вторник, 5 октября 2021 г.

ПРОБУЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ДУХА (основной ресурс преобразований) 2000 год

 Сейчас властям соблазнительно продолжать успешную в последнее время тактику: перманентные сговоры элит навязываются обществу информационными технологиями. Благодаря этому можно пробалансировать какое-то время, но подобный подход не предоставляет никаких возможностей прорыва к процветанию России. Новая стратегия власти диктует новую тактику. Задачи, стоящие перед страной, требуют общенационального напряжения, что невозможно без консолидации элит и общества. Но духовно мобилизовать страну может только национальный идеал. К кому может быть адресован мобилизующий призыв?

Прежде всего, необходимо признать очевидные истины, которые цензурируются псевдо-либеральным сознанием. Возрождение российской государственности зависит от самоопределения русского народа. Ибо русских в России абсолютное большинство и русский народ является государствообразующим, – он создавал свою государственность во имя самосохранения. Невиданные в мировой истории суровые климатические и геополитические условия (при которых не выживал ни один народ) требовали сверхнапряжения, диктовали низкий прибавочный продукт, большую часть которого приходилось отчуждать для средств государственной защиты. Именно этим, прежде всего, объясняются многие своеобразия российской истории. При этом русский народ-государствообразователь создал многонациональное государство, не уничтожив, не поработив и не крестив насильственно ни одного народа. Эти беспрецедентные в мировой истории факты говорят о своеобразии русского национального характера и о совпадении жизненного интереса русского народа и народов Российской Империи.

Таким образом, раскрепощение творческой воли русского народа является необходимым условием российского возрождения. При этом принадлежность к русском народу давно уже определяется не только этнически, но цивилизационно. Русский – всякий человек, для которого русский язык является родным, языком самосознания. Русские по природе своей не способны к ксенофобии и подавлению других национальностей. Отсюда понятна злонамеренность обвинений в «русском шовинизме», «русском империализме», беспочвенность опасений националистических войн и развала страны при национальном русском пробуждении.

Решение многих наших проблем содержится в разгадке следующего исторического парадокса. В России на 3% мирового населения приходится 13% территории, 24% интеллектуальных и 41% природных ресурсов планеты. При этом у нас богатейшая тысячелетняя культура, исторически динамичный, талантливый, трудолюбивый и долготерпеливый народ (без чего невозможна колонизация самых больших и суровейших пространств). Почему при таких ресурсах мы беднее всех цивилизованных стран мира? Многое можно объяснить объективно заданным низким прибавочным продуктом и необходимостью чрезмерных затрат производительных сил на государственное самосохранение. Вместе с тем, в России были периоды процветания. Основные причины провала XX века в том, что правящий слой попирает базовые ценности русской цивилизации, не считается со своеобразием национального характера.

В историческом строительстве русский народ проявлял долготерпение и выживаемость в суровых условиях, умение приспосабливаться, формируя себя, а не разрушая окружающий мир. Сила духа и необходимость самосохранения воспитали такие качества, как самоограничение, аскетизм, терпимость к другим. Русские тяготеют к поиску смысла жизни и страдают от утраты священного, от бессмысленности существования. Русская культура мало ориентирована на материальные блага, поэтому не было распространено накопительство, стремление к обогащению любой ценой. В общественном мнении достоинства человека оценивались больше по внутренним качествам, а не материальному положению. Русский народ не способен вдохновиться материалистическими интересами, но мог проявить чудеса творчества и героизма во имя высоких идеалов, указывающих смысл жизни. Ради спасения Родины, защиты веры и основных жизненных ценностей народ способен на сверхмобилизацию и на сверхусилия. Не материальные стимулы, а духовный порыв национального гения созидал великие достижения России. Безмерные жизненные устремления русского человека подвигали его к освоению необозримых земных просторов. Русскому народу свойственна сверхмобилизация в экстремальных и демобилизация в обыкновенных ситуациях, что диктовалось изнурительной борьбой за самосохранение в нестабильных условиях. При отсутствии вдохновляющего идеала народ увядал. Насаждению властями враждебного образа жизни он сопротивлялся пассивностью, безучастием, или даже вымиранием, проявляя творческий динамизм только на узких направлениях, приближённых к его жизненному интересу. Отсюда понятно, насколько спасителен для русского народа органичный национальный идеал, пробуждающий веру в историческую миссию России.

Ныне мы переживаем процесс восстановления духовной конституции народа. При выздоровлении закономерны новые воспаления, провалы памяти, впадения в бредовые состояния. Причём процессы выздоровления и рецидивы болезни могут проявляться в одном и том же субъекте. Ещё не появились лидеры, которые олицетворяли бы полноту исторической памяти, национального самосознания и государственной воли. Большинство политиков невежественны в тысячелетней истории России, не укоренены в русской культуре, их сознание фрагментарно, память коротка, государственная воля атрофирована, поэтому их действия мотивированы эгоистическими инстинктами в конъюнктуре политической борьбы. Без понимания природы российской цивилизации руководящий слой не способен на адекватные действия. Этим объясняются многие наши бедствия. Ответственные лица не могут принять ответственных решений не только из-за непрофессионализма, самолеты падают, дома проваливаются и взрываются не только по техническим причинам, в позоре чеченской кампании 1996 года виновна не армия, всё это - симптомы поражения национального духа. Основная причина всех нестроений на нашей земле в отсутствии национальной воли, воодушевления национальной идеей – того, что придаёт смысл жизни и мобилизует к созиданию.

В течение последнего десятилетия формируется новое поколение, свободное от идеологических рецидивов. Кристаллизуется державное сознание и в среде политиков, которые всё больше понимают, что шкурные амбиции и борьба всех против всех чреваты общей катастрофой. Та же обездоленная армия, те же генералы, которые потерпели поражение в 1996 году, сегодня одерживают победу только потому, что проявились признаки государственной воли, пробуждается патриотическое жизнеощущение. Высшее руководство начинает принимать на себя ответственность, – и многое вдруг начинает складываться. Идёт процесс национального возрождения элиты. В жестких условиях уголовного и чиновничьего рэкета в мелком и среднем бизнесе формируется класс деловых людей, обладающих профессионализмом эффективных собственников и зачатками гражданского и патриотического сознания. Исход зависит от того, успеют ли восстановиться здоровые ткани национального организма до того, как он будет разрушен окончательно, или когда воссоединить его смогут только радикальные силы и средства. В этих условиях власть обязана выдвинуть программу обновления общества.

Каковы ресурсы для национального пробуждения? В начале нового тысячелетия у России не остаётся шансов на будущее, кроме одного – стать страной духовного возрождения. Век болезни духа должен смениться веком духовного очищения. Только возрождение национального духа мобилизует исторический динамизм народа, что позволит обнаружить неординарные выходы и востребовать неисчислимые ресурсы России. У нас есть все шансы оказаться в XXI веке на взлете: природные ресурсы, высокий уровень общей культуры, как технической, так и гуманитарной, потребительская скромность, талантливость и трудолюбие народа, уникальный опыт и мощный потенциал тысячелетней Русской, Российской и Советской цивилизаций, неповторимые культурные, научные и государственные традиции, великий опыт страдания, долготерпения и, вместе с тем, невиданных свершений, к которым мы готовы и сегодня. Осознание славного прошлого - залог достойного будущего. Знаменитая русская духовность – это важнейшая доминанта созидательного общества, практически игнорируемая на Западе.

Мы должны и сможем войти в XXI век не в арьергарде мирового сообщества, а в авангарде нового мироустройства. Новое тысячелетие – новая Россия и новая цивилизация. Нам предстоит не догонять индустриальное и постиндустриальное общество, а задать человечеству новую мировоззренческую ориентацию. Это поистине глобальный проект, гораздо более чем все планетарные притязания, но русская национальная идея всегда была универсальной. Россия способна не плестись в хвосте цивилизации потребления, а обозначить горизонты цивилизации духа, созидания, материального самоограничения и культурного творчества, научного поиска и информационного обмена, доминирования новейших технологий. Только аскетическая переориентация духа человечества открывает возможность избежать всемирной катастрофы либо соблазнов утопического техногенного будущего, расширяет горизонты выживания человечества. Наше великое историческое достояние обязывает не раболепствовать перед пошлой потребительской цивилизацией, освободиться от агрессивного технологического подхода к миру, возродить традиционно русское отношение к мирозданию как к живому организму, а не бездушному механизму. Русский человек бе­ре­жно относился к при­ро­де, от­крыт её кра­со­те и та­ин­ст­вен­но­сти, для него это не холодная натура, а то, что близко и родственно – при роде. Ха­рак­тер хо­зяй­ст­во­ва­ния в России не был хищ­ни­че­ским, по­требительским, не пе­ре­ма­лы­вал при­род­ные ре­сур­сы. На пороге глобальных техногенных катастроф и экологического самоубийства человечества православный космизм и учение о ноосфере Вернадского задают мировоззренческое основание для нового – благотворного отношения к природе.

Нам многое придётся делать с самого начала. Это тяжело, но в этом и новый шанс. Мы лишены балласта сложившихся предрассудков, инерции гибельных технологий, потребительского общества, уничтожающего жизненные ресурсы человечества – всего безблагодатного груза индустриальных держав. Наша история наделяет уникальным духовным опытом, который обязывает нас к трагическому оптимизму.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий