пятница, 8 июня 2018 г.

ТВОРЕНИЕ. ГРЕХОПАДЕНИЕ. 8. Цель тво­ре­ния 9. Соз­да­ние пер­во­об­ра­за че­ло­ве­ка




Соз­да­ние не­ба и зем­ли не цель и не итог тво­ре­ния. Это – при­уго­тов­ле­ние к тво­ре­нию, вы­де­ле­ние в Бо­же­ст­вен­ном бы­тии ре­аль­но­стей, пред­на­зна­чен­ных к даль­ней­ше­му пре­об­ра­зо­ва­нию. «За­да­ча со­стоя­ла в том, что­бы за­пол­нить эту безд­ну, ос­ве­тить эту тьму, оп­ло­до­тво­рить это бес­плод­ное ло­но, и на­ко­нец, путём со­во­куп­но­го дей­ст­вия обо­их ми­ров вы­звать к жиз­ни по­лу­зем­ное и по­лу­не­бес­ное су­ще­ст­во­ва­ние, спо­соб­ное объ­ять в своём един­ст­ве со­во­куп­ность тво­ре­ния и свя­зать её с Бо­гом сво­бод­ной и жи­вой свя­зью, во­пло­тив в соз­дан­ном об­ра­зе веч­ную Пре­муд­рость Бо­же­ст­ва» (Вл. Со­ловь­ев). Не­бо долж­но сой­ти на зем­лю, зем­ля же долж­на об­рес­ти не­бо и этим пре­об­ра­зить­ся. Зем­ной ха­ос дол­жен про­ник­нуть­ся гар­мо­ни­ей ми­ра не­бес­но­го.
Все­мо­гу­щий Бог мо­жет соз­дать не­что и вне Се­бя. Но это зна­чит, что Бог вы­де­лил ме­сто для это­го из Се­бя, ибо Он – всё. И это оз­на­ча­ет са­мо­ог­ра­ни­че­ние Бо­га во имя по­став­лен­ной Им це­ли. О са­мо­ог­ра­ни­че­нии Все­мо­гу­ще­го Твор­ца в ак­те тво­ре­ния сви­де­тель­ст­ву­ет нам об­раз Рас­пя­то­го Бо­га. Тво­ре­ние вне Бо­га – не пред­мет­но-про­стран­ст­вен­но, а ду­хов­но-эк­зи­стен­ци­аль­но.
Та­ким об­ра­зом, сфе­ра тво­ре­ния и внут­ри Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды, по­сколь­ку вне Бо­га нет ни­че­го, по­сколь­ку во всем Бо­жие при­сут­ст­вие и все про­ни­за­но ду­хов­ным про­ви­де­ни­ем Твор­ца; и вне Бо­га Са­мо­го по Се­бе, по­сколь­ку она не есть Сам Бог. Из пер­во­го сле­ду­ет лож­ность де­из­ма (ут­вер­жде­ния, что по­сле со­тво­ре­ния ми­ра дви­же­ние ми­ра со­вер­ша­ет­ся без уча­стия Твор­ца), из по­след­не­го – лож­ность пан­те­из­ма (уче­ния о том, что всё есть Бог, обо­же­ст­в­ле­ние все­лен­ной, при­ро­ды).
Итак, в Бо­ге тво­рит­ся Но­вое Бы­тие, в нём все его пу­ти и след­ст­вия: «Я об­ра­зую свет и тво­рю тьму, де­лаю мир и про­из­во­жу бед­ст­вия; Я, Гос­подь, де­лаю всё это» (Ис. 45, 7). Или в дру­гом пе­ре­во­де: «Соз­даю­щий свет и тво­ря­щий тьму, де­лаю­щий мир и тво­ря­щий зло: Я Ях­ве, де­лаю­щий это».
В Бо­ге – ра­дость и свет ро­ж­де­ния но­во­го, но и бремя, боль не­ве­ро­ят­но­го на­пря­же­ния тво­ре­ния, тра­ге­дия встре­чи аб­со­лют­но про­ти­во­по­лож­ных ре­аль­но­стей – то­же в Бо­ге. По­это­му с на­ча­ла тво­ре­ния ми­ра Бог вос­хо­дит на Гол­го­фу: «…Агн­ца, за­клан­но­го от соз­да­ния ми­ра» (Откр. 13, 8). И рас­пя­тие Бо­га пред­веч­но: мир создаётся «…дра­го­цен­ною Кро­вию Хри­ста, как не­по­роч­но­го и чис­то­го Агн­ца, пред­на­зна­чен­но­го ещё пре­ж­де соз­да­ния ми­ра…» (1 Пет. 1, 19-20).
В ро­ж­де­нии ми­ра от ве­ка, в на­ли­чии со­про­тив­ле­ния ро­ж­де­нию в Са­мом Твор­це – страдания Бо­га, страсти Господни, которые Он Сам преодолевает. По­то­му миротворение – это боль и му­ка, и в этой жиз­ни мы ви­дим Все­мо­гу­ще­го Бо­га, стра­даю­ще­го на Кре­сте ми­ра.
  
Все со­бы­тия, опи­сан­ные в пер­вых трех гла­вах кни­ги Бы­тия, про­ис­хо­дят в до­ми­ро­вом эо­не, на не­бе: «Ещё до са­мо­го это­го от­вер­де­ния ма­те­рии про­ис­хо­ди­ли ка­кие-то глу­бо­кие про­цес­сы при­ро­ды, в ко­то­рые бы­ла вне­дре­на судь­ба че­ло­ве­ка и с ко­то­ры­ми она тес­но свя­за­на… Все су­ще­ст­ва пред­веч­но и пред­мир­но тво­рят­ся Бо­же­ст­вом; всё жи­вое пре­бы­ва­ет в Бо­же­ст­вен­ном пла­не кос­мо­са, до вре­ме­ни и до ми­ра со­вер­ша­ет­ся в иде­аль­ном про­цес­се бо­же­ст­вен­ной диа­лек­ти­ки» (Н.А. Бер­дя­ев).
На­ча­ло ис­то­рии ми­ра уко­ре­не­но в со­бы­тии, на­зы­вае­мом «гре­хо­па­де­ни­ем», в ко­то­ром про­изош­ло нис­хо­ж­де­ние пер­вых лю­дей на зем­лю.
«И ска­зал Бог: со­тво­рим че­ло­ве­ка по об­ра­зу На­ше­му [и] по по­до­бию На­ше­му; и да вла­ды­че­ст­ву­ют они над ры­ба­ми мор­ски­ми, и над пти­ца­ми не­бес­ны­ми, [и над зве­ря­ми,] и над ско­том, и над всею зем­лею, и над все­ми га­да­ми, пре­смы­каю­щи­ми­ся по зем­ле. И со­тво­рил Бог че­ло­ве­ка по об­ра­зу Сво­ему, по об­ра­зу Бо­жию со­тво­рил его; муж­чи­ну и жен­щи­ну со­тво­рил их. И бла­го­сло­вил их Бог, и ска­зал им Бог: пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и на­пол­няй­те зем­лю, и об­ла­дай­те ею, и вла­ды­че­ст­вуй­те над ры­ба­ми мор­ски­ми, [и над зве­ря­ми,] и над пти­ца­ми не­бес­ны­ми, [и над вся­ким ско­том, и над всею зем­лею,] и над вся­ким жи­вот­ным, пресмыкающимся по зем­ле. И ска­зал Бог, вот, Я дал вам вся­кую тра­ву, сею­щую се­мя, ка­кая есть на всей зем­ле, и вся­кое де­ре­во, у ко­то­ро­го плод дре­вес­ный, сею­щий се­мя; вам сие бу­дет в пи­щу. А всем зве­рям зем­ным, и всем пти­цам не­бес­ным, и вся­ко­му [га­ду,] пре­смы­каю­ще­му­ся по зем­ле, в ко­то­ром ду­ша жи­вая, дал Я всю зе­лень трав­ную в пи­щу. И ста­ло так. И уви­дел Бог всё, что Он соз­дал, и вот, хо­ро­шо весь­ма. И был ве­чер, и бы­ло ут­ро: день шес­той» (Быт. 1, 26-31).
В пер­вой гла­ве кни­ги Бы­тия (Быт. 1, 6-31) опи­сы­ва­ет­ся тво­ре­ние об­ра­зов ми­ро­зда­ния в их от­но­ше­нии друг к дру­гу. Ие­рар­хию пер­во­об­ра­зов вен­ча­ет че­ло­век, соз­дан­ный по об­ра­зу и по­до­бию Бо­жию: и да вла­ды­че­ст­ву­ют они, и об­ла­дай­те, Я дал вам.
«Так со­вер­ше­ны не­бо и зем­ля и всё во­ин­ст­во их. И со­вер­шил Бог к седь­мо­му дню де­ла Свои, ко­то­рые Он де­лал, и по­чил в день седь­мой от всех дел Сво­их, ко­то­рые де­лал… И соз­дал Гос­подь Бог че­ло­ве­ка из пра­ха зем­но­го, и вду­нул в ли­це его ды­ха­ние жиз­ни, и стал че­ло­век ду­шею жи­вою. И на­са­дил Гос­подь Бог рай в Еде­ме на вос­то­ке, и по­мес­тил там че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го соз­дал. И про­из­ра­стил Гос­подь Бог из зем­ли вся­кое де­ре­во, при­ят­ное на вид и хо­ро­шее для пи­щи, и де­ре­во жиз­ни по­сре­ди рая, и де­ре­во по­зна­ния до­б­ра и зла… И взял Гос­подь Бог че­ло­ве­ка, [ко­то­ро­го соз­дал], и по­се­лил его в са­ду Едем­ском, что­бы воз­де­лы­вать его и хра­нить его. И за­по­ве­дал Гос­подь Бог че­ло­ве­ку, го­во­ря: от вся­ко­го де­ре­ва в са­ду ты бу­дешь есть, а от де­ре­ва по­зна­ния до­б­ра и зла не ешь от не­го, ибо в день, в ко­то­рый ты вку­сишь от не­го, смер­тью ум­рёшь. И ска­зал Гос­подь Бог: не хо­ро­шо быть че­ло­ве­ку од­но­му; со­тво­рим ему по­мощ­ни­ка, со­от­вет­ст­вен­но­го ему. Гос­подь Бог об­ра­зо­вал из зем­ли всех жи­вот­ных по­ле­вых и всех птиц не­бес­ных, и при­вел [их] к че­ло­ве­ку, что­бы ви­деть, как он на­зо­вёт их, и что­бы, как на­ре­чёт че­ло­век вся­кую ду­шу жи­вую, так и бы­ло имя ей. И на­рёк че­ло­век име­на всем ско­там и пти­цам не­бес­ным и всем зве­рям по­ле­вым; но для че­ло­ве­ка не на­шлось по­мощ­ни­ка, по­доб­но­го ему. И на­вел Гос­подь Бог на че­ло­ве­ка креп­кий сон; и, ко­гда он ус­нул, взял од­но из ребр его, и за­крыл то ме­сто пло­тию. И соз­дал Гос­подь Бог из реб­ра, взя­то­го у че­ло­ве­ка, же­ну, и при­вел её к че­ло­ве­ку. И ска­зал че­ло­век: вот, это кость от кос­тей мо­их и плоть от пло­ти мо­ей; она бу­дет на­зы­вать­ся же­ною, ибо взя­та от му­жа [сво­его]. По­то­му ос­та­вит че­ло­век от­ца сво­его и мать свою и при­ле­пит­ся к же­не сво­ей; и бу­дут [два] од­на плоть. И бы­ли оба на­ги, Адам и же­на его, и не сты­ди­лись» (Быт. 2, 1-25).
И по­чил от всех дел Сво­их, то есть за­кон­че­но вре­мя, ко­гда тво­рит толь­ко Бог. Бог «пе­ре­стал тво­рить и про­из­во­дить из не­бы­тия в бы­тие» (св. Ио­анн Зла­то­уст). Те­перь де­ло че­ло­ве­ка, в ко­то­ром вы­ра­жа­ет­ся во­ля ми­ра пер­во­об­ра­зов, осу­ще­ст­вить бо­же­ст­вен­ное пред­на­зна­че­ние. С это­го мо­мен­та Бог тво­рит ми­ро­зда­ние со­вме­ст­но с че­ло­ве­ком, что и со­вер­ша­ет­ся в вось­мой день тво­ре­ния – от гре­хо­па­де­ния и по­ны­не.
Во второй гла­ве по­вто­ря­ет­ся опи­са­ние тво­ре­ния про­об­ра­зов ми­ро­зда­ния в све­те их пред­на­зна­чен­но­сти к во­пло­ще­нию. В цен­тре по­ве­ст­во­ва­ния – на­зна­че­ние и судь­ба че­ло­ве­ка. Соз­да­нию че­ло­ве­ка пред­ше­ст­ву­ет со­бор, со­вет Святой Трои­цы – Бог со­ве­ту­ет­ся Сам в Себе о глав­ном зве­не тво­ре­ния. Об этом го­во­рит мно­же­ст­вен­ное чис­ло гла­го­ла: И ска­зал Бог: со­тво­рим че­ло­ве­ка.
Че­ло­век есть со­еди­не­ние не­бес­но­го ду­хов­но­го пер­во­об­ра­за (ду­ши) и пра­ха зем­ли: и соз­дал Гос­подь Бог че­ло­ве­ка из пра­ха зем­но­го, и вду­нул в ли­це его ды­ха­ние жиз­ни, и стал че­ло­век ду­шею жи­вою. Ду­ша же при­об­ще­на к де­ре­ву жиз­ни, то есть веч­но­сти, она бес­смерт­на.
Че­ло­век при­зван воз­де­лы­вать и хра­нить, что зна­чит к твор­че­ской ро­ли в ми­ро­зда­нии и от­вет­ст­вен­но­сти за всё в нём. Он по­ме­щен в ло­не Бо­жи­ем, на не­бе (и по­се­лил его в са­ду Едем­ском), что­бы, пре­ж­де все­го, со­хра­нить пер­во­на­чаль­ный смысл тво­ри­мо­го (хра­нить его), ко­то­рый дан че­ло­ве­ку по­ка ещё как не­кая тай­на (пло­ды зна­ния ещё не дос­туп­ны), и что­бы за­тем на пу­ти рас­кры­тия это­го смыс­ла со­вер­шить соб­ст­вен­ное пло­до­твор­ное дей­ст­вие (что­бы воз­де­лы­вать его).
Че­ло­век пред­на­зна­чен на­звать всю тварь, то есть оп­ре­де­лить ха­рак­тер су­ще­ст­вую­ще­го, вы­явить его при­ро­ду. Этим ещё раз ут­вер­жда­ет­ся ак­тив­ность че­ло­ве­ка, его гла­вен­ст­во и власть над су­щим, ибо на­ре­че­ние име­ни на Древ­нем Вос­то­ке оз­на­ча­ло об­ре­те­ние вла­сти над чем-то или кем-то. В име­но­ва­нии бы­тия впер­вые про­яв­ля­ет­ся твор­че­ская мис­сия че­ло­ве­ка. Сам Бог даёт име­на дню, но­чи, не­бу, мо­рю, зем­ле, чем создаёт и за­да­ёт уст­рое­ние ми­ро­зда­ния, су­ществ и ве­щей. Че­ло­век же даёт име­на жи­вот­ным и жен­щи­не, что го­во­рит о су­гу­бом со­твор­че­ст­ве Бо­га и че­ло­ве­ка в со­зи­да­нии жи­вых су­ществ.
Опи­сы­ва­ет­ся из­на­чаль­ная двой­ст­вен­ность при­ро­ды че­ло­ве­ка, раз­де­лён­ность её на муж­ское и жен­ское на­ча­ла и их не­разъ­е­ди­нён­ность: при­ле­пит­ся к же­не сво­ей и бу­дут два од­на плоть. И бы­ли оба на­ги – может означать, что бы­ли бес­плот­ны.  И не сты­ди­лись, – им ещё не от­кры­лась не­дос­та­точ­ность, не­пол­но­та и не­долж­ность их об­на­жен­но­го ду­ха (ибо всё ещё в ду­хе), бес­плот­но­го со­стоя­ния.
Все эти со­бы­тия про­ис­хо­дят до на­ча­ла ми­ра се­го, в раю (на не­бе) как средоточии ми­ро­зда­ния. В ми­ре же всё ещё толь­ко при­зва­но во­пло­тить­ся: «Мы су­ще­ст­во­ва­ли уже пре­ж­де соз­да­ния се­го ми­ра, по­то­му что со­тво­ре­ние нас ре­ше­но бы­ло Бо­гом го­раз­до ра­нее со­тво­ре­ния нас, и, сле­до­ва­тель­но, уже ра­нее сво­его со­тво­ре­ния мы су­ще­ст­во­ва­ли в мыс­ли Бо­жи­ей, мы, впо­след­ст­вии ока­зав­шие­ся ра­зум­ны­ми соз­да­ния­ми Бо­же­ст­вен­но­го Сло­ва; из-за Не­го-то мы по сво­ему про­ис­хо­ж­де­нию весь­ма древ­ни, по­то­му что В на­ча­ле бы­ло Сло­во» (Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский).
Ре­аль­ность рая – это ре­аль­ность Мыс­ли Бо­жи­ей, Бо­же­ст­вен­но­го Сло­ва о че­ло­ве­ке и его гря­ду­щей судь­бе в ми­ро­зда­нии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий