воскресенье, 6 октября 2019 г.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ. КОСМОГЕНЕЗ - КРЕСТ



КОСМОГЕНЕЗ – Происхождение космоса, вселенной, в данном случае процесс ранних этапов воплощения вечных индивидуальных монад – созидания человеческой плоти. ЗООГЕНЕЗ – путь обретения человеческим духом собственного тела. Космогенез и зоогенез – следы и отражение антропогенеза как формирования вечными душами своей плоти. Мно­го­об­ра­зие форм ми­ро­вой пло­ти яв­ля­ет­ся во­пло­ще­ни­ем пу­ти и эта­пов пер­со­ни­фи­ка­ции лич­но­сти. Все ми­ро­вые те­ла воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те твор­че­ской ак­тив­но­сти ду­хов­ных мо­над. Эво­лю­ция все­лен­ной ока­зы­ва­ет­ся путём во­пло­ще­ния веч­ных че­ло­ве­че­ских душ. Кос­мос в це­лом пред­став­ля­ет со­бой плоть че­ло­ве­ка, как веч­но­го лич­но­го ду­ха: «Мир и есть че­ло­век, все­лен­ная и есть его те­ло» (С.Н. Бул­га­ков). Тво­ре­ние ми­ра, пред­ме­тов, су­ществ, кос­ми­че­ская эво­лю­ция – яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том эк­зи­стен­ци­аль­ной диа­лек­ти­ки Бо­же­ст­вен­но­го и че­ло­ве­че­ско­го сотвор­че­ст­ва. Ми­ро­зда­ние в глу­би­нах сво­их тео­ан­тро­по­мор­фич­но – несёт бо­го­че­ло­ве­че­ские фор­мы. Тео­ан­тро­по­ге­нез (про­ис­хо­ж­де­ние бо­го­че­ло­ве­че­ско­го взаи­мо­дей­ст­вия) кладёт на­ча­ло кос­мо­ге­не­зу (про­ис­хо­ж­де­нию кос­мо­са, все­лен­ной). Стерж­нем кос­ми­че­ской эво­лю­ции яв­ля­ет­ся ан­тро­по­ге­нез (про­ис­хо­ж­де­ние, со­тво­ре­ние, а за­тем са­мо­твор­че­ст­во че­ло­ве­ка), как путь об­ре­те­ния пер­во­об­ра­зом че­ло­ве­ка пол­но­ты лич­но­ст­но­го бы­тия. Ан­тро­по­ло­гия (раз­ви­тие че­ло­ве­ка) яв­ля­ет­ся не ре­зуль­та­том, а дви­жу­щим на­ча­лом кос­мо­ло­гии (раз­ви­тия ми­ро­зда­ния).
КОСМОГОНИЯ – Происхождение мироздания. Динамика и формы проявления предмирных импульсов Творческого Духа, когда Бог определяется как Бог-Творец. Отражает путь нисхождения Творца к миру, Бога к человеку: выделение в Боге лона рождения, формирование предвечной основы бытия; противопоставление предвечного хаоса и мира духовных первообразов – библейских земли и неба («В начале сотворил Бог небо и землю» – Быт. 1. 1).
КОСМОЛОГИЯ – Картина вселенной и её динамики в соответствии с откровением Богочеловека. Отражает в предметном мире диалектику теоантропологии – Бого-человеко-воплощения. Отражает путь восхождения человека и мира к Богу: внедрение душ в хаос и становление космоса из хаоса; хаос – материя – плоть – тело; строение космоса, природная законосообразность.
КОСМОС НАТУРАЛЬНЫЙ – Многообразие форм и путей воплощения вечных человеческих душ. Материально предметный, в нём предметы и существа взаимосоотносятся на уровне вещества и по законам вещества. МАГИЧЕСКИЙ космос содержит энтелехии предметов и существ, выражает их энтелехийные связи. ИНФЕРНАЛЬНЫЙ (лат. инферналис – подземный, инфернус – нижнийподземныйад) – Демонический, адский, дьявольский космос – сфера духов зла. Это три измерения мира сего, в отличие от мира духовного, небесного. Мироздание открывается той стороной, на которую направлена человеческая установка. Натуральный и магический космосы индифферентны по отношению в добру и злу, могут служить орудием того или другого в зависимости от волеизъявления человека. Инфернальная же сфера мирового зла существует по антибытийным связям и «закономерностям».
КОСНОСТЬ ИСТОРИИ – Совокупное сопротивление всех исторических явлений, с которыми имеет дело определённое поколение людей. Универсум человеческой культуры и цивилизации – сумма познанного, освоенного и совершённого к данному историческому моменту. Многообразие явлений в целом и каждое в отдельности обладает инерцией косности. Косность исторической материи (освоенная природа, цивилизация, культура, социально-политический, экономический, государственный уклады) вплетается в историческое самоопределение данного определённого поколения и оказывает на него существенное воздействие.
КРЕСТ – Христианство – религия Бога, воплотившегося в человека – Богочеловека, религия любви и спасения. Но это и религия Бога Распятого и Воскресшего, религия Креста. Крест исповедуется христианством как серединная мировая реальность. В основаниях бытия и мира положен Крест Христов: Божие Распятие является первым актом творения. Поэтому Крест – бытийный центр (а не только символ) христианства, Голгофа – высшая точка бытия, Распятие – венец всего сущего, самое высокое иерархическое положение. Бог прежде Распятия во времени самораспинается в вечности, на Голгофе это предвечное событие вошло в историю. Земной Крест есть отражение Креста небесного. Сущность всего вскрывается под сенью Креста. Крестонесение – назначение человека: бремя личностного бытия, бремя миротворения, крест сотворчества Богу. Человек соучаствует в крестной мистерии – таинстве Голгофы прежде на небе, затем на земле, в глубине своей и космической судьбы, затем в эмпирической жизни. Человек волен принять Распятие, либо отвергнуть его, сораспяться Богу, либо отказаться от бремени крестонесения. По всему поэтому Крест – это духовная реальность, непосредственно обращённая против зла, изгоняющая зло. Назначение человека – крестонесение. Жизнь – непрекращающееся распятие. Крест и Голгофа – начало и конец сущего. Мировая история – кровоточение ран Распинаемого Бога.

Комментариев нет:

Отправить комментарий