Человек не способен
осознать себя как полноценная личность без чувства принадлежности к своему
народу, к его истории, культуре, судьбе, поэтому патриотическое чувство является
фундаментальным фактором экзистенции. В Господе, в конце нашего пути, «нет различия между Иудеем и Еллином…»
(Рим. 10,12). Но судьба каждого зачинается и складывается в определённой национальной
культуре, а не в интернационалистическом вакууме. Всечеловечность обретается в
конкретной национальной почве. Наше рождение именно здесь и в этот
момент не может быть бессмысленной случайностью. В национальной принадлежности явлена и рука Божественного Пpовидения,
и самополагание души в вечности.
Вместе с тем, онтологический
статус личности и нации не равнозначен. Суверенная и свободная личность –
создание Божие, образ и подобие Бога – первична по отношению ко всем
мировым реальностям, в том числе и по отношению к народу, к национальным
ценностям. Национальное есть форма
прорастания и утверждения личностного. Чувство национального родства
является одним из конституирующих свойств личности. Без него человек,
даже преисполненный различных талантов, оказывается недовоплощённым,
ущербным, он склонен к радикальным суждениям, крайним поступкам,
ибо его душа лишена одной из онтологических скреп.
Как русский, я сознаю
свою сопричастность русской истории, культуре, трагической судьбе своего
народа. При личном приобщении к Русскому Православию, Русской идее раскрывается
и особое отношение к Церкви Вселенской, идее всечеловеческой. Мне
дорога та традиция в Русской
идее, которая выражена русской иконописью, свв. Сергием Радонежским,
Нилом Сорским, Тихоном Задонским, Серафимом Саровским, а также А.С. Пушкиным,
славянофилами, Ф.М. Достоевским, В.С. Соловьевым, русским богословием
и философией XX века, современной русской литературой...
Национальную позицию этой духовной традиции определил Достоевский: миссия России – обрести в себе всечеловечность, в служении человечеству исполнить
вселенское назначение; русский постольку русский, поскольку выходит
за свои собственные пределы к нуждам других и к общечеловеческому.
Не национальная ограниченность, а возвышенный христианский универсализм и вселенскость, открытость и целостность
– в этом истинное содержание русской православной духовности.
Русская философия
в духе Православия и Русской идеи соединяет уникальную духовную цельность с жизненной укоренённостью.
Славянофилы были органичными любомудрами и в философии, и в жизни. Философия
Владимира Соловьева по существу экзистенциальна, как и философия
Николая Бердяева: «Метафизика возможна
лишь как символика духовного опыта, как интуитивное описание духовных
встреч» (Н.А. Бердяев). Философствование для них было не ходом мысли
и не родом занятий, а образом жизни в
стремлении к истине. И они не мудрствовали отвлечённо, а жили философски.
Внерелигиозной философии в России фактически не было. Русская
православная философия онтологична и метафизична, направлена на поиск сущности
и смыслов, в отличие от западного умозрения, которое более феноменально, чем
ноуменально, озабочено, прежде всего, поиском технологий для решения утилитарных
задач, созданием инструментария для порабощения природы.
Высшую оценку
русской христианской философии и богословию ХХ века дал Вселенский
Патриарх Афинагор, охарактеризовавший её в целом как неопатристика. В то же вpемя есть основания считать, что русская философия
– это философия XXI века. Русская философия глубоко укоренена в
православной традиции, вместе с тем это грандиозный прорыв в будущее.
Христианская философия в России ведёт авангардные духовные битвы,
европейская философия оказывается вторым эшелоном и производит всеобъемлющую
культурную обработку тылов.
Эта характеристика
не от гордыни, а от сознания безмерной ответственности, налагаемой
традицией, которая представлена плеядой ярких гениев: А.С. Пушкин, А.С. Хомяков,
Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, Вл.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой,
Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Н.А. Беpдяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский,
С.Л. Франк, И.А. Ильин, Л.И. Шестов, Н.О. Лосский, Вл.Н. Лосский, Г.П. Федотов,
Г.В. Флоровский, А.Д. Шмеман. Русская философия и богословие ХХ века в
ближайшем измерении продолжили традицию русской классической литературы века
ХIХ. Главный же вопрос русской духовности: в чём смысл жизни и в чём правда
жизни, как достичь праведности в
этом мире?
Комментариев нет:
Отправить комментарий