пятница, 14 июня 2019 г.

БРЕМЯ СВОБОДЫ. 4. Бла­го­дать Бо­жия и свобода человека



Путь к спа­се­нию ка­ж­дый про­хо­дит со­вме­ст­но с Бо­гом, это про­цесс бо­го­че­ло­ве­че­ский. Че­ло­век без Бо­жи­ей по­мо­щи не­мо­щен и не спо­со­бен на истинный выбор и бла­гие по­ступ­ки. Но Бо­жия бла­го­дать (свой­ст­во и си­ла Бо­жия, ко­то­ры­ми со­вер­ша­ет­ся спа­се­ние пад­ше­го че­ло­ве­ка) во­пре­ки во­ле че­ло­ве­ка не спа­са­ет его. Как го­во­ри­ли свя­тые от­цы, Бог упот­реб­ля­ет все сред­ст­ва к спа­се­нию че­ло­ве­ка, кро­ме тех, ко­то­рые на­ру­ша­ют его сво­бо­ду. На пу­ти спа­се­ния «че­ло­ве­че­ская во­ля со­труд­ни­ча­ет с бла­го­да­тью Бо­жи­ей» (Эразм Рот­тер­дам­ский). Бог на Кре­сте Сво­ём и с вы­со­ты Гол­го­фы обращается с по­мо­щью к ка­ж­до­му сте­наю­ще­му и стра­ж­ду­ще­му, лю­бов­ный взор Бо­га вы­де­ля­ет вся­кую жи­вую ду­шу. От че­ло­ве­ка за­ви­сит – при­нять или не при­нять Бо­жию по­мощь. Бог своё со­вер­шил, остаётся че­ло­ве­ку ис­пол­нить своё. От че­ло­ве­ка же тре­бу­ет­ся сво­бод­ное об­ра­ще­ние к Бо­гу, ко­то­рое ус­лы­ша­но в за­ро­ды­ше и все­гда при­ни­ма­ет­ся Бо­гом.
Судь­ба че­ло­ве­ка в ко­неч­ном ито­ге оп­ре­де­ля­ет­ся его сво­бод­ным ре­ше­ни­ем. В ак­те сво­бо­ды та­ин­ст­вен­но со­чле­не­ны Бо­же­ст­вен­ная и че­ло­ве­че­ская во­ля: бла­го­дат­ная во­ля Бо­жия про­яв­ля­ет­ся че­рез че­ло­ве­че­скую сво­бо­ду. Бла­го­дать – это внут­рен­нее дей­ст­вие Бо­га в че­ло­ве­ке, про­яв­ле­ние в нём Бо­же­ст­вен­ной си­лы и муд­ро­сти, по­сколь­ку че­ло­век сво­бод­но са­мо­оп­ре­де­ля­ет­ся к Бо­гу, сво­бод­ным твор­че­ским ак­том вскры­ва­ет в се­бе ис­точ­ник бо­же­ст­вен­ной си­лы. Бла­го­да­тью и че­рез сво­бо­ду че­ло­век есть то, что он есть в сво­ей ис­ти­не, в них ис­точ­ник все­го, что он со­вер­ша­ет бла­го­го. Сущ­ность че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет­ся бла­го­да­тью-сво­бо­дой. Бла­го­дать Бо­жия – это на­ча­ло динамичное и пре­об­ра­жаю­щее, это ис­точ­ник со­зи­даю­щих дей­ст­вий, это дар Бо­жий, со­дер­жа­щий все дру­гие. Но что, как не сво­бо­да, всё в се­бе со­дер­жит? В сво­бо­де – пол­но­та до­б­ра. Сво­бо­да че­ло­ве­ка есть при­зыв Бо­га к со­твор­че­ст­ву и бла­го­дать Бо­жия яв­ля­ет­ся в мир как го­лос че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды«То, что на­зы­ва­ет­ся бла­го­да­тью, дей­ст­ву­ет внут­ри че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды на её про­свет­ле­ние» (Н.А. Бер­дя­ев).
Утверждает сво­бо­ду че­ло­ве­ка и от­кро­ве­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рое есть про­дукт бо­го­че­ло­ве­че­ско­го со­твор­че­ст­ва, – той сте­пе­ни бла­го­да­ти, ко­то­рую вме­ща­ет че­ло­век. От­кро­ве­ние – это при­зыв Бо­га к че­ло­ве­ку при­нять твор­че­скую ду­хов­ную мис­сию. При­зыв и, од­но­вре­мен­но, да­ро­ва­ние че­ло­ве­ку бла­го­дат­ной си­лы от­ве­тить на не­го. Биб­лей­ские об­ра­зы на глу­би­не сво­ей и, пре­ж­де все­го – сим­во­лы ме­та­фи­зи­че­ских про­цес­сов, от­но­ше­ний раз­лич­ных сто­рон Бо­же­ст­вен­ной при­ро­ды, Бо­га и че­ло­ве­ка, Бо­га и ми­ра.

Яр­кий при­мер диа­лек­ти­че­ско­го взаи­мо­дей­ст­вия сво­бо­ды че­ло­ве­ка и бла­го­да­ти Бо­жи­ей – ис­то­рия апо­столь­ст­ва. Все бли­жай­шие уче­ни­ки Хри­ста, все апо­сто­лы в кри­ти­че­ские ми­ну­ты за­бы­ва­ли Хри­ста, от­сту­па­ли от Не­го или пре­да­ва­ли.
1. В Геф­си­ма­нии, в мо­мент ве­ли­чай­ших ду­шев­ных мук Хри­стос про­сил апо­сто­лов ос­тать­ся с Ним и бод­рст­во­вать: «То­гда го­во­рит им Ии­сус: ду­ша Моя скор­бит смер­тель­но; по­будь­те здесь и бодр­ст­вуй­те со Мною» (Мф. 26, 38). Но, по­гру­жён­ные в мир­скую су­ет­ность и дре­мо­ту, все ос­та­лись глу­хи к стра­да­ни­ям и скор­бям Бо­го­че­ло­ве­ка. Три­ж­ды с го­ре­чью при­хо­ди­лось Ии­су­су про­бу­ж­дать Своих уче­ни­ков: «И при­хо­дит к уче­ни­кам, и на­хо­дит их спя­щи­ми, и го­во­рит Пет­ру: так ли не мог­ли вы один час бодр­ст­во­вать со Мною?.. И, при­дя, на­хо­дит их опять спя­щи­ми; ибо у них гла­за отя­же­ле­ли… То­гда при­хо­дит к уче­ни­кам Сво­им и го­во­рит им: вы всё ещё спи­те и по­чи­вае­те? вот, при­бли­зил­ся час, и Сын Че­ло­ве­че­ский пре­да­ёт­ся в ру­ки греш­ни­ков» (Мф. 26, 40. 43. 45).
2. Ко­гда при­шли брать Ии­су­са Хри­ста, кон­чи­лось тем, что «все уче­ни­ки, ос­та­вив Его, бе­жа­ли…» (Мф. 26, 56).
3. Пётр три раза от­ре­кал­ся от Хри­ста: «Но он отрёкся пе­ред все­ми, ска­зав: не знаю, что ты го­во­ришь… И он опять отрёкся с клят­вою, что не зна­ет Се­го Че­ло­ве­ка… То­гда он на­чал кля­сть­ся и бо­жить­ся, что не зна­ет Се­го Че­ло­ве­ка» (Мф. 26, 70. 72. 74).
4. Савл – бу­ду­щий апо­стол Па­вел – был жес­то­ким го­ни­те­лем хри­сти­ан и ху­ли­те­лем Са­мо­го Хри­ста.
5. Эта цепь непризнаний и от­ступ­ни­че­ст­ва толь­ко за­вер­ша­ет­ся пре­да­тель­ст­вом Иу­ды – од­но­го из бли­жай­ших, из­бран­ных уче­ни­ков Гос­по­да.
Что всё это зна­чит с обы­ден­ной точ­ки зре­ния? Апо­сто­лы по­гру­зи­лись в мир­скую дре­мот­ность (полусон, полусознанье) в тот мо­мент, ко­гда Спа­си­тель наи­бо­лее ну­ж­дал­ся в их под­держ­ке. Среди бли­жай­ших уче­ни­ков Хри­ста не на­шлось в ре­ши­тель­ный мо­мент ни од­но­го вер­но­го (все бе­жа­ли). Стар­ший из Его уче­ни­ков – Пётр все­на­род­но три­ж­ды отрёкся от Не­го, и по­то­му, строго го­во­ря, как и Иу­да, яв­ля­ет­ся пре­да­те­лем. Бу­ду­щий пла­мен­ный про­по­вед­ник хри­сти­ан­ст­ва Савл, во всём, что за­ви­се­ло толь­ко от его че­ло­ве­че­ской во­ли, был про­тив­ни­ком Хри­ста. Эта че­ре­да от­ступ­ни­че­ст­ва бли­жай­ших уче­ни­ков Хри­ста ис­хо­ди­ла из сла­бой, мож­но ска­зать, не­уве­рен­ной ве­ры в Его Бо­же­ст­во, и глав­ное – в Его кре­ст­ную мис­сию на зем­ле.
Все чу­де­са Хри­стос со­вер­шал, го­во­ря: «…ве­руе­те ли, что Я мо­гу это сде­лать?..по ве­ре ва­шей да бу­дет вам» (Мф. 9, 28-29); «…как ты ве­ро­вал, да бу­дет те­бе» (Мф. 8, 13). На­про­тив, ко­гда Хри­стос стал про­по­ве­до­вать в оте­че­ст­ве Сво­ём, то знав­шие Его с ма­ло­лет­ст­ва спо­соб­ны бы­ли толь­ко ди­вить­ся Его про­по­ве­ди, не вне­мля ей, и по­то­му Он «не со­вер­шил там мно­гих чу­дес по не­ве­рию их» (Мф. 13, 58). Этим Хри­стос сви­де­тель­ст­во­вал, что че­ло­ве­че­ская сво­бод­ная ве­ра в Его Бо­же­ст­вен­ность яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем нис­хо­ж­де­ния бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти. И не толь­ко не­об­хо­ди­мым, но впол­не дос­та­точ­ным ус­ло­ви­ем по­мо­щи Бо­жи­ей, о чём сви­де­тель­ст­ву­ет слу­чай с Ха­на­не­ян­кой, ко­то­рой вна­ча­ле бы­ло от­ка­за­но по законам падшей при­ро­ды: «…Я по­слан толь­ко к по­гиб­шим ов­цам до­ма Из­раи­ле­ва… не­хо­ро­шо взять хлеб у де­тей и бро­сить псам» (Мф. 15, 24-26). Но ве­ра этой жен­щи­ны про­би­ла в при­род­ной за­ко­но­со­об­раз­но­сти путь к серд­цу Гос­по­да: «…ве­ли­ка ве­ра твоя; да бу­дет те­бе по же­ла­нию твое­му» (Мф. 15, 28).

Хри­стос не толь­ко сви­де­тель­ст­во­вал пе­ред уче­ни­ка­ми о Сво­ей Бо­же­ст­вен­но­сти, но не­по­сред­ст­вен­но в них вло­жил час­ти­цу Бо­же­ст­вен­но­го мо­гу­ще­ст­ва«…дал им власть над не­чис­ты­ми ду­ха­ми, что­бы из­го­нять их и вра­че­вать вся­кую бо­лезнь и вся­кую не­мощь» (Мф. 10, 1). Но все да­ры Бо­жии не мог­ли ук­ре­пить ве­ру уче­ни­ков без их сво­бод­но­го во­ле­изъ­яв­ле­ния. Сла­бая их ве­ра при пер­вом ис­пы­та­нии тая­ла:
1. Ко­гда уче­ни­ки не мог­ли реа­ли­зо­вать свой чу­дес­ный дар, Хри­стос пря­мо ука­зал: «…по не­ве­рию ва­ше­му…» И вновь воз­звал к серд­цу и ра­зу­му уче­ни­ков: «…ес­ли вы бу­де­те иметь ве­ру с гор­чич­ное зер­но и ска­же­те го­ре сей: “пе­рей­ди от­сю­да ту­да”, и она пе­рей­дёт; и ни­че­го не бу­дет не­воз­мож­но­го для вас…» (Мф. 17, 20).
2. О ма­ло­ве­рии в при­сут­ст­вии Са­мо­го Бо­га сви­де­тель­ст­во­ва­ла и ес­те­ст­вен­ная для че­ло­ве­ка бо­язнь при­род­ных сти­хий, ко­гда в лод­ке при силь­ном вол­не­нии мо­ря апо­сто­лы во­зо­пи­ли к Хри­сту: «…Гос­по­ди! спа­си нас, по­ги­ба­ем. И го­во­рит им: что вы так бо­яз­ли­вы, ма­ло­вер­ные (Мф. 8, 25-26). В Пет­ре, как стар­шем из апостолов, со­сре­до­то­чи­ва­ют­ся ис­пы­та­ния че­ло­ве­че­ской ве­ры-сво­бо­ды. И опять, сла­бость ве­ры чре­ва­та ги­бель­ны­ми по­след­ст­вия­ми: «…вый­дя из лод­ки, Пётр пошёл по во­де, что­бы по­дой­ти к Ии­су­су, но, ви­дя силь­ный ве­тер, ис­пу­гал­ся и, на­чав уто­пать, за­кри­чал: Гос­по­ди! спа­си ме­ня. Ии­сус тот­час про­стёр ру­ку, под­дер­жал его и го­во­рит ему: ма­ло­вер­ный! за­чем ты усом­нил­ся?» (Мф. 14, 29-31).
3. Ко­гда Хри­стос впря­мую за­дал уче­ни­кам Сво­им во­прос: «…за ко­го лю­ди по­чи­та­ют Ме­ня, Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го?», то вы­яс­ни­лось, что «од­ни за Ио­ан­на Кре­сти­те­ля, дру­гие за Илию, а иные за Ие­ре­мию, или за од­но­го из про­ро­ков». То­гда про­зву­чал во­прос к бли­жай­шим уче­ни­кам: «…а вы за ко­го по­чи­тае­те Ме­ня?» И толь­ко Пётр воз­вы­сил­ся до ис­тин­но­го от­ве­та: «…Ты – Хри­стос, Сын Бо­га Жи­ва­го». Вновь Хри­стос ука­зы­ва­ет уче­ни­кам, что ве­ра в Его Бо­же­ст­вен­ность – ос­но­ва (ка­мень) ис­тин­но­го ми­ро­со­зи­да­ния (Церк­ви) и ключ в Цар­ст­во Не­бес­ное: «То­гда Ии­сус ска­зал ему в от­вет: бла­жен ты, Си­мон, сын Ио­нин, по­то­му что не плоть и кровь от­кры­ли те­бе это, но Отец Мой, Су­щий на не­бе­сах; и Я го­во­рю те­бе: ты – Пётр (ка­мень), и на сем кам­не Я соз­дам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют её…» (Мф. 16, 13-18). За­тем Хри­стос от­кры­ва­ет уче­ни­кам смысл Сво­ей мис­сии на зем­ле: «…и быть уби­ту, и в тре­тий день вос­крес­нуть» (Мф. 16, 21). Та­ко­го оше­лом­ляю­ще­го от­кро­ве­ния не мог вы­дер­жать че­ло­ве­че­ский ра­зум, стрем­ле­ние опе­реть­ся на при­выч­ное зем­ное под­та­чи­ва­ло ве­ру в не­бес­ное. Вновь в Пет­ре схо­дят­ся бо­ре­ния сво­бод­ной ве­ры: «…Пётр на­чал пре­ко­сло­вить Ему…» (Мф. 16, 22). Не­ве­ро­ят­ное от­кро­ве­ние о смер­ти Бо­га и Его вос­кре­се­нии труд­но бы­ло вме­стить, но без это­го не­воз­мож­но бы­ло по­нять мис­сию Спасителя, стать Его ис­тин­ным уче­ни­ком и со­рат­ни­ком. Не­при­зна­ние Богораспятия и Боговоскресения оборачивается бо­ре­нием с Са­мим Хри­стом, и по­то­му Гос­подь «…об­ра­тив­шись, ска­зал Пет­ру: отой­ди от Ме­ня, са­та­на!..» (Мф. 16, 23). Это зна­чит: без ве­ры в бо­же­ст­вен­ность Ии­су­са Хри­ста че­ло­век ока­зы­ва­ет­ся Его про­тив­ни­ком («са­та­на» – по-ев­рей­ски «про­тив­ник»).
4. Да­же по­сле вос­кре­се­ния Гос­по­да уче­ни­ки Его про­дол­жа­ли ко­ле­бать­ся в ве­ре: «Один­на­дцать же уче­ни­ков по­шли в Га­ли­лею, на го­ру, ку­да по­ве­лел им Ии­сус, и, уви­дев Его, по­кло­ни­лись Ему, а иные усом­ни­лись» (Мф. 28, 16-17); «…но они, ус­лы­шав, что Он жив и она ви­де­ла Его, – не по­ве­ри­ли. По­сле се­го явил­ся в ином об­ра­зе двум из них на до­ро­ге, ко­гда они шли в се­ле­ние. И те, воз­вра­тив­шись, воз­вес­ти­ли про­чим; но и им не по­ве­ри­ли. На­ко­нец, явил­ся са­мим один­на­дца­ти, воз­ле­жав­шим на ве­че­ри, и уп­ре­кал их за не­ве­рие и жес­то­ко­сер­дие, что ви­дев­шим Его вос­крес­ше­го не по­ве­ри­ли» (Мк. 16, 11-14); «И по­ка­за­лись им сло­ва их пус­ты­ми, и не по­ве­ри­ли им» (Лк. 24, 11); «То­гда Он ска­зал им: о, не­смыс­лен­ные и мед­ли­тель­ные серд­цем, что­бы ве­ро­вать все­му, что пред­ска­зы­ва­ли про­ро­ки!» (Лк. 24, 25).
Один Фо­ма от­кро­вен­но вы­ра­зил тая­щее­ся во всех со­мне­ние: «…ес­ли не уви­жу на ру­ках Его ран от гвоз­дей, и не вло­жу пер­ста мое­го в ра­ны от гвоз­дей, и не вло­жу ру­ки мо­ей в реб­ра Его, не по­ве­рю» (Ин. 20, 25). Уве­ро­вав­ше­му, на­ко­нец, Фо­ме Хри­стос пре­по­да­ёт ис­ти­ну о выс­шей цен­но­сти сво­бод­ной ве­ры: «…ты по­ве­рил, по­то­му что уви­дел Ме­ня; бла­жен­ны не ви­дев­шие и уве­ро­вав­шие» (Ин. 20, 29). В этих сло­вах не толь­ко осу­ж­де­ние уче­ни­ков, быв­ших с Хри­стом на всём Его пу­ти, всё ви­дев­ших и слы­шав­ших Его от­кро­ве­ния, и с та­ким тру­дом уве­ро­вав­ших, но и ука­за­ние на пре­об­ра­жаю­щую си­лу сво­бод­ной ве­ры.
Обы­ден­ная мо­раль сво­дит­ся к бе­зыс­ход­но­му вы­во­ду: о Спа­си­те­ле мы зна­ем из уст лю­дей, Его предававших и ху­лив­ших, Еван­ге­лие по ми­ру про­по­ве­да­но людь­ми сла­бы­ми и не стой­ки­ми в ве­ре. Сла­бые лю­ди в труд­ней­ших об­стоя­тель­ст­вах не на­хо­ди­ли сил быть ря­дом с Богочеловеком, до кон­ца вве­рять­ся Ему, а тем бо­лее за­щи­щать Его и не­сти Его бре­мя.
Но одновременно с этим в них на­чи­на­ла про­яв­лять­ся не толь­ко си­ла че­ло­ве­че­ская, но и бо­же­ст­вен­ная бла­го­дать. Их не­мощ­ных сил хва­та­ло толь­ко на то, что­бы, со­мне­ва­ясь, от­сту­пая от ве­ры, пре­да­вая Хри­ста, всё же тя­нуть­ся к Не­му, не за­быть Гос­по­да и про­сить у Не­го: «Гос­по­ди! Спа­си ме­ня». Опять же, с мир­ской точ­ки зре­ния не ве­ли­ка в этом за­слу­га: не толь­ко не бы­ли му­же­ст­вен­ны, но от­сту­пи­лись, и все­го лишь ал­ка­ли. Но у Гос­по­да Свои счёты, ко­то­рые от­кры­ва­ют­ся ве­рую­ще­му серд­цу (в про­ти­во­по­лож­ность не­смыс­лен­ным и мед­ли­тель­ным серд­цем). Спаситель в бес­пре­дель­ной люб­ви к лю­дям ус­лы­шал их моль­бы, при­нял с ра­до­стью сла­бые ро­ст­ки че­ло­ве­че­ской ве­ры и про­тя­нул ру­ку по­мо­щи: Ии­сус тот­час простёр ру­ку, под­дер­жал его…
От­ны­не с яв­ле­ни­ем че­ло­ве­че­ской ве­ры вхо­дит в мир чу­до. В обык­но­вен­ных лю­дях про­яв­ля­ют­ся си­лы и дос­то­ин­ст­ва сверхъ­ес­те­ст­вен­ные. Гос­подь лю­бо­вью Сво­ей рас­то­пил ду­хов­ный хо­лод, ско­вы­ваю­щий их ду­ши, что по­зво­ли­ло рас­крыть­ся дрем­лю­щим в них си­лам и стать све­тиль­ни­ка­ми для все­го ми­ра.
С мо­мен­та яв­ле­ния Гос­по­да по­сле Вос­кре­се­ния («Ии­сус же ска­зал им вто­рич­но: мир вам! как по­слал Ме­ня Отец, так и Я по­сы­лаю вас. Ска­зав это, ду­нул, и го­во­рит им: при­ми­те Ду­ха Свя­та­го» – Ин. 20, 21-22) ду­хов­ный об­лик Его уче­ни­ков не­обык­но­вен­но воз­вы­ша­ет­ся, дос­ти­гая чу­дес­но­го пре­вра­ще­ния в Пя­ти­де­сят­ни­цу. С это­го дня Вос­кре­се­ние Гос­под­не, в ко­то­ром они не­из­мен­но со­мне­ва­лись до то­го, ста­но­вит­ся сре­до­то­чи­ем апостольской про­по­ве­ди как ос­но­вы хри­сти­ан­ской ве­ры. Те­перь ка­ж­дый из них – дей­ст­ви­тель­ный апо­стол, дей­ст­ви­тель­но ка­мень ве­ры, ни на миг не от­сту­пит­ся от Хри­ста, при­мет ра­ди Не­го все му­ки и смерть. Их апо­столь­ское сло­во о ви­ди­мом, слы­ши­мом и пе­ре­жи­том ими ря­дом с Бо­го­че­ло­ве­ком ста­но­вит­ся Бла­гой Ве­стью и не­удер­жи­мо раз­ли­ва­ет­ся по ми­ру.
Всё это по­ка­зы­ва­ет диа­лек­ти­че­ские пу­ти со­труд­ни­че­ст­ва че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды и бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тиВся­кий сво­бод­ный бла­гой че­ло­ве­че­ский им­пульс к Бо­гу все­гда при­ни­ма­ет­ся Им, по­это­му Бог на Гол­го­фе. В ка­ж­дом ак­те сво­бод­но­го об­ра­ще­ния че­ло­ве­ка к Бо­гу че­ло­ве­че­ская сво­бо­да и бла­го­дать Бо­жия сли­ян­ны. Че­ло­век сво­бо­ден в эту ми­ну­ту по­то­му, что су­ще­ст­ву­ет бла­го­дать, бла­го­дать же Бо­жия про­яв­ля­ет­ся в ми­ре в ка­ж­дый дан­ный мо­мент че­рез акт че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды. С мо­мен­та про­яв­ле­ния в че­ло­ве­ке сво­бод­ной ве­ры мож­но го­во­рить, что на не­го нис­хо­дит бла­го­дать Бо­жия: «По ве­ре ва­шей да будет вам» (Мф. 9.29).
Чем дерз­но­вен­нее че­ло­ве­че­ская сво­бо­дная вера, тем на­пол­нен­нее она Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тью: «Если будете иметь веру и не усомнитесь…  все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 21). По­это­му всё ис­тин­но чу­дес­ное в ми­ре со­вер­ше­но че­ло­ве­ком сво­бод­но и в ве­ре: чудо, свя­тость, ге­ни­аль­ность, твор­че­ские пло­ды пре­крас­но­го, ис­тин­но­го, доб­ро­го… Не­сво­бод­ный че­ло­век бес­по­мо­щен и по­ра­бо­щён мир­ски­ми си­ла­ми, он вне бла­го­да­ти. Пер­вое дви­же­ние че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды вы­ра­жа­ет­ся в ве­ре, на­де­ж­де и люб­ви, ко­то­рые яв­ля­ют­ся пол­ным про­яв­ле­ни­ем сво­бо­ды и суть са­моё сво­бо­да. В ак­те ве­ры, люб­ви и на­де­ж­ды сво­бо­да че­ло­ве­ка и бла­го­дать Бо­жия взаи­мо­сли­ян­ны.
Про­мыс­ли­тель­но и из­бра­ние апо­сто­лов Хри­стом. Апо­сто­лы – обык­но­вен­ные лю­ди, ни­чем не за­слу­жив­шие су­гу­бо­го Божи­е­го вни­ма­ния. В их ли­це Бог сни­зо­шёл до са­мых сла­бых, греш­ных, обез­до­лен­ных, роб­ких. В ха­рак­те­рах апо­сто­лов яв­лен ши­ро­кий спектр обык­но­вен­ных че­ло­ве­че­ских дос­то­инств и сла­бо­стей. В этом ука­за­ние на то, что бла­го­вес­тие Ии­су­са Хри­ста об­ра­ще­но ко всем лю­дям, что воз­мож­ны раз­лич­ные пу­ти к бла­го­да­ти. В ре­зуль­та­те все апо­сто­лы, кро­ме од­но­го, при­ня­ли бла­го­вес­тие Бо­го­че­ло­ве­ка, что по­ка­зы­ва­ет вме­сти­мость про­мыс­ла Бо­жие­го че­ло­ве­че­ской при­ро­дой, по­тен­ци­аль­ную от­кры­тость че­ло­ве­ка бла­го­да­ти Бо­жи­ей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий