четверг, 27 июня 2019 г.

БРЕМЯ СВОБОДЫ 5. Про­мысл Бо­жий и свобода человека



«И ни од­на из них (птиц) не упа­дёт на зем­лю без во­ли От­ца ва­ше­го; у вас же и во­ло­сы на го­ло­ве все со­чте­ны…» (Мф. 10, 29-30). Не оз­на­ча­ет ли это от­ри­ца­ния че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды? В ми­ре дей­ст­ву­ет и про­тив­ная Бо­гу во­ля дья­во­ла: са­та­на – князь ми­ра се­го – «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12,31). Бог не по­пус­ти­тель­ст­ву­ет злу, ибо зло и есть опол­че­ние про­тив Твор­ца. Всё, что про­ис­хо­дит с че­ло­ве­ком, про­ис­хо­дит и с Бо­гом: «Бог бли­же к че­ло­ве­ку, чем че­ло­век сам к се­бе» (Н.А. Бер­дя­ев). Боль че­ло­ве­ка – боль Са­мо­го Бо­га, и в этом смыс­ле ни­что не пройдёт ми­мо Бо­га. Си­лы для про­ти­во­стоя­ния злу че­ло­век мо­жет чер­пать толь­ко в бо­же­ст­вен­ном ис­точ­ни­ке – благодати. Во­ля борь­бы со злом ис­хо­дит из Бо­жи­ей во­ли, и в этом смыс­ле ни­что не со­вер­ша­ет­ся по­ми­мо во­ли Его. Со­зи­да­ние ми­ро­зда­ния – про­цесс бо­го­че­ло­ве­че­ский. Борь­ба с ми­ро­вым злом – это ут­вер­жде­ние бо­го­че­ло­веч­но­сти бы­тия, что и зна­чит: Бог ви­дит всё о ка­ж­дом че­ло­ве­ке, уча­ст­ву­ет в судь­бе ка­ж­до­го, о вся­ком пе­чёт­ся, и по­то­му у вас во­ло­сы не го­ло­ве все со­чте­ны.
На по­след­ней глу­би­не от­кры­ва­ет­ся, что всё про­ис­хо­дя­щее в ми­ро­зда­нии – про­ис­хо­дит внут­ри Бо­же­ст­вен­но­го бы­тия, ибо вне Бо­га нет ни­че­го. Но из это­го апо­фа­ти­че­ско­го из­ме­ре­ния не мо­гут чер­пать­ся су­ж­де­ния о при­ро­де зла в на­шем ми­ре. Па­ра­мет­ра­ми од­но­го уров­ня не­воз­мож­но су­дить о реа­ли­ях дру­го­го. Так про­лог на не­бе в кни­ге Ио­ва – это со­бы­тия не­бес­ные, ино­по­ло­жен­ные ми­ру се­му. В бо­же­ст­вен­ном ло­не не­что про­изош­ло, определилось и за­ня­ло друг к дру­гу и к Бо­гу та­кое от­но­ше­ние, что на зем­ле от­ра­зи­лось в про­ти­во­стоя­нии Ио­ва и дья­во­ла. В кни­ге Ио­ва дья­вол оли­це­тво­ря­ет со­про­тив­ле­ние хао­са и низ­ших сти­хий их обуз­да­нию и пре­об­ра­же­нию. Бог не по­пус­ти­тель­ст­ву­ет им, но че­ло­век со­шёл в хао­ти­че­скую безд­ну и ока­зал­ся ею по­ра­бо­щён­ным. Вос­хва­лён­ная Бо­гом муд­рость Ио­ва в том и со­сто­ит, что Иов не вос­при­ни­ма­ет си­лы, со­про­тив­ляю­щие­ся тво­ре­ни­ю ми­ра се­го, как ре­зуль­тат Божи­е­го гне­ва.
Про­мысл Бо­жий – это «бо­же­ст­вен­ная дея­тель­ность в ми­ро­вой жиз­ни, со­хра­няю­щая мир и на­прав­ляю­щая его к пред­на­зна­чен­ной ему це­ли бы­тия; не­пре­стан­ное дей­ст­вие все­мо­гу­ще­ст­ва, пре­муд­ро­сти и бла­го­сти Бо­жи­ей, ко­то­рым Гос­подь со­хра­ня­ет бы­тие и си­лы тва­рей, на­прав­ля­ет их к бла­гим це­лям, вспо­мо­ще­ст­ву­ет вся­ко­му до­б­ру» (Пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь). Про­мысл не мо­жет яв­лять­ся в ми­ре в фор­ме аг­рес­сив­ных сти­хий, ли­бо жес­то­кой судь­бы. Рас­пя­тый Бог бес­ко­неч­но ми­ло­сер­ден и об­ра­ща­ет­ся к че­ло­ве­ку как жи­вая со­стра­даю­щая и лю­бя­щая Лич­ность, а не хо­лод­ный су­дья или не­об­ра­ти­мый рок. Бог не хо­чет по­пус­ти­тель­ст­во­вать злу про­тив че­ло­ве­ка, ибо Стра­даю­щий на Кре­сте Бог не хо­чет зла че­ло­ве­ку. Бог со­вме­ст­но с че­ло­ве­ком в бо­ре­ни­ях со злом.
Зло по­бе­ж­да­ет не из-за по­пус­ти­тель­ст­ва Божи­е­го, а по сла­бо­сти че­ло­ве­че­ской, ли­бо по пре­об­ла­да­нию над человеком злой си­лы. Человек по­па­да­ет под власть ми­ро­во­го фа­ту­ма и рока не вслед­ст­вие Божи­е­го на­ка­за­ния или по­пус­ти­тель­ст­ва, а в ре­зуль­та­те лож­но­го вы­бо­ра, об­ры­ваю­ще­го свя­зи с Бо­гом и ли­шаю­ще­го бла­го­дат­ных да­ров. Но злая во­ля мо­жет об­ру­шить си­лы хао­са и на пра­вед­ни­ка, – чем силь­нее твор­че­ское на­пря­же­ние, тем мощ­нее со­про­тив­ле­ние не­бы­тия. Са­та­на и по­ра­зил Ио­ва че­рез раз­но­об­раз­ные зем­ные бед­ст­вия. Иов зна­ет, что не со­вер­шил зла, заслуживающего такого свирепого наказания. Пра­вед­ное ре­ли­ги­оз­ное чув­ст­во под­ска­зы­ва­ет ему, что при­род­ные сти­хии не толь­ко не­спра­вед­ли­во об­ру­ши­лись на не­го, но и яв­ля­ют­ся вос­ста­ни­ем на Божию спра­вед­ли­вость, на Са­мо­го Твор­ца. Роп­та­ние Ио­ва, во­пре­ки то­му, в чём пы­та­лась убе­дить его же­на («По­ху­ли Бо­га, и ум­ри» Иов. 2, 9), на­прав­ле­ны не про­тив Бо­га, а про­тив дей­ст­ви­тель­но­го ис­точ­ни­ка его бед­ст­вий – дья­во­ла. Но и во­пре­ки уве­ще­ва­ни­ям дру­зей он не со­гла­сил­ся сми­рить­ся с все­вла­сти­ем ро­ка и ка­ять­ся в не­су­ще­ст­вую­щих гре­хах.
Бла­го­да­ря сво­ей твёр­дой ве­ре Иов за­слу­жи­ва­ет по­мо­щи Бо­жи­ей, ко­то­рая сме­та­ет все раз­ру­ши­тель­ные по­след­ст­вия дья­воль­ско­го ко­вар­ст­ва и вос­ста­нав­ли­ва­ет его жиз­нен­ный кос­мос: «И воз­вра­тил Гос­подь по­те­рю Ио­ва… и дал Гос­подь Ио­ву вдвое боль­ше то­го, что он имел пре­ж­де» (Иов. 42, 10). Бла­го­дать Бо­жия нис­хо­дит к Ио­ву по его ве­ре и уси­ли­ям. Оп­по­нен­ты же Ио­ва, при всём ви­ди­мом бла­го­чес­тии, при­зна­ют выс­шую спра­вед­ли­вость ро­ка и про­ис­ков дья­во­ла, чем ут­вер­жда­ют бы­тий­ность зла, уси­ли­ва­ют не­бы­тие. Та­ким об­ра­зом, твёр­дость Ио­ва ока­за­лась не от­сут­ст­ви­ем сми­ре­ния, но пра­вед­ным твор­че­ским дер­за­ни­ем, и по­то­му Сам Гос­подь ска­зал, что Иов го­во­рил о Нём вер­но«И бла­го­сло­вил Бог по­след­ние дни Ио­ва бо­лее, не­же­ли преж­ние…» (Иов. 42, 12). Фа­ри­сей­ская же кро­тость оп­по­нен­тов Ио­ва ли­ше­на миротворящего на­пря­же­ния и не спо­соб­ст­ву­ет раз­ли­че­нию сил. И суд Бо­га им: «…го­рит гнев Мой на те­бя и на двух дру­зей тво­их за то, что вы го­во­ри­ли о Мне не так вер­но, как раб Мой Иов» (Иов. 42, 7).
Про­мысл Бо­жий тре­бу­ет от че­ло­ве­ка не фа­ри­сей­ско­го уни­чи­же­ния и не раб­ско­го под­чи­не­ния. Бог не по­вер­га­ет че­ло­ве­ка в прах Сво­им мо­гу­ще­ст­вом, а про­мыс­ли­тель­но взы­ва­ет при­нять без­мер­ное бре­мя Сво­его де­ла. «И от­ве­чал Гос­подь Ио­ву из бу­ри и ска­зал…» (Иов. 40-41) – это раз­вёр­ну­тая пе­ред че­ло­ве­ком не­объ­ят­ная па­но­ра­ма со­тво­рён­но­го Бо­гом, об­раз мо­щи Бо­жи­ей, не уни­чи­жаю­щей че­ло­ве­ка, а рас­кры­ваю­щей твор­че­ский за­мы­сел Бо­жий. Всё это при­зы­ва­ет че­ло­ве­ка крот­ко при­нять Божие на­зна­че­ние, но дерз­но­вен­но пой­ти на его твор­че­ское ис­пол­не­ние. Рас­пя­тый и стра­даю­щий Бог не по­дав­ля­ет че­ло­ве­че­скую во­лю. Гос­подь взы­ва­ет к че­ло­ве­ку с вы­со­ты Гол­го­фы. Этот зов мы слы­шим как не­кий внутренний глас, в ко­то­рый впле­те­но и на­ше сво­бод­ное са­мо­по­ла­га­ние. Сво­бо­да че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы осу­ще­ст­вить про­мысл Бо­жий. Но сво­бо­да яв­ля­ет­ся не толь­ко ус­ло­ви­ем про­мыс­ли­тель­но­го воз­дей­ст­вия, про­мысл Бо­жий вхо­дит в мир как го­лос че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды. Про­мысл Бо­жий на­прав­лен не во­пре­ки, а в под­держ­ку че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды.
Ми­ро­вые со­бы­тия про­мыс­ли­тель­ны, угод­ны Бо­гу в том смыс­ле, что в ис­тин­но сво­бод­ном вы­бо­ре че­ло­ве­ка реа­ли­зу­ет­ся вы­бор Бо­га. Про­мыс­ли­тель­ное дей­ст­вие Бо­га в ми­ро­вой ис­то­рии яв­ля­ет­ся в люб­ви и со­стра­да­нии, в по­да­че по­мо­щи пад­ше­му, в под­держ­ке в ре­ши­тель­ный мо­мент. Божие при­сут­ст­вие в ми­ре вы­ра­жа­ет­ся не че­рез си­лы и вла­ст­во­ва­ние, а ду­но­ве­ни­ем люб­ви и ми­ло­сер­дия. Про­мысл яв­ля­ет­ся в мир, как жи­вое Бо­жие уча­стие, не по­дав­ляю­щее нас, а ду­хов­но со­гре­ваю­щее и взра­щи­ваю­щее на­ше не­бес­ное дос­то­ин­ст­во – сво­бо­ду. Ду­хов­ное При­сут­ст­вие сво­бо­ды и есть си­ла про­мыс­ла Бо­жия и бла­го­да­ти Его. Бла­го­дать Бо­жия – это да­ро­ван­ная че­ло­ве­ку твор­че­ская мощь бы­тия. Про­мысл Бо­жий – это то, что хо­чет Бог от че­ло­ве­ка, бре­мя бы­тия, при­ня­тия ко­то­ро­го Гос­подь ждёт от ка­ж­до­го из нас. Пре­до­пре­де­ле­ние же – это за­вет Бо­га и че­ло­ве­ка в за­пре­дель­ном диа­ло­ге, то, к че­му пре­до­пре­де­ли­ла се­бя ка­ж­дая ду­ша в пред­стоя­нии пе­ред Твор­цом. Бла­го­дать, про­мысл и пре­до­пре­де­ле­ние яв­ля­ют­ся в этом ми­ре че­рез че­ло­ве­че­скую сво­бо­ду.
Всё оп­ре­де­ля­ет­ся во­лей Бо­жи­ей, но в си­лу со­рас­пя­то­сти Бо­га и че­ло­ве­ка Бо­жия во­ля яв­ля­ет­ся в мир че­рез че­ло­ве­че­скую сво­бо­ду. Ес­ли бла­го­дать Бо­жия – это ус­ло­вие и твор­ческая мощь сво­бо­ды, про­мысл – го­лос Бо­жий в не­драх лич­но­сти, на­по­ми­наю­щий о же­лае­мом и угод­ном Бо­гу, то пре­до­пре­де­ле­ние – глу­бин­ный от­звук то­го не­бес­но­го за­ве­та, на ко­то­ром на­ша сво­бо­да со­вер­ши­ла пер­вые ак­ты са­мо­по­ла­га­ния. Это го­лос Бо­жий внут­ри нас, на­по­ми­наю­щий о том, к че­му ка­ж­дый из нас пред­на­зна­чил се­бя на сво­бод­ном не­бес­ном со­ве­те. Пол­но­та сво­бо­ды лич­но­сти дос­ти­жи­ма толь­ко при осу­ще­ст­в­ле­нии ею сво­его про­мыс­ли­тель­но­го на­зна­че­ния.

В свя­зи с те­мой про­мыс­ла Бо­жия не­об­хо­ди­мо ос­мыс­лить из­вест­ное еван­гель­ское вы­ра­же­ние: «Вся­кая ду­ша да бу­дет по­кор­на выс­шим вла­стям, ибо нет вла­сти не от Бо­га; су­ще­ст­вую­щие же вла­сти от Бо­га ус­та­нов­ле­ны. По­се­му про­ти­вя­щий­ся вла­сти про­ти­вит­ся Бо­жию ус­та­нов­ле­нию» (Рим. 13, 1-2). Это не­ред­ко по­ни­ма­ет­ся бу­к­валь­но, как ука­за­ние хри­стиа­ни­ну под­чи­нять­ся вся­кой мир­ской вла­сти, вне за­ви­си­мо­сти от её от­но­ше­ния к ре­ли­гии, к Бо­гу.
Пре­ж­де все­го, ну­жно уяс­нить, на ка­ком уров­не и с ка­ким смыс­лом в дан­ном слу­чае ска­за­но: вла­сти от Бо­га ус­та­нов­ле­ны. Ес­ли бы вся­кая свет­ская власть не­по­сред­ст­вен­но ис­хо­ди­ла из рук Бо­жи­их, то та­кая власть бы­ла бы не мир­ской, а бо­же­ст­вен­ной. Ес­те­ст­вен­но, что бо­же­ст­вен­ная власть не­сла бы толь­ко доб­ро и во всех от­но­ше­ни­ях – и ду­хов­ном, и ма­те­ри­аль­ном – бы­ла бы толь­ко ко бла­гу че­ло­ве­ка. Но мир­ская власть не яв­ля­ет­ся та­ко­вой ни фак­ти­че­ски, ни по су­ще­ст­ву. Вме­сте с тем, мы зна­ем, что сатана – князь ми­ра се­го, в ми­ре дей­ст­ву­ет и злая во­ля, ко­то­рая мо­жет реа­ли­зо­вать­ся и че­рез фор­мы мир­ской вла­сти, ста­но­вя­щей­ся в та­ком слу­чае вла­стью зла. Го­су­дар­ст­во, как че­ло­ве­че­ское уст­рое­ние, мо­жет про­яв­лять и до­б­рую и злую во­лю, ибо власть не даётся не­по­сред­ст­вен­но Бо­гом и не яв­ля­ет­ся без­ус­лов­ным бо­же­ст­вен­ным ус­та­нов­ле­ни­ем, ко­то­ро­му все­це­ло обя­зан под­чи­нять­ся хри­стиа­нин.
Это оз­на­ча­ет, что вы­ра­же­ние власть от Бо­га мож­но по­ни­мать толь­ко в смыс­ле Бо­жие­го по­пу­ще­ния и как важ­ней­ше­го ору­дия Бо­жия про­мыс­ла. И зло, и власть зла, и злая власть яв­ля­ют­ся в этом ми­ре с Бо­жие­го по­пу­ще­ния. Но по­ро­ж­да­ет­ся зло гре­хов­ным или лож­ным дей­ст­ви­ем че­ло­ве­ка. Со злом долж­но бо­роть­ся, хо­тя оно и яв­ля­ет­ся Бо­жи­им по­пу­ще­ни­ем. Зло попущено Богом в том смысле, что сопротивление Божественному акту творения является неизбежным в преображении бытия. Соб­ст­вен­но, зло по­то­му и по­пу­ще­но Бо­гом, что­бы мы с ним бо­ро­лись, оно по­то­му и не уст­ра­ня­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но Соз­да­те­лем, что­бы его пре­одо­лел сам че­ло­век.
В та­ком слу­чае хри­стиа­нин при­зван не под­чи­нять­ся вла­сти, ес­ли она несёт зло, а бо­роть­ся со злой во­лей вла­сти. Хри­стиа­нин обя­зан бо­роть­ся с вла­стью зла так же, как и со злом во всех его про­яв­ле­ни­ях, не­смот­ря на то, что мы осознаём зло как Бо­жие по­пу­ще­ние, или бич Бо­жий. Итак, в той сте­пе­ни, в ка­кой власть от­па­да­ет во зло, хри­стиа­нин, про­ти­во­стоя злу, вы­ну­ж­ден не под­чи­нять­ся вла­сти, про­ти­во­сто­ять злым дей­ст­ви­ям вла­сти, ес­ли да­же она не це­ли­ком во зле.
Но вся­кая зем­ная власть, как бы ни бы­ла она ис­ка­же­на злой во­лей вла­сти­те­лей, со­дер­жит функ­цию ми­ро­уст­рои­тель­ную, упо­ря­до­чи­ваю­щую, сдер­жи­ваю­щую, ог­ра­ни­чи­ваю­щую ха­ос и со­ци­аль­ные сти­хии. Власть мо­жет па­ра­зи­ти­ро­вать на по­ло­жи­тель­ной мис­сии, но она не мо­жет пол­но­стью её иг­но­ри­ро­вать или разрушить, ибо без неё она окон­ча­тель­но те­ря­ет ха­риз­му вла­сти и ста­но­вит­ся пре­ступ­ной – пе­ре­сту­пив­шей все за­ко­ны нрав­ст­вен­ные и юри­ди­че­ские, и зло­дей­ской – зло де­лаю­щей и зло не­су­щей.
Толь­ко этот не­рас­тво­ри­мый оса­док ин­сти­ту­та вла­сти и зна­чит, что су­ще­ст­вую­щие вла­сти от Бо­га ус­та­нов­ле­ны, ибо Бо­гом ус­та­нов­ле­но на­зна­че­ние вла­сти в оп­ре­де­ле­нии гра­ниц доз­во­лен­но­го и недоз­во­лен­но­го, в ог­ра­ж­де­нии и ско­вы­ва­нии аг­рес­сив­ных ин­стинк­тов и стихий. В этом смыс­ле да­же дик­та­ту­ра меньшее зло, нежели анар­хия и ха­ос, ибо диктатура это насилие, ограниченное во времени и пространстве, социальный же хаос тотален. По­это­му, с дру­гой сто­ро­ны, хри­стиа­нин обя­зан под­чи­нять­ся и злой вла­сти, но толь­ко в той сте­пе­ни, в ка­кой она осу­ще­ст­в­ля­ет ней­траль­ные по от­но­ше­нию к до­б­ру и злу функ­ции управ­ле­ния или ско­вы­ва­ет сти­хии зла.
От­сю­да слож­ней­ший во­прос о ме­ре и фор­мах со­про­тив­ле­ния злу, исходящему от власти. Хри­стиа­нин безусловно не должен под­чи­нять­ся вла­сти в том слу­чае, ес­ли она по­ся­га­ет на его ду­хов­ный су­ве­ре­ни­тет, ре­ли­ги­оз­ную со­весть, ес­ли она тре­бу­ет отторгнуть Бога и про­дать свою веч­ную ду­шу. При этом не­об­хо­ди­мо пом­нить, что наш не­мощ­ный зем­ной ра­зум не мо­жет быть пол­ным судь­ей при­ро­ды кон­крет­ной вла­сти. Ясен толь­ко ред­кий слу­чай, ко­гда власть ста­но­вит­ся от­кры­то бо­го­бор­че­ской и яв­но вид­ны её ан­ти­ду­хов­ные и без­нрав­ст­вен­ные дея­ния.
В ос­таль­ном же мож­но по­ла­гать­ся толь­ко на свою ре­ли­ги­оз­ную со­весть, под­ска­зы­ваю­щую кон­крет­ное ре­ше­ние в ка­ж­дой уни­каль­ной си­туа­ции. Для од­них по­силь­ным бу­дет толь­ко со­хра­не­ние внут­рен­ней не­за­ви­си­мо­сти, для дру­гих же воз­мож­на борь­ба с от­кры­тым за­бра­лом. Но для вся­ко­го хри­стиа­ни­на по­ло­же­ны до­пус­ти­мые гра­ни­цы, очер­чи­ваю­щие аре­ну его борь­бы с вла­стью зла. Эти ду­хов­ные гра­ни­цы дик­ту­ют­ся ре­ли­ги­оз­ной со­ве­стью: с вла­стью зла, как и со злом в лю­бых его фор­мах, мож­но бо­роть­ся толь­ко те­ми сред­ст­ва­ми, ко­то­рые не на­ру­ша­ют хри­сти­ан­ских норм и не ве­дут к ум­но­же­нию зла в ми­ре.
Итак, власть, как и всё в че­ло­ве­че­ском об­ще­ст­ве, не яв­ля­ет­ся не­по­сред­ст­вен­ным соз­да­ни­ем Твор­ца, но есть де­ло рук чело­ве­че­ских. Ни­ка­кая власть са­ма по се­бе не са­кра­ли­зо­ва­на и по­то­му не мо­жет яв­лять­ся аб­со­лют­ным ав­то­ри­те­том, ко­то­ро­му обя­зан под­чи­нять­ся че­ло­век. Ес­ли власть под­чи­ня­ет­ся выс­шим ре­ли­ги­оз­ным и нрав­ст­вен­ным нор­мам, то она слу­жит до­б­ру и тем воз­ве­ли­чи­ва­ет свою ду­хов­ную роль и пол­но­мо­чия, в этом слу­чае для хри­стиа­ни­на воз­мож­на сим­фо­ния с вла­стью и тес­ное с нею со­труд­ни­че­ст­во. В той сте­пе­ни, в ка­кой власть по­пи­ра­ет выс­ший бо­же­ст­вен­ный ав­то­ри­тет, она пре­вра­ща­ет­ся во власть зла, с ко­то­рой хри­стиа­нин при­зван бо­роть­ся. Дру­ги­ми сло­ва­ми, власть име­ет пол­но­мо­чия над че­ло­ве­ком в той ме­ре, в ка­кой са­ма не воз­вы­ша­ет се­бя над Бо­гом и не пы­та­ет­ся за­ме­нить че­ло­ве­ку Божественный ав­то­ри­тет.


Комментариев нет:

Отправить комментарий