Популярное понятие «глобализация» используется в различных смыслах, в зависимости от
того, обозначают ли им объективные планетарные процессы, либо выражают
субъективное отношение к ним. Прежде всего, глобализацией называют всемирное
распространение культурных, социальных, экономических, финансовых,
политических, технологических, информационных механизмов западной цивилизации.
Как и во всяком явлении, в нём есть положительные и отрицательные стороны.
Глобализация начинается с
насаждения в XIX веке форм западной индустриальной цивилизации по всему
миру. На современном этапе постиндустриальной
цивилизации и информационного
общества компьютерные технологии и современные средства связи резко
ускоряют общемировую интеграцию по всем направлениям, наделяя процессы
предшествующей эпохи новыми качествами и динамикой. С девяностых годов ХХ века
начинается третья информационная
революция, в которой решающую
роль играет глобальная информационная сеть – Интернет, открывший огромному количеству людей во всём мире доступ
ко всемирной информации.
В истории человечества первая информационная революция – создание
письменности; вторая – изобретение книгопечатания. До появления письменных
текстов носителем информации был непосредственно человек: его душа, сознание,
память, язык, голос. Каста сказителей состояла из людей, обладающих выдающимися
способностями, позволявшими запоминать и излагать, то есть быть носителями
огромного пласта устного предания. С появлением письменности носитель
информации отчуждается от человека, технология передачи информации прощается
(писец не должен обладать выдающимися способностями, письму можно было научить
многих) и эффективней. Главную коллизию информационных революций вполне описал
Платон. В диалоге «Федр» изобретатель натуральных чисел, геометрии и алфавита
Тевт (под именем Тот он был обожествлён у египтян) убеждает фараона ценность
алфавита и письменности: «Эта наука,
царь, сделает египтян более мудрыми и понятливыми, так как найдено средство для
памяти и мудрости». Мудрый же фараон указывает на то, что новизна имеет не
только положительные стороны: «Искуснейший
Тевт, один способен порождать предметы искусства, а другой – судить, какая в
них доля вреда или выгоды для тех, кто будет ими пользоваться. Вот и сейчас ты,
отец письмен, из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души
научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память:
припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не
изнутри, сами собой. Стало быть, ты нашёл средство не для памяти, а для
припоминания. Ты даёшь учениками мнимую, а не истинную мудрость». Письменная информационная революция
глобально преобразила историю и культуру человечества.
Грандиозные изменения привнесены и книгопечатной информационной революцией.
Если письменный текст отражал индивидуальность создателя (почерк, редактура,
вставки, замечания по содержанию текста, ремарки о своих чувствах на полях), то
печатный станок унифицирован. Вторая информационная революция вновь предлагает
более элементарную но и более эффективную технологию транслирования информации.
В смысле затрат человеческого ума, знаний и опыта; писцы – продукт штучный, а
изготовление печатных станков можно поставить на поток. В первой информационной
революции технологии отчуждаются от человека, во второй – человек как
потребитель информации становится более зависимым от них. Контроль над печатной
продукцией унифицирован и позволяет манипулировать потреблением информации.
В третьей
информационной революции – компьютер, Интернет, цифровая обработка сигналов
– отчуждение и зависимость от информационных технологий на порядок усиливаются.
Современная информационная революция
формирует коммуникационное единство мира, в котором скорость
распространения невиданных объёмов информации намного больше скорости передвижения
людей и товаров. Коммуникация людей и народов зависит не от территории и места
проживания, а от структуры телекоммуникационных систем. Глобальное информационное
пространство преобразует экономическую, политическую, общественную,
культурную деятельность, но во много и сознание новых поколений. Информационные
технологии небывало повышают интенсивность связей между людьми, народами и
цивилизациями, предоставляют возможность массового образования.
Высокотехнологические средства связи, низкие транспортные расходы и
неограниченная торговля создают возможности для свободного перемещения товаров
и услуг, складывается единый мировой рынок. Вместе с тем, информационные
технологии выходят из-под контроля общества и делают человека тотально зависимым
от информационной сферы.
Техносфера увеличивает влияние на людей, а интеллектуальная
деятельность приобретает большую власть. Капитал уступает место информации (и
информационному капиталу – криптовалюта), знаниям, интеллекту. Социальное
неравенство теснится неравенством интеллектуальным, увеличивается
интеллектуальная эксплуатация. Меняется состав элит: изобретатели в области
высоких технологий становятся миллиардерами и теснят представителей
традиционного бизнеса, технократы превращаются в основной ведущий слой и определяют
политику. Информационная революция
существенно меняет механизмы управления обществом и создаёт новые политические
структуры. Творческое разрушение[1] обновляет
технологии, формы бизнеса и торговли. Глобализация меняет жизнь людей во многих
странах мира, ускоряет время и уплотняет пространство, размывает границы, резко
интенсифицирует социальные процессы. Строятся информационные дома,
проектируются информационные города
с учётом требований информационной, а не промышленной и транспортной
инфраструктуры. Апологеты глобализации надеются, что в недалёком будущем
различные материалы и продукты питания будут создаваться информационными
системами из элементов таблицы Менделеева, рассеянных в околоземных
пространствах… Кажется, что на наших глазах формируется общество безграничных
возможностей, ранее немыслимое – становится возможным. Глобализация
распространяет массовую культуру на всю планету, вне зависимости от возраста,
пола, вероисповедания, национальности. С
другой стороны, всемирный культурный обмен способствует более сознательной
идентификации национальных культур, формирует у народов терпимость, стремление
к мирным формам культурной экспансии. Но взаимозависимость народов делает их и
взаимоуязвимыми.
Фазовый
скачок информационной цивилизации
оказался настолько беспрецедентным, что современными цивилизационными
средствами невозможно осознать его последствия и перспективы. Глобализация
наделила человечество невиданными ресурсами и возможностями, которые, как
всегда, используются не только во благо.
[1] Созидательное разрушение, креативное
разрушение, творческое
разрушение – процесс индустриальной мутации, который непрерывно
реконструирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и
создавая новую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий