Гениальный философ Николай
Александрович Бердяев вскрыл в проблеме личности много нового, он по существу
является основоположником христианского персонализма. Бердяев считал, что личность
– двойственное поляризованное существо, ни с чем в мире несопоставима
и несравнима. Единственная неповторимая личность способна изменить
весь мировой процесс. Она прерывна, вносит в мир новизну. Личность – не
природна, а духовна, это микрокосм, универсум, не субстанция, не объект
среди объектов, а призванный созидать себя субъект. Личность трансцендирует
– переходит к транссубъективному, а не к объективному. Добр только
субъект. Личность имеет единственный неповторимый образ, который
присутствует во всех её актах. Она неистребима, незаменима, оригинальна,
представляет собой исключение, а не правило. Личность – категория
не биологическая или психологическая, но этическая и духовная.
Единство личности создаётся духом, но личность есть целостный образ
человека, в котором духовное начало овладевает всеми душевными
и телесными силами человека. Торжество духовного начала означает
не подчинение человека универсуму, а раскрытие универсума в личности.
Дух создаёт не идеальные общие ценности, а личности. Личность первичнее
бытия, вне бытия, противостоит бытию. Личность – абсолютный экзистенциальный
центр, определяемый изнутри, из свободы. Общество и космос, с экзистенциальной
точки зрения, – часть личности. Личность связана с памятью и верностью,
представляет собой единство судьбы и биографии.
«Личность не только способна испытывать боль,
но в известном смысле личность есть боль. Борьба за личность, утверждение
личности болезненны. Самоосуществление личности предполагает
сопротивление, требует борьбы против порабощающей власти мира, несогласия
на конформизм с миром. Отказ от личности, согласие на растворение в
окружающем мире может уменьшить боль, и человек легко идёт на это. Согласие
на рабство уменьшает боль, несогласие увеличивает боль. Боль в человеческом
мире есть порождение личности, её борьбы за свой образ. Уже индивидуальность
в животном мире болит. Свобода порождает страдание. Можно уменьшить
страдание, отказавшись от свободы. Достоинство человека, то есть
личности, то есть свободы, предполагает согласие на боль, способность
пережить боль» (Н.А. Бердяев).
Форма человеческого
тела – духовно-душевная. Права человеческого тела связаны с достоинством
личности. Посягание на личность есть, прежде всего, посягательство
на тело. Дух сам по себе нельзя ни бить, ни убить. Морят голодом, бьют
и убивают человеческое тело, и через тело это распространяется на
всего человека.
Индивидуум –
категория натуралистическая, биологическая, социологическая.
Это атом, неделимое в отношении к какому-либо целому, часть целого
(рода, общества, космоса). Подчиненная часть целого, но эгоистически
самоутверждающаяся. Индивидуализм – не независимость от целого,
а изоляция подчинённой части, бессильное восстание её против целого.
Индивидуум связан с материальным миром, порождается родовым
процессом, имеет биологическое происхождение, рождается от отца
и матери. Он детерминирован родовой наследственностью и наследственностью
социальной. Не универсален по содержанию. Индивидуальное – это единственное в своём роде, оригинальное,
отличающееся от другого. Противоположное общему, общеобязательному,
разумному, нормативному. Личность более индивидуальна, чем индивидуум.
Индивидуальность имеет скорее витальный (жизненный), чем духовный
характер.
Личность – идея
человека, его призвание в мире. Не натуралистическая, а духовная
категория. Личность не есть неделимое или атом в отношении к какому-либо
целому. Это свобода и независимость человека от природы, общества,
но не эгоцентрическая изоляция. Независимость по отношению к материальному
миру, который есть материал для работы духа. Личность не рождается,
а происходит от Бога, является из другого мира. Это изначальная целостность
и единство. Личность – это универсум, потенциальное всё, вся мировая
история. Истинная целостность, тоталитарность, универсальность
только в личности. Универсальное находится в личности не как производное
от опыта, а как изначальное качество. Универсальное – опыт в субъекте,
а не реальность в объекте. Устанавливает отношение к другим не через
детерминацию, а через творчество, свободу, любовь. Свобода человека
противоположна всякому автоматизму. Человек парадоксально совмещает
личное и сверхличное, конечное и бесконечное, пребывающее и меняющееся,
свободу и судьбу. Каждая личность имеет свой мир. Личность частично
актуализирована в человеке, находится в дремотном, скрытом состоянии.
Личность не самодовлеюща,
не самодостаточна, нуждается в высшем и низшем. Существование
личности предполагает существование сверхличных ценностей, вышестоящее
бытие, горний мир, к которому восходит личность. Бог не объект, а субъект
для личности, с которой у Бога экзистенциальные отношения. Бог-Личность
существует для человека не как надличностная реальность, а как экзистенциальная
встреча, как трансцендирование. «Существует
соизмеримость между человеком и Богом в вечной человечности Бога.
Без этой соизмеримости нельзя понять самой возможности откровения»
(Н.А.Бердяев). Всякое учение, унижающее человека, унижает и Бога. Бог
хочет личности, не подчинённой и рабски Его прославляющей, а личности,
которая отвечает на Его призыв и с которой возможно общение в любви.
Сознание Бога как Личности предшествовало сознанию человека как
личности. Образ человеческой личности есть не только образ человеческий,
но и образ Божий. Личность только в том случае есть личность человеческая,
когда она есть личность богочеловеческая. «Основной миф христианской богочеловечности: это есть тайна
двойного рождения, рождения Бога в человеке, и рождения человека
в Боге. В Боге есть нужда в человеке, в творческом ответе человека
на божественный зов» (Н.А. Бердяев).
Человек – многосоставное
существо, несёт в себе образ мира и образ Бога. «Во внутреннем личность обретает свой образ через образ Божий,
через проникновение человека божественным, во внешнем осуществление
правды означает подчинение мира, общества, истории образу личности,
проникновение личностью… Это и есть персонализм. Внутренне личность
получает силу и освобождается через богочеловечность, внешне
весь мир, всё общество и вся история преображается и освобождается
через человечность, через верховенство личности» (Н.А. Бердяев).
Сильная личность
есть выраженный характер, что
значит победа духовного начала в человеке, в конкретно индивидуальной
форме душевно-телесного состава человека. Характер – это победа
над собой, победа над рабством самому себе как залог победы над рабством
окружающему миру. Характер обнаруживается в отношении к окружающей
среде. Темперамент – это природная данность, характер же – завоевание.
Он предполагает свободу, сосредоточенность и обретение формы свободы.
Характер означает, что человек сделал выбор, совершил различение,
что он небезразличен, не смешивает.
Личное бытие реализуется
в свободе духа. Свобода и дух
привносятся в мир и изливаются в мир через личность. Проявление свободы
личности выявляет её творческое назначение в бытии, исполнение
призвания, реализует Божию идею о человеке. Личность призвана в индивидуально
неповторимой форме дать ответ на Божий призыв и творчески использовать
свои дары. «Личность есть гражданин
царства Божьего, а не царства кесаря» (Н.А. Бердяев). Свободная
личность слушает внутренний голос личности творческой и не потворствует
внешним давлениям. Свобода связана с аскезой: духовным упражнением, концентрирующим внутренние
силы, выбором, несогласием на смешение с безличными силами и внутри
себя, и в окружающем мире. Аскеза есть активное выявление и охранение
форм личности, её образа, активное сопротивление власти мира, желающего
растерзать личность, поработить её. Аскеза есть борьба личности против
рабства, а не превращение в рабство, это непокорность и непослушание
миру сему. Истинная аскеза – героическое начало в человеке. По существу
личность есть сопротивление, непрерывный творческий акт. Характер
предполагает аскезу, способную к выбору и сопротивлению.
Бердяев - зто сокровище русской философской мысли, без которого русская духовность остаётся неосознанной в угоду неполноценности эгоизма других наций в целях глобального становления общечеловеческого "Я"...
ОтветитьУдалитьЖизнь
ОтветитьУдалить