суббота, 2 февраля 2019 г.

О ПРИРОДЕ ЗЛА 5. Абсолютизация частичности – тотальный эгоцентризм, титанизм



 В душе личности сталкиваются полярные силы: небесные и земные, духовные и хаотические, бытийные и антибытийные. Помимо этого из человеческого призвания проистекают различные заданности и стремления. Человек призван в выборе, поступке и действии ориентировать все стихии к продолжению творения Божия. Творчество же требует деяния свободного, полного, целостного. Несвобода и есть рабство у какой-либо частичности – всё человеку дозволено, но ничто не должно им владеть: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6,12). Человек предназначен услышать зов всех сил и стихий, истинно ориентировать их в процессе преображения, интегрировать в творческом акте. Эмпирический опыт частичен по природе своей: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем” (1 Кор. 13, 9); (в переводе прот. Сергия Булгакова: «Ибо познаём мы только как часть (в обособлении) и пророчествуем так же, как часть»). Наиболее явна для человека та реальность, с которой он имеет дело в данный момент. Актуальная частичность перекрывает панораму целого.
Только духовно целостной личности доступна подлинная всецелая ориентация. Человек призван принять частичное, но воплотить в нём вселенское и универсальное, в настоящем утвердить грядущее: «Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13, 10); (в переводе прот. Сергия Булгакова: «когда же наступит целостность, то частичное прекратится»); «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 12).
В акте добра, в истинном поступке – цельном и гармоничном – возрастает личностное бытие. В греховном же деянии все силы и стихии разделяются сами в себе и расщепляют душу человека, разрушают бытие: «…Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12, 25). Зло является абсолютизацией частичности и самоабсолютизацией – противопоставлением себя Абсолюту. Когда что-либо, благое само по себе, гипертрофируется – перекрывает и претендует перекрыть целое, заменить его, оно обращается во зло. Попытки утвердить конечное в качестве бесконечного разрушительны, самоутверждение частичности дробит реальность и вызывает прогрессирующую хаотичность. Поэтому зло – это неустроенное, безобразное и бесструктурное.
В русском языке зло называлось худо и лихо, что может отражать абсолютизацию частности (худое), неизбежно оборачивающуюся агрессивными притязаниями (лихое). Оттого сатана – это дух самопревознесения, ослеплённое себялюбие, разнузданное безграничное хотение, противоположные творчеству, несущие разрушение и смерть. «Всё прекрасно, и благо, и истинно, когда “по-чину”, всё безобразно, зло и ложно, когда само-чинно, само-вольно, само-управно, по-своему. Грех и есть “по-своему”, а сатана по-своему”» (свящ. Павел Флоренский).

Душа по природе своей стремится расширить сферу действия в миру, раздвинуть границы принятой плоти. Это сила роста, которая, возвышая в бытии, одновременно расширяет поле персонализации, объемлет всё больше мировых реалий. Она является благой, поскольку душа стремится придать принятой плоти гармонию и меру. Но, становясь самодовлеющей, эта же сила превращается в необузданное своеволие, стремящееся подчинить всё вокруг своей самости.
«Начало греха в том, что человек уходит из подлинного бытия в небытие, от истины ко лжи, от света во тьму для того, чтобы самому стать творящей основой и при помощи власти средоточия, которое он содержит в себе, господствовать над вещами… Общая возможность зла состоит в том, что вместо того, чтобы сделать свою самость базисом и органом, человек может возвысить её на степень всеопределяющего начала, всеволи, духовное же в себе обратить в средство» (Ф. Шеллинг).
Бездуховная всеволятитаническая гордыня сеет вокруг себя величайшее зло. Человек не предназначен и не способен подчинить всё мироздание, поэтому экспансия титанизма – упоение сверхсилой и стремление захвата – расщепляет душу захлестнувшими её стихиями. В то же время агрессия самости разрушает космический порядок: ненасытная жажда жизни и её благ, необузданное стремление к обладанию, воля к власти, гипноз бесконечного земного переустройства и власти (дух политики) – являются причинами многих бедствий современной цивилизации.
Гипертрофированный титанизм сказывается в претензии на распоряжение другими людьми, посягательстве на жизнь человека. Но высшее натуральное могущество оказывается апофеозом бессилия: «Предельное бессилие в отношении к другому человеку находит себе выражение в его убийстве. Безмерная сила обнаружилась бы, если бы можно было воскресить человека. Сила есть преображение, просветление, воскресение другого. Насилие же, истязание, убийство есть слабость» (Н.А. Бердяев).

Сила индивидуализации – центростремительная, она противоположна силе роста. Каждой воплощающейся душе свойственно стремление индивидуализироваться, выделяться из окружения, выкристаллизовывать своё «Я», выделить свою плоть и своё место обитания. Сосредоточенность на центре личности необходима для взращивания личностного достоинства. Но становясь тотальной, эта же сила обрывает связи с космосом и ведёт к автономности пустоты, небытия.
Самоутверждение в противопоставлении Творцу и Божиему миру вырождается в индивидуалистическом эгоцентризме, когда творческая свобода личности обращается в произвол самости. Это другая форма демонического титанизма. Истинно добрые дела совершаются не из эгоцентрической любви к себе и не из эгоистической заботы о собственном благе, а из любви к ближним и заботы о них. «Грех в нежелании выйти из состояния само-тождества, из тождества Я-Я”, или, точнее, “Я”. Утверждение себя как себя, без своего отношения к другому, то есть к Богу и ко всей твари» (свящ. Павел Флоренский).
Гордыня титанизма и эгоцентризма в христианстве лечится смирением – не уничижением собственного достоинства, а укрощением самостных стихий: «Очищенный смысл христианского смирения… означает внутренний духовный акт преодоления эгоцентризма, а не глубокую покорность» (Н.А. Бердяев).

Человеческой душе свойственна и открытость к окружающему миру, к природе – её красоте, мощи, многообразию. Душа обращена к другим «Я» – стремится ощутить рядом с собой близкого и родного в мировых скитаниях, а также к группе людей и всему человечеству – для ощущения родства человеческих душ на земле. Но когда стремление к открытости доминирует над всем, оно вызывает разрушения. Неестественно распахнутая, незащищенная душа унифицируется – становится единообразной с внешними стихиями и предметами, стремится отождествить себя с природой (Руссо), с социумом (коллективизм в противоположность соборности), с группой (партийность), с какой-либо идеологией (идеомания), либо отдать свою волю какому-либо «вождю», «учителю», «спасителю».

Человек призван действовать не частично и не тотально, а цельно и органично, принять и вынести полноту бытия, бремя Креста. Ничто не должно отпускаться на самоволие, но сводиться к духовному творческому центру – к образу Божиему в себе. Как только человек руководствуется какой-либо частичностью, сбрасывает бремя полноты и целостности, его захватывает хаотический поток. Пытаясь обрести какую-то опору в хаосе существования, человек отдаётся разного рода тоталитарным духовным поветриям, идеологиям, в результате чего все силы направляются на строительство грандиозного здания очередной частичности. При этом можно испытать прилив кратковременной эйфории – неоправданного благодушия и радости от облегчения жизненного бремени, от сбрасывания крестонесения бытия. Здесь подстерегает противник Божиего творения – сатана, подталкивающий под руку, нашептывающий иллюзии и фикции самооправдания. Человека окончательно закручивают космические и исторические вихри, он теряет свою сущность и деградирует.
В новейшее время со слепой одержимостью строилась «Вавилонская башня» счастливого будущего всего человечества, где коммунизм и масскультура или цивилизация потребления являются разными эстакадами одной грандиозной иллюзии. И коммунисты, и маниакальные «демократы» духовно слепы и глухи, не воспринимают суть вещей, ибо загипнотизированы частичностью. Слепые вожди слепых упоены гордыней обладателей истины в последней инстанции и не способны воспринимать никакую альтернативу.
Разрушение цельности жизни погружает её в хаос и ввергает человечество в грандиозные катастрофы, либо в периоды, когда, как говорил Николай Бердяев, жизнь мелеет. Это и революции, и варваризация жизни, и гонка потребления, и навязывание чуждой цивилизации, перемешение различных слоев культуры, ибо культура это контуры и вехи органичного бытия человека, народа.
Восстановление целостности жизни, кристаллизация цельного человеческого облика начинается с возрождения иерархии ценностей, с представлений о главном в жизни, о добром и должном, об истинном и ложном. Признаком возвращения субординации ценностей является атмосфера духовной простоты и глубины, меняющая декаданс – упадничество, со всеохватывающим скептицизмом, цинизмом, бесстыдством. Возрождение цельной духовной личности формирует серьёзное, творческое и ответственное отношение к жизни. Восстанавливаются сбитые историческими вихрями вехи бытия, человек вспоминает о своей смертности, о вечности, ощущает свои корни: опознает и освящает ответственной деятельностью место, где родился и живёт. Жизнь возвращается в свои органичные берега.

Комментариев нет:

Отправить комментарий