Космос как плоть человека
Во многих антропогонических
мифах сохранилось представление о том, что душа человека до принятия
плоти уже обладает предысторией, судьбой. Очевидно, это воспоминания
о странствиях человеческих душ в
космическом хаосе, становящимся материей миротворения. В результате
творческого упорядочивания
хаоса материя постепенно обретает формы живой плоти.
Плоть – это
материя, принявшая духовное начало. Дух запечатлевается в материи
и она становится его плотью. «Иррациональное
и случайное в формировании существ, особенно органических, связанное
с необходимым, доказывает, что в этой области действовала не одна
лишь геометрическая необходимость, что здесь играли роль и свобода,
дух» (Ф. Шеллинг). Душа человека
подымает на себе весь строй космоса. Природный порядок и гармония
– следы человеческого воплощения, ступени творческого обуздания меонических
стихий.
Во всех антропогонических
мифах в различных формах утверждается единство космической и человеческой плоти. Так, например,
в ряде мифологий создание вселенной объясняется смертью антропоморфного
существа. Это смутные представления о том, что мироздание своё начало
имеет в нисхождении Первочеловека
из вечности неба в смертоносную
временность земли («В начале сотворил Бог небо и землю» –
Быт. 1.1), что рождение мира – в
добровольной смерти Бога и Человека, в распятии Богочеловека. В
скандинавских мифах плоть погибшего Первочеловека становится основой
вселенной: тело – землей, кости – горами, череп – небом,
кровь – морем. В иранских, ведийских,
древнерусских мифах каждой части человеческого тела соответствует
определённая сфера вселенной. Мироздание же, в свою очередь, рассматривается
как огромный человеческий организм: скалы
– это кости, почва – внутренности желудка, красные глины –
кровь. Во многих мифологических
традициях одинаковыми словами обозначаются части человеческого
тела и части ландшафта. Очевидно, подобные представления отражают
тот факт, что нисходящий с небес в мир Первочеловек потенциально содержал
в себе иерархию первообразов существ и предметов («И нарек человек имена всем скотам и птицам
небесным и всем зверям полевым» – Быт. 2.20). Душа мира есть дух человечества, а космос – плоть его, и потому человеческая
душа – средоточие будущего космического порядка. Мир в целом есть арена и материя человеческого
воплощения, космическая эволюция представляет собой этапы созидания
духовным первообразом человека собственного телесного облика.
Космические, природные
процессы – это история прорастания
человеческого духа в мировой материи. Человек призван объять
собою всю мировую материю, а вселенная должна стать его плотью. Человек
с Богом творит космос, природу, животный мир. Он, как творческий соратник
Бога, наделён способностью творить живое мироздание и живых в нём существ.
Природа по сути сокровенно близка человеку потому, что она представляет
собой его живую плоть – одухотворенную материю, несущую в себе следы
и искру духовной жизни:
«Не
то, что мните вы, природа –
Не
слепок, не бездушный лик.
В
ней есть душа, в ней есть свобода,
В
ней есть любовь, в ней есть язык».
(Ф.И. Тютчев)
Природа жива не сама
по себе и из себя, а в силу духовного присутствия в ней оживляющего
богочеловеческого начала.
Мир в целом и в своих частях является живым созданием Вечноживущего Творца. Образец
мироустройства «являет собой вечно
живое существо… Ведь Бог, пожелавши возможно более уподобить мир
прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов,
устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные
ему по природе живые существа в Себе Самом» (Платон «Тимей»).
Познание космоса
как живого организма и природы как одухотворенной плоти требует и
соответствующих живых и персоналистических
способов познания. Но европейский разум в этом вопросе продолжил
не платоновскую традицию. В этой связи необходимо остановиться на научно-техническом
отношении к космосу и природе, поскольку современная наука узурпировала
создание и толкование картины мира.
Космическая плоть – человеческое
тело
Войдя в мир вечные души объемлют всё мироздание и направляют
его к преобразовательной цели. Различные мифологические традиции
описывают создание человека из самых разнообразных материалов:
костяка животных, орехов, дерева, глины, земли. Это говорит о том,
что человеческие души пронизывают космическую плоть, оживляя её и
внося в неё смысл. Все мировые тела возникают в результате творческой
активности духовных монад. Души,
прорастая в плоти из хаоса, из состояний смутных и нерасчлененных – к
ясным и многообразным, подымают с собой мировую материю, которая
выстраивается в космическую плоть.
Очевидно, воплощение
индивидуальных душ и соборных душ племён и народов проходит различными
космическими путями, пересекающимися либо не сходящимися, дополняющими
друг друга либо противоборствующими, в итоге складывающимися в единый мирообразовательный поток. Естественное
происхождение человека, то есть формы обретения им собственного
телесного облика могут быть разнообразны. Многообразие антропогонических
мифов отражают тот факт, что различным народам открыты те или иные стороны
единого антропогонического процесса,
мифы повествуют о путях душ народов к собственным телам.
Одни народности душ более погружались
в хаос, другие менее, уходили в различные сферы мировой материи и
создавали разнообразные облики космической плоти. Одни сообщества душ оставляли за собой
космические образования и тела,
другие – те или иные формы флоры,
третьи прорастали к собственному облику более через формы фауны. Поэтому их мифологическая
память прикреплена к тем или иным сферам, всякая народность ощущает
свою родственность с определёнными явлениями природы или животными.
Это особенно заметно на тех этапах, когда человек ещё не выделял себя
вполне из природного лона, не обособился в своей духовной сущности.
Представления антропогонических
мифов о том, что все существа, животные, предметы, явления и даже
вселенная происходят из частей тела Первочеловека,
являются смутными воспоминаниями о процессе прохождения душами людей созидающего ряда,
называемого космической эволюцией. Космогенез – следы и отражение
антропогенеза. Эволюция вселенной оказывается формой воплощения
человеческой души. Космос в целом
представляет собой плоть человека. Наиболее высокие формы жизни
– это этапы приуготовления собственно человеческого тела.
Животный мир, как и
всё в мире, является представительством человеческой души. Через неживую
материю вечные души сообща приготовляют путь воплощения. В образе индивидуального
живого существа каждая душа отрабатывает в материи определённые функции,
приготовляет плотские формы, необходимые для последующего воплощения в
человеческом облике. Животное может быть ступенью в восходящем воплощении, но
может оказаться и фиксированным этапом ниспадения души. Восхождение-воплощение
– это персонификация в формах мировой материи. Развоплощение же – это выход из
мировой плоти, потеря своего назначения в ней, отпадение в менее
персонифицированные состояния.
«Мир и есть человек, вселенная и есть его тело, и
слово человека – надо же, наконец, это постигнуть раз навсегда
– не есть пустая болтовня, но слово
самого мира, созданного Божиим словом, и хранящим в себе это слово,
и открывающим его человеку» (прот. Сергий Булгаков). Таким раскрывающим
смысл мирового развития словом и оказывается древний миф.
Иногда в антропогонических
мифах рассматривается происхождение отдельных органов человека
ранее создания его самого. Этому по сути не противоречат современные
научные представления: тело человека, как наиболее высокоорганизованного
существа, заключает в себе функции и содержит органы, которые на
низших ступенях биологической эволюции представлены отдельными
особями. Некоторые простейшие организмы существуют как бы для того,
чтобы разработать определённую функцию, которая затем совершенствуется
в плоти более высокоорганизованных существ и, наконец, включается
составной частью в организм человека.
«Таковы, с одной стороны, некоторые внутренностные
черви, всё тело которых есть ни что иное, как мешок самого элементарного
строения, заключающий в себе одни только половые органы, напротив
весьма развитые. С другой стороны, червеобразные личинки насекомых
(гусеницы и т.п.) суть только как бы один воплощённый инстинкт питания
во всей его ненасытности… Основной червь, у насекомых прикрытый снаружи,
вбирается внутрь у позвоночных животных: их чрево есть тот же червь,
не только в этимологическом, но и в зоогеническом смысле» (Вл.С. Соловьев).
Весь природный мир
являет собой иерархию способов раскрытия
в космической плоти человеческих первообразов, ступени человеческого
воплощения на магистральной дороге, либо обходные или тупиковые
пути. Богом создаются первообразы всех существ как голые потенции воплощения
человеческого духа, имеющие возможность бытия, но не само бытие. Этим Творец
намечает этапы, которые душа должна будет пройти на пути преображения
плоти. Человек же, по книге Бытия, наименованием вызывает животных
к бытию, наделяя их специфической сущностью и ролью. Душа человека
принимает предоставленную Богом возможность и создаёт очередную форму
плоти, чтобы, усовершенствовав её, использовать как ступень для перехода
к более высоким формам. Этапы этого формообразования складываются
в путь построения душой человека собственной телесности. Этот процесс
во времени и есть эволюция животного мира.
Об изначальной связи
души человека с животным миром говорят тотемические представления, утверждающие наличие родственных
человеческому роду или племени видов животных, растений, явлений
природы, неодушевленных предметов. Согласно этим мифам человек когда-то
не отличался от животных. Очевидно, существовал период, когда мир
был уже населён животными, человеческие же души, верша события, сами
оставались «за кулисами» земной плоти. Всё более усложняющееся животное
царство являлось представительством личных душ в мире, и в то же время
путём, на котором окончательно созидался собственно человеческий
облик.
Долгие века Господь совместно с человеком совершенствовал
животное, которое должно было стать вместилищем человеческой души
и обрести адекватный её облик.
Представления о тотеме –
определённом животном, которое воспринималось племенем как родственное,
как прародитель в прошлом и покровитель в настоящем – говорят о том,
что различные сообщества душ проживали разные судьбы в животной
плоти. Очевидно, всё многообразие животного царства внутренне охвачено
путями воплощения человеческих душ.
Не человек произошел от обезьяны, а обезьяна произошла от человека
– сформировалась на позднейших путях души человека к собственному
телесному облику. Это не исключает того, что человек мог развиваться –
воплощаться и через обезьяноподобное животное.
На пути обретения собственного тела человек
создал и оставил позади себя сложный животный мир. В то же время, в диалектике мирового воплощения
были срывы и отклонения. Какие-то животные появились на свет в результате
некоего регресса – движения назад в динамике
человеческого воплощения. Может быть, о такого рода явлениях
напоминают мифы бушменов о том, что обезьяны бабуины некогда были
людьми, но затем превращены в обезьян за какую-то провинность. По мифам
других африканских народов шимпанзе – древний народ, ушедший в лес.
Действительно, некоторые виды обезьян производят впечатление не
столько недовоплотившихся людей, сколько существ, утерявших более
высокую форму существования, не с недоразвитыми, а с замутнёнными
человеческими чертами.
Древние мифы повествуют
и о том, что многие человекоподобные существа теряют человеческий
облик, который сохраняется только у людей. Очевидно, здесь зафиксирована
память о том, что все вошедшие в мировой хаос души проходили этап умаления
и замутнения изначального духовного облика. При этом некоторые
из них настолько погрязли в хаосе, что не смогли подняться до человеческого
облика. Собственно человеком оказывается тот, кто через потерю
находит, через умаление возвышается, через уход возвращается к
полноте собственного облика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий