четверг, 1 августа 2019 г.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ 2



Непредвзятый читатель обратит внимание на то, что в моих книгах многие общеизвестные понятия обогащаются новыми смыслом и содержанием.
БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ – Свойство и сила Божии, дарованные человеку и направленные на его спасение, вопреки воле человека не спасают его. Благодать обновляет душу, просветляет разум, она есть «обновление ума» (Рим. 12,2). Ча­ша бла­го­да­ти пpотянута Бо­гом ка­ж­до­му и все­гда, ибо pаспятие Бо­га за все гpехи всех людей – это непосpедственное нис­хо­ж­де­ние бла­го­да­ти ко всем, и в этом мире толь­ко от во­ли людей за­ви­сит, ис­пить ли её. бла­го­дат­ная во­ля Бо­жия про­яв­ля­ет­ся че­рез че­ло­ве­че­скую сво­бо­ду. Бла­го­дать – это внут­рен­нее дей­ст­вие Бо­га в че­ло­ве­ке, про­яв­ле­ние в нём Бо­же­ст­вен­ной си­лы и муд­ро­сти, по­сколь­ку че­ло­век сво­бод­но са­мо­оп­ре­де­ля­ет­ся к Бо­гу, сво­бод­ным твор­че­ским ак­том вскры­ва­ет в се­бе ис­точ­ник бо­же­ст­вен­ной си­лы. Бла­го­да­тью и че­рез сво­бо­ду че­ло­век есть то, что он есть в сво­ей ис­ти­не, в них ис­точ­ник все­го, что он со­вер­ша­ет бла­го­го. Сущ­ность че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет­ся бла­го­да­тью-сво­бо­дой. Бла­го­дать Бо­жия – это на­ча­ло динамичное и пре­об­ра­жаю­щее, это ис­точ­ник со­зи­даю­щих дей­ст­вий, это дар Бо­жий, со­дер­жа­щий все дру­гие. Бла­го­дать Бо­жия яв­ля­ет­ся в мир как го­лос че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды«То, что на­зы­ва­ет­ся бла­го­да­тью, дей­ст­ву­ет внут­ри че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды на её про­свет­ле­ние» (Н.А. Бер­дя­ев). Че­ло­ве­че­ская сво­бод­ная ве­ра в Бо­же­ст­вен­ность Спасителя яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем нис­хо­ж­де­ния Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти. И не толь­ко не­об­хо­ди­мым, но впол­не дос­та­точ­ным ус­ло­ви­ем по­мо­щи Бо­жи­ей, о чём сви­де­тель­ст­ву­ет слу­чай с Ха­на­не­ян­кой, ко­то­рой вна­ча­ле бы­ло от­ка­за­но по законам падшей при­ро­ды. В ка­ж­дом ак­те сво­бод­но­го об­ра­ще­ния че­ло­ве­ка к Бо­гу че­ло­ве­че­ская сво­бо­да и бла­го­дать Бо­жия сли­ян­ны. Че­ло­век сво­бо­ден в эту ми­ну­ту по­то­му, что су­ще­ст­ву­ет бла­го­дать, бла­го­дать же Бо­жия про­яв­ля­ет­ся в ми­ре в ка­ж­дый дан­ный мо­мент че­рез акт че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды. С мо­мен­та про­яв­ле­ния в че­ло­ве­ке сво­бод­ной ве­ры мож­но го­во­рить, что на не­го нис­хо­дит бла­го­дать Бо­жия: «По ве­ре ва­шей да будет вам» (Мф. 9.29). Чем дерз­но­вен­нее че­ло­ве­че­ская сво­бо­дная вера, тем на­пол­нен­нее она Бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­тью: «Если будете иметь веру и не усомнитесь…  все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 21). В ак­те ве­ры, люб­ви и на­де­ж­ды сво­бо­да че­ло­ве­ка и бла­го­дать Бо­жия взаи­мо­сли­ян­ны.

БОГОСЛОВИЕ – Постижение природы Божества. В христианстве это богословие Триипостасного Бога, богословие Богочеловека – Бога личного, Бога воплотившегося в человеке, Бога распятого, Бога воскресшего в полноте преображённой плоти. Таковое богословие возможно вполне только под сенью Креста Христова. Богословие отражает высшую ступень лествицы восхождения человека и мира к Богу: в природе – восстание человеческого духа из мрака хаоса и воплощение; в истории – очищение человеческого духа, персонализация и устремление личности к своему божественному источнику; богопознание как форма самосознания разумного человеческого существа. Богословие формулирует «ключи» ко всем низшим ступеням познания, вплоть до сопромата и деталей машин. «В ны­неш­ний лу­ка­вый и суд­ный день бо­го­сло­вие вновь ста­но­вит­ся ка­ким-то “об­щим де­лом”, ста­но­вит­ся все­об­щим и ка­фо­ли­че­ским призваниемВновь открывается бо­го­слов­ская эпо­ха на­ше вpемя вновь призвано к бо­го­сло­вию… “Не плоть, но дух растлился в на­ши дни, и че­ло­век от­ча­ян­но тос­ку­ет”… Имен­но по­то­му, что мы уже во­вле­че­ны в эту апо­ка­лип­си­че­скую борьбу, мы и призываемся к бо­го­сло­вию» (прот. Георгий Флоровский).

БЫТИЕ – вектор преображения, сама преображающая сила, это динамика Божиего творчества, процесс преображения ветхой земли в Новую Землю и Новое Небо. Поэтому бытие – становящаяся, преобразующаяся реальность, это непрерывная творческая динамика, средоточие жизни, жить – значит бытийствовать, бытие есть динамика духа. Бытийствует мир в целом. Бытие есть воплощение и преображение. Бытие есть усилие добра и путь к благу, акты добра являются вехами утверждения бытия, небытие же тождественно злу (сатана – дух небытия). Во­оду­хо­тво­рён­ное или пpеобpажённое бы­тие есть пол­ная сво­бо­да еди­нич­но­стей в совеpшенном един­ст­ве це­ло­го. Бытие человека, начиная с его создания Творцом и до окончания времён есть непрекращающееся крестонесение. Бытие – это состояние, свойство, предикат, непосредственный субъект бытия – богочеловеческое творческое начало мироздания. Это начало бытия и есть само сущее, которое предшествует бытию по сути. Вне Бо­га нет бы­тия. Всё, что есть, име­ет бы­тие в Бо­ге. Но да­же это всё – не есть сущ­ность Бо­га.
ВЕРА – Всецелое обращение к Богу, свободное принятие благодатных даров Божиих. В вере мы открываемся благодати – силе Божией, направленной на спасение человека. В вере благодать обновляет душу, просветляет разум, она есть «обновление ума» (Рим. 12, 2). К вере можно прийти различными путями, в том числе и через разум. Всякая борьба разума с Откровением закрывает источник самого разума. Только вера может вести нас к свету Истины: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 2). Вера наделяет надеждой и одаряет любовью, по­это­му из веч­но­сти: «Теперь пребывают сии три: вера, на­де­ж­да, лю­бовь; но лю­бовь из них боль­ше» (1 Кор. 13, 13).
ВЕЧНОСТЬ – Не бесконечное движение времени, но и не остановка времени. В отличие от вечности довременной, добытийной, вечность Нового Бытия – это преображённое время. Временной эон вносит нечто новое в вечность, и вечность становится иной. В будущую вечность, в вечность по окончанию времён войдёт преображённое время. Время созидающее, время дарующее – останется в вечности. В ней не будет времени разлучающего, разрушающего, смертоносного. Полнота благого прошлого войдёт в вечность. Вся радость и истина бытия настоящего уже присутствует в вечности. В вечности останутся и неограниченные творческие возможности будущего. Вечность, которую мы всыскуем в своих лучших чаяниях и которую созидаем праведной волей в своей жизни, - эта вечность не может быть закоснелой бесконечной остановкой в определённом, даже наиблагом состоянии. В вечности будет сохранена созидательная сторона времени, возможность творческой новизны. Вечность – это вечное настоящее, не потерявшее праведных заслуг прошлого, вмещающее в себя полноту бытия и открытое новым возможностям любви, добра, красоты, открытое преображённому будущему. Лю­бовь и есть веч­ное в нас, – то, что на­ми вно­сит­ся в веч­ность, и то, чем мы мо­жем что-ли­бо вне­сти в веч­ность. В вере, надежде и любви ду­ша че­ло­ве­ка вос­хо­дит к сво­им кор­ням в веч­но­сти, к Бо­жие­му пре­сто­лу.
ВОЛЯ«Естественная сила, стремящаяся к тому, что сообразно с природой, сила, охватывающая все существенные свойства природы» (преп. Максим Исповедник). Воля-хотение – это равнодействующая природных, космических, исторических, родовых сил в индивидууме. Космические и исторические (социума) силы складываются в волю природную и волю историческую. Эта воля стихийна, не ориентирована на добро или зло. В ней и слепое тяготение к добру, и стихии рока, фатума, необходимости, косности, случайности. Это часть общей природы, «зачерпнутая» индивидуальностью и стремящаяся слиться с природой. Воля природы и социума в индивидууме сопротивляется индивидуации-персонификации.
ВОПЛОЩЕНИЕ – Вхождение вечной человеческой души в хаос мирской временности, принятие небесной душой земной плоти. Воплощение каждой души начинается с первых мгновений космической истории. Все души на пути обретения собственного человеческой плоти проходят разнообразные пути и формы воплощения. Собственно миросозидание – формирование звёзд, планет, флоры и фауны – является результатом воплощения вечных индивидуальных духов. Человек появляется на планете Земля в собственном облике, приготовив для этого весь космос и себя. Место и время воплощения каждой души являются результатом творческого диалога души с Творцом, в котором душа принимает бремя творческой космической миссии. Таким образом, и рождение, рост человеческого существа, и развитие культуры, цивилизации – по сути есть процесс вхождения в мир человеческого духа, результат погружения вечных душ в плоть. Последовательность и упорядоченность процесса воплощения определяется взаимодействием свободы духа и фатума природы. По мере воплощения, с одной стороны, возрастает объём принятой плоти, с другой – повышается степень одухотворения плоти.
ВРЕМЯ – Необратимое движение всего в мире сем из прошлого, через настоящее в будущее, ибо без движения и изменения нет жизни. Но без постоянства и покоя нет смысла. Преображённое бытие есть диалектическое единство движения и покоя – живое бытие. Вне времени невозможно творческое приращение и преображение, выход из времени означает выход из жизни. Человеческое творчество теургично, оно создаёт не образы праха, а то, что из времени входит в вечность. Время – условие изменения, роста, жизни, остановка времени означает смерть. Бывают периоды жизни и целые эпохи безвременья, когда приостанавливается вхождение в мир творческой преображающей новизны. Время само по себе загадочно, но разгадка времени – во вневременном. Прошлое – не позади, а внутри настоящего. Это истинное отношение к прошлому в настоящем во всей полноте реализуется в вечности. В мире сем время господствует над человеком и пространство ограничивает наши возможности. В вечности человек будет господином времени и не будет ограничен пространством.
ВСЕВЕДЕНИЕ БОЖИЕ – Ничем не ограничено, но не ограничивает свободу человека и не предопределяет его творческий акт. Бог создаёт Новое Бытие совместно с человеком, и творческая новизна является новизной и для Бога, ибо является реальным творчеством. Это не умаляет Божиего достоинства и могущества, поскольку всё, совершённое Богом совместно с человеком и человеком совместно с Богом, не может умалить Творца. То, что ещё не со­тво­ре­но – не ве­до­мо да­же Бо­гу, – в этом при­ро­да твор­че­ст­ва, ус­та­нов­лен­ная Самим Твор­цом. Бог действительно властен совершить всё, в том числе и то, что не вмещается в категории человеческого ума.

Комментариев нет:

Отправить комментарий