Книга Бытия Библии кристаллизует духовную память человечества
и вводит во время внутритворческое
– время совершения миросозидающих актов. Это подтверждается
тем, что Пятикнижие Моисеево записано в более поздние времена, чем
большинство книг пророков. Древнейшее сказание в момент его записи
раскрыло новые смыслы, обратная
перспектива мифологии обращает взор к началам и погружает его
в основания мироздания.
В книге Бытия наиболее
глубоко и полно описано предначало
мира, человеку открывается Бог как Творец неба и земли, активное
Начало и Создатель всего. В греческой же архаике (считающейся наиболее
разработанной мифологической картиной мира) образ Единого Творца
только смутно предощущается: истинным властителем судеб людей, героев,
а также и могущественных богов оказывается стоящий за сценой мировой
драмы всевластный Рок.
В «Метаморфозах»
Овидия (наиболее позднем и обработанном варианте олимпийской мифологии)
творческое начало мироздания выделяется, но ещё не вполне
определённо: «Бог и природы почин раздору
конец положили», – первотворческие функции поделены между богом и природой. Творческое начало
не только двоится, но и само по себе известно как нечто неизвестное:
«…бог некий – какой неизвестно – массу
потом разделил…».
Только в платоновском
идеализме греческая культура возвышается до опознания абсолютного творческого начала бытия:
Единого, Самотождественного, Неизменного
Демиурга. Но сократовско-платоновская философия выросла во
многом как оппозиция народной –
олимпийской религии. Опять же, по внутритворческому
времени позднейший Овидий предшествует платонизму.
Таким образом, в
Библии в первых книгах Бытия выражен замысел
Творца, создание первообразов,
их акт свободного самополагания к бытию. Греческие же архаические
мифы сосредоточены на начале истории
мироздания. В них фиксируется начало взаимодействия с хаосом,
отношение хаотических стихий к творческому акту. Взор греческого
мифотворческого сознания останавливается на первичных процессах
преображения хаоса земли в гармоничный
космос, духовная память греков начинается с шевеления хаоса. Далее
вглубь теогонии – внутрибожественных процессов – взор не проникает,
и потому в греческой мифологии в
начале существовал только вечный,
безграничный, тёмный хаос:
«Лик был природы един на всей широте мирозданья,
–
Хаосом звали его, нечленной и грубой громадой,
Бременем косным он был, – и только, –
где собраны были
Связанных слабо вещей семена разносущные вкупе».
(Овидий «Метаморфозы»)
В хаосе выделяется
то, что становится основой жизни, но эта основа ошибочно понимается
как источник жизни (семена), то
из чего всё возникло, более того – как само творческое начало (природы почин). Греческое мифологическое
сознание улавливает активность хаоса: сил, открытых преобразовательному
воздействию, а также стихий, сопротивляющихся творческому акту. То
в хаосе, что ждёт и жаждет преображения, персонифицируется
в образе богини земли Геи, которая
даёт жизнь всему, что живёт: эта сама
мощь, потенция бытия. Силы хаоса, активно
идущие навстречу преображению, олицетворяются в боге Эросе: могучей, всё оживляющей,
космической, природной силе любви. Стихии же сопротивляющиеся преображению – это мрачный Тартар – вечная бездна и тьма (меон), косность небытия; это вечный Мрак Эреб – агрессивная тьма, активная (мужская) стихия
небытия; это темная Ночь Нюкта –
пассивно сопротивляющаяся стихия небытия, женственная строптивость
хаоса.
Вне поля зрения греческого
архаического сознания остаётся собственно теогония – процессы в творческом лоне Божества, предшествовавшие
вхождению преобразовательного начала в предвечный хаос. Взор греческой
мифологии застигает движение материи в тот момент, когда после погружения
в хаос духовных первообразов начинается преображение хаоса. И
потому вне внимания греческих мифов оказывается истинный Творец,
а также теогонические и анропогонические акты творчества. Гея-Земля в греческой мифологии –
это состояние библейской земли после встречи с небом: акт познания добра и зла уже совершился, мир небесных
первообразов уже вошёл в глубины земли.
И только последующие процессы фиксируются в греческом мифологическом
сознании.
Упорядочивание предвечного хаоса оказывается определяющей темой античного
мифа. В мифах Греции все начала, в том числе и само небо, порождаются
землей, тем самым греческий миф фиксирует момент и процесс восхождения
из земли небесных духов, после
того как они низринулись с неба.
Сосредоточенность на состояниях хаоса позволяет сложно дифференцировать
протекающие в нём процессы. Рождённая хаосом богиня Земли – Гея несёт в себе потенции творческих преобразовательных начал,
она же является источником меонической
реакции – стихий сопротивления преображению. Все борющиеся
друг с другом впоследствии силы и стихии проистекают из единого родительского
лона – богини Земли.
Таким образом, о
первичных теогонических актах, полагающих начало и самому хаосу,
вполне свидетельствует только книга Бытия Библии. Здесь духовный
взор человечества погружён наиболее глубоко в истоки бытия.
Сложившееся в греческой
мифологии представление о начале космоса господствует затем в греческой
культуре, за исключением платонизма. Изначала хаос – и у Гесиода.
У Гомера хаос называется всё порождающим Океаном, у Фалеса – водой,
из которой всё происходит. Хаос как морская стихия или мировые воды описывается многими
мифологиями: шумерской, египетской, финикийской, индийской. Финикийский
миф о творении открывается словами: «В
начале был мутный, тёмный Хаос, беспредельный и вечный». Но греческая
космогония наиболее полно изображает один из важнейших мифологических
сюжетов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий