среда, 10 июля 2019 г.

БРЕМЯ СВОБОДЫ. 6. Все­ве­де­ние Бо­жие и свобода человека



Бо­гу от­кры­ты все воз­мож­но­сти и че­ло­ве­че­ские по­тен­ции. Он ви­дит всю цепь ак­ту­аль­но­стей про­шло­го и на­стоя­ще­го, зна­ет сферу че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды: её пу­ти и за­клю­чен­ные в ней воз­мож­но­сти. Это и есть все­ве­де­ние Бо­жие. Но этим по­сту­пок че­ло­ве­ка не пре­до­пре­де­ля­ет­ся и сво­бо­да его не от­ме­ня­ет­ся. Бог ве­да­ет всё и тво­рит, че­ло­ве­ку от­кры­то толь­ко час­тич­но и он со­тво­рит Бо­гу. Но то, что ещё не на­ро­ди­лось из не­бы­тия в бы­тие, то, что ещё не со­тво­ре­но – не ве­до­мо да­же Бо­гу, – в этом при­ро­да твор­че­ст­ва, ус­та­нов­лен­ная Самим Твор­цом. Бог ви­дит путь че­ло­ве­ка и его на­прав­лен­ность, но к кон­цу это­го пу­ти и че­ло­век, и Бог ещё толь­ко при­дут.
Бо­гу, на­хо­дя­ще­му­ся вне вре­ме­ни, от­кры­ты не­по­сред­ст­вен­ным со­зер­ца­ни­ем все пер­спек­ти­вы вре­ме­ни: про­шлое, на­стоя­щее и бу­ду­щее. Но са­мо бу­ду­щее двой­ст­вен­но. По­сколь­ку бу­ду­щее есть, в нём уже не­что есть, то есть бу­дет не­что, уже оп­ре­де­лив­шее­ся. По­тен­ци­аль­но в бу­ду­щем уже при­сут­ст­ву­ет то, что ак­туа­ли­зи­ро­ва­но в про­шлом, на­стоя­щем и во вне­вре­мен­ном. Это бу­дет и в бу­ду­щем в сво­ей бу­ду­щей фор­ме, а не про­шед­шей или на­стоя­щей. Ис­то­ри­че­ски не рас­кры­тые фор­мы бы­тия уже ве­до­мы Бо­гу.
Бу­ду­щее определённо в той сте­пе­ни, в ко­то­рой про­шлое и на­стоя­щее уже про­рва­лись в бу­ду­щее. Всё из про­шло­го и на­стоя­ще­го уже по­тен­ци­аль­но при­сут­ст­ву­ет в бу­ду­щем. Но в бу­ду­щем нет то­го, че­го ещё не бы­ло, в нём нет бу­ду­ще­го. В бу­ду­щем явит­ся то, че­го ещё нет в прин­ци­пе и что ещё долж­но со­вер­шить­ся. Твор­че­ский акт создаёт дей­ст­ви­тель­ную но­виз­ну – то, че­го ещё не бы­ло ни в на­стоя­щем, ни во вне­вре­мен­ном. Это ещё ни­что и по­столь­ку оно не вхо­дит во всёВсе-ве­де­ние Бо­га ох­ва­ты­ва­ет всё, но не ни­что, ина­че оно бы­ло бы ни­что-ве­де­ни­ем, то есть не-ве­де­ни­ем. Все­ве­де­ние зна­ет всё, что есть и мо­жет быть как су­щее – лю­бую воз­мож­ность, но то, че­го ещё нет – не от­но­сит­ся к все­ве­де­нию. По от­но­ше­нию к не­реа­ли­зо­ван­но­му ак­ту сво­бо­ды сам во­прос о пред­ви­де­нии аб­сур­ден, как мож­но спро­сить: что есть то, че­го нет?
Итак, все­ве­де­ние Бо­жие ни­чем не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся, но оно же не ог­ра­ни­чи­ва­ет сво­бо­ду че­ло­ве­ка и не пре­до­пре­де­ля­ет его твор­че­ский акт. Бог тво­рит со­вме­ст­но с че­ло­ве­ком, твор­че­ская но­виз­на яв­ля­ет­ся и для Бо­га ре­аль­ным твор­че­ст­вом и дей­ст­ви­тель­ной но­виз­ной. Это ни­чуть не умаляет Бо­жие­го дос­то­ин­ст­ва, по­сколь­ку, что бы Бог ни со­вер­шил, ни­что Его ума­лить не мо­жет. Но со­вер­шить Он вла­стен дей­ст­ви­тель­но всё, и то, что не вме­ща­ет­ся в ка­те­го­рии че­ло­ве­че­ско­го ума. Че­ло­ве­ку должно вни­мать, ве­рить и упо­вать, а не класть рационалистические гра­ни­цы Божи­е­му дей­ст­вию. Гол­го­фа то­же ало­гич­на, умо­не­по­сти­гае­ма (бе­зу­мие для ума), но это не­пре­лож­ный факт, и че­ло­ве­ку, что­бы вме­стить его, остаётся толь­ко ка­че­ст­вен­но пре­об­ра­зить свой ум.
Все­ве­де­ние Бо­жие в том, что Бог во всех жиз­нен­ных стран­ст­ви­ях все­гда с че­ло­ве­ком. Бо­го­ос­тав­лен­ность – это ре­зуль­тат раз­ры­ва че­ло­ве­ка с Бо­гом, но Бог все­гда с че­ло­ве­ком, бли­зок к не­му, всё о нём зна­ет и об­ра­щён с по­мо­щью, ко­то­рая да­ру­ет­ся по пер­во­му зо­ву че­ло­ве­ка. Все­ве­де­ние Бо­га – это все­ве­де­ние близ­ко­го и лю­бя­ще­го Лич­но­го Бо­га, а не рав­но­душ­но­го вер­ши­те­ля су­деб или жес­то­ко­го вла­сти­те­ля. Нам в глу­би­не сво­его су­ще­ст­ва не­об­хо­ди­мо су­ще­ст­во­ва­ние пред­ви­де­ния Бо­жия, как Корм­че­го ми­ра и Про­мыс­ли­те­ля, Ко­то­рый мо­жет обод­рить нас в несчастии и ода­рить при на­ших мо­лит­вах чем-то сверх ес­те­ст­вен­ной ре­аль­но­сти. Но нам так­же не­об­хо­ди­ма и сво­бо­да, не ума­ляе­мая ни­чем, да­же пред­ви­де­ни­ем. Нам не­об­хо­ди­мо и то и дру­гое вме­сте в прин­ци­пе бы­тия, но в ка­ж­дый дан­ный мо­мент мы ну­ж­да­ем­ся ре­аль­но в чём-то од­ном, лишь бы дру­гое со­хра­ня­лось в пол­ном объ­ёме как по­тен­ция.
Ко­гда нам не­об­хо­ди­мо не­по­сред­ст­вен­но пред­ви­де­ние, то мы до­вер­чи­во воз­вра­ща­ем часть сво­ей сво­бо­ды в ру­ки Бо­га, а ко­гда нуж­на сво­бо­да, то пред­ви­де­ние Бо­жие реа­ли­зу­ет­ся в твор­че­ском сво­бод­ном ак­те. В то же вре­мя мы хо­тим и ча­ем, что и сво­бо­да и пред­ви­де­ние не по­тер­пят от это­го ущер­ба, а воз­рас­тут. От­но­ше­ние пред­ви­де­ния Бо­жия и сво­бо­ды че­ло­ве­ка та­ко­во, что обес­пе­чи­ва­ет за­щи­ту на­шей сво­бо­ды, на­шей сла­бо­сти и на­ше­го дос­то­ин­ст­ва. И пред на­ми в ка­ж­дый дан­ный мо­мент пред­сто­ит то, че­го мы глу­бин­но и пра­вед­но хо­тим.

1 комментарий:

  1. День добрый! Просмотрев Ваше основательное философское осмысление понятия "Бремя свободы.6.Всеведение Божие и свобода человека." не встретила ни одной ссылки на Священное Писание. Озадачена.

    ОтветитьУдалить