Если история человека или народа – это их биография,
описывающая житейские факты: когда родился, как рос, что изучал и окончил, куда
ездил, что видел, с кем встречался, то историософия
описывает внутреннюю судьбу: кем стал и в результате чего, каков был внутренний
выбор, какой характер, чем руководствовался, к чему стремился. Ф.И. Тютчев
ставил историософские вопросы: «Что такое
Россия? Каков смысл её существования, её исторический закон? Откуда явилась
она? Куда стремится? Что выражает собою?». Поэтому историософия больше
ориентирована на постижение смысла
истории – её начал и концов, её
исходной причины и конечной цели, восходящих к Богу. Историософию интересует сущность явления в изменчивости его
временных форм. Любое временное явление обладает смыслом только
тогда, когда оно имеет начало как
смыслообразующую причину, а также конец
как смысловой итог, цель существования. Большая часть размышлений об
истории, лишена этого измерения, поэтому в лучшем случае фрагментарна, и самое
тонкое наблюдение оказывается не более чем грациозной виньеткой или остроумным
замечанием. В позитивистских исторических описаниях получается, что на каком-то
отрезке времени люди или народы переселяются, откуда-то исходят, куда-то
приходят, озабоченно стремятся с целеустремленным видом, при этом, не имея
цели. Историософский вопрос – это всегда вопрос о началополагающем акте и о
завершающем акте человечества, цивилизации, народа. Если философия истории обобщает исторический процесс как таковой,
выясняет его наиболее общие закономерности, то историософия выясняет смысл
судьбы конкретного исторического
субъекта. Историософия более индивидуалистична и персоналистична, её
интересует индивидуальная судьба народа и фактор личности в истории. Предметом философии истории является само поле
истории и её закономерности. Предметом историософии
является судьба субъекта исторического действия, жизнь исторических организмов. Поэтому в философии истории изучаются
общие рационалистические законы, а в историософии – экзистенциальные персоналистические принципы. Понятно, что для
историософского подхода, изучающего живой
субъект истории, плодотворнее платоновская философская традиция,
синтезирующая рационалистическую и художественную методологию. Историософия
ставит вопрос о смысле бытия народа,
и в первую очередь о том, чем
является народ сам по себе. Каждый народ представляет собой не случайное
сочетание индивидуумов и не хаотическую массу людей, это и не только кровное
этническое единство. Народ оказывается в той степени народом, в которой
обладает вечной соборной душой, искрой Божией, отражающей творческий замысел
Бога о народе и ответный помысел народа о себе. Этот центр самоидентификации народа содержит его земное назначение,
творческую миссию в бытии, смысл его жизни. Этим, прежде всего, один народ отличается
от других, и каждый народ жив в той степени, в какой его душа неотделима от
исторического тела и воплощена в материи истории. Судьба народа, или его осмысленная история, является земным
исполнением небесного предназначения,
ареной, на которой сталкиваются разнообразные исторические и космические
стихии, противостоя творческой миссии народа. В судьбе народа единятся все его
поколения, исполняется прошлое, оправдывается настоящее, преображается будущее.
О задачах историософии можно повторить то, что Михаил Ломоносов говорил о
назначении исторической науки: «дать
бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, перенеся
минувшие деяния в потомство и глубокую вечность, соединить тех, которых натура
долготою времени разделила».
Комментариев нет:
Отправить комментарий