четверг, 28 февраля 2019 г.

ХРИСТИАНСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ. 3. Субстанция и мо­ду­сы[1] лич­но­ст­но­го бы­тия



Индивидуальность и неповторимость
Бог – ис­тин­ная Лич­ность – сущ­но­ст­ная, бы­тий­ная ос­но­ва вся­ко­го лич­но­ст­но­го «Я». Че­ло­век – личность, по­сколь­ку об­ра­щён к Бо­гу и свя­зан с Ним сво­им не­по­вто­ри­мым на­зна­че­ни­ем. Бо­жий за­мы­сел о че­ло­ве­ке яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком и га­ран­ти­ей един­ст­вен­но­сти, не­срав­нен­но­сти и са­мо­дос­та­точ­но­сти лич­но­сти. Че­ло­век в личности – образ Божий, по­до­бие Бо­жие он об­ре­та­ет, взра­щи­вая в се­бе на­ча­ло лич­но­сти. Бо­го­по­доб­ная лич­ность транс­цен­дент­на по от­но­ше­нию к ми­ру, есть веч­ный ин­ди­ви­ду­аль­ный дух. Тай­на лич­но­сти мо­жет от­крыть­ся в лич­но­ст­ном об­ще­нии по об­ра­зу Ипо­ста­сей или Лиц Святой Трои­цы, – со­еди­нить­ся с дру­гим, не те­ряя соб­ст­вен­но­го ли­ца. «Лич­но­сти суть все­объ­ем­лю­щие аб­со­лют­ные са­мо­цен­но­сти. Все ос­таль­ные аб­со­лют­ные цен­но­сти, нрав­ст­вен­ное доб­ро, кра­со­та, ис­ти­на, сво­бо­да, суть лишь час­тич­ные цен­но­сти: они име­ют смысл толь­ко как ас­пек­ты жиз­ни лич­ных су­ществ» (Н.О. Лос­ский).
Ду­хов­ная лич­ность индивидуальна, един­ст­вен­на, не­по­вто­ри­ма, уни­каль­на. Не­по­вто­ри­мость лич­но­сти не от­ме­ня­ет­ся при изъ­я­тии всех её ка­честв, ибо как веч­ный ин­ди­ви­ду­аль­ный дух она са­мо­дос­та­точ­на. «Лич­но­ст­ная же не­по­вто­ри­мость есть то, что пре­бы­ва­ет да­же то­гда, ко­гда изъ­ят вся­кий кон­текст, кос­ми­че­ский, со­ци­аль­ный или ин­ди­ви­ду­аль­ный – всё, что мо­жет быть вы­ра­же­но. Лич­ность не­срав­нен­на, она “со­вер­шен­но дру­гое”… Тай­на лич­но­сти – ни к ка­кой при­ро­де не сво­ди­мый “ос­та­ток”, не мо­гу­щий быть оп­ре­де­лён, но лишь по­ка­зан. Лич­ное мож­но “уло­вить” толь­ко в лич­ном об­ще­нии, во вза­им­но­сти, ана­ло­гич­ной вза­им­но­му об­ще­нию ипо­ста­сей Трои­цы» (Вл.Н. Лос­ский).

Реальность духа 
Источники духовности – ипостась Духа Святого и Дух Божий как духовность Самой Св. Троицы. Духовное бытие в миру является отражением божественной духовности, присутствием божественного во вселенной. Личность как образ и подобие Творца духовна: «…рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3,6). По об­ра­зу Ду­ха Святого дух су­ще­ст­ву­ет лич­но­ст­но, мо­жет быть толь­ко кон­крет­ным субъ­ек­том. Дух есть трансцендирующая субъективность, в мир дух изливается через личность и в связи с личностью. Человек есть посланник и предстоятель Духа во вселенной.
«Дух не есть объект, не есть природа, не есть бытие, дух есть субъект, есть акт, есть свобода… Бытие статично, дух – динамичен. Дух не есть бытие. Дух есть субъект и субъективность, есть свобода и творческий акт» (Н.А. Бердяев). «Духу присуще личное самосознание, дух есть, прежде всего, личность, я. Безличный дух есть противоречие» (свящ. Сергий Булгаков). Все пред­став­ле­ния о раз­ли­том в ми­ро­зда­нии без­лич­ном ду­хе – ре­ци­ди­вы на­ту­ра­ли­сти­че­ско­го язы­че­ст­ва. Отсюда ду­хов­ные ос­но­вы бы­тия не без­лич­ны и ме­ха­ни­стич­ны, а пер­со­на­ли­стич­ны. Всё без­лич­ное – это не­упо­ря­до­чен­ное, сти­хий­ное, хао­тич­ное. Всё ан­ти­лич­но­ст­ное – ан­ти­ду­хов­но и не­бы­тий­но. Можно сказать, что бытие есть динамика духа. Дух несравненно более реален, нежели всё в мире сем, тем более, реальней чем материя.
Дух не подчиняется никаким внешним законам, ибо дух – это свобода. Дух сам является законом для себя. Законы – это следствие отчуждения, объективации духа, закон – это застывшая ступень воплощения духа. «Дух экстериоризируется, выбрасывается вовне и действует на человека как необходимость, и он возвращается в себя, внутрь, то есть к свободе» (Н.А. Бердяев). Через закон дух мобилизует и дисциплинирует себя. Закон – из духа и для духа, но не дух для закона.
Метафизической основой личности является вечный индивидуальный дух – душа в полном смысле слова. Вечная душа предстоит в вечности перед Богом. Проникновение Духом Божиим для человека не означает отказ от собственной индивидуальности, напротив, только это позволяет человеку вполне овладеть собой и раскрыть свои достоинства. В духе человека обитает Дух Божий, его обновляющий, преображающий, но оставляющий ему всю его индивидуальность.
Вместе с ипостасным происхождением и субстанциальностью, выражающей Ипостась Духа Святого, духовное бытие в миру отражает духовную природу Св. Троицы, поэтому духовности как таковой присуща универсальная открытость и вместе с тем цельность – всеобъятость и единение всего, что в духе. «Дух един, целостен и присутствует в каждом своём акте. Но человек не есть дух, он лишь имеет дух, и потому в самых духовных актах человека возможна раздробленность, отвлечённость и перерождение духа» (Н.А. Бердяев).
«Духовный опыт и есть самая духовная жизнь. В духовной жизни явлены сами духовные реальности и потому не может быть вопроса о соответствии реальностей тому, что в духовной жизни раскрывается. В духовном мире опыту не соответствуют предметные реальности, но самый опыт духовный и есть реальность высшего порядка. Духовная жизнь не есть отражения какой-либо реальности, она и есть самая реальность… В духовной жизни нет предмета познания и предмета веры, а есть обладание им, внутренняя близость и родственность с предметом, вбирание его внутрь, в глубину… В духовной жизни не мысль и чувство о Боге, а раскрытие Самого Бога, явление божественного, общение с Ним» (Н.А. Бердяев).
Но есть Дух и есть духи, лжедух. Весь сонм духов злобы поднебесной (Еф. 6,12) искажает, пародирует истинную духовность и является шелухой злобы, зависти, ненависти и агрессии человеческой самости на Дух. Живя духовной жизнью, человек увеличивает духовное присутствие во вселенной; творя зло, он порождает духи зла, которые складываются в инфернальную сферу лжедуховности.
Дух – это животворящее начало, превращающее инертную плоть в действующее существо. Во всяком организме – индивидуальном или коллективном, личном или историческом – есть внутренняя духовная детерминация, задающая стадии и направления душевного роста и материального воплощения. Подбор эмпирической материи, в которой воплощаются эти импульсы роста, исторически случайны: рождение осуществилось в известном месте, а могло быть и в другом, тело приобрело определённые формы, а могло и другие – в зависимости от среды обитания, поведения, питания и т.п. Материя запечатлевается на жизни исторического субъекта своей случайностью и косностью. Законосообразной цепью материализованных фактов судьба выглядит только ретроспективно. Дорога жизни не представляет собой сцепление хаотических случайностей или материальных причин и условий. Линия судьбы прочерчена в материи личным либо совокупным духовным усилиемДуховная доминанта перебирает встреченные на пути эмпирические факты и явления, включает в собственную жизнь те из них, которые наиболее соответствуют духовному стремлениюжизненному интересу либо представляют для его реализации единственную историческую возможность.
Личность несёт в себе обязанность сохранить и утвердить свою духовную сущность, пронести духовную первообразность через жизненные тернии и раскрыть её. Духовное бытие личности укоренено в вечности Божией, это глубина человеческого «Я», питающая корни его жизни. Духовный первообраз человеческого существа есть помысел Бога о личности человека и личности о самой себе, задача, принцип. Но в личности нет и не может быть какой-то духовной перфокарты, которая воплощается здесь. Духовный образ, духовная ипостась личности прорастает, ширится и углубляется уже в мире, в воплощении. Полнота воплощения означает не только всецелое принятие плоти, но и творческое создание духовного образа одновременно с его воестествлением.
Человеческая духовность, посланная Богом в мир, должна во всё входить, во всё проникать, всё одухотворять и преображать. В духовных странствиях погружение в хаос способствует растворению духовности, все жизненные стихии избивают и омертвляют дух. В пределах этой жизни мир и дух несоизмеримы по натуральной мощи: всё из мира сего сильнее духа, духовное существо можно грязно истязать, примитивно убить. Но дух из тех сфер, которые призваны обратить и преобразить плоть мира, и поэтому в ином измерении только дух и является властелином – не силой и мощью, а свободой и любовью. В конкретной жизни невероятно трудно ощутить силу в своей слабости – в том, что натурально слабее, силе и власти мирских стихий противостоять духом и любовью. Но в этом и состоит крестонесение духа.
Духовное бытие – это творческая сфера обретения образов Истины, Добра, Красоты, это область формирования норм, ценностей, должного, творческой новизны. В духе человек свободно самополагается. Бесконечное духовное бытие в человеке стремится выразиться в конечном. Мирское существование является областью обретения и реализации образов Нового Бытия. Но духовное и мирское бытие человека не связаны впрямую причинно следственно, они укоренены в апофатической глубине личности. Всё, что обретается в духе – противопоставляется миру во имя его преображения. То, что происходит в миру, имеет свой источник в духовном плане, результаты мирских свершений запечатлеваются в копилке вечности. Но плоды духовной и мирской деятельности находят суд только перед ликом вечности.
Дополнить эту тему хочется изложением некоторых положений философа свободы духа Николая Бердяева (из книги «Философия свободного духа») «Дух совсем не может быть противополагаем телу и материи, как реальность существующая наряду, в одном порядке с реальностью тела и материального мира. Изнутри, из глубины дух впитывает в себя и тело, и материю… Но дух по-иному реален и принадлежит другому плану. Природа не отрицается, а просветляется в духе… Противоположение духа и природы – основное. Дух отличен от души, которая принадлежит природе. Дух не объективен, но и не субъективен. Это внепредметная, внеприродная реальность. Пространство и время природного мира созданы духом и обозначают состояния духовного мира. Дух не определяется причинным рядом мира, а из недр собственной жизни. Духовный опыт размыкает, погружает в сверхличный духовный мир, раскрывает связь микрокосма с макрокосмом. Духовный опыт прорывает замкнутость душевно-телесной монады, есть выход из себя через погружение в глубину себя, преодоление разделённости и внеположности, в нём преодолевается рознь и чуждость. Дух есть огненное движение. В духовной жизни антиномически соединены личное и сверхличное, личное перерастает в сверхличное. В духе отсутствует противоположность между единым и множественным. Единое проникает множественное и создаёт его жизнь, не снимая самой множественности: “Я в Отце Моем, и вы во Мне, а Я в вас”, “не я уже живу, но живет во мне Христос”. В духе дана цельность и полнота бытия. Вся действительность есть лишь символизация, отображение состояния духовной жизни, её внутренние события, её пути. Плоть – воплощение и символ духа. Духовная жизнь – историческая, ибо конкретная. Дух – свобода и любовь, соединение и взаимопроникновение частей бытия в единой, конкретной жизни».

Комментариев нет:

Отправить комментарий