понедельник, 14 марта 2016 г.

Национальный образ России

В начале XXI века решается, чем будет увенчано столетие российских революций: Россия выйдет обновленной из огненных испытаний или перестанет существовать. Современные дискуссии о путях страны ограничены политикой и экономикой, в лучшем случае экологией и демографией. Остаются вне внимания духовные проблемы, которые не решались в России на протяжении XX века. Речь идёт о духовном и нравственном состоянии общества, национальном характере и сознании, психологии народа, исторической памяти, исторической преемственности, национальных идеалах – базовых ценностях и вековечных традициях российской цивилизации. О том, что отличает один народ от другого, что является смыслом его жизни, основой его самоидентификации и без чего народ гибнет.


Начинать обсуждение этих проблем приходится с признания прискорбных фактов: к началу XXI века  русский народ во многом утерял навык национальной спайки, выпал из лона русскости в религиозном, интеллектуальном, моральном, бытовом плане; подавлен чужеродной экономической волей; политически дезинтегрирован и отчужден от власти. Всё это ведёт к угасанию жизненной силы, вымиранию трудоспособного населения, алкоголизму и социальной деградации народа. И не потому, что он достиг дряхлого возраста или иссякли его жизненные силы, а по причине невиданных испытаний XX века. Но без возрождения государствообразующего народа невозможно существование России.

В решении этих проблем необходимо учитывать национальную специфику. На формирование характера русского народа повлияли три основных фактора: языческая природа восточнославянских племен (этнический генотип); воспитание народа Православием (духовный архетип); уникально суровые условия выживания, которые требовали культивирования определённых качеств (исторический архетип). Генезис русского народа определялся не этнической, а религиозной, культурной доминантой, поэтому русские объединили множество племен и народов.

Русский народ формировался на основе общности религии, государства и культуры (языка). Православие было духовной основой всех сфер жизни, на основе Православия сложились государственность и культура. Известная формула графа Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» отражает этот непреложный исторический факт. Каждый национально-государственный организм имеет свою духовную конституцию, определяющую его сущность и позволяющую ему самоидентифицироваться. Уваровская формулировка обозначает основные сферы национальной самоидентификации: 1) как народ осознаёт свою связь с Высшей Реальностью, с Богом, – религиозность, или дух народа; 2) как народ понимает своё земное обустройство, свою цивилизацию и государственность, – земное тело народа; 3) в чём народ укореняет себя, видит своё родство, как народ осознаёт себя, понимает свою миссию в жизни и в истории, что выражается в разнообразных формах национальной культуры, – это душа народа. Триединую сферу национального самосознания можно именовать как «Вера. Патриотизм. Национализм». Ответы на вопросы: какова наша вера? какое государство мы строим? какую культуру и цивилизацию мы возрождаем? – это ответы на вопрос о возрождении единства национального духа, души и тела, о нашем национальном бытии.


Из глубинной религиозной веры (которая не всегда осознаётся вполне, но может проявляться в латентных формах) проистекают базовые духовные и нравственные ценности народа, сохраняющиеся в секулярном обществе. Укоренена русская национальная вера в Православии, которое аккумулирует духовные и нравственные ценности русской цивилизации. Народ жив, пока сохраняются его специфические национальные духовные и нравственные ценности, которые проявляются в явных или скрытых формах, несмотря на глобальные общественные катаклизмы.

Чувство патриотизма – любовь к своему отечеству – подвигает к строительству и сохранению своего государственного дома. Русским свойственны инстинкт государственного самосохранения, традиционные представления о форме государственной власти, которая в России всегда была единодержавной. В государственности реализуется воля нации к историческому бытию. Поэтому «самым большим пороком для государства является слабость» (А.В. Гулыга). Распад государственного тела свидетельствует о духовной и душевной деградации нации.

Чувство национализма – любовь к своему народу – связывает преемственность культурных, цивилизационных и бытовых традиций, без которых невозможны национальное самоощущение и самосознание, а значит, и существование народа как такового. Большинство русских людей объединены общим чувством любви к своим сородичам, соотечественникам, к малой и большой Родине, привязанности к своей земле, русский человек не может мыслить свою жизнь и самореализацию вне атмосферы русской культуры. Сегодня расчленённый русский народ объединяет только Русская Православная Церковь. На основе единства Православия можно восстанавливать общее культурное, цивилизационное поле и единое государство.

Нация существует до тех пор, пока проявляются её конституирующие свойства, неизменные в течение веков. Экономический уклад к ним относится частично, ибо не он определяет то, что отличает российскую цивилизацию от всех прочих. Хотя экономика может способствовать либо мешать национальному самоопределению.


В здоровом народе национальные архетипы проявляются в органичной форме, в больном искажаются вплоть до противоположности. Больная духовность – это идеократия, гипертрофированная государственная воля – это этатизм, агрессивный национализм – это шовинизм. В последнее время общество научилось понимать, что борьба с крайностями национализма не исключает, а предполагает здоровый патриотизм, борьба с тоталитаризмом не должна доходить до самоубийственного разрушения государственности. Расчленение государства и угнетение национального достоинства государствообразующего народа вызывают агрессивную самозащиту, что формирует социальную базу для экстремистских идеологий.

Своеобразное – неэтническое – формирование русского народа во многом определило его национальный характер, что сказалось в строительстве российской государственности. Без мощного централизованного государства русский народ не выжил бы в предельно суровых географических, климатических и геополитических условиях. Поэтому русские всегда относились к своему государству более сакрально, чем европейские народы. Русский много этнический народ, получивший соборное воспитание Православием, построил единственную в истории империю, где государствообразующий народ не имел преимуществ. Русский народ нёс основное бремя государственного строительства, нередко имел меньше прав, чем вошедшие в империю народы. Поэтому жизненные интересы народа-государствообразователя совпадают с жизненными интересами всех народов России. Русское национальное возрождение не несёт опасности другим народам страны и является необходимым условием их возрождения.

Для решения глобальных проблем от народа требуется сверхусилие, на которое русские люди способны в экстремальной ситуации и при наличии сверхидеала. В обыденной жизни русские, как правило, расслабляются (иначе не выдержали бы напряжения в борьбе за историческое выживание). Русский человек не способен на сверхмобилизацию ради материальных целей, но совершает чудеса героизма при защите Родины и священных для него ценностей либо при выполнении великой исторической миссии. Для русских людей важно, чтобы жизнь была пронизана высшим смыслом, который не сводится к индивидуальной корысти, а выражает духовные идеалы и ценности локальных общностей (малая Родина) и всего народа (большая Родина). Только русский писатель может так говорить о высшем смысле жизни: «Тем-то и сильна великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, к целям вековечным, к радости абсолютной. Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? А нравственные идеи только одни: все основаны на идее личного абсолютного самосовершенствования впереди, в идеале, ибо оно несёт в себе всё, все стремления, все жажды, а, стало быть, из него же исходят и все ваши гражданские идеалы. Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью “спасти животишки”? ничего не получите, кроме нравственной формулы: “Каждый за себя, а Бог за всех”» (Ф.М. Достоевский). При достижении высокой цели русские люди проявляют сопричастность общему делу, открытость, доверительность и взаимоподдержку, задушевность и взаимопонимание в личном общении. В соборном единении во имя высоких идеалов проявляются лучшие черты русского характера.


Русский народ духовно мобилизуется в пограничной ситуации, несущей угрозу существованию («пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится»). Пока немецкая армия в годы Великой Отечественной войны не дошла до Москвы, народ не был способен к полноценному сопротивлению. Но и наличие смертельной опасности, и осознание её – необходимые, но не достаточные условия для национального пробуждения. Для общенационального единения необходим волевой импульс верховной власти, способной выразить и защитить высшие национальные интересы, возвысившись над распрями в обществе и расколами между обществом и властью. «Русский долго запрягает, но быстро едет»: когда была осознана смертельная опасность и когда власть призвала народ к борьбе за спасение Отечества («братья и сестры…») – народ одержал великую победу.

Так очередной раз был явлен национальный архетип поведения – формула русской победы:
  - смертельная угроза;
  - осознание угрозы элитой и обществом;
  - формирование национального идеала;
  - призыв верховной власти к нации;
  - сверхмобилизация общества;
  - победа.

Благодаря этому русский народ выдерживал все исторические испытания и выходил из них духовно окрепшим. Великий народ сохраняется в истории, выполняя свою историческую миссию, отвечая на исторические вызовы.

Смертельная угроза российской цивилизации в настоящее время налицо. Каждый из современных общемировых кризисов способен похоронить мировую цивилизацию. Они несут опасность и России, ибо на нашей стране в усугубленной форме отзываются все общемировые проблемы.


Внешние угрозы, – мировые кризисы, угрожающие существованию России и русского народа:

- глобальный экологический кризис ведёт к техногенной перегрузке планеты, к уничтожению ресурсов биосферы с помощью технических средств, к истощению природных ресурсов;

- демографический кризис – перенаселение планеты при ограниченных мировых ресурсах. Уменьшение рождаемости в богатых и большая рождаемость в беднейших странах ведёт к огромной миграции и размыванию населения западных стран желтой и чёрной расами. Над малозаселенной российской Сибирью навис миллиардный Китай;

- в наступающих войнах за мировые ресурсы Россия оказывается лакомым куском для многих, ибо при 3% мирового населения она контролирует 13% территории и располагает около 40% природных ресурсов земного шара. Через два-три десятилетия в России будет жить 1% мирового населения, которому придётся защищать от посягательств около половины мировых запасов сырья;

- мировой экономический кризис обусловлен недостатком ресурсов планеты для обеспечения всего населения; процветанием золотого миллиарда в противостоянии нищающему большинству населения Земли; неизбежным в обозримом будущем коллапсом доминирующей в мире экономики США и крахом долларовой пирамиды;

- конфликт цивилизаций вызывает терроризм и войны с реальной опасностью распространения и употребления оружия массового поражения;

- однополярная глобализация превращает большинство стран мира в ресурс для выживания государств золотого миллиарда. Россия с огромной территорией, богатейшими природными ресурсами, высококвалифицированным неприхотливым населением оказывается для правящих субъектов глобализации полем противоборства с конкурентами за источники сырья, инструментом дипломатической борьбы и «громоотводом» мирового терроризма;

- России грозят смертельные геополитические опасности: население сопредельных государств более чем в десять раз превышает население России, а большинство окружающих государств настроено к России недружественно либо агрессивно. Три четверти границ России приходится на страны, в которых быстро растёт население и увеличивается потребность в сырьевых ресурсах.


В стране возрастают внутренние угрозы:

- увеличивается экономическое и технологическое отставание от мировых лидеров;

- увеличивается поток бедствий, аварий, техногенных катастроф из-за эрозии инфраструктуры и неэффективности государственного управления;

- в государственном управлении ещё сильно деструктивное влияние радикал-либералов;

- с другой стороны, некоторые силы пытаются укреплять государственность через этатистский застой или националистический реванш;

- ещё сильна опасность терроризма исламского фундаментализма;

- усугубляется поражение генофонда нации алкоголизмом и прогрессирующей наркоманией;

- растёт социальная напряжённость вследствие увеличивающейся пропасти между богатыми и бедными;

- в результате многих негативных факторов высока смертность населения, особенно детская смертность, низок срок жизни. Смертность в России в 2,5 раза превышает европейскую, в 1994 году пик смертности достиг 15,7%, чего не было с военных времен;

- симптомы вымирания особенно сказываются на русском государствообразующем народе: в начала девяностых годов смертность превысила рождаемость, сформировался феномен «Русского креста» – линия смертности, идущая вверх, пересекла линию рождаемости, падающую вниз;

- в результате усиливаются угрозы вытеснения русского народа с исторических территорий исламскими и китайским народами. Уже готовы концепции замены государствообразующей роли русского народа быстро растущими народами российского ислама.


Всё это несёт угрозу распада страны, превращения России в сырьевую территорию США или Китая. России навязывают роль зоны, за счёт которой снимаются противоречия между ведущими центрами силы. Вновь наступил момент глобального исторического вызова: либо нация вдохновится новой миссией в новой эпохе, либо русский народ и Россия перестанут существовать. Если армии для победы необходим боевой дух, то народ нуждается в пробуждении национального духа – того, что придаёт людям волю к жизни, к борьбе за самосохранение и к созиданию. Только порыв национальной энергии позволит преодолеть духовное и нравственное разложение общества, гражданскую апатию, падение стимулов к жизни. Это обязывает верховную власть сформулировать идеалы национального спасения и побудить общество к духовной мобилизации. Духовные идеалы могут становиться мощнейшей преобразующей силой. Русский народ обладает аскетическим характером, способен к самоограничению, в русском обществе нравственные и духовные идеалы всегда были приоритетнее материальных и прагматических. 

Виктор АКСЮЧИЦ

Картины работы Павла Викторовича Рыженко (1970 - 2014)

3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. интересом прочитал вашу статью , тем более интересно т.к. стараетесь глобально и разносторонне (даже историософски) взглянуть на процессы, проходящие сейчас в России.
    Но есть моменты, на которые хотелось бы обратить внимание:
    1. Идеократию вы определяете как больную духовность!? Хотя ИДЕОКРАТИЯ ( гр. idea идея kratos власть) - система авторитарного властвования, в котором консолидация осуществляется на основе некоего руководящего принципа, идеала или мировоззрения.
    Именно следование руководящим принципам (или православному мировоззрению) сделало русскую нацию "невосприимчивой" к материальным благам общества потребления и его ценностям. Да и сами ценности, которые Вы определяете как главный принцип сохранения нации, вырабатываются не сами по себе, а только как результат следования к определённой идеи или мировоззрения.
    И как можно, этот основополагающий принцип русской идентичности определять как болезнь?
    2. Этатизм, тоже не является духовной болезнью. Скорее его противоположность - анархия.

    ОтветитьУдалить
  3. После серии статей В.В.Аксючица, посвященных исследованию характера русского человека весьма существенным дополнением служит работа "Национальный образ России". Рассматриваемый вопрос особенно важен для русского человека, ибо духовные проблемы России фактически не решались в ХХ веке, а практически только разрушались. Тройное основание русской духовности "Православие. Самодержавие . Народность" с приходом в
    разваленную к тому времени Россию рекомендованного ей Бисмарком длительного коммунистического эксперимента после марксистской революции 1917 года было полностью разрушено "до основания". Несмотря на глубокие сложности,
    вызванные внешними и внутренними причинами, после 1991года национальный образ России с отступлением коммунизма из России получил возможность воссоздаваться снова , основываясь на триединой основе возрождаемого национального бытия России: Вера. Патриотизм. Национализм.
    Вера, основанная на Православии позволяет возродить единство национального духа. Патриотизм как любовь к своему Отечеству позволяет заботиться об обустройстве
    своего дома. Национализм проявляется в виде любви к своему народу.
    Как пишет автор,русский народ в России нес основное бремя государственного строительства, нередко имея меньше прав, чем вошедшие в империю народы.Для решения глобальных проблем для русского народа наступило время сверхмобилизации и наличия сверхидеала.В самом деле, народ должен суметь преодолеть экологический кризис, демографический кризис, выстоять в войнах за мировые ресурсы, экономический кризис, всевозможные геополитические опасности.Автор делает судьбоносный
    вывод: либо русские вдохновятся новой миссией в новой эпохе, либо русский народ и Россия перестанут существовать.Обоснованность и необходимость такого вывода
    ясно вытекают из содержания данной работы В.В.Аксючица.

    ОтветитьУдалить