Народное творчество в сказках и мифах в
большинстве своём описывает ненатуралистические – магические и инфернальные
сферы с некоторым выходом в духовные измерения. Герой сказки выражает своего
рода архетип различных взаимоотношений человека со сверхъестественными
реалиями.
Гениальный Пушкин тоже облекал некоторые
свои творческие прозрения в жанр сказки. Одна из самых его таинственных сказок
– «Сказка о золотом петушке». В ней не заложена жёсткая интрига, заговоры
злодеек и завистниц, отравления, смерть и воскресение героев, как в сказках «О
царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Нет в ней и прозрачного
сказочного моралитета, как о наказуемой алчности в «Сказке о рыбаке и рыбке». В
«Сказке о золотом петушке» мы смутно предчувствуем некую притчу, но схватить её
содержание, при всей детскости изложения, чрезвычайно трудно. Вместе с тем,
смыслы, открывающиеся в этой сказке, поражают глубиной и актуальностью,
особенно в наше время всеобщего помешательства колдовством, оккультизмом,
магией.
Пушкин начинает повествование «О золотом
петушке» с типичного для сказок указания на иноположенные измерения описываемых
событий:
Негде, в
тридевятом царстве,
В тридесятом
государстве…
Как известно, царь Додон (имя, говоря современным
языком, вполне абстрактное, чем автор показывает, что в данной ситуации может
оказаться любой правитель, каждый человек)
под старость
захотел
Отдохнуть от
ратных дел
И покой себе
устроить…
В этот момент, как и должно быть при ослаблении
жизненного напряжения, государственной воли («смолоду был грозен он»), на него и его страну обрушиваются
невзгоды:
Тут соседи
беспокоить
Стали старого
царя
Страшный вред
ему творя.
Чтобы сохранить и оградить свой жизненный
космос,
Чтоб концы
своих владений
Охранять от
нападений,
Должен был он
содержать
Многочисленную
рать.
Долг и обязанность правителя перед своим народом
требовали от него огромных сил и могучей воли, которые к старости иссякли.
Жизнь – это непрекращающаяся брань с враждебными стихиями. Устав от выполнения
своего предназначения Додон, попытался решить все проблемы одним махом – с
помощью средств сверхъестественных:
…с просьбой о
помоге
Обратился к
мудрецу,
Звездочёту и
скопцу…
Здесь мы подходим к основной духовной
теме сказки – прельщению магическими
силами: стремлению отказаться от бремени жизненного назначения и
компенсировать свои немочи эксплуатацией магических сил. Человека всегда
подстерегает соблазн сбросить груз жизненных забот, которые требуют непрерывных
усилий и личной ответственности. Но силы, которым вверяется герой сказки, хотя
и не земные, по сути являются недуховными, нетворческими, неорганичными для
творческого действия в мире сем: звездочёт
– значит знаток астральных сфер и законов, но он же и скопец – бесплоден по естественному счёту. Он вынимает из
таинственного «мешка золотого петушка»,
который отныне чудесным образом заменит собой всю рать и мощь государства, а также волю государя.
Звездочёт – это реальный человек – «в сарачинской шапке белой, весь как лебедь
поседелый». Впоследствии он умирает как простой смертный. Но золотой петушок – это что-то
реально-нереальное, ложный флюгер и указатель, пагубный вестник, средство связи
с магическими силами, способными оказать помогу
в делах. Это злой дух, используемый в чёрной магии. Не случайно он предстаёт в
образе птицы одного из знаков зодиака восточного гороскопа. И сам звездочёт
явно восточного происхождения. Во времена Пушкина не было повального увлечения
гороскопами, тем поразительнее его художественное предвидение.
Сделка звездочёта и царя точно
сформулирована:
За такое
одолженье, –
Говорит он в
восхищеньи, –
Волю первую
твою
Я исполню,
как мою.
То есть, взамен предоставления земных благ колдун
требует волю царя, а точнее – душу. В ближайшей перспективе магический страж
одаряет Додона и его царство благодеяниями, которые, правда, усыпляют чувство
самосохранения и полностью демобилизуют человека:
И кричит:
«кири-ку-ку.
Царствуй,
лёжа на боку!»
Поначалу петушок ведёт себя, как и обещал звездочёт,
верно служа интересам страны, вовремя предупреждая об опасностях. Он становится
для царства незаменимым:
И
соседи присмирели,
Воевать
уже не смели…
Благодаря магическому защитнику
восстанавливается мирная и спокойная жизнь. И только спустя несколько лет петушок прокукарекает (обратившись на восток) гибель всего
царского рода. Магические силы первоначально одаряют человека, вступившего с
ними в сговор, земными благами, скорыми результатами, тем самым заманивая,
заставляя уверовать в их незаменимость, – чтобы поработить и, в конце концов,
поразить обезволенного человека. Так лечение у продуктивного экстрасенса может
дать ощутимые результаты: проходит боль, отступает болезнь. Но замечено, что
характер пациента и его душевный строй нередко меняются после воздействий
такого рода «целителей».
Природа зла – во лжи, оно подменяет
реальность на фикцию, на безблагодатную ирреальность. Человек, вступивший с
силами зла в сговор, обречён брести вслед за болотными огнями. Додон и попадает по водительству золотого петушка
в странный мир, без роду и племени, в некое безжизненное пространство:
Ни
побоища, ни стана,
Ни
надгробного кургана…
Пушкин особенно настаивает на безмолвии и безымянности
того места, куда завёл царя петушок –
«Всё в безмолвии чудесном». Для
поэта, написавшего строки:
любовь
к родному пепелищу,
любовь
к отеческим гробам…, –
крайне важно, что здесь нет даже надгробного кургана. Представив себе очень красивое горное место,
где не слышно пения птиц, журчания ручья, шума ветра, понимаешь, что таковое
место – вненационально и даже иноприродно. Из реальной жизни – следующая
панорама:
Вкруг
шатра; в ущелье тесном
Рать
побитая лежит.
В ущелье
тесном – это и пропасть и тупик
одновременно. Таким образом, петушок завёл войско и царевичей в ино-реальность,
в некий удушающий золотой ад.
Но в этом вакуумном промеж высоких гор мире есть сокрушающе ощутимая реальность – два
мертвых тела. Здесь Пушкин отбрасывает всякую сказочность, становясь жёстким
реалистом, вплоть до документальности:
Что
за страшная картина!
Перед
ним его два сына
Без
шеломов и без лат
Оба
мёртвые лежат,
Меч
вонзивши друг во друга.
Бродят
кони их средь луга,
По
притоптанной траве,
По
кровавой мураве…
Что заставило воинов разоружиться,
демобилизоваться, вместе с тем, пойти брата на брата? Что помутило их разум и
души? Магические посланники поражают не только Додона, вступившего в сговор с
ними, но и весь царский род. Не
случайно, увидев тела мертвых сыновей,
Царь
завыл: «Ох, дети, дети!
Горе
мне! Попались в сети
Оба
наши сокола!
Горе!
Смерть моя пришла».
Увидев убитых сыновей, он говорит о своей погибели как
царя и о своей смерти как человека. Православие учит: колдовство столь тяжкий
грех, что за него приходится расплачиваться не только самому виновнику, но и
чадам его, всему роду.
В основе любых магических заклинаний,
ритуалов заложено повторение (петушок
кричит три раза через каждые восемь дней). Пробудив и вызвав к жизни духов
зла, их невозможно оградить или остановить, они неукротимо захватывают всё
большую территорию, поражают всё больше душ. В природе зла – ненасытность и
дурная бесконечность. Зло подобно атомной реакции – раз выпущенное на свободу,
оно будет множиться и делиться, пока не разрушит всё доступное. В нашем
повествовании загублен не только царский род, но и всё войско:
Вкруг
шатра; в ущелье тесном
Рать
побитая лежит.
Пушкин предельно ясен и жёсток в своем
понимании масштаба наказания, которое следует в результате сговора с силами
небытия. Зло стремится уподобить жертву своему бесплодному (вспомним, что маг –
скопец) смертельному образу. После Додона не остаётся ничего – ни сыновей, ни
страны, он оказывается бесплодным и как человек, и как царь.
В последний момент Додон вполне осознает
трагедию происходящего: и смерть сыновей, и даже наиреальнейшую угрозу своей
собственной смерти. Но эта агония человека в нём, ибо в тот же миг
Вдруг
шатёр
Распахнулся…
и девица,
Шамаханская
царица,
Вся сияя, как
заря,
Тихо
встретила царя.
Отдавшийся очарованию обольстительного магического образа,
Царь умолк,
ей глядя в очи,
И забыл он
перед ней
Смерть обоих
сыновей
.....................
Покорясь ей
безусловно, –
Околдован,
восхищён…
Сполна описаны естественные последствия недолжных игр
со сверхъестественным: потеря собственного разума и речи (царь умолк), своего рода гипноз (ей глядя в очи), обрыв главных жизненных связей – родственных, забвение
самого дорогого и ценного в жизни (сыновей), безволие и подчинение ложному
авторитету (покорясь ей безусловно).
Это состояние духовного дурмана можно характеризовать как прелесть и соблазн (околдован, восхищён).
Именно в тот момент, когда царь окончательно
прельщён, потребовалось платить по счетам:
Царь, – ответствует
мудрец. –
Разочтёмся,
наконец.
Помнишь? за
мою услугу
Обещался мне,
как другу,
Волю первую
мою
Ты исполнить,
как свою.
Подари ж ты
мне девицу,
Шамаханскую
царицу…
Будучи уже в полном духовном плену, Додон, тем не
менее, не способен окончательно удовлетвориться и успокоить душу созерцанием
вожделенного образа, который является всего лишь прельстительной иллюзией. Но
сама связь с магической реальностью – не безобидная фикция, она не проходит
бесследно, рано или поздно подменяет человеческую природу. Попытка бунта Додона
обнажает, насколько немощна заколдованная человеческая натура:
Царь хватил
его жезлом
По лбу; тот
упал ничком,
Да и дух вон.
– Вся
столица
Содрогнулась,
а девица –
Хи-хи-хи! да
ха-ха-ха!
Не боится,
знать греха.
Царь, хоть
был встревожен сильно,
Усмехнулся ей
умильно.
К этому моменту Додон не принадлежит себе, он
окончательно зомбирован. Всё, что является человеческими приметами –
распознание зла, боязнь греха, отношение к убийству как к злодеянию (вся столица содрогнулась) – в нём
атрофировано (усмехнулся ей умильно).
Смутная тревога (встревожен сильно),
выражающая остатки нравственного чувства и духовного самосохранения, всё ещё
гложет душу героя, но и она вытесняется умилением
колдовскими чарами.
Реакция магического мира на недолжное
для человека отношение к нему –
гибельна. Петушок клюнул в темя –
магия поражает и умерщвляет, прежде всего, сознание человека. Заканчивается
всё, как и предопределено – миражи рассеиваются, как только сходит со сцены
субъект обольщения:
А царица
вдруг пропала,
Будто вовсе
не бывало.
Сказка ложь,
да в ней намёк!
Добрым
молодцам урок.
Намек на гибельные чары магических сфер. Урок же в
том, что отношения со сверхъестественным крайне прельстительны, соблазнительны
и жизнеопасны. Человек – существо не от мира сего – не способен противостоять
агрессивным стихиям (натуралистическим, фатальным, роковым, магическим,
инфернальным) по тем правилам, которые они навязывают. Человек – образ и подобие
Божие, соратник в миротворении – вполне правомочен и полномочен справляться с
жизненными задачами только при опоре на духовные силы, дарованные Творцом
бытия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий