Только духовно целостной
личности доступна подлинная всецелая ориентация. Человек призван принять частичное, но воплотить в нём вселенское
и универсальное, в настоящем утвердить грядущее: «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится»
(1 Кор. 13, 10); (в переводе прот. Сергия Булгакова: «когда же наступит целостность, то частичное прекратится»); «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло,
гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13,
12).
В акте добра, в истинном
поступке – цельном и гармоничном – возрастает личностное бытие. В греховном же
деянии все силы и стихии разделяются сами в себе и расщепляют душу человека,
разрушают бытие: «…Всякое царство,
разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам
в себе, не устоит» (Мф. 12, 25). Зло является абсолютизацией частичности и самоабсолютизацией – противопоставлением
себя Абсолюту. Когда что-либо, благое само по себе, гипертрофируется – перекрывает
и претендует перекрыть целое, заменить его, оно обращается во зло. Попытки
утвердить конечное в качестве бесконечного разрушительны, самоутверждение
частичности дробит реальность и вызывает прогрессирующую хаотичность. Поэтому
зло – это неустроенное, безобразное
и бесструктурное.
В русском языке зло
называлось худо и лихо, что может отражать абсолютизацию
частности (худое), неизбежно
оборачивающуюся агрессивными притязаниями
(лихое). Оттого сатана – это дух
самопревознесения, ослеплённое себялюбие, разнузданное безграничное хотение,
противоположные творчеству, несущие разрушение и смерть. «Всё прекрасно, и благо, и истинно, – когда “по-чину”, всё безобразно, зло и ложно, – когда само-чинно,
само-вольно, само-управно, по-своему. Грех и есть “по-своему”, а сатана – по-своему”» (свящ. Павел Флоренский).
Душа по природе своей
стремится расширить сферу действия в миру, раздвинуть границы принятой плоти.
Это сила роста, которая, возвышая в
бытии, одновременно расширяет поле
персонализации, объемлет всё больше мировых реалий. Она является благой, поскольку
душа стремится придать принятой плоти гармонию и меру. Но, становясь самодовлеющей,
эта же сила превращается в необузданное своеволие, стремящееся подчинить всё
вокруг своей самости.
«Начало греха в том, что человек уходит из подлинного бытия
в небытие, от истины ко лжи, от света во тьму для того, чтобы самому стать
творящей основой и при помощи власти средоточия, которое он содержит в себе,
господствовать над вещами… Общая возможность зла состоит в том, что вместо
того, чтобы сделать свою самость базисом и органом, человек может возвысить её на
степень всеопределяющего начала, всеволи, духовное же в себе обратить в
средство» (Ф. Шеллинг).
Бездуховная всеволя – титаническая гордыня сеет вокруг себя величайшее зло. Человек не
предназначен и не способен подчинить всё мироздание, поэтому экспансия титанизма – упоение сверхсилой
и стремление захвата – расщепляет душу захлестнувшими её стихиями. В то же
время агрессия самости разрушает
космический порядок: ненасытная жажда жизни и её благ, необузданное стремление
к обладанию, воля к власти, гипноз бесконечного земного переустройства и власти
(дух политики) – являются причинами многих бедствий современной цивилизации.
Гипертрофированный титанизм сказывается в претензии на распоряжение другими
людьми, посягательстве на жизнь человека. Но высшее натуральное могущество
оказывается апофеозом бессилия: «Предельное
бессилие в отношении к другому человеку находит себе выражение в его убийстве.
Безмерная сила обнаружилась бы, если бы можно было воскресить человека. Сила
есть преображение, просветление, воскресение другого. Насилие же, истязание,
убийство есть слабость» (Н.А. Бердяев).
Сила индивидуализации – центростремительная,
она противоположна силе роста. Каждой воплощающейся душе свойственно стремление
индивидуализироваться, выделяться из окружения, выкристаллизовывать своё «Я»,
выделить свою плоть и своё место обитания. Сосредоточенность на центре личности
необходима для взращивания личностного достоинства. Но становясь тотальной, эта
же сила обрывает связи с космосом и ведёт к автономности пустоты, небытия.
Самоутверждение в
противопоставлении Творцу и Божиему миру вырождается в индивидуалистическом эгоцентризме, когда творческая свобода
личности обращается в произвол самости.
Это другая форма демонического титанизма.
Истинно добрые дела совершаются не из эгоцентрической любви к себе и не из
эгоистической заботы о собственном благе, а из любви к ближним и заботы о них. «Грех – в нежелании выйти из состояния само-тождества, из тождества “Я-Я”,
или, точнее, “Я”. Утверждение себя как себя, без своего
отношения к другому, то есть к Богу и ко всей твари» (свящ. Павел
Флоренский).
Гордыня титанизма и
эгоцентризма в христианстве лечится смирением
– не уничижением собственного достоинства, а укрощением самостных стихий: «Очищенный смысл христианского смирения…
означает внутренний духовный акт преодоления
эгоцентризма, а не глубокую покорность» (Н.А. Бердяев).
Человеческой душе
свойственна и открытость к
окружающему миру, к природе – её красоте, мощи, многообразию. Душа обращена к
другим «Я» – стремится ощутить рядом с собой близкого и родного в мировых
скитаниях, а также к группе людей и всему человечеству – для ощущения родства
человеческих душ на земле. Но когда стремление к открытости доминирует над
всем, оно вызывает разрушения. Неестественно распахнутая, незащищенная душа
унифицируется – становится единообразной с внешними стихиями и предметами, стремится
отождествить себя с природой (Руссо), с социумом (коллективизм в противоположность
соборности), с группой (партийность), с какой-либо идеологией (идеомания), либо
отдать свою волю какому-либо «вождю», «учителю», «спасителю».
Человек призван
действовать не частично и не тотально, а цельно
и органично, – принять и вынести
полноту бытия, бремя Креста. Ничто не должно отпускаться на самоволие, но
сводиться к духовному творческому центру – к образу Божиему в себе. Как только
человек руководствуется какой-либо частичностью, сбрасывает бремя полноты и
целостности, его захватывает хаотический поток. Пытаясь обрести какую-то опору
в хаосе существования, человек отдаётся разного рода тоталитарным духовным поветриям, идеологиям, в результате чего все
силы направляются на строительство грандиозного здания очередной частичности.
При этом можно испытать прилив кратковременной эйфории – неоправданного
благодушия и радости от облегчения жизненного бремени, от сбрасывания
крестонесения бытия. Здесь подстерегает противник Божиего творения – сатана,
подталкивающий под руку, нашептывающий иллюзии и фикции самооправдания.
Человека окончательно закручивают космические и исторические вихри, он теряет
свою сущность и деградирует.
В новейшее время со
слепой одержимостью строилась «Вавилонская башня» счастливого будущего всего человечества, где коммунизм и
масскультура или цивилизация потребления являются разными эстакадами одной
грандиозной иллюзии. И коммунисты, и маниакальные «демократы» духовно слепы и
глухи, не воспринимают суть вещей, ибо загипнотизированы частичностью. Слепые вожди слепых упоены гордыней
обладателей истины в последней инстанции и не способны воспринимать никакую альтернативу.
Разрушение цельности жизни погружает её в хаос и ввергает человечество в грандиозные
катастрофы, либо в периоды, когда, как говорил Николай Бердяев, жизнь мелеет. Это и революции, и
варваризация жизни, и гонка потребления, и навязывание чуждой цивилизации,
перемешение различных слоев культуры, ибо культура
– это контуры и вехи органичного
бытия человека, народа.
Восстановление
целостности жизни, кристаллизация цельного
человеческого облика начинается с возрождения иерархии ценностей, с представлений о главном в жизни, о добром и
должном, об истинном и ложном. Признаком возвращения субординации ценностей является атмосфера духовной простоты и
глубины, меняющая декаданс – упадничество, со всеохватывающим скептицизмом,
цинизмом, бесстыдством. Возрождение цельной духовной личности формирует
серьёзное, творческое и ответственное отношение к жизни. Восстанавливаются
сбитые историческими вихрями вехи бытия, человек вспоминает о своей смертности,
о вечности, ощущает свои корни: опознает и освящает ответственной деятельностью
место, где родился и живёт. Жизнь возвращается в свои органичные берега.
Комментариев нет:
Отправить комментарий