В христианском богословии
и философии, как правило, отрицалась возможность перевоплощения
душ. В то же время в индуизме, буддизме, пифагореизме, орфизме,
стоицизме, каббале, теософии и антропософии смысл и значение перевоплощения
чрезмерно преувеличивался.
В некоторых культурах
утверждалось, что перевоплощение является неизбежным, всеобщим
и отрицательным явлением: перевоплощение
проходят все души, но назначение жизни в том, чтобы освободиться из
плена воплощений.
В индуизме и буддизме все
без исключения существа подвержены круговороту
душ (сансара), но человек должен
выйти из дурной череды перевоплощений в нирвану – буквально прекращение
(в брахманизме – приобщение индивидуального
духа к абсолюту, Брахману, в буддизме
– непостижимое состояние блаженства, в котором окончательно
устраняются все факторы индивидуального бытия).
В древнегреческой культуре человек призывался освободиться
из тела-темницы либо в священном безумии
(пифагореизм), либо в вакхическом экстазе (орфизм), либо в духовной аскезе (платонизм).
Посвящение в чистую жизнь заключалось
в том, что душа должна вырваться из
круга рождений и вздохнуть от бедствий; спасение души – в избавлении
от новых рождений.
В теософии и антропософии
перевоплощение наделялось положительным
значением, перевоплощение является единственно возможным
путём и этапами восхождения человеческой души в чистую духовность. Но в данном случае произошло недоразумение:
идея переселения душ была заимствована в индийской религиозности
и неверно интерпретирована. Она была наделена положительным
смыслом потому, что «лишь западное
сознание, когда оно соприкоснулось с этим учением, могло – в силу аксиоматической ценности для
него жизни – впасть в заблуждение,
приняв учение о переселении душ за благую весть о своеобразном бессмертии,
о большей полноте жизни» (С.Л. Франк).
Во всех этих традициях
концепция переселения душ оказывается
самодовлеющей, она захватывает представления о бытии в целом и
диктует подход к другим проблемам. В индуизме, буддизме, пифагореизме
этот вопрос связан с учением о вечном
повторении мировой жизни (колесо
бытия или вечное возвращение). В данном случае отсутствует представление
о финальной цели бытия. Для индуиста жизнь является только мукой и
страданием, которые не устраняются и смертью, но увековечиваются
новыми рождениями. В буддизме человеческая душа как самодостаточное
единство объявляется иллюзией.
Душа – ни что иное, как совокупность, пучок
желаний, жизненных страстей и слепой похоти к жизни. Спасение и
заключается в том, чтобы избавиться от иллюзии единства и субстанциальности души, распылить её
в слиянии с Атманом или выходом
в нирвану.
По существу, разрушается
единство личности, отрицается её свобода и в теософии, и в антропософии,
где человек представляется временным сочленением разнообразных
космических стихий. Во всех этих учениях отрицается субстанциальность индивидуальных душ, а также
высшее назначение их воплощённого бытия. Нет здесь и места Единому Богу
Творцу, или же образ Его замутнён и умалён.
Поэтому в христианской
теологии и возобладало принципиальное отрицание идеи перевоплощения
душ. С точки зрения креационизма[1] во
время зачатия человеческого тела особым актом Божественной воли
творится из ничего соответствующая ему душа. Но этот подход по существу
является отказом решать проблему.
Идея перевоплощения
отрицалась в христианстве во имя сохранения
образа Личного Бога Творца, во имя утверждения субстанциальности,
единства, неповторимости и свободы личности вопреки расщепляющему
потоку космических и исторических стихий, во имя утверждения безусловной
ценности земной жизни, как арены спасения души. Эта защитная реакция заставляла отвергать
саму проблему перевоплощения, так как известные формы её решения
были связаны с враждебными христианству представлениями. Исторически
такой подход был оправдан, но здесь христианская мысль не избежала
крайностей и ошибок.
Всякое мировоззрение
на ранних этапах стремится укрепить свои основы, остерегаясь всего,
что грозит их размыть. Кроме того, борьба раннего христианства с
представлениями о переселении душ может отражать тот факт, что с приходом
христианства реально уменьшилась опасность впадения в круг перевоплощений,
так как Новозаветное Благовестие[2] раскрывало
перед человеком новые возможности в пределах одной жизни выполнить
собственное назначение. Соответственно, ослабление влияния христианства
ведёт, очевидно, к увеличению числа душ, отказывающихся от выполнения
собственного предназначения в пределах земной жизни, и, как следствие,
к возрастанию популярности концепций переселения душ.
Таким образом, все
известные попытки решения этой проблемы сводились к двум крайностям:
либо утверждалась всеобщность и неотвратимость перевоплощения,
либо возможность перевоплощения полностью отрицалась. Но эта актуальная
проблема требует целостного рассмотрения, которое возможно только
в христианском мировоззрении.
Хотя мы ограничены
пределами земной жизни и не имеем достоверного знания о послесмертной
судьбе человеческой души, некоторые свидетельства, древние культуры,
обычаи, верования дают определённый материал для обобщений. Древние
сказания несут некоторое свидетельство, зашифрованное знание, а
не сказки забитых дикарей. Многие открывшиеся факты находят объяснение
только в контексте идеи перевоплощения: способность говорить на исчезнувших
языках, вполне достоверные видения
современниками древних городов, воспоминания о былых эпохах.
Христианское Откровение
в принципе не отрицает возможности таких форм существования души,
которые не умаляют её субстанциальности и неповторимости, не разрушают
связи с Единым Богом Творцом, не отрицают ценности земной жизни. Дух
Евангелия несовместим с неизбежностью
перевоплощений, и карма[3], как непреодолимый
рок, несовместима с искуплением
– освобождением от греха и зла. Но Евангельская истина в
принципе не исключает возможности неоднократных попыток воплощения.
Судьба души в каждом воплощении определяется не роковым итогом
предшествующих жизней, а милующей благодатью Божией и самотворчеством
личности.
С этой позиции невозможен метемпсихоз, то есть переселение душ из одного тела в
другие и чередование различных душ в одном теле. Но допустимы перевоплощения,
как метаморфозы
души, странствующей в мировой материи. Душа, сохраняя своё тождество,
может менять свой телесный облик, который отражает степень и характер
погружения её в материю мира. Плоть «протекает» через человеческое
существо и в течение одной жизни. Субстанциальный
облик личности, единый для всех возрастов человека, определяет
форму его тела. Само воплощение сущностно не связано с конкретной
плотью в пределах одной жизни, что не исключает со стороны плоти новых
воплощений души.
Время не циклично, не
совершает круговороты, оно линейно. Поэтому нет возвращения бывшего, а
существует направленная неотвратимая история. Но на историческую арену выходят
души с определённой цикличностью и временной дискретностью. Таким образом,
человек и во времени линейном, историческом, и во времени цикличном, круговом.
Вместе с тем, вечной душой своей человек предстает перед Богом – в вечности.
Человек призван исполнить
свою миссию в пределах одной жизни. Но Всемилостивый и Всемогущий
Бог может предоставить новую возможность для спасения душе, которая
нуждается и взыскует её. Причины выхода души из земной жизни могут
быть совершенно разнообразными. Многие души не выдерживают сопротивления
агрессивного хаоса в начальных этапах рождения и недовоплощаются
(уродства), или насильственно лишаются воплощения (аборты, чадоубийства,
смерть новорожденных от родовых травм или болезней). Это случаи, когда
душа стремилась войти в мир, но была отброшена в инобытие.
Назначение некоторых
душ может заключаться в том, чтобы, преодолев агрессию небытия, создать попыткой своего рождения новые возможности
воплощения для других. И тогда душа умершего младенца более исполнила
своё назначение, чем многие, прожившие долгий земной век. Христианская
традиция говорит, что эти души приобретают ангельский статус: после насильственно
прерванной попытки воплощения получают чисто духовную, бесплотную
миссию. Представления же о том, что души, которые не смогли воплотиться
вопреки своей воле, окончательно лишаются возможностей исполнить
человеческое назначение – не соответствуют основным христианским
истинам. Но душа оказывается виновной, если она по собственной воле
отказалась от воплощения, отступила в решающий момент.
Может быть и так, что
душа не выполнила свою жизненную миссию до конца, в то же время она совершила
достаточно, чтобы не получать нового земного воплощения, а пройти
путь искупления, участвуя в мировом преображении в инобытийных формах.
Прозрения святых и
мистиков приоткрывают завесу
смерти и свидетельствуют о разнообразии загробных путей. Представления
об аде, чистилище, рае, перевоплощениях вскрывают различные посмертные
судьбы душ. Видимо, многие души, в зависимости от индивидуального
назначения и от исполненного в жизни, могут избежать перевоплощения,
либо выйти из череды перевоплощений. Одни обретают в инобытии разнообразные состояния,
другие проходят мытарства – испытания
души после смерти, – переходят в иные сферы существования, понижаясь
или возвышаясь в бытии. Развоплощаясь и цепляясь за многообразные
животные и растительные формы плоти, душа на пути к небытию может
проходить низшие ступени жизни. Это предполагает, что при возвращении
душа должна будет пройти этот же путь, хотя он может быть преодолён и
мгновенно, ибо нет пределов творческому дерзанию человека и благодатной
силе Божией.
Но в любом случае
смерть не является «небольшим препятствием
в плавном течении души от одного воплощения к другому», как считает
антропософия. Смерть – катастрофа, так как жизнь даётся для того,
чтобы совершить выход в бессмертие,
преодолеть смерть. Цель жизни не сама жизнь, а преображение, святость и
бессмертие. Все попытки и усилия доброй воли сохраняются и приближают
мир к Жизни Будущего Века, но каждая
смерть – это поражение. Поэтому человек обязан чувствовать огромную
ответственность за отрезок времени от рождения до смерти, каждое
мгновение которого может оказаться последним и решающим. Всё существование
человека акцентируется на настоящем, судьба решается всегда сейчас и зависит от каждого поступка. Поэтому мы отвечаем
перед Богом за эту жизнь.
Душа человека в
земной жизни погружена в определённое пространство и время, она здесь и теперь. В этом смысле от неё сокрыта перспектива вечности
и бесконечности. Кругозор сознания и разума зажат мирской данностью,
ограничен и во многом определён эмпирическим существованием.
Но всё, что попадает в поле жизни, открыто нам, всё это мы можем пережить,
ко всему можем прикоснуться, во всё вмешаться, всё совершить и завершить.
Душа же, вышедшая
из жизни, открывается вечности и бесконечности. Её земной опыт входит
в транссознательное – сознание
души в вечности, и душе открывается перспектива истории – от её начала
до свершившегося. Войдя в духовные миры, душа получает духовное зрение. Её видение способно погрузиться во
все пространства и времена. Но она ни в чём уже не может принять
воплощённого участия, ибо вышла из мировой плоти. Душа умершего человека
вместе с развоплощением теряет живую плотскую связь с миром.
Но за гранью жизни
душа в иных формах продолжает участвовать в судьбе вселенной. Души
умерших духовно присутствуют в этом мире, окружают нас. Но они лишены
возможностей непосредственно и натурально влиять на события, ибо материальный
мир непроницаем для их прямого воздействия.
Традиции магии,
оккультизма, спиритизма пытаются выработать приёмы контакта с душами, находящимися
вне мира сего. Но такого рода методы представляют собой магическое насилие либо злую волю,
их результаты опосредованы, периферийны. Они позволяют взаимодействовать
не с душами, а с их магической тенью – энтелехией. Призрак души не
являет саму душу, но только её энтелехию. Истинная связь живущих с душами
умерших – чисто духовная: в молитве, мистическом озарении, духовном
созерцании, в любви, пронзающей пласты бытия. Это может происходить как
при сознательном духовном усилии, так и неосознанно (во сне, например),
либо помимо воли человека (чудесные явления).
Души во всех формах
загробного существования принимают участие в космическом преображении
через инобытийные реальности. Трудно говорить о видах этого участия,
ибо мы погружены в океан жизни и со дна его, через толщу существования
пытаемся разглядеть небесный свод чистой духовности. Всё прикрыто
от нас мирской средой и апокалиптическими[4] бурями на границе
двух миров, а потому видится смутно и искаженно («Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» – 1 Кор.
13.12). Многое от нас в пределах этой жизни скрыто совершенно.
Но очевидно, что души
умерших связаны с тем, что происходит здесь. Они совершают нечто там, что глубинно сказывается на
результатах здесь и что оказывает
важнейшее влияние на наши судьбы. Там души мучаются не только собственными
состояниями, но и страданиями нашего мира. Их небесное сострадание,
моление за нас, предстояние и заступничество перед Богом, непосредственное
борение с духами небытия, –
всё это влияет на всекосмическую судьбу.
И живущие продолжают
принимать участие в загробных судьбах. Молитва об усопших в христианстве
предполагает существование реальных форм участия в послесмертных
странствиях души. Арена мирового преображения здесь, но и там происходит
нечто, отражающееся на соотношении сил и на итогах борения за преображение
бытия.
Существуют ли души
собственно животных или животные являются только этапами воплощения
человеческой души? Отношение человека к животному миру сложно.
Мифология и народные сказания в этой теме повествуют о глубинной
связи животного мира с человеческим. Библия говорит о том, что душа
животного создаётся Творцом совместно с человеком: человек, по книге
Бытия, призван именованием каждой твари вызвать в бытие определённый
её образ. Тотемизм указывает на
животное как на прародителя.
Всё это свидетельствует
о том, что человек на пути обретения
собственного телесного облика оставил позади сонм живых существ,
которые, как и мир в целом, являются ступенями и следами человеческого
воплощения. Души животных, как энтелехии
этапов и форм человеческого воплощения, существуют далее сами
по себе.
Таким образом, человек,
созидая собственно человеческое тело, оставил позади себя сложную
цепь космической эволюции, в которую включён и животный ряд. Природный
мир – снятые плотские ризы человека – сущностью своей близок и сокровенно
связан с миром человеческим. Природный космос служит человеку в преображении
бытия. Мы обязаны оберегать и охранять природу не только как среду обитания, без которой погибнем,
но и как сферу самоценных энтелехий,
как собственную плоть.
Мнение Декарта, что
животное есть автомат, оскорбляет
человеческое достоинство так же, как заявление Ламметри, что человек – это машина. Бессмысленно и безнравственно утверждение,
что самоотверженность, которую проявляют домашние животные по отношению
к человеку – только следствие механистичности их поведения. Многие
могут вспомнить пример удивительной привязанности животных к человеку.
Домашние животные способны «заражаться» человеческими качествами.
Некоторые животные, очевидно, частью понимают речь, воспринимают
состояния человека без слов. Но при всей родственности, которую люди
ощущают с животными, их мир для человека остаётся таинственным, загадочным.
Печальный взгляд животного иногда пугает человека своей осмысленностью
и немотой, что отражает драматическое переплетение судеб людей и
животных.
Животные вызывают
у человека, прежде всего, чувства жалости и страха. Жалость объясняется
не только тем, что животные – по преимуществу существа страдающие,
как души, погружённые в низшие сферы сущего, но и тем, что душа, обитающая
в теле животного, принципиально расщеплена, является осколком
человеческого воплощения. В форме животного вечная духовная монада
вступила, но ещё не вошла вполне в плоть мира, за пределами животной
плоти остаётся то, что создаётся и приуготовляется к дальнейшему воплощению.
В животный мир могут погружаться вторичные свойства и качества вечной
человеческой души. Кроме того, уже возвысившаяся в собственно человеческое
существование душа может отпадать в низшие, животные состояния.
Жалость вызывает стенающая развоплотившаяся душа человека в низменных
для неё формах, присутствующая в мире только своей энтелехией. И страх внушает
не всегда осознаваемая, но реальная для человеческой души угроза
небытия, развоплощения, исходящая от животного мира.
Животное может быть
плотской формой малой части человеческой души, которой она погружена
в космос. Какие-то души в странствиях по мировой материи могут воплотиться
в определённый момент в облике животного существа. Животное оказывается
обиталищем ниспавшей и страдающей человеческой энтелехии, вечная
душа которой в результате собственного греха или внешнего насилия вытеснена из
мироздания. Все традиции, признающие перевоплощение человека в другие
существа, оценивают подобное превращение как падение, понижение
уровня бытия.
Джайнизм,
например, видит в каждом животном падшую человеческую душу, поэтому
главной задачей жизни становится не причинение зла животному. Даже
дышать и пить – греховно, так как в воздухе и воде могут оказаться живые
существа, невидимые глазом, в которых обитают человеческие души.
Подобные представления завораживают и порабощают человека. Другие
индийские школы оценивают перевоплощение как величайшее несчастье.
Буддизм является практической
наукой избегания перевоплощения. При этом выход в нирвану, то есть полный отказ от бытия предпочтительнее существованию
в облике животного.
Итак, человек
сознаёт недовоплощённость животного, сознаёт возможность собственной
метаморфозы как падение, и потому ощущает страх и зависимость от
открывшейся тайны. Без истинных духовных ориентиров механизм перевоплощений
может поработить человека. Загипнотизированность
темой перевоплощения, погружение в энтелехийный, магический
план мирового сущего и полная зависимость от него создаёт возможность
магии, колдовства как насильственной метаморфозы души. Слабость
духовного импульса может обречь душу «застрять» в облике животного.
Вечная душа призвана противостоять внешней детерминированности
и космическому хаосу кристаллизацией личностного начала. Мы призваны
преодолеть подпольные, тёмные пласты материи и выйти к свету как существа
богоподобные, духовные, свободные, любящие, милосердные, благодатные.
Всё мироздание есть лестница, создаваемая человеческими
душами на пути восхождения к преображенному бытию. Все предметы и существа в космосе – это плотские
ризы души, из которых она выросла, которые она оставила, вдохнув в
них ту или иную частицу жизни. Сложный поток воплощений включает в себя
и неудавшиеся попытки, и пробные, тупиковые пути. С появлением в
мире человека в собственном облике всё многообразие существ, как
пройденное, остаётся позади. Человек как создатель является ответственным
охранителем природного космоса. Теперь воплощение вечных личных
духов в природные формы плоти является падением.
Но сложный процесс
творческой эволюции допускает возможность параллельного совершенствования
некоторых душ и в низших формах плоти. Поэтому в животном может быть
и недовоплотившаяся, отпадшая по своей вине душа, а может быть и
находящаяся на пути к высшему воплощению. Но могут быть животные,
оставленные вечной личной душой, и живущие, движимые их энтелехией.
Могут ли быть перевоплощения
в новый человеческий облик? Основные христианские истины не исключают
возможность этого, но не в тех натуралистических формах, которые
описываются нехристианскими традициями. Перевоплощения переживает
не некая иллюзия в разных людях,
но вечная духовная монада. Один и тот же вечный индивидуальный дух способен
неоднократно погрузиться в мировую плоть в облике человека. В таком
случае это не различные люди, ничем не связанные в истории, а формы мирского существования единой
вечной души, метафизический центр которой в вечности. Когда люди
что-то смутно припоминают из прошлых эпох, то не чужие жизни, а этапы
своей космической судьбы.
Таким образом, вполне
реальны некоторые из форм перевоплощения, которые описываются известными
традициями, но с иным смыслом и значением. Нехристианская мысль описывала
и утверждала безблагодатные, порабощённые состояния душ. Смысл нашего существования в преодолении
низших этапов, в использовании их на пути к преображенному бытию
свободных личностей в соборном единении с Личным Богом.
[1] Креационизм
(от лат. creare – создавать, учение о
сотворении) – в патристике и схоластике утверждение,
что в результате зачатия возникает только тело, душа же создаётся Богом из
ничего в момент зачатия и соединяется с телом.
[2] Благовестие – возвещение о
спасении человеческого рода через воплощение Сына Божия.
[3] Карма (санскр.) - труд, сумма добрых
и злых деяний жизни, которая автоматически и закономерно создаёт
предпосылки для нового существования.
[4] Апокалипсис - в данном случае - катастрофический
конец мироздания, мука смерти бытия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий