пятница, 19 января 2018 г.

ГИБЕЛЬ БОГОВ НАТУРАЛИЗМА Часть 26. Пер­вич­ные кос­мо­ло­ги­че­ские про­цес­сы







Ми­фо­ло­ги­че­ские пред­став­ле­ния ка­ж­до­го на­ро­да от­ра­жа­ют определённый этап ми­ро­тво­ре­ния. Од­ни из них опи­сы­ва­ют ран­ние сту­пе­ни эво­лю­ции, дру­гие – позд­ней­шие, взор од­них по­гру­жа­ет­ся в за­пре­дель­ную глу­би­ну про­ис­хо­дя­ще­го, дру­гие же со­сре­до­та­чи­ва­ют вни­ма­ние на опи­са­нии об­щей па­но­ра­мы со­бы­тий. Гре­че­ское ми­фо­ло­ги­че­ское соз­на­ние в «Про­ис­хо­ж­де­нии бо­гов» опи­сы­ва­ет эта­пы кос­ми­че­ской эво­лю­ции. «Тео­го­ния» Ге­сио­да ока­зы­ва­ет­ся кос­мо­ло­ги­ей, ибо гре­че­ские бо­ги оли­це­тво­ря­ют не собственно бо­же­ст­вен­ные, а кос­ми­че­ские на­ча­ла – со­зи­да­тель­ные и раз­ру­ши­тель­ные.
Зем­ля-Гея по­ро­ж­да­ет бес­пре­дель­ное не­бо Ура­на – это пер­вич­ное вы­де­ле­ние и оформ­ле­ние аре­ны кос­мо­ло­ги­че­ских про­цес­сов (в со­вре­мен­ной нау­ке ана­ло­гом яв­ля­ет­ся по­ня­тие про­тоз­вёзд­но­го об­ла­ка). Не­бо-Уран со­вме­ст­но с Зем­лей-Ге­ей по­ро­ж­да­ет пле­мя ти­та­нов – вто­рое по­ко­ле­ние бо­гов, ко­то­рые са­ми по се­бе и в сво­их соз­да­ни­ях пер­со­ни­фи­ци­ру­ют на­чаль­ные кос­ми­че­ские об­ра­зо­ва­ния: Оке­ан – во­ды, как сим­вол ро­ж­де­ния и ис­точ­ни­ка жиз­ни; За­ря-Эос, Солн­це-Ге­ли­ос – это све­то­нос­ные на­ча­ла; Лу­на-Се­ле­на, де­ти За­ри-Эо­са, Солн­це-Ге­ли­ос – звёз­ды, как кос­ми­че­ские те­ла.
Это ста­дия, на ко­то­рой пер­вич­ный ха­ос пре­вра­ща­ет­ся в ма­те­рию ми­ро­тво­ре­ния, ко­гда ду­хо­нос­ные твор­че­ские на­ча­ла вы­де­ля­ют и оформ­ля­ют пер­вые ост­ров­ки упо­ря­до­чен­ной материи. Твор­че­ские пер­во­им­пуль­сы при­во­дят хаос в осмысленное движение, кладут пер­вые пре­де­лы не­бы­тий­но­му бу­ше­ва­нию хао­са. При встре­че не­бес­но­го и зем­но­го ми­ров об­на­жа­ет­ся их ан­та­го­ни­стич­ность, в зем­ном про­бу­ж­да­ет­ся не­при­ми­ри­мая вра­ж­деб­ность к не­бес­но­му. По­пыт­ки вне­сти гар­мо­нию в ха­ос вы­зы­ва­ют в нём вол­ну аг­рес­сии и раз­ру­ше­ния. Ни­что ещё не вы­де­ле­но, яв­но не оформ­ле­но, твор­че­ские и раз­ру­ши­тель­ные тен­ден­ции пе­ре­пле­те­ны ме­ж­ду со­бой.
В ми­фах этот диалектический процесс вы­ра­же­н в том, что од­но­вре­мен­но с со­зи­да­тель­ны­ми на­ча­ла­ми Зем­ля-Гея про­из­во­дит и на­ча­ла разрушительные. Один из ти­та­нов Крон – со­вме­ст­но с хао­ти­че­ским по­ро­ж­де­ни­ем Геи Но­чью-Нюк­той – ока­зы­ва­ет­ся соз­да­те­лем це­ло­го сон­ма ме­о­ни­че­ских сти­хий: Кер унич­то­же­ние, Та­нат смерть, Эри­да раз­дор, Апа­та об­ман. В пер­вом (воз­глав­ляе­мом Ура­ном) и во вто­ром (во гла­ве с ко­вар­ным Кро­ном) по­ко­ле­ни­ях бо­гов тёмные и свет­лые на­ча­ла пе­ре­ме­ша­ны. Ка­ж­дая из дей­ст­вую­щих сил яв­ля­ет­ся но­си­те­лем и разрушения, и со­зи­да­ния.
По­сте­пен­но ми­ро­об­ра­зо­ва­тель­ное на­ча­ло пер­со­на­ли­зи­ру­ет­ся в об­ра­зе Зев­са: в древ­ние вре­ме­на Зевс со­вме­щал функ­ции жиз­ни и смер­ти, поз­же он всё более описывался как но­си­те­ль кос­ми­че­ской гар­мо­нии и оли­це­тво­рял свет­лую сто­ро­ну бы­тия. Это вы­ра­жа­ет­ся и в эти­мо­ло­гии име­ни бо­га: на древ­них индоевропейских язы­ках это сло­во оз­на­ча­ло свет­лое не­бо, днев­ное сияю­щее не­бо, на гре­че­ском же язы­ке имя «Зевс» зна­чи­ло жизнь, ки­пе­ние, оро­ше­ние, то, че­рез что всё су­ще­ст­ву­ет. В клас­си­че­ской олим­пий­ской ми­фо­ло­гии Зевс яв­ля­ет­ся вы­со­кой ор­га­ни­зую­щей си­лой и пра­ро­ди­те­лем олим­пий­ских бо­гов и лю­дей.
Ес­ли пер­вое по­ко­ле­ние бо­гов оли­це­тво­ря­ет со­бой вы­де­ле­ние и еди­не­ние кос­ми­че­ско­го це­ло­го и пер­вич­ных кос­ми­че­ских об­ра­зо­ва­ний ту­ман­но­стей (Уран бес­пре­дель­ное не­бо), а вто­рое об­ра­зо­ва­ние кос­ми­че­ских тел: звезд и пла­нет (ти­та­ны – это воплощённые сти­хии, скла­ды­ваю­щие­ся в кос­ми­че­ские те­ла), то третье по­ко­ле­ние бо­гов бо­рет­ся с вы­пле­ска­ми хао­са, уже ско­ван­но­го по­кро­вом кос­ми­че­ской гар­мо­нии.
Эта­пы борь­бы Зев­са за гос­под­ство на Олим­пе от­ра­жа­ют эта­пы ми­ро­строи­тель­ст­ва. Чу­дес­ным об­ра­зом спа­сён­ный от от­ца и воз­му­жав­ший Зевс, то есть способный на со­зи­даю­щую ро­ль, вос­ста­ёт на сво­его ро­ди­те­ля ти­та­на Кро­на – оли­це­тво­ряю­ще­го сле­пые кос­ми­че­ские сти­хии. Зевс воз­глав­ля­ет борь­бу ми­ро­об­ра­зо­ва­тель­ных на­чал (ос­во­бо­ж­дён­ные им де­ти Кро­на) с хао­ти­че­ски­ми сти­хия­ми (ти­та­но­ма­хия – сра­же­ние ти­та­нов и олим­пий­цев). При­ме­ча­тель­но, что ми­ро­тво­ря­щее на­ча­ло ис­поль­зу­ет и мощь хао­ти­че­ских сти­хий: не­ко­то­рые ти­та­ны ста­но­вят­ся на сто­ро­ну бо­гов, на по­мощь Зев­су при­хо­дят и цик­ло­пы, вы­ко­вав­шие для не­го гро­мы и мол­нии. Пре­об­ра­зо­ва­тель­но ис­поль­зу­ет­ся мощь са­мых не­обуз­дан­ных и глу­бин­ных сти­хий зем­ли: Зевс ос­во­бо­ж­да­ет из недр зем­ли сто­ру­ких ве­ли­ка­нов.
Сю­жет ти­та­но­ма­хии опи­сы­ва­ет этап ми­ро­вой эво­лю­ции, ко­то­рый на со­вре­мен­ном на­уч­ном язы­ке выражается образом про­тоз­вёзд­но­го об­ла­ка, скла­ды­ваю­ще­го­ся в кос­ми­че­ские те­ла. От бит­вы бо­гов с ти­та­на­ми со­дро­га­ет­ся вся все­лен­ная и да­же глу­би­ны Тар­та­ра, – в ми­ро­об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс вовлечён пред­веч­ный ха­ос. Все ос­но­ва­ния ко­леб­лют­ся, ме­та­ют­ся мол­нии, гре­мит гром, кру­шат­ся го­ры, всё ох­ва­ты­ва­ет­ся ог­нём, аре­ну бит­вы по­кры­ва­ют об­ла­ка ды­ма и смра­да. Со­глас­но ми­фам, борь­ба с ти­та­на­ми бы­ла дол­гой и по­ло­же­ние бы­ло край­не не­ус­той­чи­во, всё мог­ло оп­ро­ки­нуть­ся в безд­ну не­бы­тия.
Соб­ст­вен­но, ти­тан – это об­раз са­мой не­ус­той­чи­во­сти, пе­ре­пле­те­ния бы­тия с не­бы­ти­ем, не­обуз­дан­но­сти сти­хии, ко­то­рая спо­соб­на в сле­пом по­ры­ве на со­зи­да­ние, но но­вый её всплеск раз­ру­ша­ет соб­ст­вен­ное тво­ре­ние (Крон, про­гла­ты­ваю­щий сво­их де­тей). Оче­вид­но, ти­та­ны, примк­нув­шие к Зев­су, оли­це­тво­ря­ют те по­ры­вы хао­ти­че­ской мо­щи, ко­то­рые твор­че­ски ис­поль­зу­ют­ся ми­ро­об­ра­зо­ва­тель­ным на­ча­лом. Ме­о­ни­че­ские же вспле­ски хао­са по­га­ша­ют­ся встреч­ной вол­ной та­ких же сти­хий, но про­мыс­ли­тель­но на­прав­ляе­мых ор­га­ни­зую­щим на­ча­лом: в борь­бе с хто­ни­че­ски­ми чу­до­ви­ща­ми (ро­ж­дён­ны­ми зем­лей, во­дой или вы­шед­ши­ми из зем­ли, на­хо­дя­щи­ми­ся в её не­драх – в пре­ис­под­ней); Зевс ис­поль­зу­ет мощь со­при­род­ных им по­ро­ж­де­ний Зем­ли цик­ло­пов, сто­ру­ких. На­ко­нец ти­та­ны как во­пло­ще­ние хао­ти­че­ской не­ус­той­чи­во­сти, низ­верг­ну­ты в мрач­ную безд­ну Тар­та­ра – про­стран­ст­во, на­хо­дя­щее­ся в са­мой глу­би­не кос­мо­са, ни­же Аида – цар­ст­ва мёрт­вых. На аре­не бит­вы ус­та­нав­ли­ва­ет­ся определённый кос­ми­че­ский по­ря­док. Сти­хии же хао­са от­ны­не кло­ко­чут в глу­би­нах ми­ро­зда­ния и ско­ва­ны бо­лее ор­га­ни­зо­ван­ны­ми сти­хия­ми (на стра­же ти­та­нов по­став­ле­ны сто­ру­кие).
В ми­фах под­чёр­ки­ва­ет­ся, что борь­ба с ти­та­на­ми бы­ла «очень дол­гой де­сять лет». Вспом­ним, что в а­ст­ро­фи­зи­ке циф­ра десять взя­та за точ­ку от­счёта ас­тро­но­ми­че­ско­го вре­ме­ни (103 лет, 107 лет). Мож­но за­ме­тить определённую аналогичность об­ра­зов нау­ки и ми­фо­ло­гии в опи­са­нии пер­вич­ных кос­мо­ло­ги­че­ских про­цес­сов. От­ры­вок из кни­ги «На пе­ред­нем крае ас­т­ро­фи­зи­ки» на­по­ми­на­ет вы­ше­опи­сан­ное в ми­фах столк­но­ве­ние и взаи­мо­про­ник­но­ве­ние раз­лич­ных хао­ти­че­ских сти­хий, и оформ­ле­ние пер­вич­ных кос­ми­че­ских объ­ек­тов (при­ме­ча­ния в скоб­ках мои. – В.А.):
«По­сле пер­во­на­чаль­но­го кол­лап­са (то есть мощ­но­го твор­че­ско­го ак­та, при­вед­ше­го в ка­та­ст­ро­фи­че­ское со­еди­не­ние сфе­ры, из­на­чаль­но и ан­та­го­ни­сти­че­ски разъ­е­ди­нён­ные, что и по­ло­жи­ло на­ча­ло даль­ней­шим про­цес­сам) и гид­ро­ди­на­ми­че­ских фаз (оче­вид­но, пер­во­на­чаль­но­го дви­жу­ще­жид­ко­ст­но­го со­стоя­ния, в ми­фо­ло­гии пред­став­лен­но­го об­ра­зом ти­та­на Океа­на, и в Биб­лии: «и Дух Бо­жий но­сил­ся над во­дою»), мо­ло­дой звёзд­ный объ­ект всё ещё глу­бо­ко погружён в по­ро­див­шие его об­ла­ка (в ми­фо­ло­гии это по­ро­ж­даю­щее ло­но на­зва­но Зем­лею-Ге­ей). Он на­хо­дит­ся внут­ри сво­его соб­ст­вен­но­го не­боль­шо­го плот­но­го пла­цент­но­го га­зопы­ле­во­го об­ла­ка, вхо­дя­ще­го в боль­шой ком­плекс тём­ных об­ла­ков (пер­вич­ные сти­хии уже определённым об­ра­зом оформ­ле­ны и вы­де­лен центр, из ко­то­ро­го ис­хо­дят им­пуль­сы пре­об­ра­зую­щей упо­ря­до­чен­но­сти). На ран­ней ста­дии у мо­ло­до­го звёзд­но­го объ­ек­та воз­ни­ка­ет силь­ный звезд­ный ве­тер (смут­ное пред­став­ле­ние о тво­ря­щем на­ча­ле – Ду­хе Бо­жи­ем)… Это­го вет­ра, ве­ро­ят­но, дос­та­точ­но, что­бы при­ос­та­но­вить даль­ней­шую ак­кре­цию га­за и пы­ли из про­тоз­вёзд­но­го об­ла­ка (то есть при­ос­та­но­вить са­мо­про­из­воль­ное распыление ве­ще­ст­ва). В слу­чае мас­сив­ных звёзд бо­лее важ­ным для пре­кра­ще­ния ак­кре­ции ока­зы­ва­ет­ся, воз­мож­но, дав­ле­ние из­лу­че­ния, а не звезд­ный ве­тер… На пер­вых ста­ди­ях это­го про­цес­са свет толь­ко что воз­ник­шей звез­ды “про­са­чи­ва­ет­ся” че­рез не­боль­шие раз­ры­вы в пла­цент­ном об­ла­ке и ос­ве­ща­ет сгу­ст­ки ве­ще­ст­ва тём­но­го об­ла­ка (всё бо­лее вы­кри­стал­ли­зо­вы­ваю­щее­ся и во­пло­щаю­щее­ся све­то­нос­ное на­ча­ло ак­тив­но воз­дей­ст­ву­ет на инерт­ную мас­су хао­ти­че­ско­го ве­ще­ст­ва)… На­ча­ло звез­до­об­ра­зо­ва­ния в га­лак­ти­че­ском мас­шта­бе вы­зы­ва­ет­ся про­хо­ж­де­ни­ем га­за дис­ка че­рез гра­ви­та­ци­он­ное воз­му­ще­ние в этом дис­ке, ко­то­рое на­зы­ва­ют вол­ной плот­но­сти. Ко­гда газ встре­ча­ет­ся со спи­раль­ной вол­ной плот­но­сти, воз­ни­ка­ют удар­ные вол­ны, газ сжи­ма­ет­ся и, воз­мож­но, об­ра­зу­ет ком­плек­сы тём­ных об­ла­ков, а позд­нее звез­ды…» и т.д. и т.п.
Раз­лич­ны­ми на­уч­ны­ми шко­ла­ми кос­мо­ло­ги­че­ские про­цес­сы мо­гут опи­сы­вать­ся раз­ны­ми по­ня­тия­ми, кон­цеп­ции бу­дут сме­нять од­на дру­гую, но па­ра­диг­ма­ми – ис­ход­ны­ми об­раз­ца­ми, при­ме­ра­ми по­доб­ных пред­став­ле­ний впол­не мо­гут слу­жить об­ра­зы гре­че­ской ми­фо­ло­гии. От­ме­тим, кста­ти, вы­ну­ж­ден­ную ми­фо­по­доб­ность не­ко­то­рых ка­те­го­рий «на­уч­ной» кос­мо­ло­гии, например, звёзд­ный ве­тер. Но па­рал­ле­лизм кос­мо­ло­ги­че­ских об­ра­зов ми­фо­ло­гии и нау­ки об­ры­ва­ет­ся на са­мом ин­те­рес­ном мес­те. На ка­ком-то эта­пе на­уч­ный взор от­ка­зы­ва­ет­ся ид­ти да­лее вглубь ре­аль­но­сти. В кни­ге, оза­глав­лен­ной «На пе­ред­нем крае ас­т­ро­фи­зи­ки» учёные по­сле­до­ва­тель­но рас­пи­сы­ва­ют­ся в прин­ци­пи­аль­ной по­зи­ти­ви­ст­ской ог­ра­ни­чен­но­сти на­уч­ной кар­ти­ны ми­ро­об­ра­зо­ва­ния:
«Де­та­ли про­цес­са об­ра­зо­ва­ния об­ла­ка, те­п­ло­во­го ба­лан­са и по­ля ско­ро­стей в об­ла­ке, а так­же ме­ха­низм, оп­ре­де­ляю­щий спектр раз­ме­ров фраг­мен­тов, ещё не впол­не яс­ны. Не­яс­ны и фак­то­ры, оп­ре­де­ляю­щие эф­фек­тив­ность звёз­до­об­ра­зо­ва­ния в ро­ди­тель­ских ком­плек­сах об­ла­ков… Мы на­хо­дим­ся в поч­ти пол­ном не­ве­де­нии от­но­си­тель­но тех фак­то­ров, ко­то­рые ока­зы­ва­ют влия­ние на сжа­тие об­ла­ка и фраг­мен­та­цию…» (вы­де­ле­но мною. – В.А.).
Дру­ги­ми сло­ва­ми, не яс­ны ни фун­да­мен­таль­ные ос­но­ва­ния, ни сущ­ность про­ис­хо­дя­щих про­цес­сов, не­по­нят­ны мно­гие де­та­ли на­блю­дае­мо­го яв­ле­ния. В пол­ном не­ве­де­нии учёные ока­зы­ва­ют­ся от­но­си­тель­но ми­ро­тво­ря­ще­го и жиз­не­под­ви­гаю­ще­го на­ча­ла. Так и должно быть, ибо нау­ка не стре­мит­ся по­нять смысл ми­ро­вой эво­лю­ции, ис­ход­ные её на­ча­ла и цель, но пред­ла­га­ет блед­ные штри­хи от­дель­ных фраг­мен­тов. Ес­ли нау­ка пы­та­ет­ся уви­деть кон­крет­ные де­та­ли кос­ми­че­ско­го про­цес­са, то ми­фо­ло­гия со­хра­ня­ет кра­соч­ный образ це­ло­го, и, глав­ное, до­но­сит до нас об­ра­зы смы­слов бы­тия.
Древ­няя ан­тро­по­го­ни­че­ская ми­фо­ло­гия яв­ля­ет­ся по от­но­ше­нию к со­вре­мен­ной нау­ке про­об­ра­зом, а её язык – ме­та­язы­ком (на ос­но­ва­нии смы­слов ко­то­ро­го про­ис­хо­дит рас­смот­ре­ние дру­гих язы­ков) по от­но­ше­нию к язы­ку нау­ки. Если познание ставит перед собой цель созерцать сущность реальности, то оно долж­но не толь­ко анализировать эм­пи­ри­че­ски на­блю­дае­мые фак­ты, но и апел­ли­ро­вать к ос­но­ва­ни­ям че­ло­ве­че­ской па­мя­ти. Че­ло­век как мик­ро­косм несёт в се­бе энергию и формы кос­ми­че­ской эво­лю­ции. Истинное познание должно про­бу­ж­дать в че­ло­ве­ке сво­его ро­да «ген­ную» ду­хов­ную па­мять о ре­шаю­щих уз­лах ми­ро­со­зи­дания, в ко­то­рых ка­ж­дая ду­ша при­ни­мает не­по­сред­ст­вен­ное уча­стие. Древ­няя ми­фо­ло­гия по­зво­ляет учёному открыться общечеловеческой па­мя­ти о на­ча­ле ми­ро­зда­ния.