реформы"), задача которых расколоть оппозиционный лагерь и
создать новые партийные структуры для "перекрасившихся" лидеров КПСС,
подготовить новые рубежи обороны режима.
В то же время
в Российской Федерации и в некоторых других республиках, а также в Москве и
Ленинграде сильно влияние демократов. Но их борьба с коммунистическим
"Центром" за экономические и гражданские свободы общества нередко перетекает
в борьбу за суверенитеты территорий. На что КПСС ответила "парадом
суверенитетов" подконтрольных ей автономных республик, краёв, областей.
Зачастую под видом борьбы за независимость скрывается стремление отхватить
побольше властных функций. Отсюда в процессе перераспределения власти от
"Центра" к регионам формируется новая "демократическая"
номенклатура, которая стремится сохранить рычаги административной власти,
ибо и её жизненные интересы противостоят направлению реформ. Новоявленная
местная бюрократия также не заинтересована в рыночной экономике. Во
взаимном ослеплении и правые реакционеры, и леворадикалы толкают страну к
гибели. Одни - стремлением заморозить всякие преобразования, насильственно
сохранить унитарное коммунистическое государство, другие - искусственным
расчленением ядерной сверхдержавы на бюрократические
"суверенитеты".
Президент
Горбачёв, стремясь прежде всего к сохранению собственной власти, балансирует между
множеством противоборствующих сторон.
В результате
всего этого в стране до сего дня господствует экономическая система, которая
подавляет основные жизненные интересы людей. При господстве антистимулов
человек не способен плодотворно трудиться, и потому всё общество находится в
состоянии необъявленной забастовки. Неэффективность труда, полная
безответственность, процветающее воровство - это бессознательная форма неприятия
античеловеческой системы.
Конструктивные
силы, способные до конца демонтировать коммунистическую систему, но вместе с
тем не разваливать страну, а отстроить новую демократическую государственность,
силы, стремящиеся возродить гражданское общество и свободную экономику, - еще
разобщены. Их голос почти не слышен в центральных средствах массовой
информации, поделенных между коммунистами и социалистами с социал-демократами.
Но жизненные интересы большей части общества и направление реформ, способных
вывести страну из тупика, близки прежде всего правоцентристскому, неоконсервативному
политическому направлению, которое, в частности, оформилось в блоке партий
"Народное согласие" (Демократическая партия России, Российское
Христианское Демократическое Движение, Конституционно-демократическая партия).
В этой
сложнейшей ситуации Запад до недавнего времени делал ставку только на Горбачёва
как лидера демократии в СССР. Основывалось это на ложном представлении о том,
что в России, кроме коммунистов-реформаторов, нет и не может быть
демократических сил и что альтернативой Горбачёву со стороны общественности
может быть только разгул "великодержавного русского шовинизма" или
анархия. Горбачёв казался законным представителем легитимной государственности,
а не лидером коммунистического режима. Таким отношением Горбачёв загонялся в
тупик, ибо Запад невольно утверждал его в роли лидера самой реакционной силы -
партаппарата. Получаемая Горбачёвым помощь оказывалась в полном распоряжении режима,
который по природе своей способен направить её только на усиление собственной
мощи и экспансии или, в лучшем случае, пустить на ветер. Об этом красноречиво
свидетельствуют и продолжающаяся поддержка Кубы, Афганистана, и потеря богатого
прошлогоднего урожая, и непрекращающийся распад экономики. Горбачёв смог бы
пойти на реальные глубокие реформы только в том случае, если бы решился
опереться на новые общественно-политические силы. Но они ещё слабы и разобщены.
Чтобы подвинуть Горбачёва к реформам, необходимо прежде всего оказывать помощь
формированию гражданского общества, свободной экономики, независимой общественно-политической
и культурно-религиозной жизни. Таким образом, ставя только на Горбачёва,
западные политики и бизнесмены способствовали резкому сужению его политических
перспектив.
К настоящему
времени российская общественность с огромным трудом, при сопротивлении самой
мощной в мире коммунистической структуры и фактически без помощи Запада,
предотвратила реакцию и заставила Горбачёва обратиться к реформам. Но нужно
помнить, что и сегодня политика президента в области реформ во многом результат
вынужденного балансирования. Основные репрессивные структуры - номенклатура,
партократия, КГБ, военно-промышленный комплекс, - ещё очень сильны и, по
существу, способны контролировать положение или, во всяком случае, его
дестабилизировать. Об этом свидетельствуют официальные заявления советского
руководства, которое, с одной стороны, призывает к привлечению западных
инвестиций, обещает соответствующие гарантии, с другой же, делает заявления о
международном заговоре банкиров (премьер Павлов), о заговоре ЦРУ против СССР и
чуть ли не готовящейся оккупации СССР (председатель КГБ Крючков). Советские лидеры
уверяют о намерении создать полномасштабную рыночную экономику и в то же время
клянутся в верности "социалистическому выбору". Советский Союз под
руководством Горбачёва, несмотря на гигантские экономические трудности,
продолжает производить огромное количество вооружений и поддерживает
репрессивные режимы.
Запад в этой
ситуации склонен проявить другую крайность. Наряду с невольной поддержкой
режима через помощь коммунистическому руководству СССР, намечается помощь
республикам и регионам, руководство которых в большинстве своём подвержено
национал-этатистским тенденциям, подкрашенным демократической фразеологией.
Такая позиция не менее гибельна, чем коммунистический унитаризм. Об этом
свидетельствуют события на Кавказе и в Югославии. Единственно благотворной
может оказаться только поддержка тех слоев, жизненные интересы которых
совпадают с направлением демократических преобразований, и тех
общественно-политических сил, которые выражают эти жизненные интересы. Необходимо
отделять структуры коммунистического режима от общества, которое порабощено
этим режимом.
Таким образом,
глобальное загадочное явление, называемое Россия-СССР в наиболее общем виде
представляется как тысячелетний национально-государственный и культурно-общественный
организм, подверженный идеологической болезни. Российские народы мучительно
освобождаются от коммунистического плена и встают с колен. Тем, кто хочет блага
России и миру, необходимо с мудростью и терпением терапевта бороться с
болезнью, её носителями и источником, всячески мобилизуя при этом здоровые силы
организма. Источник же здоровья прежде всего в культурно-историческом
потенциале нации: богатейшей культуре России и традициях российской
государственности, в которых гораздо больше положительного, чем принято думать
на Западе, в трудолюбии и талантливости российских народов, неиссякаемых
богатствах страны. Во всякой программе сотрудничества следует учитывать
исторические, геополитические, географические и иные особенности России.
Принимать в расчёт национальное своеобразие, традиции, обычаи, нравы,
психологию разных народов огромной страны. В частности, учитывать исторически
сложившиеся региональные тяготения: Азербайджан - Иран; Средняя Азия -
Саудовская Аравия, Турция; Казахстан - Китай, Корея; Дальневосточное Приморье -
Япония и т.д.
Для Запада
было бы недальновидно в той трагической ситуации, в которой оказалась
Россия, пытаться каким-либо образом навязывать ей чуждую политическую и
экономическую волю. Стремиться за счёт бедственного её состояния решать собственные
проблемы, рассчитывая, например, на дешевизну советской рабочей силы и
искусственное закрепление низкого уровня оплаты труда в СССР, на превращение
страны в сырьевой придаток. Либо стремиться с помощью гарантий советского
режима на западные кредиты справиться с отрицательным платежным балансом или
преодолеть кризис банковской системы в странах Запада. Но также неразумно и
прожектерское упование на безвозмездную помощь Запада. Достойными и плодотворными
могут быть отношения взаимопомощи и партнерства, для которых у России
есть достаточный потенциал и возможности.
Итак, в
отношениях с Россией следует противостоять не тому или иному народу, а
тоталитарному режиму, демонтировать не государство как таковое, а коммунистическую
систему, отторгать не людей, а идеологию насилия и лжи, поддерживать не
правящую номенклатуру, а новые общественно-политические силы. В политике
стремиться иметь дело с легитимными структурами строящейся государственности, а
не с режимом, в экономике - непосредственно с представителями свободной экономики,
а не только с государственными чиновниками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий