четверг, 21 февраля 2019 г.

ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ. 2. Категории пер­со­на­лизма Ни­ко­лая Бер­дяе­ва



Гениальный философ Николай Александрович Бердяев вскрыл в проблеме личности много нового, он по существу является основоположником христианского персонализма. Бердяев считал, что лич­ность – двой­ст­вен­ное по­ля­ри­зо­ван­ное су­ще­ст­во, ни с чем в ми­ре не­со­пос­та­ви­ма и несрав­ни­ма. Един­ст­вен­ная не­по­вто­ри­мая лич­ность спо­соб­на из­ме­нить весь ми­ро­вой про­цесс. Она пре­рыв­на, вно­сит в мир но­виз­ну. Лич­ность – не при­род­на, а ду­хов­на, это мик­ро­косм, уни­вер­сум, не суб­стан­ция, не объ­ект сре­ди объ­ек­тов, а при­зван­ный со­зи­дать се­бя субъ­ект. Лич­ность транс­цен­ди­ру­ет – пе­ре­хо­дит к транс­субъ­ек­тив­но­му, а не к объ­ек­тив­но­му. Добр толь­ко субъ­ект. Лич­ность име­ет един­ст­вен­ный не­по­вто­ри­мый об­раз, ко­то­рый при­сут­ст­ву­ет во всех её ак­тах. Она не­ис­тре­би­ма, не­за­ме­ни­ма, ори­ги­наль­на, пред­став­ля­ет со­бой ис­клю­че­ние, а не пра­ви­ло. Лич­ность – ка­те­го­рия не био­ло­ги­че­ская или пси­хо­ло­ги­че­ская, но эти­че­ская и ду­хов­ная. Един­ст­во лич­но­сти соз­да­ёт­ся ду­хом, но лич­ность есть це­ло­ст­ный об­раз че­ло­ве­ка, в ко­то­ром ду­хов­ное на­ча­ло ов­ла­де­ва­ет все­ми ду­шев­ны­ми и те­лес­ны­ми си­ла­ми че­ло­ве­ка. Тор­же­ст­во ду­хов­но­го на­ча­ла оз­на­ча­ет не под­чи­не­ние че­ло­ве­ка уни­вер­су­му, а рас­кры­тие уни­вер­су­ма в лич­но­сти. Дух создаёт не иде­аль­ные об­щие цен­но­сти, а лич­но­сти. Лич­ность пер­вич­нее бы­тия, вне бы­тия, про­ти­во­сто­ит бы­тию. Лич­ность – аб­со­лют­ный эк­зи­стен­ци­аль­ный центр, оп­ре­де­ляе­мый из­нут­ри, из сво­бо­ды. Об­ще­ст­во и кос­мос, с эк­зи­стен­ци­аль­ной точ­ки зре­ния, – часть лич­но­сти. Личность свя­за­на с па­мя­тью и вер­но­стью, пред­став­ля­ет со­бой един­ст­во судь­бы и био­гра­фии.
«Лич­ность не толь­ко спо­соб­на ис­пы­ты­вать боль, но в из­вест­ном смыс­ле лич­ность есть боль. Борь­ба за лич­ность, ут­вер­жде­ние лич­но­сти бо­лез­нен­ны. Са­мо­осу­ще­ст­в­ле­ние лич­но­сти пред­по­ла­га­ет со­про­тив­ле­ние, тре­бу­ет борь­бы про­тив по­ра­бо­щаю­щей вла­сти ми­ра, не­со­гла­сия на кон­фор­мизм с ми­ром. От­каз от лич­но­сти, со­гла­сие на рас­тво­ре­ние в ок­ру­жаю­щем ми­ре мо­жет умень­шить боль, и че­ло­век лег­ко идёт на это. Со­гла­сие на раб­ст­во умень­ша­ет боль, не­со­гла­сие уве­ли­чи­ва­ет боль. Боль в че­ло­ве­че­ском ми­ре есть по­ро­ж­де­ние лич­но­сти, её борь­бы за свой об­раз. Уже ин­ди­ви­ду­аль­ность в жи­вот­ном ми­ре бо­лит. Сво­бо­да по­ро­ж­да­ет стра­да­ние. Мож­но умень­шить стра­да­ние, от­ка­зав­шись от сво­бо­ды. Дос­то­ин­ст­во че­ло­ве­ка, то есть лич­но­сти, то есть сво­бо­ды, пред­по­ла­га­ет со­гла­сие на боль, спо­соб­ность пе­ре­жить боль» (Н.А. Бердяев).
Фор­ма че­ло­ве­че­ско­го те­ла – ду­хов­но-ду­шев­ная. Пра­ва че­ло­ве­че­ско­го те­ла свя­за­ны с дос­то­ин­ст­вом лич­но­сти. По­ся­га­ние на лич­ность есть, пре­ж­де все­го, по­ся­га­тель­ст­во на те­ло. Ду­х са­м по се­бе нель­зя ни бить, ни убить. Мо­рят го­ло­дом, бьют и уби­ва­ют че­ло­ве­че­ское те­ло, и че­рез те­ло это рас­про­стра­ня­ет­ся на все­го че­ло­ве­ка.
Ин­ди­ви­ду­ум – ка­те­го­рия на­ту­ра­ли­сти­че­ская, био­ло­ги­че­ская, со­цио­ло­ги­че­ская. Это атом, не­де­ли­мое в от­но­ше­нии к ка­ко­му-ли­бо це­ло­му, часть це­ло­го (ро­да, об­ще­ст­ва, кос­мо­са). Под­чи­нен­ная часть це­ло­го, но эгои­сти­че­ски са­мо­ут­вер­ждаю­щая­ся. Ин­ди­ви­дуа­лизм – не не­за­ви­си­мость от це­ло­го, а изо­ля­ция под­чи­нён­ной час­ти, бес­силь­ное вос­ста­ние её про­тив це­ло­го. Ин­ди­ви­ду­ум свя­зан с ма­те­ри­аль­ным ми­ром, по­ро­ж­да­ет­ся ро­до­вым про­цес­сом, име­ет био­ло­ги­че­ское про­ис­хо­ж­де­ние, ро­ж­да­ет­ся от от­ца и ма­те­ри. Он де­тер­ми­ни­ро­ван ро­до­вой на­след­ст­вен­но­стью и на­след­ст­вен­но­стью со­ци­аль­ной. Не уни­вер­са­лен по со­дер­жа­нию. Ин­ди­ви­ду­аль­ное – это един­ст­вен­ное в своём ро­де, ори­ги­наль­ное, от­ли­чаю­щее­ся от дру­го­го. Про­ти­во­по­лож­ное об­ще­му, об­ще­обя­за­тель­но­му, ра­зум­но­му, нор­ма­тив­но­му. Лич­ность бо­лее ин­ди­ви­ду­аль­на, чем ин­ди­ви­ду­ум. Ин­ди­ви­ду­аль­ность име­ет ско­рее ви­таль­ный (жиз­нен­ный), чем ду­хов­ный ха­рак­тер.
Лич­ность – идея че­ло­ве­ка, его при­зва­ние в ми­ре. Не на­ту­ра­ли­сти­че­ская, а ду­хов­ная ка­те­го­рия. Лич­ность не есть не­де­ли­мое или атом в от­но­ше­нии к ка­ко­му-ли­бо це­ло­му. Это сво­бо­да и не­за­ви­си­мость че­ло­ве­ка от при­ро­ды, об­ще­ст­ва, но не эго­цен­три­че­ская изо­ля­ция. Не­за­ви­си­мость по от­но­ше­нию к ма­те­ри­аль­но­му ми­ру, ко­то­рый есть ма­те­ри­ал для ра­бо­ты ду­ха. Лич­ность не ро­ж­да­ет­ся, а про­ис­хо­дит от Бо­га, яв­ля­ет­ся из дру­го­го ми­ра. Это из­на­чаль­ная це­лостность и един­ст­во. Лич­ность – это уни­вер­сум, по­тен­ци­аль­ное всё, вся ми­ро­вая ис­то­рия. Ис­тин­ная це­ло­ст­ность, то­та­ли­тар­ность, уни­вер­саль­ность толь­ко в лич­но­сти. Уни­вер­саль­ное на­хо­дит­ся в лич­но­сти не как про­из­вод­ное от опы­та, а как из­на­чаль­ное ка­че­ст­во. Уни­вер­саль­ное – опыт в субъ­ек­те, а не ре­аль­ность в объ­ек­те. Ус­та­нав­ли­ва­ет от­но­ше­ние к дру­гим не че­рез де­тер­ми­на­цию, а че­рез твор­че­ст­во, сво­бо­ду, лю­бовь. Сво­бо­да че­ло­ве­ка про­ти­во­по­лож­на вся­ко­му ав­то­ма­тиз­му. Че­ло­век па­ра­док­саль­но со­вме­ща­ет лич­ное и сверх­лич­ное, ко­неч­ное и бес­ко­неч­ное, пре­бы­ваю­щее и ме­няю­щее­ся, сво­бо­ду и судь­бу. Ка­ж­дая лич­ность име­ет свой мир. Лич­ность час­тич­но ак­туа­ли­зи­ро­ва­на в че­ло­ве­ке, на­хо­дит­ся в дре­мот­ном, скры­том со­стоя­нии.
Лич­ность не са­мо­дов­лею­ща, не са­мо­дос­та­точ­на, ну­ж­да­ет­ся в выс­шем и низ­шем. Су­ще­ст­во­ва­ние лич­но­сти пред­по­ла­га­ет су­ще­ст­во­ва­ние сверх­лич­ных цен­но­стей, вы­ше­стоя­щее бы­тие, гор­ний мир, к ко­то­ро­му вос­хо­дит лич­ность. Бог не объ­ект, а субъ­ект для лич­но­сти, с ко­то­рой у Бо­га эк­зи­стен­ци­аль­ные от­но­ше­ния. Бог-Лич­ность су­ще­ст­ву­ет для че­ло­ве­ка не как над­лич­но­ст­ная ре­аль­ность, а как эк­зи­стен­ци­аль­ная встре­ча, как транс­цен­ди­ро­ва­ние. «Су­ще­ст­ву­ет со­из­ме­ри­мость ме­ж­ду че­ло­ве­ком и Бо­гом в веч­ной че­ло­веч­но­сти Бо­га. Без этой со­из­ме­ри­мо­сти нель­зя по­нять са­мой воз­мож­но­сти от­кро­ве­ния» (Н.А.Бердяев). Вся­кое уче­ние, уни­жаю­щее че­ло­ве­ка, уни­жа­ет и Бо­га. Бог хо­чет лич­но­сти, не под­чи­нён­ной и раб­ски Его про­слав­ляю­щей, а лич­но­сти, ко­то­рая от­ве­ча­ет на Его при­зыв и с ко­то­рой воз­мож­но об­ще­ние в люб­ви. Соз­на­ние Бо­га как Лич­но­сти пред­ше­ст­во­ва­ло соз­на­нию че­ло­ве­ка как лич­но­сти. Об­раз че­ло­ве­че­ской лич­но­сти есть не толь­ко об­раз че­ло­ве­чес­кий, но и об­раз Бо­жий. Лич­ность толь­ко в том слу­чае есть лич­ность че­ло­ве­че­ская, ко­гда она есть лич­ность бо­го­че­ло­ве­че­ская. «Ос­нов­ной миф хри­сти­ан­ской бо­го­че­ло­веч­но­сти: это есть тай­на двой­но­го ро­ж­де­ния, ро­ж­де­ния Бо­га в че­ло­ве­ке, и ро­ж­де­ния че­ло­ве­ка в Бо­ге. В Бо­ге есть ну­ж­да в че­ло­ве­ке, в твор­че­ском от­ве­те че­ло­ве­ка на бо­же­ст­вен­ный зов» (Н.А. Бердяев).
Че­ло­век – мно­го­со­став­ное су­ще­ст­во, несёт в се­бе об­раз ми­ра и об­раз Бо­га. «Во внут­рен­нем лич­ность об­ре­та­ет свой об­раз че­рез об­раз Бо­жий, че­рез про­ник­но­ве­ние че­ло­ве­ка бо­же­ст­вен­ным, во внеш­нем осу­ще­ст­в­ле­ние прав­ды оз­на­ча­ет под­чи­не­ние ми­ра, об­ще­ст­ва, ис­то­рии об­ра­зу лич­но­сти, про­ник­но­ве­ние лич­но­стью… Это и есть пер­со­на­лизм. Внутренне лич­ность по­лу­ча­ет си­лу и ос­во­бо­ж­да­ет­ся че­рез бо­го­че­ло­веч­ность, внеш­не весь мир, всё об­ще­ст­во и вся ис­то­рия пре­об­ра­жа­ет­ся и ос­во­бо­ж­да­ет­ся че­рез че­ло­веч­ность, че­рез вер­хо­вен­ст­во лич­но­сти» (Н.А. Бердяев).
Силь­ная лич­ность есть вы­ра­жен­ный ха­рак­тер, что зна­чит по­бе­да ду­хов­но­го на­ча­ла в че­ло­ве­ке, в кон­крет­но ин­ди­ви­ду­аль­ной фор­ме ду­шев­но-те­лес­но­го со­ста­ва че­ло­ве­ка. Ха­рак­тер – это по­бе­да над со­бой, по­бе­да над раб­ст­вом са­мому се­бе как залог по­бе­ды над раб­ст­вом ок­ру­жаю­ще­му ми­ру. Ха­рак­тер об­на­ру­жи­ва­ет­ся в от­но­ше­нии к ок­ру­жаю­щей сре­де. Тем­пе­ра­мент – это при­род­ная дан­ность, ха­рак­тер же – за­вое­ва­ние. Он пред­по­ла­га­ет сво­бо­ду, со­сре­до­то­чен­ность и об­ре­те­ние фор­мы сво­бо­ды. Ха­рак­тер оз­на­ча­ет, что че­ло­век сде­лал вы­бор, со­вер­шил раз­ли­че­ние, что он небез­раз­ли­чен, не сме­ши­ва­ет.
Лич­ное бы­тие реа­ли­зу­ет­ся в сво­бо­де ду­ха. Сво­бо­да и дух прив­но­сят­ся в мир и из­ли­ва­ют­ся в мир че­рез лич­ность. Про­яв­ле­ние сво­бо­ды лич­но­сти вы­яв­ля­ет её твор­че­ское на­зна­че­ние в бы­тии, ис­пол­не­ние при­зва­ния, реа­ли­зу­ет Бо­жию идею о че­ло­ве­ке. Лич­ность при­зва­на в ин­ди­ви­ду­аль­но не­по­вто­ри­мой фор­ме дать от­вет на Бо­жий при­зыв и твор­че­ски ис­поль­зо­вать свои да­ры. «Лич­ность есть гра­ж­да­нин цар­ст­ва Божь­е­го, а не цар­ст­ва ке­са­ря» (Н.А. Бердяев). Сво­бод­ная лич­ность слу­ша­ет внут­рен­ний го­лос личности твор­че­ской и не по­твор­ст­ву­ет внеш­ним дав­ле­ни­ям. Сво­бо­да свя­за­на с ас­ке­зой: ду­хов­ным уп­раж­не­ни­ем, кон­цен­три­рую­щим внут­рен­ние си­лы, вы­бо­ром, не­со­гла­си­ем на сме­ше­ние с без­лич­ны­ми си­ла­ми и внут­ри се­бя, и в ок­ру­жаю­щем ми­ре. Ас­ке­за есть ак­тив­ное вы­яв­ле­ние и ох­ра­не­ние форм лич­но­сти, её об­раза, ак­тив­ное со­про­тив­ле­ние вла­сти ми­ра, же­лаю­ще­го рас­тер­зать лич­ность, по­ра­бо­тить её. Ас­ке­за есть борь­ба лич­но­сти про­тив раб­ст­ва, а не пре­вра­ще­ние в раб­ст­во, это не­по­ко­рность и не­по­слу­ша­ние ми­ру се­му. Ис­тин­ная ас­ке­за – ге­рои­че­ское на­ча­ло в че­ло­ве­ке. По су­ще­ст­ву лич­ность есть со­про­тив­ле­ние, не­пре­рыв­ный твор­че­ский акт. Ха­рак­тер пред­по­ла­га­ет ас­ке­зу, спо­соб­ную к вы­бо­ру и со­про­тив­ле­нию.

2 комментария:

  1. Бердяев - зто сокровище русской философской мысли, без которого русская духовность остаётся неосознанной в угоду неполноценности эгоизма других наций в целях глобального становления общечеловеческого "Я"...

    ОтветитьУдалить