Доминанта – господствующая идея всякой идеомании направлена против
христианского персонализма. Все формы идеомании стремятся развенчать Богом
дарованное достоинство человека и низвести его с небес на землю, и далее –
низринуть в ад. То, что при этом абсолютизируется, что провозглашается
наиболее высоким и ценным, чем Божественная и человеческая личность, и есть
конкретное содержание идеологии. Несколько веков интеллектуальной муштры
сделали европейского человека бесчувственным к универсальному смыслу и высшим
ценностям, но прилипчиво чувствительным к частностям и к фантазмам всякого
рода. В лабораториях европейской мысли
– своего рода штудиях интеллектуальной деградации – формировались различные
идеомании, которые русская интеллигенция с энтузиазмом прививала на
отечественной почве. Атеизм – это
идеология отрицания Теоса, Личного Бога, являющегося Творцом мироздания и
наделяющего его смыслом. Материализм
утверждает материю в качестве субстанции всей действительности – не только
материальной, но душевной и духовной. Это учение отрицает духовное бытие,
профанирует всё высшее, небесное. Вечный дух и объективный смысл бытия
отринуты, хаотическая же материя наделяется статусом единственной реальности.
Материализм разлагает личность разнузданием плотских инстинктов. Идеализм (от др.-греч идея), напротив, сводит многообразие действительности к идее, а материю
рассматривает как форму проявления идеи. Идеализм является примером того, как
крайняя степень абсолютизации даже высших идеалов ведёт к искажению реальности.
Всё частичное, претендующее на полноту, лишается собственных основ и искажает
общую перспективу. В идеализме идеальная сторона бытия подменяет полноту бытия.
Поэтому в нём отвлеченная абстракция ценится выше живого конкретного бытия:
идея истины, красоты, добра, Бога, человека вытесняет восприятие живой
конкретной истины, красоты, добра, Бога, человека. Рационализм (от лат. разум) в качестве основы основ
утверждает рассудок и самодостаточный разум, которые из познавательного средства
превращаются в единственный критерий и последнего судию. Рассудок при этом
отрывается от разума, а разум – от Логоса, всё разумное лишается первозданного
смысла и значения. Рационализм утверждает неограниченную силу человеческого
познания, через которое можно властвовать над всем существующим. Для
рационализма нет неразрешимых проблем, есть только ещё не разрешённые.
Рационализм утверждает господство ограниченного разума, против которого уже
невозможно апеллировать ни к какой высшей инстанции. Рационализм радикально
антиметафизичен. Идеологизирование познавательной активности рассудка разрушает
иерархию ценностей, примитивизирует учение о бытии, утрачивает многие важнейшие
представления о человеке. Секуляризированный – оторванный от религиозных основ рационализм
радикализирует сознание и стимулирует экстремизм. Рациональное познание, его
исходные посылки и принципы создаются религиозно-нравственной ориентацией
человека. Направление, методы, предмет познания задаются актом совести. По сути
познание никогда не отделялось от совести, но по мере секуляризации диктовалось
больной совестью, совестью расщеплённой, ущербной и загнанной в подполье.
Современная цивилизация потому и разрушает природу, что отделила познание и
действие от религиозного источника совести, от Откровения. Эмпиризм (от др.-греч. опыт) утверждает крайность противоположную: разум сам
по себе бессилен, он способен лишь обрабатывать данные опыта. Чувственный опыт
(эмпирия) – единственный источник и
критерий знания и жизни. Эмпирическая методология познания сыграла
революционную роль в становлении науки Нового времени. Но, претендуя на роль
единственно верного мировоззрения, эмпиризм ограничивает сознание. Идеология
эмпиризма формирует «научную» картину
мира, и этот частный взгляд вытесняет все другие. Эмпирическая концепция сводит
сущность человеческого бытия к естественно-природным процессам, ибо только они
доступны эмпирическому наблюдению. Онтологические, духовные проблемы
оказываются вне поля зрения эмпиризма, а значит, и вне реальности.
ПОЗИТИВИЗМ
– (от лат. положительный) –
Предельная и утончённая форма эмпиризма, во всех его модификациях, включая
постпозитивизм, приходит к полному отрицанию метафизических основ бытия.
Картина мироздания ограничивается и исчерпывается позитивным – чувственно данным, фактическим. Метафизические
объяснения объявляются теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.
Позитивизм называет псевдовопросами
те вопросы, ответы на которые не могут быть проконтролированы, верифицированы –
проверены на истинность путём сопоставления с чувственными данными,
непосредственным опытом. Духовная реальность для позитивизма не только не
познаваема, но является фикцией.
Вопросы об истине, о Боге и вечной душе, о личности и её совести, об абсолютных
критериях нравственности, о правах и обязанностях человека перед вечностью – не корректны и являются псевдовопросами. Ибо существует только
то, что познаётся опытно эмпирически, а познаются только эмпирически
наблюдаемые явления. Позитивизм не несёт агрессивного отрицания метафизики, он
попросту игнорирует всё метафизическое. Интенция позитивизма – всеобщий
скепсис, сомнение в возможности познания реальности. Всё изменчиво и
текуче, нет духовных основ бытия, нет единого смысла, нет общеобязательной
нравственности. Истина плюралистична, а значит, нет критериев суждения и нет
судии, – все правы, и каждый прав по-своему. И этот индифферентизм –
полное равнодушие, безразличие – выдаётся за всеобщую терпимость и даже любовь.
Все должны быть терпимы друг к другу потому, что терпеть нечего, да и некому,
собственно, так как всё иллюзорно. В позитивизме многие видят новое
откровение человеколюбия, хотя любить предписывается из общего равнодушия ко
всему и ко всем. Позитивизм вбирает в себя антиличностные тенденции других
идеологических маний: атеистическое отрицание, материалистическое утверждение,
идеалистическую косность и самоуверенность, эмпирическую приземлённость,
рационалистические выхолащивание и формализацию. В позитивизме есть и
антиперсоналистическая реакция восточной религиозности: индифферентизм и
антионтологизм буддизма. Концепция бесконечного научно-технического прогресса
ближе духу вечного круговращения бытия, нежели христианскому историзму.
В позитивистской науке произошло соединение крайнего рационализма с крайним
эмпиризмом. Сегодня неопозитивистская наука, по существу, отказалась от
познания бытия. Лингвистический неопозитивизм, например, утверждает, что философские
построения навеяны неясностями в национальных языках, философия и ясность мысли
– несовместимы. Последовательный позитивизм ведёт к полному обессмысливанию
картины мира и роли человека, – постмодернизм и додумал эту позитивистскую
интенцию. Индифферентный позитивизм не декларирует свою систему мировоззрения,
– это некий настрой ума. Духовная болезнь в человеке развивается незаметно для
него, нравственные грани личности разлагаются под безобидными формами мысли и
поведения. Научно-техническая цивилизация, как детище позитивистической
идеологии, усыпляет предоставляемым ею комфортом духовную активность и
ответственность человека, подводит человечество к перспективам глобального
самоуничтожения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий