вторник, 12 декабря 2017 г.

ГИБЕЛЬ БОГОВ НАТУРАЛИЗМА Часть 24. Ми­ро­уст­рои­тель­ные на­ча­ла





Ми­ро­тво­ре­ние по су­ще­ст­ву яв­ля­ет­ся не про­цес­сом, а ак­том, не эво­лю­ци­ей, а ре­во­лю­ци­ей. На­зы­вать ми­ро­со­зи­да­ние эво­лю­ци­ей в дар­ви­нов­ском смыс­ле мож­но толь­ко рет­ро­спек­тив­но, имея вви­ду не за­дан­ность его, а на­лич­ную сло­жив­шую­ся дан­ность. Ре­аль­но эво­лю­ция дви­жи­ма твор­че­ским при­уго­тов­ле­ни­ем во­пло­ще­ния че­ло­ве­ка и во­пло­ще­ния Бо­га. Бо­го­че­ло­ве­че­ское еди­не­ние яв­ля­ет­ся серд­це­ви­ной бы­тия, бо­го­че­ло­ве­че­ское во­пло­ще­ние яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком и до­ми­нан­той – гос­под­ствую­щей иде­ей и си­лой кос­ми­че­ско­го пре­об­ра­же­ния.
Но в этом есть и соб­ст­вен­ный путь че­ло­ве­ка. Пер­вый шаг Пер­во­че­ло­ве­ка (Ада­ма и Евы) кладёт на­ча­ло кре­ст­но­му пу­ти че­ло­ве­че­ст­ва. Стран­ст­вия душ в ми­ро­вой ма­те­рии мож­но на­звать по­ис­ком че­ло­ве­че­ским ду­хом сво­его плот­ско­го об­ли­ка, и вся кос­ми­че­ская эво­лю­ция ока­зы­ва­ет­ся ре­зуль­та­том со­зи­да­ния веч­ны­ми ду­ша­ми соб­ст­вен­ной те­лес­нос­ти.
По­гру­зив­ший­ся в ха­ос че­ло­ве­че­ский дух ос­ле­п­ля­ет­ся тьмой и ог­лу­ша­ет­ся гро­хо­та­ни­ем ме­о­ни­че­ских бурь. Чем глуб­же вхо­ж­де­ние в ха­ос, тем бо­лее ду­ша свёр­ты­ва­ет­ся до по­тен­ции, ста­но­вит­ся семенем жиз­ни, све­тя­щим­ся во мра­ке. Че­ло­ве­че­ская ду­ша как мо­на­да[1] стре­мит­ся вой­ти вглубь хао­са, при­нять на се­бя его сти­хии и вер­нуть­ся к све­ту в пре­об­ра­жен­ной ма­те­рии. Ду­ша уш­ла вглубь зем­ли («В начале сотворил Бог небо и землю» - Быт. 1.1), умер­ла для рай­ско­го со­стоя­ния, ей вновь пред­сто­ит воз­ро­дить­ся, прой­дя тол­щу ма­те­рии, обуздывая зем­ные сти­хии.
Жизнь и есть оду­хо­тво­ре­ние хао­ти­че­ской мо­щи, оформ­ле­ние ки­пя­ще­го, кло­ко­чу­ще­го, бу­шую­ще­го хао­са. Ко­лы­ха­ние безд­ны, тёмное ше­ве­ле­ние ни­зин зем­ли, – все ви­ды ме­о­ни­че­ской энер­гии пре­об­ра­зо­ва­тель­но ис­поль­зу­ют­ся ду­хом. Но жиз­нен­ная за­да­ча тре­бу­ет, что­бы хао­ти­че­ские по­тен­ции, вли­ва­ясь в кос­ми­че­ское мно­го­об­ра­зие су­ществ и ве­щей, не ни­ве­ли­ро­ва­лись в воз­ни­каю­щем един­ст­ве, а твор­че­ски оформ­ля­лись. Ме­о­ни­че­ский вул­кан дол­жен не за­стыть в мерт­вен­ной ла­ве, не рас­сы­пать­ся в пе­п­ле, но ка­ж­дый взрыв его дол­жен быть об­ра­щён твор­че­ским ду­но­ве­ни­ем в жи­вой цве­ток кос­ми­че­ско­го со­цве­тья. Цель пре­об­ра­же­ния – не мерт­вен­ное раз­де­ле­ние, но жи­во­тво­ря­щая но­виз­на бы­тия.
Итак, ушед­шая в ха­ос че­ло­ве­че­ская ду­ша:
- об­ра­ща­ет хао­ти­че­скую мощь в ос­но­ву тво­ре­ния;
- об­на­жа­ет в хао­се по­тен­ци­аль­ное един­ст­во;
- на­де­ля­ет не­от­мир­ным един­ст­вом;
- са­ма про­бу­ж­да­ет­ся к выс­шей жиз­ни;
- воз­вы­ша­ет­ся и по­ды­ма­ет с со­бой к Бо­же­ст­вен­но­му един­ст­ву всё со­зи­дае­мое в ма­те­рии.
В се­мен­ном со­стоя­нии ду­ши всё это про­би­ва­ет­ся как не­осоз­нан­ное вле­че­ние при­род­ной эн­те­ле­хии (при­род­ной ду­ши) к Бо­гу. В лич­но­сти это вле­че­ние реа­ли­зу­ет­ся сво­бод­но и ра­зум­но.
Та­ким об­ра­зом, ка­ж­дая воз­ник­шая в при­ро­де сущ­ность со­дер­жит два на­ча­ла. Это час­ти­ца зем­ли, ско­ван­ная и пре­об­ра­зо­ван­ная хао­ти­че­ская мощь. В одея­нии зем­ной пло­ти све­тит­ся ис­кор­ка не­ба – лич­ный дух, ос­ве­щаю­щий путь пер­со­ни­фи­ка­ции ми­ро­во­го су­ще­го. Пер­вое про­яв­ля­ет сле­пую во­лю, во­ж­де­ле­ние или вле­че­ние, вто­рое – сво­бо­ду. Гос­под­ство пер­во­го ут­вер­жда­ет свое­во­лие и про­из­вол тва­ри, вер­хо­вод­ст­во вто­ро­го – сво­бо­дное творчество ду­ха. Во­ля не от­ме­ня­ет­ся сво­бо­дой, а пре­об­ра­зу­ет­ся и ис­поль­зу­ет­ся как ору­дие кос­ми­че­ско­го строи­тель­ст­ва. Че­ло­век, как под­няв­ший­ся со дна хао­са ве­нец тво­ре­ния, со­дер­жит в се­бе и мощь ме­о­на, и бла­гость со­твор­ца и со­рат­ни­ка Божь­е­го, поэтому в во­пло­тив­шем­ся че­ло­ве­ке со­сре­до­то­че­ны «и край­няя глубь безд­ны и выс­ший пре­дел не­ба» (Ф. Шел­линг).
Во­шед­шие в ха­ос пер­во­об­ра­зы ини­ции­ру­ют смыс­ло­об­ра­зо­ва­тель­ные про­цес­сы, движителем все­го со­зи­даю­ще­го­ся в хао­се яв­ля­ют­ся суб­стан­ци­аль­ные дея­те­ли – че­ло­ве­че­ские ду­ши. Ме­та­фи­зи­че­ский центр лич­но­сти час­тию по­гру­жа­ет­ся в ма­те­рию и го­то­вит её к бу­ду­ще­му ро­ж­де­нию в мир че­ло­ве­ка в соб­ст­вен­ном об­ли­ке. Ду­хов­ные мо­на­ды со­зи­да­ют из ма­те­рии соб­ст­вен­ное вме­сти­ли­ще – че­ло­ве­че­ское те­ло. Ду­ша че­ло­ве­ка из­на­чаль­но пред­став­ле­на в ми­ре как вол­на раз­ли­той в кос­мо­се пси­хи­че­ской энер­гии, са­мо­кон­цен­три­рую­щей­ся и со­би­раю­щей плоть во­круг вхо­дя­щей в ми­ро­зда­ние ду­ши. Индивидуальные суб­стан­ции яв­ля­ют­ся ду­ша­ми за­чи­наю­щих­ся кос­ми­че­ских про­цес­сов, в ре­зуль­та­те их пре­об­ра­зо­ва­тель­но­го воз­дей­ст­вия бес­смыс­лен­ные хао­ти­че­ские сти­хии по­сте­пен­но при­об­ре­та­ют на­ча­ла по­ряд­ка и гар­мо­нии. Все кос­ми­че­ские об­ра­зо­ва­ния: пер­вич­ные ту­ман­но­сти, га­лак­ти­ки, со­звез­дия, све­ти­ла и пла­не­ты – яв­ля­ют­ся фор­ма­ми стран­ст­вия че­ло­ве­че­ских душ в ми­ро­вой ма­те­рии. Эво­лю­ция жиз­ни на зем­ле ока­зы­ва­ет­ся про­ло­жен­ным в ма­те­рии пу­тём ду­хов­ных мо­над к соб­ст­вен­но­му плот­ско­му об­ли­ку. Кос­мо­ге­нез яв­ля­ет­ся про­цес­сом со­зи­да­ния че­ло­ве­че­ской пло­ти, а зоо­ге­нез путём об­ре­те­ния че­ло­ве­че­ским ду­хом соб­ст­вен­но­го те­ла.
О том, что душа че­ло­века при­сут­ст­ву­ет в кос­мо­се до по­яв­ле­ния на зем­ле в соб­ст­вен­ном об­ли­ке, со­хра­ня­ют па­мять ми­фы, в ко­то­рых речь идёт не о со­тво­ре­нии лю­дей, а о спо­со­бе, даю­щем воз­мож­ность лю­дям, за­дол­го до то­го су­ще­ст­вую­щим, вый­ти на зем­лю, вой­ти в мир. В ми­фе се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ин­дей­цев лю­ди вы­хо­дят на зем­лю из под­зем­но­го ми­ра. В шу­мер­ском ми­фе рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что лю­ди пер­во­на­чаль­но рос­ли под зем­лей как тра­ва, один из бо­гов про­де­лы­вал мо­ты­гой в зем­ле ды­ру, от­ку­да и вы­хо­ди­ли лю­ди. В ми­фах на­ро­дов Аф­ри­ки пер­вые лю­ди вы­хо­дят из ска­лы, зем­ли, ямы. В та­ко­го ро­да пред­став­ле­ни­ях от­ра­жа­ют­ся определённые сто­ро­ны ан­тро­по­ге­не­за – са­мо­со­зи­да­ния лич­но­го ду­ха, под­го­тав­ли­ваю­ще­го яв­ле­ние че­ло­ве­ка на пла­не­те Зем­ля.
Ми­фы повествуют о том, что че­ло­ве­че­ское су­ще­ст­во сло­жи­лось за­дол­го до по­яв­ле­ния его в соб­ст­вен­ном об­ли­ке, что фор­ми­ро­ва­лось оно в не­драх зем­ли – в глу­би­не ми­ро­вой ма­те­рии, и что ро­ж­де­ние че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся, с од­ной сто­ро­ны, соб­ст­вен­но че­ло­ве­че­ским уси­ли­ем, с дру­гой же, яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том не­кое­го ак­тив­но­го, рез­ко­го и мощ­но­го дей­ст­вия выс­ше­го твор­че­ско­го на­ча­ла (бо­гов ли­бо ге­ро­ев). В пред­став­ле­ни­ях по­след­не­го ро­да от­ра­жа­ет­ся факт со­вме­ст­ной твор­че­ской ак­тив­но­сти Бо­га и че­ло­ве­ка. Бо­лее чётко вни­ма­ние на этом ак­цен­ти­ру­ет­ся в ми­фах, ко­то­рые опи­сы­ва­ют на­ря­ду с фи­зи­че­ски­ми на­ча­ла­ми, уча­ст­вую­щи­ми в соз­да­нии че­ло­ве­ка и его со­став­ных час­тей, уча­стие выс­ших ду­хов­ных сил (в не­ко­то­рых ми­фах че­ло­век создаётся сло­вом ли­бо мыс­лью бо­гов).




[1] Мо­на­да еди­ни­ца, ин­ди­ви­ду­аль­ный ду­хов­ный суб­стан­ци­аль­ный дея­тель.