Интернет из средства информационного
общения превращается в особую виртуальную
реальность, киберпространство, которое вначале отображает, дублирует жизненную
реальность, затем замещает её, вытесняет полноценную жизнь мнимостью.
Информационная революция усугубляет тенденции научно-технической цивилизации,
где форма вытесняет содержание, а цель замещается средствами достижения к ней.
Количество информации в Интернете увеличивается экспоненциально. Резкое
улучшение средств коммуникации позволяет обмениваться любой информацией, что не
углубляет представления о мире. В Интернете доминирует собственно коммуникация
– операция передачи, трансляция. Преобладает маниакальный бессистемный обмен
информацией, при котором форма общения заменяет сущность, смысл, знание. В
ситуации, когда все могут распространять любую информацию, Интернет забит
произвольными бессмысленными высказываниями. В огромном информационном потоке знание
и его приобретение составляют малую, непрерывно уменьшающуюся долю. В
результате глобальная информационная сеть превращается в свалку информационного шума, в котором
теряется, не замечается подлинная и ценная информация. Чрезмерное количество
информации не воспринимается, – «передозировка
информации приводит к дезинформации» (Жан Бодрийяр). Правда теперь не
скрывается от общества, она обречена затеряться в огромном потоке информации.
Огромный объём вторичной информации создал между человеком и реальным миром своего
рода информационное облако, которое
ближе и доступнее, чем реальность. Погружение в виртуальный мир
отгораживает от живой жизни. В
результате информация о «переваренном» и «недопереваренном» восприятии влияет
более непосредственно и сильно, чем сама реальность. Человек всё больше
ориентируется и действует в жизни на основе информационного
мира. В результате информационный
барьер снижает эффективность сознания и провоцирует неадекватные действия.
В информационной эре человек
существует в атмосфере агрессивной
информационной среды, которая во многом навязывает порочные установки,
ложные смыслы и ценности. Эфир и публицистика переполнены так называемым белым шумом – бессмысленным или
малоосмысленным информационным потоком, который не является необходимой для
жизнеобеспечения человека, не соответствует его основным жизненным интересам,
более того, малопонятен для большинства. Большая
часть информации примитивизирует и раскалывает сознание и чувства человека,
пробуждает агрессивные аффекты, прививает низменные вкусы, атрофирует
позитивную волю, в конечном итоге, зомбирует, встраивая в сознание определённые
потребительские программы. Замечено, что у детей, вырастающих у компьютера, не
формируются общие понятия о физическом мире, такие как влажность, сила,
инерция… Виртуальная реальность не предоставляет возможностей для формирования
нормальных человеческих эмоций, чувств, а также психологических, социальных
навыков, взаимоуважения и любви. Виртуальное сознание не способно воспринимать
сферы высокой духовности.
Компьютеризация повседневной жизни
внедряет в обиход виртуальную реальность – компьютерные симуляции реальных
вещей и поступков. Развитие информационных технологий в основном ориентировано
на совершенствование визуальных и звуковых эффектов, поэтому работа на
компьютере достигает всё большего сходства с управлением реальными объектами, а
коммуникации в режиме on-line становятся всё более неотличимыми от общения в
реальном пространстве и времени. Киберпротезы
– виртуальные магазины, корпорации, сообщества, бизнес, виртуальные
развлечения, преступления и отпущения грехов – вытесняют реальные социальные
формы и роли компьютерными симуляциями.
Поэтому пользователи виртуального
зазеркалья подвержены искажениям сознания. Всецело существуя в виртуальном измерении,
они манипулируют псевдореальными образами, конструируют индивидуальный мир
фикций и иллюзий, который для них более комфортен и близок, чем подлинная
жизнь. В результате человек утрачивает связи с близкими. Появился новый тип
молодых людей, – «компьютерный мальчик», который днём выглядит как разбуженная
сова, не способный вступать в непосредственный контакт даже с подобными себе.
В зомбированном сознании стираются
представления о критериях истины, добра, красоты. Виртуальное сознание
обладает способностью безнаказанно игнорировать реальность, которая по
каким-либо причинам его не устраивает. В той степени, в какой происходит отрыв
от реальности, виртуальный наркотик
вызывает ощущение эйфории творчества и познания, социального успеха,
безнаказанности, повседневного душевного комфорта. Безнаказанное и потому
безответственное виртуальное сознание не имеет никакого отношения к подлинному
творчеству, а лавинное увеличение количества бессмысленной информации не
является собственно знанием. При этом предельный
виртуализм одновременно является предельным материализмом, полная
непредметность оказывается полной бездуховностью, ибо виртуальная реальность
пробуждает и обслуживает только инстинкты потребления. Виртуальное сознание
представляет собой современную форму духовного прельщения.
Когда искусственно созданные образы
становятся более важными, чем люди, предметы и поступки, создаётся почва для симуляционных технологий – технологий
виртуальной реальности. С их помощью власть имущие способны централизованно
управлять и программировать социальные процессы, усиливать манипулирование
общественным и индивидуальным сознанием. В информационную эпоху многие
социальные конфликты возникают не по поводу подлинных жизненных ценностей, а
из-за символических благ. Человек утрачивает
связь с обществом и становится к нему безразличным. Общественная жизнь
заменяется виртуальным сетевым социумом,
который представляет собой анонимную, бесформенную общность без территории и
культуры. Политика превращается в сферу
манипулирования информацией и культурными
кодами. Политик, бизнесмен, художник, учёный стремятся не к передаче
жизненных фактов, а к созданию привлекательного образа, побуждающего к
аффективным действиям. Мировая информационная сеть становится сферой
лже-информации, псевдо-информации, идеологических
маний.
Во все времена в культуре, в общественном
сознании и в общении людей было множество ложной, мнимой, искажённой, либо
тривиальной, бесполезной информации. Но носители здравого смысла и творческого
гения вновь и вновь прорывались через трясину обыденщины к подлинным смыслам,
чем и жива человеческая культура. Информационная революция предложила изнеженному и ограниченному культом потребительства человеку глобальную пошлость, которая не требует
интеллектуальных и духовных усилий. Интернет забит глупостью, бессмыслицей,
ложью, больными фантазиями, собранными повсюду. Выход из информационного тупика потребует от человека стимулировать развитие
механизмов ориентации в реальности, которые альтернативны узко-рациональному,
техническому, потребительскому мышлению. Это – целостный разум, интуиция,
творческое воображение, эстетическое восприятие, нравственность, совесть,
религиозность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий