вторник, 15 октября 2019 г.

СЛОВАРЬ АВТОРСКИХ ПОНЯТИЙ. Личность. Любовь



ЛИЧНОСТЬСамоопределяющийся вечный личный дух в воплощенном состоянии, свободный по отношению к природному, родовому, общему. Личность – это духовно развитый и сосредоточенный человек. Как индивидуум человек является единственным, оригинальным, своеобразным, незаменимым элементом мира, имеющим особое место и значение в мироздании, в личности же человек не элемент, а творец мира, не только занимает определённое место в мире, но, как микрокосм, несёт в себе весь мир, не только имеет особое значение в мире, но является исполнителем мировых судеб. Личность – это воипостазированная человеческая индивидуальность, ипостасный центр бытия человека. Полноценная человеческая личность есть, прежде всего, предельно выраженное и ненарушимое единство воли, сознания, чувств, природных свойств (от Бога-Отца). Затем это яркая индивидуальность, имеющая многообразное внутреннее содержание (от Бога-Сына). И личность – это единство множества различных качеств в индивидуальном облике, – «Святой Дух создаёт единство личности» (Св. Максим Исповедник). Подлинная личность излучает дух любви и участия, сострадания к другим, силу гармоничного единения всех личности (от Бога-Духа). Разрушение триипостасного стержня личности ведёт к к деградации человека. Без любой из ипостасных доминант личность не может существовать, без любой из ипостасных доминант личность не может существовать, без ипостасного единства нет личности. Духовная личность – апофатическое «Я» личности, метафизический центр души, духовная пуповина, связывающая личность с вечностью и с Богом, душа в предстоянии перед Богом. Духовные личности составляют соборное единство в духе и любви всех вечных душ друг с другом и с Богом. Апофаза личности является центром духовного единства, скрепляющим духовные, душевные и телесные качества человека. Всё, в чём данный человек есть как таковой – исходит из глубин его апофатической духовности. Но и человеческое апофатическое соприкасается не с Божественным апофатическим – сущностью Божией, а с Божественными энергиями. Наивысшее воплощение личности, наибольшее открытие глубине личностного бытия или пики персонификации – это святость и творческая гениальность.
ЛЮБОВЬБог – это Лю­бовь, «по­то­му что лю­бовь от Бо­га… по­то­му что Бог есть лю­бовь» (1 Ин. 4. 7-8). Гос­подь ос­та­вил лю­дям за­по­ве­ди люб­ви: к Бо­гу, к ближ­не­му сво­ему, к вра­гу сво­ему: «…воз­лю­би Гос­по­да Бо­га твое­го всем серд­цем тво­им и всею ду­шею тво­ею и всем ра­зу­ме­ни­ем тво­им: сия есть пер­вая и наи­боль­шая за­по­ведь; вто­рая же по­доб­ная ей: воз­лю­би ближ­не­го твое­го, как са­мо­го се­бя…» (Мф. 22. 37-39); «…лю­би­те вра­гов ва­ших, бла­го­слов­ляй­те про­кли­наю­щих вас, бла­го­тво­ри­те не­на­ви­дя­щим вас и мо­ли­тесь за оби­жаю­щих вас…» (Мф. 5. 44). От­но­ше­ния ипо­ста­сей Бо­жи­их, ины­ми сло­ва­ми, дух обpащения их дpуг к дpугу, есть лю­бовь. Аде­к­ват­ней­шее и полное пpоявление сво­бо­ды ду­ха – лю­бовь. Лю­бовь есть вы­со­та, есть пик сво­бод­но­го от­но­ше­ния. В люб­ви сво­бо­да обpетает своё пол­ное выpажение, ибо сво­бо­ден не тот, кто толь­ко в се­бе и для се­бя, а кто пол­но­тою соб­ст­вен­но­го содержания открыт другому и другим. Ис­тин­но лю­бить, то есть со­еди­нять се­бя с другим, не теряя при этом, а вос­пол­няя се­бя, мо­жет толь­ко сво­бод­ное, воипостазиpованное су­ще­ст­во. Зем­ная лю­бовь – отpажение люб­ви не­бес­ной, а не­бес­ная лю­бовь взpащивается и откpывается чеpез лю­бовь зем­ную. По­это­му «за­ко­ны» люб­ви еди­ны и для не­ба, и для зем­ли. Вернее – на зем­ле дей­ст­вен­ны толь­ко не­бес­ные принципы люб­ви. Бо­же­ст­вен­ное при­зва­ние в ду­ше че­ло­ве­ка (лю­бовь к Бо­гу и лю­бовь Бо­га) не­ис­ко­ре­ни­мо. Ду­ша мо­жет пле­нить­ся сти­хия­ми ми­ра се­го, мо­жет нис­пасть до от­ри­ца­ния Бо­га и Его тво­ре­ния, но лю­бовь к Веч­но­му в ду­ше не­унич­то­жи­ма, со­хра­ня­ет­ся как ис­кра Божия в че­ло­ве­ке. Лю­бовь есть сво­бод­ное со­еди­не­ние сво­бод­ных личностей, соз­даю­щих по об­ра­зу Святой Трои­цы но­вое един­ст­во, но не те­ряю­щих при этом соб­ст­вен­ной сущ­но­сти, сво­ей ипо­стас­но­сти, пер­со­наль­но­сти. Со­еди­няя, лю­бовь воз­вы­ша­ет ка­ж­дую лич­ность в соб­ст­вен­ном дос­то­ин­ст­ве. Лич­ность, как субъ­ект люб­ви, ода­ря­ет лю­бо­вью всё су­щее. Лич­ность при­зва­на пре­об­ра­зить бы­тие в при­ми­ре­нии все­го в люб­ви. Он­то­ло­ги­че­ский ста­тус люб­ви лич­но­сти рас­кры­ва­ет апо­стол Па­вел в из­вест­ном «Гим­не люб­ви». Лю­бовь – это встре­ча сер­дец на не­бе­сах, при­хо­дя­щая на зем­лю со­при­ча­сти­ем, сожи­тием, со­рас­кры­ти­ем друг дру­гу. В человеческой любви проявляются эросные и эротические энергии. Это лю­бов­ное со­еди­не­ние душ и тел воз­люб­лен­ных. «Тай­на люб­ви в том, что она свя­зы­ва­ет ве­щи, ка­ж­дая из ко­то­рых, как та­ко­вая, мог­ла бы су­ще­ст­во­вать и, всё же, не су­ще­ст­ву­ет и не мо­жет су­ще­ст­во­вать без дру­гой» (Ф. Шел­линг). Акт люб­ви не де­лит­ся, а при­сут­ст­ву­ет в ка­ж­дом мгно­ве­нии. Во взгля­де, при­кос­но­ве­нии, со­вме­ст­ном при­сут­ст­вии в бы­тии, в со­вме­ст­ном ухо­де от су­ще­го – во всём этом пол­но­та люб­ви. Лю­бовь всё жи­во­тво­рит. В ин­тим­ной бли­зо­сти лю­бя­щих серд­ца со­еди­ня­ют­ся и ду­ши трепещут. Лю­бовь – это пол­но­та встре­чи лич­но­стей. На не­бе от­ра­жа­ет­ся не штамп го­су­дар­ст­ва и да­же не вен­ча­ние. Сам факт люб­ви – из дру­гих ми­ров и от­ра­жён на не­бе­сах. По-на­стоя­ще­му са­кра­лен толь­ко акт люб­ви. Лю­бовь – це­ло­куп­ная встре­ча-дар-от­да­ва­ние: ду­хом, ду­шой и те­лом, ко­гда серд­ца со­при­кос­ну­лись. Лю­бовь – не толь­ко чув­ст­во, но и но­вый мо­дус лич­но­сти – новый спо­соб су­ще­ст­во­ва­ния, вид и ха­рак­тер бы­тия. В люб­ви лич­ность впер­вые про­сы­па­ет­ся как та­ко­вая. Час­тич­ное не есть лю­бовь. Лю­бовь – связь, но не толь­ко по­ло­вая, со­еди­не­ние, но не толь­ко душ, от­кро­ве­ние не толь­ко друг другу, а со­вме­ст­но – пред ли­цом Бо­га и к ми­ру. Ко­гда час­тич­ное, оп­рав­дан­ное са­мо по се­бе, пре­тен­ду­ет на подмену люб­ви – это ис­ка­же­ние подлинной при­ро­ды. По­ло­вые от­но­ше­ния без люб­ви во имя дол­га или по­хо­ти - толь­ко встре­ча без­ли­ких по­лов: се­рая, буд­нич­ная, вы­хо­ла­щи­ваю­щая. Ко­гда же по­ло­вая страсть всецело захватывает че­ло­ве­ка, то чем она силь­нее, тем из­вра­щен­нее, па­то­ло­гич­нее (секс). Тай­на люб­ви в том, что в лич­но­ст­ной встре­че ин­ди­ви­ду­аль­ное не сти­ра­ет­ся, а уг­луб­ля­ет­ся и рас­кры­ва­ет­ся. Мое «Я» в лю­бов­ном «Мы» не от­ме­ня­ет­ся об­щим, но кри­стал­ли­зу­ет­ся. Воз­люб­лен­ный, лю­бя – лю­бим. Всё про­яс­ня­ет­ся в чис­то­те сво­ей при­ро­ды. Муж­ское даёт и бе­рёт, жен­ское ода­ря­ет и по­лу­ча­ет. Жен­ское со­уча­ст­ву­ет, муж­ское ре­ша­ет и от­ве­ча­ет. Доб­ро­та до­б­ре­ет. Кра­со­та рас­цве­та­ет. В люб­ви всё об­ре­та­ет свою пред­на­зна­чен­ность: дух от­кры­ва­ет­ся и нис­хо­дит, ду­ша рас­кры­ва­ет объ­я­тия и, со­гре­ва­ясь, со­гре­ва­ет, в те­ле пре­об­ра­жа­ет­ся плоть. Лю­бовь – дар Бо­жий, дар, ко­то­рый, ра­дуя, и обя­зы­ва­ет, тре­бу­ет тру­да и на­пря­же­ния.

Комментариев нет:

Отправить комментарий