Распространено мнение, что идея
коммунизма прекрасна, но в процессе реализации она была извращена. Между тем
история человечества не знает большего согласия между теорией и практикой, чем
в странах с коммунистическим режимом. Тип государства, неизменные
многомиллионные жертвы, классовое неравенство, невиданные гонения на верующих,
разрушение традиционного религиозного и построение утопического атеистического
уклада жизни, – всё это результаты скрупулёзного следования догмам идеологии.
Произведения классиков марксизма-ленинизма преисполнены инфернальной ненависти к Богу, к религии, агрессии к Церкви. Для
удостоверения в этом достаточно заглянуть в сборник «Маркс, Энгельс, Ленин о
религии». Непредвзятый анализ
коммунистической доктрины убеждает в том, что эта идеология не только предельно
атеистична, но и является теоретическим обоснованием тотального богоборчества. Поскольку христианство – религия
Богочеловека – есть высшее откровение личности (явление личности Божественной в
личности человеческой), и откровение церковной соборности людей, – то
коммунизм, нацеленный на разрушение оснований бытия и божественных основ
личности, является радикальным
антихристианством. Коммунизм – самая радикальная во всей мировой истории
антихристианская доктрина и сила. Если коммунизм – не антихристианство, то что
тогда – антихристианство?!
Идеология коммунизма направлена на
уничтожение христианских основ жизни, паразитируя на христианской
системе ценностей, поэтому разрушительная природа социализма-коммунизма
вполне раскрывается с христианских позиций. Не случайно он сформировался
в христианских странах, в другие же культуры только переносился.
Прежде
всего, христианство и коммунизм непримиримы в концепции происхождения человека.
Христианство утверждает богоподобие человека как высшую, ни к чему
не сводимую ценность в этом мире. Только к имеющему образ и подобие Божие
человеку могут быть обращены слова: «Возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением
твоим… Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 37-39).
Как писал Н.А. Бердяев, «Бог глубже во
мне, чем я сам». Истинный антропоцентризм возможен только в теоцентризме.
Откровение христианства о человеке одарило его невиданными силами и
связано с упованием на его высокую миссию в мире. Бог создал человека по
Своему образу и подобию, как венец мироздания, как сотворец Богу, малый творец. За то, как человек провёл земную жизнь, он должен
будет ответить перед Господом в свой смертный час. Верой и добрыми делами
человек спасается, наследует жизнь вечную и Царство Небесное. То,
что человек есть образ и подобие Божие, означает, что человек – неповторимая,
свободная личность, обладающая созидательной волей, способная к духовному
совершенствованию.
Отказываясь
от Бога, человек отвергает свою сущность. Концепция человека – его
происхождение, природа, назначение – в первую очередь была извращена
атеистической идеологией, утверждающей, что человек – результат эволюции
обезьяны, либо случайных природных процессов. В человеке отрицалось главное
– собственно человеческое: небесное происхождение, вечная душа,
обладающая свободной волей и вселенской ответственностью. И это безбожное,
униженное, обездушенное существо объявлялось царём природы. Предельное умаление человеческой сущности и
унижение человеческого достоинства в коммуно-социализме вынудило Ф.М.
Достоевского припечатать: «Коммунизм!
Нелепость! Ну можно ли, чтоб человек согласился ужиться в обществе, в котором у
него отнята была бы не только вся личность, но даже и возможность инициативы
доброго дела, вместе с тем сняты были бы (и преследовались насмешкой) даже
малейшие ощущения в сердце вашем чувства благодарности, без которого не может и
не должен жить человек. Учение “скотское”».
Коммуно-социализм
стремится к полному нивелированию качественного многообразия жизни,
к уничтожению человеческой индивидуальности, личности как искры Божией. «Социалистическая
идеология стремится редуцировать человеческую личность к её самым
примитивным, низшим слоям и в каждую эпоху опирается в этом на наиболее
радикальную “критику человека”, созданную в то время» (И.Р. Шафаревич).
Борясь с божественным образом в человеке, коммуно-социализм разрушает все онтологические основы человеческого
бытия.
Прежде
всего, коммунизм объявляет войну духу, утверждая первичность материи. Внутренний
пафос коммунизма – тотальная антидуховность.
При радикальной материалистической установке ничто не удерживает человека от
деградации, он делает жертвой плотских страстей и сатанинских стихий.
Тоталитарная
коммунистическая идеология отрицает
свободу человека, превращая его в «винтик» социальной машины. «В социализме – личинки, в христианстве крайнее развитие личности и свободной воли»
(Ф.М. Достоевский). Когда свобода сводится к
осознанной необходимости, человек должен сознательно отказаться
от свободы, отдаться механистической необходимости, «закону» революционной целесообразности.
«Бог есть любовь»
(1 Ин. 4. 8), и Бог ждёт от свободного человека свободной любви. «Способ осуществления единства во
Христе, для созидания Тела Его, есть любовь» (прот. Александр Шмеман).
В христианстве любовь – основной бытийный импульс личности. Социал-коммунизм
культивирует ненависть и всеобщую вражду – классовую борьбу,
праведный гнев и т.п. Социалистическое рабское общество построено на
началах, противоположных христианской соборности: «Социализм основан на неуважении к человечеству (стадность)» (Ф.М.
Достоевский). Коммуно-социализм разрушает
религиозно-нравственные основы
семьи, на ранних этапах открыто отрицая её, на поздних – превращая
в ячейку общественного улья.
Коммунизм запрещает частную собственность, которая
является формой индивидуальной связи человека с космосом (существами,
предметами, землёй). Это делает неэффективным народное хозяйство
и разрушает его органичный уклад, ибо экономическая активность призвана
реализовывать религиозное назначение человека как хозяина и устроителя
земного порядка. Милитаристическая
экономика тоталитаризма необходима для мобилизации всех ресурсов общества на
экспансию коммунистического образа жизни.
По существу коммунизм направлен на
разрушение всех органичных основ человеческого бытия, что неизбежно вызывает
сопротивление живой жизни. Поэтому
все попытки воплощения коммуно-социализма приводили к насильственному
переустройству общества. «Социализм –
это отчаяние когда-нибудь устроить
человека. Они устраивают его деспотизмом и говорят, что это самая-то и есть
свобода!» (Ф.М. Достоевский). Вместо органичной жизни насаждается
механистическая система, в которой человеку отводится роль безвольного
бездумного винтика. «У них не
человечество, развившись историческим, живым
путём до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а,
напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы,
тотчас же и устроит всё человечество и в один миг сделает его праведным и
безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого
пути! Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю: “безобразия одни в ней
да глупости” – и всё одною только
глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой
души! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая
душа подозрительна, живая душа ретроградна! А тут хоть и мертвечинкой
припахивает, из каучука сделать можно, – зато не живая, зато без воли, зато рабская, не взбунтуется!.. Главное –
думать не надо! Вся жизненная правда на
двух печатных листках умещается!» (Ф.М.
Достоевский).
Предельная
цель коммунизма – разрушение Церкви
Божией – Богом установленного общества верующих во Христа, соединённого словом Божиим, священноначалием
и Таинствами, под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия,
для вечной жизни и спасения. Истинному обществу, братству в любви коммунизм противопоставляет
товарищество в ненависти и лжи.
Церковь объединяет живых и мёртвых, её граница – между пропавшими и спасёнными,
а не между живущими и умершими. Связь с предками, святыми чрезвычайно сильна в
Церкви. Коммунистическая идеология отрывает живущих от предков, для чего
стремится опорочить святых, осквернить мощи, оклеветать прошлое. Коммунизм
обрубает в человеке связь с вечностью, вытравливает память о вечной жизни.
Христос – Глава Церкви, а Церковь – Его Тело. Жизнь в Церкви есть созидание
Тела Христова. Истинного Главу социализм подменяет антихристом,
а Град Божий – утопией. Экклесия – Церковь – означает «собрание
всех вместе в единство» (св. Кирилл Иерусалимский).
«Это есть единство людей во Христе с Богом и единство людей во Христе между собой» (прот. Александр
Шмеман). «Церковь есть единство не только в том смысле,
что она одна и единственна, она есть единство, прежде всего, потому, что сама
её сущность заключается в воссоединении
разделённого и раздробленного человеческого рода» (Г.В.
Флоровский). «Церковь есть подобие
бытия Святой Троицы, подобие, в котором многие становятся одним» (митр. Антоний Блюм). Коммунизм
воплощает силы раздора, разлада,
разъединения, распадения всего в ничто. Он противоположен всем бытийным,
мистическим силам, созидающим истинную человеческую общность – соборность,
Церковь. Восстание на Церковь есть восстание на единство, святость, соборность,
преемственность и истинную иерархичность жизни.
В
конечном итоге коммуно-социализм направлен на разрушение тех реальностей,
которые созидаются христианством. «Социализм
состоит в том, что, выйдя из-под христианской цивилизации и для того разрушив
её, создать свою на основании отрицания небесного царства и ограничиваясь одним
земным. Прямо антихрист» (Ф.М. Достоевский).
Обращаясь
к социалистам, Николай Бердяев писал: «Гибель личности человеческой должна окончательно завершиться
в вашем человеческом коллективе, в котором погибнут все реальности,
в вашем грядущем муравейнике, этом страшном Левиафане… Ваш коллектив
есть лжереальность, которая
должна восстать на месте гибели всех подлинных реальностей, реальности
личности, реальности нации, реальности Церкви, реальности человечества,
реальности космоса, реальности Бога. Поистине всякая реальность
есть личность и имеет живую душу – и человек, и нация, и человечество,
и космос, и Церковь, и Бог. Никакая личность в иерархии личностей не
уничтожается и не губит никакой личности, но восполняет и обогащает.
Все реальности входят в конкретное всеединство. Ваш же безличный коллектив,
лишённый души, оторванный от онтологической основы, несёт в себе
смерть всякому личному бытию. И потому торжество его было бы торжеством
духа небытия, победой ничто».
Доминанта
коммуно-социализма – богоборческий
титанизм, скрытая или явная одержимость борьбой с творением Божиим
и с Самим Творцом. Поэтому социалистическая идеология направлена
на разрушение религии – связи
человека с Богом, основы человеческого существования. «Социализм есть не только рабочий вопрос
или так называемого четвертого сословия, но по преимуществу есть атеистический вопрос, вопрос совершенного
воплощения атеизма, вопрос Вавилонской
башни, строящейся именно без Бога, не для достижения небес с земли, а
сведения небес на землю» (Ф.М. Достоевский). Основоположники
коммунистической идеологии никогда не скрывали намерения по отношению
к религии: «Борьба с ним (христианским
миропорядком)… в конце концов, является нашим единственным насущным
делом» (Ф. Энгельс).
Комментариев нет:
Отправить комментарий