Идеологии
интеллектуальной деградации подготавливают людей к восприятию наиболее
агрессивных и тотальных идеоманий – массовых
социальных галлюцинаций. Социальные
формы идеомании паразитируют на стремлении человека реализовать соборный
идеал социальной и национальной справедливости. Это – экспансия социального небытия. Марксистский социализм и коммунизм
как радикальная социальная утопия
никогда не ставил перед собой задач достижения справедливого общественного
устройства, но успешно паразитировал на социалистических идеалах для достижения
противоположных целей. Влечение к
самоуничтожению, выражающееся в
социальных формах, является, согласно И.Р. Шафаревичу, последней тайной социализма. В данном случае речь идёт о единой идеологии социального небытия, внутри
которой дифференцировались различные течения: коммунизм, социализм,
национал-социализм, либерал-большевизм. Любая идея может превратиться в
патологическую манию, поэтому предметом идеомании может быть любое
мировоззрение. Коммунизм небытийно
переориентирует энергию иудейского
эсхатологизма. Социализм
паразитирует на стремлении к социальной справедливости в формах христианской
традиции. Фашизм – это реакция
языческого миросозерцания, языческий культ государства и народа. Либерал-большевизм – это болезнь
европейского просветительского мировоззрения. В коммунизме призыв к всеобщему
разрушению формулируется открыто. В менее радикальных формах идеология навязывает
фиктивные цели (социализм) или реальные ценности, но гипертрофированные,
превращенные в иллюзии (фашизм), либо смесь фикций и иллюзий
(либерал-большевизм). Эти формы идеологии отличаются друг от друга степенью
выражения и радикальности духа разрушения, а также характером паразитирования
на реальности. Идеологические увлечения – не безобидная игра ума. Идеализм
привлекает красотой построений, рационализм увлекает последовательностью и
доказательностью, эмпиризм – очевидностью, атеизм – принципиальностью,
материализм – основательностью, позитивизм – терпимостью. На каждом этапе ничто
не настораживает, нет ничего пугающего. Но это ступени последовательного
обольщения сознания и совести, деградации личности. Атеизм лишает душу
бытийных корней, заглушает совесть. Материализм снижает и примитивизирует
жизненные интересы и идеалы. Увлечение социалистическими фикциями и иллюзиями
могло утвердиться только в материалистическом мировоззрении. Рационализм
высушивает душу, формализует и сужает сознание, внушает уверенность в
возможности арифметического решения всех проблем. Эмпиризм развязывал руки для
бездумных экспериментов над живым и над жизнью. Позитивизм же воспитывал
«мудрое» равнодушие ко всему происходящему у той части общества, которая имела
возможность что-то понять и сопротивляться. К тому времени, когда идеологии
открыто декларируют свои цели, совесть человека уже настолько притуплена, а
сознание замутнено идеологической пропагандой. Он как бы спускается по ступеням
расчеловечивания и не осознаёт губительного смысла идеологических лозунгов.
Сначала – всемирная социалистическая
революция для счастья всего человечества. Отсюда – нравственно то, что служит революции. Кто не служит – классовый враг и выпадает из сферы
нравственного отношения: если враг не сдается
– его уничтожают. Самоуспокоение палачей – революцию в перчатках не делают. Чтобы оправдать тот факт, что в
маховик революции попадают и не враги: лес
рубят – щепки летят. Люди, так
думающие, продолжают рожать детей и даже способны их любить, могут целеустремленно
работать, проявлять какие-то человеческие качества, но в главном они уже нелюди, ибо ощущение самоценности и
неприкосновенности человеческой жизни ими утрачено. Всякий человек остаётся для
них нужным и полезным только в тот момент и в той степени, в какой он является носителем и воплощением идеологической
нормы: классовой солидарности и непримиримости, революционного энтузиазма и
бдительности, социалистического труда и потребления, коммунистического
сознания. При разрушении основ бытия для человека нет ничего недозволенного («Если Бога нет, то всё позволено» Ф.М.
Достоевский). Подобная дегуманизация не знает пределов: идеологические критерии
санитарного диагноза – свой или
чужой – перманентно меняются вслед за изменением направления генеральной
линии идеологической власти. Линия же эта представляет собой указатель
тех сфер жизни и тех слоёв общества, которые в данный момент назначены к идеологической перековке либо
уничтожению. В «мясорубку» чистки
отправляются бесконечные ряды всё новых врагов.
Эта идейная одержимость не имеет внутреннего ограничения, и идеологическая гильотина сама
остановиться не может. Конечная цель экспансии – самоистребление после
уничтожения всего и вся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий