Путь к спасению каждый проходит совместно
с Богом, это процесс богочеловеческий. Человек без Божией помощи
немощен и не способен на истинный выбор и благие поступки. Но Божия
благодать (свойство и сила Божия, которыми совершается
спасение падшего человека) вопреки воле человека не спасает его.
Как говорили святые отцы, Бог употребляет все средства к спасению
человека, кроме тех, которые нарушают его свободу. На пути спасения «человеческая
воля сотрудничает с благодатью Божией» (Эразм Роттердамский).
Бог на Кресте Своём и с высоты Голгофы обращается с помощью к каждому
стенающему и страждущему, любовный взор Бога выделяет всякую живую
душу. От человека зависит – принять или не принять Божию помощь. Бог
своё совершил, остаётся человеку исполнить своё. От человека же требуется
свободное обращение к Богу, которое услышано в зародыше и всегда
принимается Богом.
Судьба человека в конечном итоге определяется
его свободным решением. В акте свободы таинственно сочленены Божественная
и человеческая воля: благодатная воля Божия проявляется
через человеческую свободу. Благодать – это внутреннее действие
Бога в человеке, проявление в нём Божественной силы и мудрости,
поскольку человек свободно самоопределяется к Богу, свободным
творческим актом вскрывает в себе источник божественной силы. Благодатью
и через свободу человек есть то, что он есть в своей истине, в них
источник всего, что он совершает благого. Сущность человека
определяется благодатью-свободой. Благодать Божия – это начало
динамичное и преображающее, это источник созидающих действий, это
дар Божий, содержащий все другие. Но что, как не свобода, всё в себе содержит? В
свободе – полнота добра. Свобода человека есть призыв Бога к
сотворчеству и благодать Божия является в мир как голос человеческой
свободы. «То, что называется благодатью, действует внутри
человеческой свободы на её просветление» (Н.А. Бердяев).
Утверждает свободу человека и откровение
Священного Писания, которое есть продукт богочеловеческого сотворчества,
– той степени благодати, которую вмещает человек. Откровение
– это призыв Бога к человеку принять творческую духовную миссию.
Призыв и, одновременно, дарование человеку благодатной силы ответить
на него. Библейские образы на глубине своей и, прежде всего – символы
метафизических процессов, отношений различных сторон Божественной
природы, Бога и человека, Бога и мира.
Яркий пример диалектического взаимодействия
свободы человека и благодати Божией – история апостольства. Все ближайшие
ученики Христа, все апостолы в критические минуты забывали
Христа, отступали от Него или предавали.
1. В Гефсимании, в момент величайших
душевных мук Христос просил апостолов остаться с Ним и бодрствовать: «Тогда
говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте
со Мною» (Мф. 26, 38). Но, погружённые в мирскую суетность и дремоту, все
остались глухи к страданиям и скорбям Богочеловека. Трижды
с горечью приходилось Иисусу пробуждать Своих учеников: «И
приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: так ли
не могли вы один час бодрствовать со Мною?.. И, придя, находит их опять
спящими; ибо у них глаза отяжелели… Тогда приходит к ученикам Своим
и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и
Сын Человеческий предаётся в руки грешников» (Мф. 26, 40.
43. 45).
2. Когда пришли брать Иисуса Христа,
кончилось тем, что «все ученики, оставив Его, бежали…» (Мф.
26, 56).
3. Пётр три раза отрекался от Христа: «Но
он отрёкся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь… И он опять
отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека… Тогда он начал клясться
и божиться, что не знает Сего Человека» (Мф. 26, 70. 72. 74).
4. Савл – будущий апостол Павел – был
жестоким гонителем христиан и хулителем Самого Христа.
5. Эта цепь непризнаний и отступничества только
завершается предательством Иуды – одного из ближайших, избранных
учеников Господа.
Что всё это значит с обыденной точки
зрения? Апостолы погрузились в мирскую дремотность (полусон,
полусознанье) в тот момент, когда Спаситель наиболее нуждался в их поддержке.
Среди ближайших учеников Христа не нашлось в решительный
момент ни одного верного (все бежали).
Старший из Его учеников – Пётр всенародно трижды отрёкся от Него, и потому,
строго говоря, как и Иуда, является предателем. Будущий пламенный
проповедник христианства Савл, во всём, что зависело только от
его человеческой воли, был противником Христа. Эта череда
отступничества ближайших учеников Христа исходила из слабой, можно
сказать, неуверенной веры в Его Божество, и главное –
в Его крестную миссию на земле.
Все чудеса Христос совершал, говоря: «…веруете
ли, что Я могу это сделать?..по вере вашей да будет вам» (Мф.
9, 28-29); «…как ты веровал, да будет тебе» (Мф.
8, 13). Напротив, когда Христос стал проповедовать в отечестве
Своём, то знавшие Его с малолетства способны были только дивиться
Его проповеди, не внемля ей, и потому Он «не совершил там многих
чудес по неверию их» (Мф. 13, 58). Этим Христос свидетельствовал,
что человеческая свободная вера в Его Божественность является
необходимым условием нисхождения божественной благодати.
И не только необходимым, но вполне достаточным условием
помощи Божией, о чём свидетельствует случай с Хананеянкой, которой
вначале было отказано по законам падшей природы: «…Я послан
только к погибшим овцам дома Израилева… нехорошо взять хлеб у детей
и бросить псам» (Мф. 15, 24-26). Но вера этой женщины пробила в
природной законосообразности путь к сердцу Господа: «…велика вера твоя;
да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15, 28).
Христос не только свидетельствовал
перед учениками о Своей Божественности, но непосредственно в них
вложил частицу Божественного могущества: «…дал
им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую
болезнь и всякую немощь» (Мф. 10, 1). Но все дары Божии не могли
укрепить веру учеников без их свободного волеизъявления.
Слабая их вера при первом испытании таяла:
1. Когда ученики не могли реализовать
свой чудесный дар, Христос прямо указал: «…по неверию вашему…» И
вновь воззвал к сердцу и разуму учеников: «…если вы будете
иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди
отсюда туда”, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного
для вас…» (Мф. 17, 20).
2. О маловерии в присутствии Самого
Бога свидетельствовала и естественная для человека боязнь природных
стихий, когда в лодке при сильном волнении моря апостолы возопили к
Христу: «…Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что
вы так боязливы, маловерные?» (Мф.
8, 25-26). В Петре, как старшем из апостолов, сосредоточиваются испытания
человеческой веры-свободы. И опять, слабость веры чревата гибельными
последствиями: «…выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти
к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав
утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку,
поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?»
(Мф. 14, 29-31).
3. Когда Христос впрямую задал ученикам
Своим вопрос: «…за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?»,
то выяснилось, что «одни за Иоанна Крестителя, другие за
Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Тогда прозвучал
вопрос к ближайшим ученикам: «…а вы за кого почитаете Меня?» И
только Пётр возвысился до истинного ответа: «…Ты – Христос,
Сын Бога Живаго». Вновь Христос указывает ученикам, что вера
в Его Божественность – основа (камень) истинного миросозидания
(Церкви) и ключ в Царство Небесное: «Тогда Иисус сказал ему в
ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли
тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты –
Пётр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою,
и врата ада не одолеют её…» (Мф. 16, 13-18). Затем Христос открывает
ученикам смысл Своей миссии на земле: «…и быть убиту, и в третий
день воскреснуть» (Мф. 16, 21). Такого ошеломляющего откровения
не мог выдержать человеческий разум, стремление опереться на привычное
земное подтачивало веру в небесное. Вновь в Петре сходятся борения
свободной веры: «…Пётр начал прекословить Ему…» (Мф. 16,
22). Невероятное откровение о смерти Бога и Его воскресении трудно
было вместить, но без этого невозможно было понять миссию Спасителя,
стать Его истинным учеником и соратником. Непризнание
Богораспятия и Боговоскресения оборачивается борением с Самим Христом, и потому
Господь «…обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана!..» (Мф.
16, 23). Это значит: без веры в божественность Иисуса Христа человек
оказывается Его противником («сатана» – по-еврейски «противник»).
4. Даже после воскресения Господа
ученики Его продолжали колебаться в вере: «Одиннадцать же
учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев
Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28,
16-17); «…но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.
После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в
селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал
их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не
поверили» (Мк. 16, 11-14); «И показались им слова их пустыми,
и не поверили им» (Лк. 24, 11); «Тогда Он
сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать
всему, что предсказывали пророки!» (Лк. 24, 25).
Один Фома откровенно выразил таящееся
во всех сомнение: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и
не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра
Его, не поверю» (Ин. 20, 25). Уверовавшему, наконец,
Фоме Христос преподаёт истину о высшей ценности свободной веры: «…ты поверил,
потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.
20, 29). В этих словах не только осуждение учеников, бывших с Христом
на всём Его пути, всё видевших и слышавших Его откровения, и с таким трудом
уверовавших, но и указание на преображающую силу свободной
веры.
Обыденная мораль сводится к безысходному
выводу: о Спасителе мы знаем из уст людей, Его предававших и хуливших,
Евангелие по миру проповедано людьми слабыми и не стойкими в вере.
Слабые люди в труднейших обстоятельствах не находили сил быть рядом
с Богочеловеком, до конца вверяться Ему, а тем более защищать Его и нести
Его бремя.
Но одновременно с этим в них начинала
проявляться не только сила человеческая, но и божественная
благодать. Их немощных сил хватало только на то,
чтобы, сомневаясь, отступая от веры, предавая Христа, всё же тянуться
к Нему, не забыть Господа и просить у Него: «Господи! Спаси
меня». Опять же, с мирской точки зрения не велика в этом заслуга:
не только не были мужественны, но отступились, и всего лишь алкали.
Но у Господа Свои счёты, которые открываются верующему сердцу
(в противоположность несмысленным и медлительным сердцем).
Спаситель в беспредельной любви к людям услышал их мольбы, принял с радостью
слабые ростки человеческой веры и протянул руку помощи: Иисус
тотчас простёр руку, поддержал его…
Отныне с явлением человеческой
веры входит в мир чудо. В обыкновенных людях проявляются силы и
достоинства сверхъестественные. Господь любовью Своей растопил
духовный холод, сковывающий их души, что позволило раскрыться дремлющим
в них силам и стать светильниками для всего мира.
С момента явления Господа после Воскресения
(«Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я
посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго» –
Ин. 20, 21-22) духовный облик Его учеников необыкновенно возвышается,
достигая чудесного превращения в Пятидесятницу. С этого дня Воскресение
Господне, в котором они неизменно сомневались до того, становится
средоточием апостольской проповеди как основы христианской веры.
Теперь каждый из них – действительный апостол, действительно камень
веры, ни на миг не отступится от Христа, примет ради Него все муки
и смерть. Их апостольское слово о видимом, слышимом и пережитом ими
рядом с Богочеловеком становится Благой Вестью и неудержимо разливается
по миру.
Всё это показывает диалектические
пути сотрудничества человеческой свободы и божественной благодати. Всякий свободный
благой человеческий импульс к Богу всегда принимается
Им, поэтому Бог на Голгофе. В каждом акте свободного обращения
человека к Богу человеческая свобода и благодать Божия слиянны.
Человек свободен в эту минуту потому, что существует благодать,
благодать же Божия проявляется в мире в каждый данный момент через
акт человеческой свободы. С момента проявления в человеке свободной
веры можно говорить, что на него нисходит благодать Божия: «По
вере вашей да будет вам»
(Мф. 9.29).
Чем дерзновеннее человеческая свободная
вера, тем наполненнее она Божественной благодатью: «Если будете иметь веру и не усомнитесь… все, чего ни попросите в молитве с верою,
получите» (Мф. 21, 21). Поэтому всё истинно чудесное в мире
совершено человеком свободно и в вере: чудо, святость, гениальность,
творческие плоды прекрасного, истинного, доброго… Несвободный человек
беспомощен и порабощён мирскими силами, он вне благодати. Первое движение
человеческой свободы выражается в вере, надежде и любви, которые
являются полным проявлением свободы и суть самоё свобода. В акте
веры, любви и надежды свобода человека и благодать Божия взаимослиянны.
Промыслительно и избрание апостолов
Христом. Апостолы – обыкновенные люди, ничем не заслужившие сугубого
Божиего внимания. В их лице Бог снизошёл до самых слабых, грешных,
обездоленных, робких. В характерах апостолов явлен широкий спектр
обыкновенных человеческих достоинств и слабостей. В этом указание
на то, что благовестие Иисуса Христа обращено ко всем людям,
что возможны различные пути к благодати. В результате все апостолы,
кроме одного, приняли благовестие Богочеловека, что показывает
вместимость промысла Божиего человеческой природой, потенциальную
открытость человека благодати Божией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий