ЛИЧНОСТЬ – Самоопределяющийся
вечный личный дух в воплощенном состоянии, свободный по отношению к
природному, родовому, общему. Личность – это духовно развитый и сосредоточенный
человек. Как индивидуум человек является единственным, оригинальным,
своеобразным, незаменимым элементом мира, имеющим особое место и значение в
мироздании, в личности же человек не элемент, а творец мира, не только занимает
определённое место в мире, но, как микрокосм, несёт в себе весь мир, не только
имеет особое значение в мире, но является исполнителем мировых судеб. Личность
– это воипостазированная человеческая
индивидуальность, ипостасный центр бытия человека. Полноценная человеческая
личность есть, прежде всего, предельно выраженное и ненарушимое единство воли, сознания, чувств,
природных свойств (от Бога-Отца). Затем это яркая индивидуальность, имеющая многообразное
внутреннее содержание (от Бога-Сына). И личность – это единство множества различных качеств в индивидуальном облике, – «Святой Дух создаёт единство личности»
(Св. Максим Исповедник). Подлинная личность излучает дух любви и участия,
сострадания к другим, силу гармоничного единения всех личности (от Бога-Духа).
Разрушение триипостасного стержня личности ведёт к к деградации человека. Без
любой из ипостасных доминант личность не может существовать, без любой из
ипостасных доминант личность не может существовать, без ипостасного единства
нет личности. Духовная личность –
апофатическое «Я» личности, метафизический центр души, духовная пуповина,
связывающая личность с вечностью и с Богом, душа в предстоянии перед Богом.
Духовные личности составляют соборное единство в духе и любви всех вечных душ
друг с другом и с Богом. Апофаза
личности является центром духовного единства, скрепляющим духовные,
душевные и телесные качества человека. Всё, в чём данный человек есть как
таковой – исходит из глубин его апофатической
духовности. Но и человеческое апофатическое соприкасается не с Божественным
апофатическим – сущностью Божией, а с Божественными энергиями. Наивысшее
воплощение личности, наибольшее открытие глубине личностного бытия или пики персонификации – это святость и
творческая гениальность.
ЛЮБОВЬ – Бог – это Любовь, «потому что любовь от Бога… потому что Бог есть любовь» (1
Ин. 4. 7-8). Господь оставил людям заповеди любви: к Богу, к ближнему
своему, к врагу своему: «…возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением
твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей:
возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Мф. 22. 37-39); «…любите врагов ваших, благословляйте
проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих
вас…» (Мф. 5. 44). Отношения ипостасей Божиих, иными словами, дух
обpащения их дpуг к дpугу, есть любовь.
Адекватнейшее и полное пpоявление свободы духа – любовь. Любовь есть
высота, есть пик свободного отношения. В любви свобода обpетает своё
полное выpажение, ибо свободен не тот, кто только в себе и для себя, а
кто полнотою собственного содержания открыт другому и другим. Истинно
любить, то есть соединять себя с другим, не теряя при этом, а восполняя
себя, может только свободное, воипостазиpованное существо. Земная любовь
– отpажение любви небесной, а небесная любовь взpащивается и откpывается
чеpез любовь земную. Поэтому «законы» любви едины и для неба, и для
земли. Вернее – на земле действенны только небесные принципы любви. Божественное
призвание в душе человека (любовь к Богу и любовь Бога) неискоренимо.
Душа может плениться стихиями мира сего, может ниспасть до отрицания
Бога и Его творения, но любовь к Вечному в душе неуничтожима, сохраняется
как искра Божия в человеке. Любовь есть свободное соединение свободных
личностей, создающих по образу Святой Троицы новое единство, но не теряющих
при этом собственной сущности, своей ипостасности, персональности.
Соединяя, любовь возвышает каждую личность в собственном достоинстве.
Личность, как субъект любви, одаряет любовью всё сущее. Личность призвана
преобразить бытие в примирении всего в любви. Онтологический статус
любви личности раскрывает апостол Павел в известном «Гимне любви». Любовь – это
встреча сердец на небесах, приходящая на землю сопричастием, сожитием, сораскрытием друг другу. В
человеческой любви проявляются эросные и эротические энергии. Это любовное соединение
душ и тел возлюбленных. «Тайна любви
в том, что она связывает вещи, каждая из которых, как таковая, могла
бы существовать и, всё же, не существует и не может существовать
без другой» (Ф. Шеллинг). Акт любви не делится, а присутствует в
каждом мгновении. Во взгляде, прикосновении, совместном присутствии
в бытии, в совместном уходе от сущего – во всём этом полнота любви.
Любовь всё животворит. В интимной близости любящих сердца соединяются
и души трепещут. Любовь – это полнота встречи личностей. На небе отражается
не штамп государства и даже не венчание. Сам факт любви – из других миров
и отражён на небесах. По-настоящему сакрален только акт любви. Любовь
– целокупная встреча-дар-отдавание:
духом, душой и телом, когда сердца соприкоснулись. Любовь – не только
чувство, но и новый модус личности – новый способ существования,
вид и характер бытия. В любви личность впервые просыпается как таковая.
Частичное не есть любовь. Любовь – связь, но не только половая, соединение,
но не только душ, откровение не только друг другу, а совместно – пред
лицом Бога и к миру. Когда частичное, оправданное само по себе, претендует
на подмену любви – это искажение подлинной природы. Половые отношения
без любви во имя долга или похоти - только встреча безликих полов: серая,
будничная, выхолащивающая. Когда же половая страсть всецело
захватывает человека, то чем она сильнее, тем извращеннее, патологичнее
(секс). Тайна любви в том, что в личностной встрече индивидуальное
не стирается, а углубляется и раскрывается. Мое «Я» в любовном
«Мы» не отменяется общим, но кристаллизуется. Возлюбленный, любя
– любим. Всё проясняется в чистоте своей природы. Мужское даёт и берёт,
женское одаряет и получает. Женское соучаствует, мужское решает и
отвечает. Доброта добреет. Красота расцветает. В любви всё обретает
свою предназначенность: дух открывается и нисходит, душа раскрывает
объятия и, согреваясь, согревает, в теле преображается плоть. Любовь
– дар Божий, дар, который, радуя, и обязывает, требует труда и напряжения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий